Когда живешь не в ту сторону, это бывает… (Л. Кэрролл)




НазваниеКогда живешь не в ту сторону, это бывает… (Л. Кэрролл)
страница1/10
Дата публикации14.06.2014
Размер1.23 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Работы победителей Третьего Всероссийского конкурса

педагогических эссе

«Взгляд»

Февраль 2013 г.
* * *

Лапшина Дарья Александровна (1 место)

Волгоградская обл.

-Когда живешь не в ту сторону,

это бывает… (Л. Кэрролл)

Казалось бы, мы всё изучили – педагогику, психологию… Нам обещали: вот-вот и мы станет знатоками детских душ. Фантастическая надежда! И, кажется, что ничего не случилось… Просто, мы сконструировали мирок повиновения, преклонения и страха, встроенного в мембраны нервных клеток. Воздвигли царство конформизма…

Не бойтесь, дети не таят в себе угрозу. Не обещайте жестокость, когда они опровергают ваши устоявшиеся, закостенелые истины. У них просто слишком много вопросов к миру, а нам сложно ответить хотя бы на один. «Расскажите!»- просят они. Откуда это любопытство?! Разве не видно, что мы заняты… Мы прорисовываем запутанные схемы системы воспитания, разрабатываем модель подчинения. У нас уже готов «идеал», образец…Нас можно похвалить за то, что так рьяно выполняем социальный заказ. Мы так нужны! Мы создаём “удобных” людей (странное сочетание слов). Наши крикливые порицания остановят движение, оживление. Каждый имеем право на гнев. Пусть дети ходят строем или стоят на месте. Здесь высоко ценятся приспособительные возможности. Цель велика, цель достойна – обеспечить душевный покой. Только… трудно отделаться от ощущения, что что-то упущено.

Непослушные дети… станут с годами серьёзнее. А может почти сразу сломаются. Они позволят подчинить неукротимый нрав, чтобы никто больше не обвинил в непослушании, упрямстве и своеволии… Чтобы несправедливые наказания их не коснулись. Они не будут восставать и привлекать внимание. Они просто хотели сказать, что рождены для великих дел, но почему-то никто об этом не догадался. Их усилия не достигли цели, и они больше не подают сигналов о помощи. Я знаю, вы негодуете. Так спросите же: «Как с ними совладать?» А ведь иногда, чтобы понять, достаточно одного наблюдения. Способность мыслить появляется только при полной свободе, без навязывания, давления со стороны.

Мы ошиблись, если научили их думать одинаково. Не обессудьте. Но разве не интересно, как им теперь живётся?! Комфортно ли в новой роли?! Превращение свершилось. Они обрели новый облик, и уже не вернутся ни через час, ни к вечеру…никогда. Может быть, боятся чего-нибудь? Впрочем, вряд ли… Они смирились с необходимостью нашего присутствия, с тем, что мы наблюдаем, а глаза излучают снисходительное превосходство. Они знают, что наша правда не лучше, но не скажут об этом, чтобы не огорчать. Нет. Учителя в тайне завидуем детям, их смелости. Порой даже восхищаются. Дети- враги всяких условностей, они способны на революцию. А для нас каждая мелочь- препятствие… Слишком мрачно? Но без теней многое скрыто от глаз.



^ Интернат – это вся моя жизнь

Логовская Марина Юрьевна (1 место)

Воронежская обл.

Каждый человек приходит в мир со своим особым предназначением, мощной рукой Творца выведенным на всеобщей карте судеб. Рождаясь, мы делаем первые шаги, такие робкие, потом - более сильные и уверенные. Но настоящее дыхание, способность, умение жить ощущаем лишь тогда, когда осознаём, зачем мы здесь. И, на мой взгляд, есть только два пути на прекрасной планете Земля: ширить ад в его растущей безграничности, либо бежать в незыблемую обитель добра, увлекая с собою других: на развилке дорог найти СВОЮ. И на этой дороге ДОЛЖНЫ БЫТЬ порядочность и честность, самопожертвование, самоотречение, благодарность, такие дорогие слова, которые никогда не стоит ждать от дешёвых людей.

Современная жизнь наполнена инфантильностью, «сребролюбцами», чёрствостью людей, холодностью, всё это витает в воздухе, съедая на своем пути ценность духовного. Боже, как много тяготящихся жизнью, – этим бесценным даром! И это страшно.

Я всегда встречала таких людей, которые «двигали» меня только по одному пути, и я не то, что не хотела – я не могла свернуть, не имела на это права. Все детские мечты были связаны с педагогикой, несомненно, мне хотелось преподавать русский язык и литературу, ничего важнее этих предметов для меня не было. В детский сад я не ходила по стечению обстоятельств – проходила лечение бронхиальной астмы (в целом 6 лет) в разных городах: Воронеже, Серпухове, Анапе, Москве. Затем была поездка в Германию - лазерная терапия в сочетании с лекарственными препаратами и дыхательной гимнастикой. Круг моего общения, несмотря на обширную географию, был крайне узок: отдельная палата, врачи. Естественно, нетрудно догадаться, каким сложным было развитие, так как в то время, когда у детей развивались математические навыки, крупная и мелкая моторика, речь, логическое мышление, когда родители и воспитатели детских дошкольных учреждений использовали методику информативного разговора с целью расширения кругозора малышей, я находилась в определённом вакууме. Были постоянные приступы, ингаляции и капельницы… Игрушки – внешние атрибуты счастливого детства –особенные: не мягкие и красивые (они вызывали приступы), а - сделанные из капельниц рыбки и ангелочки.

Эта болезнь дала мне многое. Она передалась по наследству от бабушки, которая умерла в 38. Почему многое? Она меня сформировала. Я видела вокруг себя тяжело больных людей – это давало мне возможность научиться сопереживать. У меня не было общения с родителями (так как в палату входить было нельзя), но я знала: они меня любит, раз отдали мне свою молодость, все чудовищные дни и ночи при виде приступов удушья.

В жизни нет ничего случайного. Господь дал мне возможность сравнить: я работаю в интернате. Это вариант жизни, который мог бы ожидать и меня… В Воронеже в первые дни после моего рождения родителям предложили написать отказ, мотивируя это тем, что больше месяца я не проживу, либо буду жить с приступами всю жизнь. Была очень тяжёлая степень, сразу дали инвалидность. Стоит ли говорить об их решении? Мне об этом не рассказывали, но я узнала из уст других людей. И ещё тогда твёрдо решила, что буду жить ради родителей.

Кроме врачей и родителей в первом классе у меня появился ещё один человек, посланный свыше, - моя первая учительница – Раиса Андреевна. Она поистине лепила из меня человека. Я также часто болела: в 1 классе – только одну треть учебного года я ходила в школу. Учительница, словно добрая фея, разрушала все мои комплексы, растущие с невероятной силой. Училась я лучше всех, читала в первом классе 110 слов в минуту, что является весомым показателем. Но это было не потому, что я - одарённый уникум. Нет, и ныне я могу валидно судить: это был «синдром отличницы» на фоне возможных неудач. Ведь пришла я совсем иная, отличная от детей, сложнее всего мне было наладить коммуникативный контакт с таким большим количеством людей, впустить их в свой мир, тем более, что все игры и прочие развлечения мне были крайне чужды, в палате я привыкла к размышлению…

Основная школа дала тоже многое, особенно учитель истории Пономарёв Василий Александрович. Он мыслил так живо, так «от себя», давая оценку событиям, критикуя, он заставлял думать. Я была влюблена в его уроки. Мне был не важен сам предмет – именно история, я просто не могла жить без УМА данного учителя, он питал, давал возможность дышать.

Когда поступила в педагогический колледж на филологическое отделение (а любовь к языку родилась во мне вместе со мной, синкретично и неотделимо), то и здесь появились те люди, перед которыми хочется поклониться, стать на колени: Мегирьянц Татьяна Анатольевна (к.ф.наук), Шаповалова Галина Константиновна (преподаватель современного русского литературного и старославянского языков), Петренко Мария Митрофановна (преподаватель психологии и коррекционной педагогики). Они уникальны. На первом занятии литературоведения Татьяна Анатольевна, знакомясь с группой, назвала меня на «Вы», и так продолжалось все 5 лет учёбы. Я была в недоумении, как и вся группа, впоследствии возненавидевшая меня. Преподаватель изложила своё видение, сказав, что она не может сказать мне «ты», так как я очень глубокий человек. Я привыкла к любви и бесконечной заботе во время болезни, но такое было со мной впервые. Это было сродни триумфу на сцене Большого театра. Мария Митрофановна, с отличием окончившая Московский педагогический институт, также безмерно хвалила меня. Я не скажу, что знала много, что была умна, нет, это их вера, моих педагогов, помогла везде побеждать. На 4-ом курсе меня отправили на олимпиаду по психологии в Воронеж. Почему – не ясно, ведь в колледже была целая группа психологов. И я каким-то чудесным образом победила. И так было всегда и во всём! Потом было именное приглашение на журфак, от которого я отказалась: там слово, да, но нет детей, которым я хотела и хочу посвятить всю себя – я чувствую, что именно это моё особое предназначение, именно это моё большое будущее, о котором все твердили.

В феврале 2008 года автобусное окно, заставляющее думать людей о жизни с 1956 года, и меня увлекло в мир мыслей и переживаний. Я ехала в неизвестный Богучар – работать в интернат. Конечно, очень боялась. Боялась всего: не возьмут, дети не примут, не смогу. Все мои однокурсницы страшатся слова «школа» как огнедышащей лавы, а я размышляла, как мне туда попасть и удержаться, мечтала о школе! И здесь мои красные дипломы были не в счёт, у интерната свои экзамены, более жестокие и очень сложные. Именно в интернате я поняла, что самая сильная боль та, которую ты учишься скрываешь под улыбкой.

В школе я снова встретила необыкновенного человека – Пугаченко Людмилу Ильиничну, тогда – зам.директора, ныне – она директор. Общение с ней – беспредельно дорого мне. Такие ум и интеллигентность из всех живущих в мире– только у неё. Навсегда запомню слова по телефону: «Мы ждём Вас, как Бога». Думающий человек скажет: «Конечно, там такая «текучка», даже без опыта с руками и ногами». Но я почему-то радовалась этим словам и принимала их лично на свой счёт, именно они подтолкнули меня к столь опасной, неизвестной поездке.

Я люблю, безмерно люблю детей интерната, они все – мои родные. И я радуюсь каждому мгновению, проведённому в этой школе. Это не передать, надо прочувствовать. В школе не хватает педагогов, вот и нынче требуется учитель русского языка, молодым вообще тяжело отдавать себя педагогике, ведь – это не 6 часов уроков, это – отдавать целую жизнь. Но как приятно её отдавать! Недавно подходит Петя Ломацкий, ученик 5 класса, и протягивает конверт. А там – письмо на английском языке. Учительница иностранного языка поясняет: «Мы писали письма по образцу, меняли только имена педагогов. Дети выбрали педагогов: Татьяну Юрьевну, Зою Николаевну и Вас». А мне приятно втройне! Ведь Татьяна Юрьевна ведёт у них биологию, Зоя Николаевна – первая учительница, а я у них даже не веду никакой предмет. А Ярославцев Ярослав, восторженно рассказывая о поездке на Кремлёвскую ёлку, говорит: «Мам, слышите…» И такие искренние глаза, наполненные изумительной проникновенностью, у этих ребят, ещё не испорченных влиянием внешнего мира подлости и эгоизма, ехидно поджидающего за порогом школьной жизни. Да и озлоблённый цинизм ребят, скорее всего, - защитная реакция, отчаяние…

Приятно отдавать свою жизнь! Приятно услышать результаты экзаменов в форме ГИА и ЭГЭ – это итог, в котором имеются даже оценки «отлично». Приятно быть с детьми, проживать с ними единую жизнь и видеть, что все не зря. Думаю, эти мгновения когда-то станут тёплыми нотками ностальгического переживания. Что может быть лучше?

Может быть, и я стану для кого-то той путеводной звездой, помогающей жить.

Недавняя победа в Открытом международном историко-литературном конкурсе «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству» моего ученика Жени Трофимова дала возможность съездить ему во Всероссийский детский центр «Орлёнок». Он стал призёром, но это ещё не победа, победителем он стал, приехав из лагеря и сказав: «Там такие дети, они матом не ругаются, не курят, у них столь разносторонние интересы». Кто знает – может, это будет переломным моментом, способным вырвать его сознание из интернатской пучины, переполненной негативными веяниями, исходящими от вновь прибывающих детей из неблагополучных семей.

Я счастлива, что работаю в интернате 5 лет, моё счастье - в детях. Много возможностей было уйти, уехать из чужого города, где нет жилья, где неустроенность, где сложно, но любовь к работе оказалась сильнее, несмотря на все внедряемые инновации-переломы, разрушающие нравственность и ведущие к всеобщему отупляющему «техницизму».

Считаю, что силен не тот, кто многое может себе позволить, а тот, кто от многого может отказаться ради настоящего, важного, доброго, чистого. Наша школа способна очищать души людей (по «Божественной комедии» Данте, пропустив через ад и чистилище), в том числе и мою.

Мой взгляд всецело обращён к интернату.

^ Походы, как метод воспитания детей, лишенных родительского попечения

Голубева Лидия Борисовна (2 место)

Кемеровская обл.

Детский дом. Что поставить приоритетом в воспитании детей лишенных родительского попечения? Мне кажется, на первом месте должно стоять воспитание чувства коллективизма. «Один за всех- все за одного» – всем известная истина, но как объединить этих разных по характеру и по возрасту мальчишек в одно целое? Как сделать так, чтобы они научились помогать друг другу, заботиться друг о друге, верить в надежное плечо товарища? Мне кажется, мы нашли ответы на эти вопросы. Походы, вот что сплачивает и объединяет детей. Я помню наш первый поход, он был в виде экскурсии на короткое расстояние. Каждый из мальчишек собирал свой пакетик, в который клал свое личное, свое сокровенное, то, что он понесет сам и никому не даст, то, что дорого только ему. Каждый был как бы сам по себе. Всё было здорово, ребята были в восторге: берег реки, шум воды, набухшие на деревьях почки и теплый солнечный весенний день. Через несколько часов мы вернулись в детский дом усталые и счастливые. Вечером перед сном мальчишки предложили: «А давайте пойдем далеко за город на целый день». Мы запланировали большой поход. И началась подготовка ребята, как будто преобразились, с серьезными лицами они рассуждали , что необходимо взять , кто и что понесет, как надо одеться. Никто не остался в стороне, все были вместе. Все думали и готовились. И вот этот день настал. Рано утром мы вышли из детского дома, но теперь не каждый нес свой единственный пакетик, здесь было все распределено. То, что потяжелее несли старшие дети, полегче младшие . Мы отправились на гору Юлус - это недалеко от Междуреченска. В электричке с нами ехали студенты СибГИУ «Тоже в поход?»- спросили они. Гордость в ответе была великая: «Да». Мальчики с восторгом глядели на тяжелые рюкзаки студентов, которые отправлялись на несколько дней с палатками на Поднебесные Зубья . А когда наши новые друзья тронули струны гитары и запели, мальчишки затаили дыхание. Мы видели их глаза, они были другими: счастливыми и радостными. Время пролетело незаметно, мы вышли на своей станции, а студенты поехали дальше. Затем мы пошли пешком, шли все вместе. никто не вырывался вперед (старшие следили чтобы младшие не отставали). Мальчишки как будто изменились, они стали другими, а может они такими и были? Добрыми, открытыми и заботливыми. Пройдя несколько километров мы устроили привал у подножья горы Медведь, фотографировались, собирали сухие ветки на костер, ловили ящериц, играли. А потом ели запеченную в золе картошку, уплетали за обе щеки и говорили, говорили, говорили. Кажется, они никогда не были так откровенны. Каждый из них вспоминал свой дом, своих родных, своих друзей, и все эти воспоминания были светлыми. Голоса мальчишек звенели на весь лес, а лес в ответ шумел своей листвой и скрипел ветками. День пролетел незаметно, мы вернулись в детский дом, эмоции захлестывали ребят. Они рассказывали о том, как все было здорово, какую красоту они видели, как провели день. И в каждых глазах было счастье, в каждой улыбке была радость. Я верю, что это и было начало построения детского коллектива. В этот момент зародилась дружба, детская дружба.

Таких походов было еще много. А еще живет мечта уйти в поход на несколько дней, как те студенты. Не знаю суждено ли ей сбыться, но знаю точно, что когда они повзрослеют и уйдут из детского дома воспоминания об этих походах будут жить в их памяти еще долго, напоминая им о друзьях с которыми жили, росли и взрослели.
* * *

^ Коновалова Ольга Васильевна (2 место)

Республика Удмуртия

Первое сентября двадцатилетней давности. Перед зеркалом вертелась молодая учительница. Оранжевая блузка с бантиком, строгая черная юбка, туфли на высоких каблуках. «Ну что, кажется, все готово для начала педагогической деятельности», - подумала она и, схватив сумку, побежала навстречу своей судьбе. Судя по прекрасной сентябрьской погоде, по огромным букетам, из – за которых учеников – то не было видно, по доброжелательным взглядам коллег, по прекрасному настроению окружающих можно было подумать, что попал на вечный праздник жизни.

Да, хотелось верить, что праздник продлится всю жизнь. Но праздник на следующий день закончился, и начались будни, суровые будни. Кто тебе сказал, что быть учителем легко? Кто обещал сладкую жизнь без проблем? Кто сказал, что с пятиклассниками справиться легко? «Почему нас в институте не учили доставать упрямцев, забравшихся на вершину дерева? – шепчешь в ужасе. Забыли предупредить и о том, что в тебя может влюбиться ученик, и что с этим делать. Многие педагогические узелки развязывались со слезами на глазах. Иногда с завистью смотрела на дрессировщиков, входящих в клетку со львами. Пройдя через горнило огня, страшный водоворот и, естественно, медные трубы, хотелось верить, что все позади. И правильно, что не поверила!

А пока День учителя – один из самых любимых моих праздников. Смущаясь, мои воспитанники зашли в кабинет. Ну и что, что путались в словах поздравления, ну и что, что открытку подписали с ошибками, а с сувенира забыли убрать этикетку – это то, что топит лед в сердце, разгоняет тучи и заставляет забыться в блаженстве и любви. Так и хочется взять всех и посадить на колени: и рыжего с конопушками, и круглую отличницу, и этого с вечным двигателем, и того неподдающегося. Господи, как мало нам надо для счастья!

А дальше снова будни, будни… Конференции, семинары, проверки…Господа, нам детей учить надо! Журналы, планы, программы…А детей – то когда учить?! Письма, постановления, приказы…А учить вообще надо? Кипы бумаг дома, в школе, на рабочем столе, в шкафу, на подоконнике. Папки для завуча, директора, для представителей РУНО, для ревизоров, бухгалтеров, сотрудников полиции, прокуроров…Стоп! У меня, кажется, было любимое дело. Было! Оно превратилось в хобби, которым занимаешься в свободное от «основной работы» время. Как все это надоело! Бросить все и уйти!

- Мне нужна ваша помощь…

- Меня интересует Ваше мнение об этом литературном герое…

- У меня есть вопрос…

У меня тоже есть вопрос: ушла? И снова сеешь доброе, вечное, разумное (благо почва благодатная) и млеешь от полученного урожая. И снова появляется смысл жизни, и яснее начинают обрисовываться контуры завтрашнего дня. А завтра – Вечер встречи. Пришли все тринадцать чертенят. Уже со вторыми половинками. Некоторые уже с детьми… Спасибо сказать не забыли. И тут приходит осознание, что ясно можешь ответить на вопрос, в чем смысл жизни. Смысл в том, что ты кому – то в этой жизни нужен. Господи, как хорошо жить на этом белом свете!

А на белом свете очередные изменения - новый Закон об образовании (т.е.проект. Пока!). Хочется спросить: об образовании или о ее отсутствии? Это происки каких врагов – внешних или внутренних? Кто выступает за «всеобщую дебилизацию» (взято взаймы у журналиста Д.Быкова) населения? Видимо, умные дети в нашей стране – нежеланные гости. «От умных детей одни проблемы», - скажет осторожный человек. «Глупыми управлять легче», - скажет другой. А дети хотят учиться, строят планы на будущее, говорят об ответственности каждого за свою страну, пишут сочинения о беззаветной любви к своей Родине. За скупыми пока еще словами – искренность, которая дает надежду на светлое будущее.

Проблемы, проблемы, проблемы…Одну решишь - другая назреет, с этим справишься – третья на подходе. А тут еще инновация, модернизация, оптимизация, актуализация – нужно успеть, иначе окажешься за бортом времени. Жить в разных временных пространствах с учениками – смерти подобно.

И художественной литературы недостаточно. И компьютеры морально устарели. И к сети Интернет нет возможности подключиться. И ремонт в кабинете сто лет не проводился. И собственные дети без присмотра растут. «Когда все это закончится! - кричишь в сердцах.- Хочу молодой на пенсию!» А посидишь дня три на больничном, тебя уже ничто не пугает, ты рвешься туда, где больше проблем, и с головой окунаешься в работу. Сразу вспоминается лермонтовское «как жизнь скучна, когда боренья нет».

Жизнь продолжается, и, Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне мужества, чтобы смириться с тем, чего я не могу сделать, и дай мне мудрости, чтобы отличить одно от другого (восточная мудрость).

* * *

^ Коноркина Ольга Александровна (2 место)

Кемеровская обл.

Каждый, кто был воспитателем в детском доме, знает, что подчас просто невозможно справиться со всеми делами, как бы долго не задерживался на работе. Мы, конечно, сердимся, сетуем на загруженность, на то, что нельзя "объять необъятное". Но в глубине души понимаем: иначе и быть не может. Если речь идет о судьбе воспитанника, педагог не может остановиться на полпути и переложить ответственность на кого-то другого: "Дальше, мол, не моя забота". Причастность ко всему, что касается твоего воспитанника, характерная особенность нашей беспокойной и хлопотливой должности. И вдвойне беспокойной и хлопотливой, если твои воспитанники - подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, а проще - дети из детского дома. В тебе, в воспитателе, они хотят видеть и Маму, и Друга, и Партнера, и Помощника, ощущать ежедневную персональную заботу о себе как о личности, которую любят и принимают такой, какая она есть.

Подросток находится между двумя мирами - он уже не ребенок, но и не взрослый. Ему характерна неустойчивость самооценки, повышенная ранимость и критичность, стремление к самостоятельности. Не встречая понимания, подросток либо замыкается в себе, либо открыто идет на конфликт. На одни и те же вещи и явления подросток и взрослый смотрят по-разному. В действительности, каждый воспитатель мечтает об идеальном воспитаннике, а каждый воспитанник - об идеальном воспитателе, об идеальном учителе.

Все мы, повзрослев, имеем разные воспоминания о школе и школьных учителях. Когда я училась, для нас школа была самой удивительной страной, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг - поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать и ссориться. Школа - это радость встреч и общений. Общений с педагогами, с одноклассниками, с миром науки, с самим собой. Через отношения с педагогами и одноклассниками начинаешь понимать, кто ты такой. «За что себя можно уважать?», «Что в себе нужно исправить?», «Как суметь стать лучше?» - так происходит общение с самим собой, благодаря которому формируется нравственный «стержень», который помогает человеку существовать и чувствовать себя полноценно. И этому тоже учат в школе!

Были в моей жизни разные учителя: те, которых я совсем не помню - ни имени, ни внешности. Были учителя, которых я вспоминаю с благодарностью (поддерживали, были интересными, справедливыми). А были и такие, о которых остались самые лучшие воспоминания.

Мне часто вспоминаются мои давние школьные годы и наша учительница русского языка и литературы Анна Георгиевна. Она была учителем богатейшей эрудиции и человеком большой красивой души. Уроки её были для нас подлинным праздником и непременно открытием нового и ранее неизвестного. Она покоряла не только своим великолепным рассказом, артистизмом, но и интереснейшими сведениями и фактами. Была у Анны Георгиевны одна примечательность: почти перед самым звонком она прерывала рассказ на самом увлекательном месте и, оглядев класс смеющимися глазами, говорила: «А что произошло дальше, вы сами поинтересуйтесь. Поищите, как следует, в книгах поройтесь и поделитесь своими открытиями с товарищами ...» И не было случая, чтобы мы не бежали в библиотеку. А на следующем уроке наперебой выкладывали свои находки. Анна Георгиевна была для нас идеальным учителем - справедливым, готовым выслушать и понять, честным, искренним, способным сделать обучение интересным и увлекательным. Она строила общение с нами на уровне «взрослый – взрослеющий», с уважением. Она нас любила. И мы это чувствовали.

А что думают о школе, об учителях мои воспитанники? Ведь это одна из проблем, которая больше всего волнует подростков. Доверительные беседы на школьные темы помогли мне не только лучше понять ребят, но и шагнуть за грань формальных отношений. Они сближают ребят, а от воспитателя требуют немалого такта, деликатности, умения создать в группе ту дружески-доверительную атмосферу, вне которой подобные разговоры не возможны. Конечно, подростки могут сказать и такое, что нас поразит, ужаснет. Но это их личное мнение, выраженное пусть неумело, но искренне. И узнать его нам очень важно. Я попросила своих воспитанников, учащихся 8-го класса, написать сочинения о школе и учителях. Кто-то написал пространно, кто-то коротко, кто-то формально, кто-то откровенно...

«Утром просыпаешься - опять в школу. Когда только это кончится?"... Многое в школе не нравится. На уроках скучно. Учителя слушать не хотят наше мнение. Но за то с ребятами пообщаться можно! Если бы от меня зависело, не разрешать учителям кричать. Разве справедливо - на тебя кричат, а ты молчишь! У нас ни компьютеров мало, а плохих учителей много. Они считают, что мы еще дети, значит, можно нами командовать... Дисциплина и учитель никак не связанны. Смотря, что под дисциплиной понимать. Если мертвую тишину - это одно, а если шумно, но все делом заняты – другое. У хорошего учителя, мне кажется, второй вариант. "Хорошая школа - это хорошие учителя. Но тогда в нашей школе хорошего мало ..." - пишет Саша.

"Школа, школа! Кто тебя выдумал? Но без нее было бы еще хуже, чтобы тогда бы мы целый день делали? А так день прошел - и вроде бы все при деле. Наверно, школу придумали, что бы мы целый день без дела не болтались. В общем, в школе можно время убить и посмеяться. Только все однообразно и скучно. Сегодня тоже самое, что и вчера, завтра - как сегодня. На литературе в морской бой режемся. ОБЖист как то гонялся за одним по столам. Умора!... А историчка читает урок по учебнику. В классе шум… Громче, громче! Историчка как даст со всего размаха книгой по столу! Тишина. Ненадолго. У хорошего учителя дисциплина держится на уважении, а у плохого на страхе и критике..." - считает Рустам.

"Надо ходить в школу, и хожу. Да и что там может быть интересного? Обычная, скучная, жизнь. Пришел, отмаялся на уроках - вот и все. Но это не значит, что в школе плохо. Школа - ни дискотека, что бы было весело. Хороший учитель учит не "зубрить" по учебнику, а думать, но думать не охота, нам учитель по обществознанию так объясняет, что кажется, будто додумался сам. С ней можно поговорить на любую тему. А на русском, что не спросишь - сразу крик. Хорошая дисциплина у тех, кто нас понимает. Вот недавно один парень, что бы класс насмешить, вышел к доске отвечать и кроссовки снял. Стоит в одних носках. По русскому бы скандал закатила, а физичка ни чего не сказала. Только туфли в коридор вынесла. И стоит пацан в одних носках с дыркой - дурак дураком. Я думаю, если учительница крик подняла, воспитателя вызвала, шутник в носках, героем бы ходил. А так... "- размышляет Боря.

«В школе мне нравится. Есть, конечно, такие учителя, которые могут обозвать и ударить тех, кто плохо себя ведет. Но учителей надо тоже понять. Когда постоянно доводят, тоже не будешь чересчур вежливым. Никакие нервы не выдержат. Жалко учителей, у которых на уроках шумно. Это не плохие учителя. Просто ни каждый может на другого накричать, а есть ребята, которые только крик и понимают. Есть у нас учительница по физике. Она никогда голос не повышает, а на уроке тихо. Потому что нас понимает, хорошо объясняет, и мы её уважаем. Да, хорошая школа - хорошие учителя. Но этого мало. Нужны еще хорошие ученики" - это мнение Валеры.

Вот такие разные взгляды на школьную проблему, но много в них и общего. Прежде всего, подростки ходят в школу не охотно. Что же им не нравится? Это и скучные уроки, однообразие школьной жизни, плохие учителя, потеря времени на уроках, когда приходиться слушать "мяканье" того, кто и в учебник не заглядывал.

Плохой учитель. Эти два слова плохо сочетаются, да и видеть их рядом как то не нормально. Ведь на совести плохого учителя судьба человека, а для ребят это сочетание вполне реально. Они считают, что плохие учителя - это те, которые "нас не понимают", "не сочувствуют когда плохо", "злые", "и много кричат", " никогда не слушают до конца", "мало что знают по предмету", "относятся как к подчиненному". А иногда, подростки называют "плохим" учителя знающего, опытного, и уважаемого среди коллег. Почему? Видимо, потому, что они придают значительно больше значение нравственным, человеческим качествам. Вряд ли ребята назовут хорошим учителя, как бы ни был высок его профессиональный, научный уровень, если он равнодушен к личности ученика. А это равнодушие подростки ощущают очень хорошо. Конечно, не всегда ребята правы. Иногда у них "хороший" и "добрый" - учитель, завышающий оценки, не требовательный. Но прислушаться к мнению подростков, увидеть себя их глазами бывает полезно.

Понятие "скучный урок" и "плохой учитель" у подростков взаимосвязаны. Урок скучный, если "объясняют по учебнику", когда "нашим мнением не интересуются", "учат запоминать, а не понимать". А те, кто не очень то - стремятся "шевелить мозгами", предпочитают, что бы на уроке можно было "посмеяться и развлечься". И еще один критерий скучного урока - "не нужный", "в жизни не пригодится". Так не редко говорят о гуманитарных предметах ребята, которые собираются связать свою жизнь с техническими специальностями и наоборот.

Однообразие школьной жизни. Это не надуманная проблема. Для переполненных энергией подростков, ищущих реальное дело, монотонность и однообразие ("сегодня как вчера, завтра как сегодня") невыносимы. Что предлагают дети? Чаще ходить в походы, организовывать дискотеку на перемене, чтобы была игровая комната, где можно заняться игровыми видами спорта, заработать денег и махнуть всем классом - смотреть на города России. И дело не в том, чтобы им стало интересней жить, а чтобы часы, проведенные в школе, они ощущали как яркие и увлекательные, что бы "детский коллектив, жил не подготовкой к какой-то будущей жизни, а сегодняшней, активной, полноправной" (А.С. Макаренко)

Правильно подмечена проблема потери времени на уроках, когда приходится выслушивать "мяканье" неподготовленного ученика. Ребята предлагают "тянуться за сильными", а не "пятиться за слабыми", пусть каждый получит свое задание. Конечно, необходимо учитывать индивидуальный уровень ученика. Но в действительности проблема эта может быть решена лишь при помощи компьютеризации классов.

Еще одна причина потери времени на уроках - плохая дисциплина. По мнению взрослых основные причины хорошей дисциплины в четкой организации урока, увлекательном изложении материала. А подростки их видят в личностных отношениях с учителем: "не будет порядка на уроке, если учитель кричит". Я считаю, что крик на ученика, да и на любого воспитанника - это показатель педагогической безграмотности. Но если пройти по школьным коридорам во время урока, то можно убедиться в том, что крик в школе не прекращается.

"Вместо урока я пошел убирать вокруг школы ветки после урагана. Завуч подошла, стала кричать, позвонила воспитателю, просила наказать, обозвала прогульщиком. Я чувствовал себя виноватым, хотел извиниться, но сорвался, нагрубил и ушел из школы" – пишет Дима.

Крики педагогов, их грубость провоцирует подростков на ответную грубость, вызывают желание поступить наперекор. Даже справедливая оценка, но сделанная бестактно в резкой форме воспринимается как несправедливость, вызывает обиду. Безусловно, есть не мало случаев, когда ребята ведут себя безобразно, грубо по отношению к учителям, к нам воспитателям. И у нас порой лопается терпение. Но нельзя нам действовать по принципу "оскорбление за оскорбление", "крик за крик!". Это не решает проблему, а поднимает конфликт, перечеркивает миссию воспитателя. Взрослый и подросток становятся врагами. Конечно, пока победят взрослые. Но рано или поздно вся грубость, крик, оскорбления вернутся бумерангам к «победителям".

"... Каждый день - шуршат ли под ногами осенние листья, хлюпают лужи или скрипит ледяными снежинками снег, все один и тот же путь - в школу и из школы. Иногда быстро несешься на занятия, чтоб не опоздать, иногда еле плетешься, думаешь о том, зачем мне эта школа?"...
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Когда живешь не в ту сторону, это бывает… (Л. Кэрролл) iconИгра «Когда это бывает?»
Игра «Когда это бывает?» Детям предлагаются картинки с изображением различных видов деятельности, характерных для каждой части суток....

Когда живешь не в ту сторону, это бывает… (Л. Кэрролл) iconКогда это бывает?
А что бывает в дошкольном учреждении летом вы узнаете на страницах нашей газеты

Когда живешь не в ту сторону, это бывает… (Л. Кэрролл) iconАндрей Ястребов. Мужчина модель для сборки
Любовь – это пожизненное заточение в буднях. Любовь – это когда два дальнобойщика замучились друг с другом, но ехать-то надо! И когда...

Когда живешь не в ту сторону, это бывает… (Л. Кэрролл) iconЗагадать загадки об осени: Дни стали короче, Длинней стали ночи....
Загадать загадки об осени: Дни стали короче, Длинней стали ночи. Кто скажет, кто знает Когда это бывает? (Осенью) Пришла без красок...

Когда живешь не в ту сторону, это бывает… (Л. Кэрролл) iconКогда это бывает?
Ведущий: Дети, сегодня мы собрались, чтобы поговорить об осени, послушать музыку, исполнить песни, потанцевать, почитать стихи

Когда живешь не в ту сторону, это бывает… (Л. Кэрролл) iconПротоиерей Евгений Шестун Жизнь это Богоугождение
Дальним Востоком. Надо было там оказаться, чтобы понять, что это начало России. Здесь встречают рассвет, здесь служат первые Божественные...

Когда живешь не в ту сторону, это бывает… (Л. Кэрролл) iconЕсли бы только улыбалась. Она жадно поводила ушами и всхрапывала,...
Стоявший в стороне урод задумчиво смотрел в другую, противоположную сторону, в сторону заката, на просыпающийся город, туда, где...

Когда живешь не в ту сторону, это бывает… (Л. Кэрролл) iconУтренник на тему
Вед. Солнышко светить стало меньше, дни стали короче, листочки на деревьях пожелтели и при дуновении ветра они тихонько падают на...

Когда живешь не в ту сторону, это бывает… (Л. Кэрролл) iconТемы монологических высказываний. Образы врачей в рассказах А. П. Чехова. Ученые-медики
В сторону предсердия они не могут открываться, так как сухожильные нити, которые отходят от них, соединены с мышцами стенок желудка....

Когда живешь не в ту сторону, это бывает… (Л. Кэрролл) iconКонспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности...
«Наблюдаем и отмечаем приметы осени», дидактические игры: «Когда это бывает?», «Угадай кто это», «Во саду ли в огороде», «Четвертый...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница