Урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой»




Скачать 52.41 Kb.
НазваниеУрок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой»
Дата публикации13.06.2014
Размер52.41 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой»

Разработала: учитель высшей категории Чекина Наталья Николаевна

Цель: дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить

способы раскрытия образа главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова

«Мцыри»

…Что за огненная душа,

Что за могучий дух,

Что за исполинская натура у этого Мцыри!

В. Г. Белинский

Ход урока
Вступительное слово учителя:

Ребята, из биографии поэта мы знаем, что в 1837 году М. Ю. Лермонтов отправляется в путешествие по Грузии, где и рождается замысел поэмы «Мцыри», навеянный романтическим настроением.

Да, поэма Лермонтова- это романтическое произведение, в основе сюжета которого лежит традиционная романтическая ситуация-бегство из неволи. Кто же не доволен жизнью, кто бежит из неволи?Мцыри.

По-разному оценивают этот образ литературные исследователи:

  1. Мцыри – это герой с демоническими чертами. ( Н. Котляровский)

  2. Мцыри – христианин, который исповедуется перед смертью. (А. В. Моторин)

  3. Мцыри –это «естественный человек» с цельной и страстной натурой. (Ю. Манн)

А вот какую оценку ему дал великий русский критик В. Г. Белинский ( читаю эпиграф).

Герой Лермонтова совсем не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится изменить свою жизнь.

Задание: обратитесь к тексту , найдите и докажите эту мысль строчками исповеди Мцыри. (Гл. 3.Цитаты иллюстрируются работами художников и учашихся)
^ Беседа по тексту.

Вопрос: Какова же главная страсть героя?

Ответ: Стремление жить полно в мире борьбы и свободы на далёкой любимой родине.

Вопрос: Что значит для Мцыри быть свободным?

Ответ: Быть свободным- значит вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул, убежать « из семьи чужой».

Вопрос: Что же увидел Мцыри на воле, что узнал о жизни во время своих скитаний?

^ Ответ: (цитаты из гл.6,9,10,11)

Вывод делает учитель.

Его поражает богатство и многообразие природы. Серые «мёртвые стены монастыря противопоставлены живому миру. В этих строчках чувствуется его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней. Ребята, мы с вами понимаем, что пейзаж в поэме играет большую роль.

^ Вопрос: Чьими же глазами мы видим мир природы? (Мцыри !)

А это значит, что пейзаж становится средством характеристики Мцыри.

Вопрос: Что можно сказать о человеке, который так воспринимает природу?

(Прочтите описание утра. Гл.11 –от слов « Кругом меня…//до слов

Я в нём глазами и душой тонул»)

Ответ: С этого утра начинается для Мцыри познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Поэтически возвышенная душа позволяет Мцыри сравнить вольную жизнь с раем. Перед смертью это сравнкение приобретает ещё более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов «рай вечности» променять на осуществление своей мечты.

Учитель: «В романтических произведениях романтический герой действует в романтических обстоятельствах»,- так написано в словаре. Перечитайте отрывок из главы 6 и докажите, что поэт нарисовал исключительные обстоятельства.

(От слов «Я видел груды… // до слов «В снегах, горящих как алмаз.. )

Ответ: Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична – «горные хребты, причудливы, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока- «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.

^ Вопрос: Какие же основные художественные средства можно выделить в этом эпизоде?

Ответ: Олицетворение.

Вопрос: А какие же художественные средства выразительности речи использует поэт, рисуя своего героя?

Ответ: Гиперболы (гл.8). Они говорят о широте натуры, о стремлении к свободе, о независимости.

Метафоры (гл.3,15) Показывают стремление к воле, говорят о силе характера.

Сравнения (гл.9,21) Говорят о слиянии с природой.

Эпитеты ( во многих главах) говорят о стремлении к свободе.

^ Вывод. Учитель: Богатство изобразительно- выразительных средств поэмы находится в тесной связи с богатством внутреннего мира героя. Но если у героя богатый внутренний мир, этого ещё недостаточно, чтобы назвать его романтическим героем. Герой должен совершать поступки, должен действовать.

Вопрос: Что же успел совершить Мцыри на воле?

Ответ: (занесём в таблицу).

^ Эпизод Какие чувства испытывает Мцыри?

1.Бегство из монастыря, попытка Это дало пьянящее чувство свободы.

найти дорогу домой.

2. Встреча с грузинкой. Вызвала «сладкую тоску», желание

любить и быть любимым.

3. Бой с барсом. Мцыри познал счастье борьбы и

восторг победы.

^ Вопрос: Все эти переживания Мцыри можно объяснить одним словом.Каким?

Ответ: ЖИЗНЬ! «Что делал я на воле. Жил».

Вопрос: Какое привычное слово, а что же значит оно для Мцыри?

^ Ответ: Это значит находиться в постоянном поиске, в тревоге, бороться и побеждать, а главное- испытывать блаженство «вольности святой».

Вопрос: В этих переживаниях и раскрывается характер романтического героя. Таков Мцыри! Что же узнал он о себе? Можно ли назвать его настоящим человеком?

^ Ответ: - С новой силой раскрылась любовь к родине.

- Мцыри познал «блаженство вольности».

-Узнал, что он смел и бесстрашен.

-Он отказывается от возможного счастья любви.

Учитель: Итак, мы увидели Мцыри смелым и отважным. Послушаем самый яркий эпизод «Бой с барсом». (Читает подготовленный ученик. Можно дать заранее задание сильным ученикам написать сочинение-миниатюру и заслушать их после чтения отрывка наизусть).

^ Вопрос:Почему же погиб Мцыри?

Ответ: Обстоятельства, в которых оказался Мцыри с детства лишили его связи с людьми, с родным домом – эта неудовлетворённость жизнью и привела его к гибели.

Вопрос: Почему же, несмотря на гибель героя, поэма полна романтики? Обратитесь к словарю и сделайте вывод.

(Романтизм- творческий метод, состоящий в стремлении художника противопоставить не удовлетворяющей его действительности необычные образы и сюжеты, рождённые мечтой художника).

Ответ: Гибель Мцыри нельзя назвать поражением и смирением, он боролся, хотел изменить жизнь, сумел узнать, что такое свобода; испытал счастье борьбы и радость слияния с миром.

Учитель: Правильно! Эти выводы и позволяют назвать Мцыри романтическим героем.

Романтическая поэма Лермонтова представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, поэт призывает не мириться с рабскими условиями жизни, обрекающими его на пассивное отношение к жизни.

В конкретных исторических условиях 30-х годов XIX века такой вызов звучал очень смело смирившимся с жизнью современникам, так как чувства и переживания Мцыри- это чувства и переживания самого Лермонтова.

Романтический герой Мцыри заставлял современников Лермонтова отказаться от равнодушия и апатии, он звал на подвиг.

Поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать её такой же прекрасной, какой она открылась Мцыри, когда он вырвался из монастыря.

Появление поэмы в годы реакции говорило о решительном протесте Лермонтова и других передовых людей того времени против условий жизни, созданных в России времён Николая-I. Романтическая поэма Лермонтова- это мечта поэта о новой вольной жизни.

Дом задание: Составить план и подобрать цитаты к характеристике Мцыри.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой» iconКонспект урока литературы в 8 классе по теме: Поэма «Мцыри» М. Ю....
Поэма «Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая произведение. Своеобразие поэмы. Образ главного героя

Урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой» iconАлтайского края исследовательский проект по теме: «Авторская позиция...
Мотив сна в поэме «Мцыри» и его значение для понимания авторской позиции. 7

Урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой» iconУрока. Постановка учебной задачи
Урок литературы в 6 классе по технологии введения нового знания (автор Л. Г. Петерсон) по теме “Л. Н. Толстой. “Отрочество” как часть...

Урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой» iconУрок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100"
Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" по теме: "Творчество Л. Н. Толстого. Сказка "Два брата" учителя...

Урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой» iconУрок исследование с применением икт по русской литературе по теме: «Синие горы Кавказа»
Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,...

Урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой» iconЧувашской Республики Муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Место урока в теме и в общем курсе: плановый урок по теме "Из поэзии о Великой Отечественной войне"; урок продолжает изучение русской...

Урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой» iconУрок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы...
Урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления», опубликованной в сборнике «Учимся продуктивно мыслить»...

Урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой» iconУрок по литературе в 8 классе «Тема узничества в лирике М. Ю. Лермонтова»
Лирический герой – условный образ человека в лирике. Обыкновенно близок к самому автору, но не тождественен ему. Лирический герой...

Урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой» iconУрок географии в 8 классе в разделе «Природные зоны России» по теме «Степь»
Урок изучения нового материала. В основе урока лежит интеграция литературы и географии

Урок литературы в 8 классе по теме «Мцыри как романтический герой» iconУрок литературы в 6 классе по теме «Образ грозы в стихотворении Ф....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница