Тема урока С. А. Есенин. «Поёт зима аукает …»




Скачать 75.37 Kb.
НазваниеТема урока С. А. Есенин. «Поёт зима аукает …»
Дата публикации13.06.2014
Размер75.37 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок

Урок литературного чтения во 2 классе «А»


Учитель Макашина Светлана Васильевна
Тема урока С. А. Есенин. «Поёт зима – аукает…»
Цели урока: ввести учащихся в мир поэзии С.Есенина; активизировать внимание, мыслительную деятельность учащихся на уроках литературного чтения при изучении поэтического произведения.
Задачи: развивать интерес к чтению; формировать навыки осознанного, правильного, выразительного чтения; приобщать детей к художественной литературе как к искусству слова; воспитывать любовь к русской природе; заботливое отношение к птицам.

Оборудование: портрет С.Есенина, выставка книг С.Есенина репродукция картины И.Грабаря «Зимний пейзаж», предметные картинки воробьёв, индивидуальные карточки (сравнение, эпитет, звукопись, олицетворение), компьютер, аудиозапись пьесы А.Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

^

Ход урока


I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою…»


^ III. Работа по теме урока.

1. Подготовка к восприятию.

  • - Сегодня мы с вами продолжим разговор о зиме. Не только мастера слова восхищались красотой зимы, но и мастера кисти не остались равнодушными к этому времени года. Посмотрите на репродукцию картины известного русского художника И. Грабаря «Зимний пейзаж».
    - Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на картину?
    - Что изобразил художник на своей картине? 
    - Какие деревья в этом лесу? 
    - Каким словом называют лес, в котором растет много сосен? 
    - Сосны покрыты иголками, хвоей, и если мы прислушаемся в таком лесу, то, что услышим? 
    - А какие еще деревья нарисовал художник? 
    - Они покрыты инеем. Подберите слова, с помощью которых можно описать эти деревья. (^ Мохнатые, пушистые, сказочные). 
    - Да, ребята, зима – удивительное время года. Она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.
    - Что вам нравиться зимой? А что вы зимой не очень любите?
    - Какие стихи о зиме вы помните? Кто авторы этих стихов? Сегодня мы с вами узнаем, какой увидел зиму Сергей Есенин. Стихотворение, которое вы сейчас услышите, было написано в 1910 году, когда поэту было только 15 лет. Замечательный русский поэт Александр Блок, говоря о стихах Сергея Есенина, писал: «Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные».

  • Вот и нам надо постараться увидеть, услышать, прочувствовать каждую строчку, каждое слово этого стихотворения. Чтобы каждое слово открыло сой «секрет», свой глубокий смысл.


- Сегодня на уроке вы познакомитесь со стихотворением С. Есенина «Поёт зима – аукает…», для которого самым дорогим местом на земле была Русь. И вы увидите, как автор воспевает красоту зимней русской природы.

^ 1. Первичное чтение.

- Послушайте стихотворение с закрытыми глазами и постарайтесь увидеть картины, которые рисует нам автор (читает учитель наизусть).
- Что вы увидели «внутренним взором»?
- Какое настроение у вас вызвало стихотворение?

3. Проверка первичного восприятия.

  • Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

  • Что вас особенно взволновало?

  • На каких музыкальных инструментах вы бы сыграли, чтобы озвучить возникшие у вас образы?

2. Словарная работа ).
Поет – сильно дует 

Аукает – перекликается 

Стозвоном – звон 100 сосен (автор.)

Ковром шелковым – мягким ковром 

Сиротливые – без родителей 

Озябли – сильно замерзли 

Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол 

Вихри – порывистые круговые движения ветра 

^ 3. Вторичное восприятие.

- Прочитайте стихотворение и подумайте, сколько в нём частей? (4 части).
- В стихотворении 4 строфы – это 4 картины. И в каждой - свои герои, чувства, ключевые слова, средства выразительности. 
-Давайте попробуем разобраться в этом, чтобы понять основную идею стихотворения и научиться выразительно его читать.
- Прочитайте 1-ю строфу. Кто главный герой? (Зима).
- Как изображены облака? 
- Какие слова можно считать главными, ключевыми в первой строфе, потому что именно они выражают чувства поэта? (^ С тоской глубокою).
- Значит, глубокая тоска – это настроение первой строфы. 
- Какой прием использует Есенин, создавая образ зимы? (Олицетворение: поёт, аукает, баюкает).
- Найдите эпитет в этой строфе. (Мохнатый лес).
- Можно ли сказать, что облака очеловечены? 

-Приготовьтесь выразительно прочитать 1 строфу так, чтобы передать ауканье зимы, звон промёрзших сосен, глубокую тоску облаков. ( Работа в парах).

^ IV. Физкультминутка.

- Прочитайте вторую строфу. Кто главный герой этой строфы? (Метелица).
- Автор называет зиму ласково метелица. Какова роль союза но в образе метелицы?
- Какой приём использует автор, описывая метелицу? (Олицетворение).
- Найдите метафору. (Ковром шелковым).
- Что имеет в виду автор? (Снег, по которому ещё никто не ходил, похож на гладкий шёлковый ковёр).
- О ком ещё пишет автор в этой строфе? (О воробышках).
- Найдите сравнение, которое применил автор к воробьям. (Как детки)
- Назовите эпитеты. (Игривые, сиротливые).
- Почему С.Есенин применил именно такое сравнение и эпитеты? (Он хотел, чтобы мы пожалели воробышков, потому что тревожится за них).
- Какое главное чувство здесь? (Тревога).

- Прочитайте вторую строфу, передавая тревогу и жалость к воробьям. (Работа в парах).
(Чтение)
- Прочитайте третью строфу самостоятельно и подумайте, какое чувство особенно сильно выражено в ней? (Жалость)

- Какие нежные слова находит поэт для пташек?
- Как вы представляете себе воробышков?
- Выберите из 5 рисунков тех воробьев, которых вы бы поместили как иллюстрацию к стихотворению. (коллективная работа)

- Докажите свой выбор.
- Почему так жалко птичек поэту? (^ Им холодно, голодно и немного страшно).
- Почему им может быть страшно? (Вьюга злиться и бешено ревёт).
- Какие приёмы использует автор при описании вьюги? ( Стучит, злится – олицетворение; с рёвом – метафора; с рёвом бешеным – эпитет).

- Подготовьтесь к выразительному чтению третьей строфы, передавая дрожь и страх воробышков и бешенство вьюги. (Работа в парах).
- Прочитайте последнюю строфу и подумайте, о чём мечтают воробышки?
(О весне).
- Как называет автор птичек? (Нежные – эпитет).
- Какое чувство преобладает в этой строфе? ( Надежда).

- Подготовьтесь выразительно читать последнюю строфу так, чтобы мы поверили, что весна придёт, что надо надеяться и ждать. (Работа в парах).
- Образ зимы и весны придуманы автором или они ещё вам где-то встречались?
-Какие слова и выражения С.А.Есенина вам особенно понравились и почему?
- Что можно сказать об отношении автора к природе?
- Представьте, что вы – художники, какую иллюстрацию нарисуете к этому стихотворению?

4. Словесное рисование картин
V. Работа с текстом произведения.


  1. Постановка учебной задачи.

  • Замечательный русский поэт Александр Блок, говоря о стихах Сергея Есенина, писал: «Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные».

  • Вот и нам надо постараться увидеть, услышать, прочувствовать каждую строчку, каждое слово этого стихотворения. Чтобы каждое слово открыло сой «секрет», свой глубокий смысл.

  • Перечитайте первые 5 строчек. Найдите слова, которые обозначают действия Зимы (поёт, аукает, баюкает). Эти слова помогают нам не только представить зиму как живое существо, но дают нам возможность и услышать её.

  • А что сказано об облаках? Почему выбраны именно такие эпитеты: «с тоской глубокою», «седые облака»?

  • Перечитайте следующие 6 строчек. Что говорится о метелице? Как вы себе представляете – «ковром шелковым стелется»? А почему сказано – «но больно холодна»?

  • А что написано о воробышках? Чем отличаются слова – воробьи и воробышки? Почему именно так названы птички? С кем сравниваются воробышки? Почему?

  • Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Как вы думаете, удалось ли художнику передать образы несчастных птичек?

  • Перечитайте следующие 6 строчек. Какими вы здесь видите птичек? Почему они жмутся друг к другу? Почему автор дважды повторяет родственные слова: прижались и жмутся?

  • А как описана вьюга? Почему именно этот эпитет выбран – «с рёвом бешеным»?

  • Прочитайте последние 6 строчек. Какими мы здесь видим птичек? А почему они названы «нежные»? А что написано о весне? Как вы думаете, что именно снится воробышкам?

^ VI. Работа над выразительным чтением.

  • Нам надо так научиться читать это стихотворение, чтобы и вы, и слушатель ярко представили эту : Суровая зима. Мрачное небо, по которому плывут низкие седые облака. Злая вьюга хозяйничает на улице. И маленькие пушистые комочки – воробышки жмутся у ока. И их сон о прекрасной весне.

  • Вам помогут различные выразительные средства нашего голоса: громкость, темп, интонация и тембр.

- Расставьте знаки, где будете делать остановки, подчеркните слова, которые нужно выделять голосом при чтении. (Коллективная работа)

VII. Конкурс на лучшее чтение стихотворения.  (Отметки)

^ Итог урока.

- Что для себя интересного и полезного вы узнали на уроке?

- Возникло ли у вас желание прочитать другие стихи С. Есенина? (Обращается внимание учащихся на выставку книг.)

- Оцените свою работу на уроке сами. У вас на столах лежат предметные картинки с изображением воробьёв. На доске изображены две веточки красная и зелёная. Возьмите картинку воробья, поместите её на зелёной веточке, если вы оцениваете свою работу удачно. Если вы не очень довольны своей работой, то тогда поместите картинку на красную веточку.

^ VIII. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение.

Дополнительно задания по желанию на выбор
Написать мини-сочинение «Воробышки».

Найти стихи о воробьях других поэтов.

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Сочинить своё стихотворение или загадку про воробьёв.




Зимний пейзаж
И.Грабарь


Сергей Александрович Есенин

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока С. А. Есенин. «Поёт зима аукает …» iconПрограмма Л. В. Занкова. Тема: С. Есенин ”Поёт зима, аукает…”
Оборудование: портрет поэта, выставка книг,г/з” Времена года,” романс С. Есенина”Клён ты мой опавший”, картины художников о зиме,...

Тема урока С. А. Есенин. «Поёт зима аукает …» iconУрок по чтению и развитию речи и музыке Тема: «С. Есенин «Поёт зима-аукает…»
Музыкальная подборка песен на стихи Есенина «Клён ты мой опавший…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…»

Тема урока С. А. Есенин. «Поёт зима аукает …» iconТема: С. Есенин «Поет зима, аукает»
Встаньте, расслабьте мышцы спины плеч, потом попробуйте как бы приподнять свое тело и откинуть его назад и вниз, спина стала крепкой,...

Тема урока С. А. Есенин. «Поёт зима аукает …» iconУчебник), стр. 12-13 (тетрадь). 16. 02 Математика
Чтение. С. Есенин «Поет зима, аукает» стр. 66. Выразительное чтение стихотворения наизусть

Тема урока С. А. Есенин. «Поёт зима аукает …» iconКонспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Произведения...
К сожалению, существует проблема: современные школьники недостаточно владеют умением глубоко анализировать литературные произведения,...

Тема урока С. А. Есенин. «Поёт зима аукает …» iconУрок литературного чтения 1 класс. Тема: Стихотворение С. Есенина «Поет зима аукает…» (слайд 1)
Какие слова-действия говорят, что это человек? (свистнули, щелкнули, побежали и т д.)

Тема урока С. А. Есенин. «Поёт зима аукает …» iconУрок чтения. 2 класс. Тема: «Поет зима, аукает…»
Цели: познакомить со стихотворением Есенина; развивать понимание лирических произведений; вырабатывать навык выразительного чтения...

Тема урока С. А. Есенин. «Поёт зима аукает …» iconМоу вознесеновская сош лискинского района
«Русский язык» (А. В. Полякова), мультимедийное оборудование, стихотворение С. Есенина «Поёт зима аукает…» (отрывок), запись мелодии...

Тема урока С. А. Есенин. «Поёт зима аукает …» iconСавельевская средняя общеобразовательная школа
Цели: ввести детей в мир поэзии С. Есенина, познакомить со стихотворением «Поёт зима – аукает…», обратить внимание детей на такие...

Тема урока С. А. Есенин. «Поёт зима аукает …» iconУчебник: Литературное чтение О. В. Кубасова Страницы: 179-181 Наглядно-демонстрационные...
Цель: познакомить со стихотворениями С. Есенина «Пороша», «Поёт зима, аукает…»; способствовать развитию внимания, образного мышления,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница