Скачать 272.96 Kb.
|
![]() Пояснительная записка Настоящая программа по музыке для 5-6 класса составлена на основе документов: - федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1089 от 05.03.2004г.) на базовом уровне, - примерная программа основного общего образования по музыке, - Образовательная программа МБОУ Ефремкинской СОШ №8 и учебный план на 2013-2014 уч.г. (приказ №1 от 31.08.2013), - Положение МБОУ Ефремкинской СОШ №8 «О порядке разработки и утверждения рабочих прорграмм учебных курсов, предметов (модулей)», - авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 90, [6] с.), Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Искусство. Музыка.» в 5- 6 классе по 35 часов. В связи с малой накопляемостью обучающихся в 5-6 классах, они объединены в класс-комплект для совместного изучения учебного курса «Искусство. Музыка». Рабочая программа на 2013 – 2014 учебный год составлена из расчета один учебный час в неделю на два класса. В 2013-2014 уч.г. изучается программа 5 класса совместно учащимися 5 и 6 классов. ^ Содержание предмета раскрывается в двух крупных разделах —≪Музыка и литература≫, ≪Музыка и изобразительное искусство≫. Тематическое построение соответственно предполагает знакомство школьников с жанрами музыки. Это музыкальные жанры: песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел ≪Музыка и литература≫); специфические жанровые разновидности — музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел ≪Музыка и изобразительное искусств». Предмет предусматривает изучение музыки в единстве с тем, что ее рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. Этот предмет призван научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь. Предполагает постоянную координацию курса с другими предметами: литературой ( литературные произведения и жанры — например, сказки Х. К. Андерсена, поэма А. С. Пушкина ≪Руслан и Людмила≫, стихотворенияА. С. Пушкина ≪Зимний вечер≫, ≪Вот север, тучи нагоняя...≫, ≪музыкальная≫ басня — Г. Малер. ≪Похвала знатока≫, общие для литературы и музыки понятия — интонация, предложение, фраза); изобразительным искусством (жанровые разновидности —портрет, пейзаж; общие для живописи и музыки понятия —пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска и т. д.); историей (изучение древнегреческой мифологии —К. В. Глюк. ≪Орфей≫);мировой художественной культурой (особенности художественного направления ≪импрессионизм≫);русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приема ≪описание≫ — описание романса К. Дебюсси ≪Оград бесконечный ряд≫); природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой). Междисциплинарные взаимодействия осуществляются при параллельном освоении материала в рамках указанных предметов. ^ формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи: - научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека; - научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний; - развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве; - воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях; - воспитывать культуру мышления и речи. ^ По итогам освоения программы обучающиеся должны знать/понимать: - содержание пройденных произведений искусства, их названия, авторов; - знать, что разные виды искусства существуют совершенно самостоятельно и независимо друг от друга; - знать, что разные виды искусства по-разному отзываются на одно событие. Иметь представление о том, что каждое из искусств помогает глубже понять другое; - знать художественные особенности музыкального импрессионизма, а также имена композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля; уметь: - находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством; - выражать знания, полученные в классе, в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков; - определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров; - распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений; - творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении; - участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации); использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки; - певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках; - самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости; - определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности. Критерии и нормы оценки. Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.
Оценка "5" -учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; -правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; -умеет подметить и изложить наиболее характерное. ^ -учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; -умеет подметить, но не совсем точно излагает наиболее характерное. ^ -учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; -допускает неточность в изложении изученного материала. Оценка "2" -учащийся допускает грубые ошибки в ответе; -не справляется с поставленной целью урока; ^ -учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала. Содержание образовательной программы. Тема : «Музыка и другие виды искусства» ^ Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Введение в тему года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения. Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке (на примере песни «Гвоздь и подкова»). Музыка в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим. Методы наблюдения, сравнения сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства. Музыкальный материал: С. Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром №3 (слушание). И. Хрисаниди «Родина»; В. Алеев, стихи С. Маршака «Гвоздь и подкова» (пение). Творческое задание: «Письмо Богине Музыке». ^ Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Откуда берётся музыка? Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чём состоит единство истоков видов искусства. Какие миры открывает искусство. Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа. Роль музыки в семье искусств, её влияние на другие виды искусства. Искусства различны – тема едина. Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства. Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства. Сравнение художественных произведений, с точки зрения сходства их образов и настроений. ^ Музыка К. Дебюсси, «Снег танцует»; П. Чайковский. «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь»; Р. Шуман, «Первая утрата»; М. Таривердиев «Маленький принц» (слушание). Г. Струве, стихи И. Исаковой, «Музыка»; Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина, «Крылатые качели»; Й. Гайдн, русский текст П. Синявского, «Мы дружим с музыкой» (пение). Литература А. де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»; X. К. Андерсен, «Соловей»; А. Толстой, «Осень. Осыпается наш бедный сад...» Живопись А. Осмеркин «Ветлы у пруда», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Шишкин «В лесу графини Мордвиновой», И. Айвазовский, «Чёрное море»; Леонардо да Винчи, «Джоконда»; Н. Ге, «Портрет Л.Н. Толстого»; И. Репин, «Портрет А.Г. Рубинштейна»; И. Левитан, «Осенний день. Сокольники»; И. Бродский, «Опавшие листья». Творческое задание: иллюстрации на тему «Звучащая природа», составление варианта урока-концерта «Природа в искусстве». Музыка и литература. ^ Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства. Слово и музыка – два великих начала искусства. Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях. Черты сходства между литературой и музыкальной речью. Влияние музыкально-поэтических интонаций на инструментальную музыку. Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст. Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. ^ Музыка М. Глинка, стихи А. Пушкина, «Я помню чудное мгновенье»; Ф. Шуберт, стихи В. Мюллера, «В путь»; В. Моцарт симфония №40 I часть, фрагмент; П. Чайковский концерт №1 для ф-но с оркестром III часть, фрагмент; М. Мусоргский, «Кот Матрос» (слушание). «Весёлый мельник», американская народная песня; «Веснянка», украинская народная песня (пение). Живопись Ян Вермеер, «Художник в мастерской»; В. Серов, «Портрет Ф.И. Шаляпина»; В. Тропинин, «Портрет А.С. Пушкина». Творческое задание: сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи», П. Элюара «Музыкант» (на выбор). ^ Музыкальная викторина по пройденным произведениям за четверть. Тесты по пройденным темам. ^ Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства. Песня – верный спутник человека. Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека. Мир русской песни. О чём поётся в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях. Песни народов мира. Для чего мы изучаем народную музыкальную культуру других стран. Почему народная поэзия, народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения. В чем состоит своеобразие жанра песни без слов (на примере Песни без слов № 14 Ф. Мендельсона). ^ Музыка В. Баснер, стихи М. Матусовского, «С чего начинается Родина?»; русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон»; польская н.п. «Висла»; Г. Малер, «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон, «Песня без слов» №14, фрагмент (слушание). Ю. Тугаринов, стихи Е. Румянцева, «Если другом стала песня»; А. Александров, «Уж ты зимушка-зима» (пение). Литература Ю. Нагибин, «Книга детства», фрагмент; В. Астафьев, «Последний поклон», фрагмент.Живопись И. Шишкин, «Среди долины ровныя»; В. Поленов, «Монастырь над рекой»; И. Левитан, «Вечерний звон». ^ Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства. Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Мир образов, запечатлённый в звуках романса. Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе. Мир человеческих чувств. Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе. Роль фортепианного сопровождения в романсе. ^ Музыка М. Глинка, стихи Н. Кукольника, «Жаворонок» (слушание, пение); С. Рахманинов, стихи И. Бунина «Ночь печальна» (слушание). Живопись И. Левитан. «Цветущие яблони», «Весна. Большая вода»; И. Грабарь, «Февральская лазурь». ^ Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства. Народная хоровая музыка. Главные особенности народной хоровой песни. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш». Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Что может изображать хоровая музыка. Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах. ^ Музыка Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский, «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков, «Вхождение в невидимый град», Г. Свиридов, «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание). Канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно» (пение). Живопись К. Юон, «Вид Троицкой лавры»; В. Суриков, «Посещение царевной женского монастыря», И. Билибин, «Преображённый Китеж». ^ Итоговое тестирование. 9. Опера (2 часа) Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства. Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Великие русские композиторы, художники, артисты – создатели оперных произведений. Что такое оперное либретто. В чём состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника. Из чего состоит. Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях. ^ Музыка М. Глинка, Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»; Н. Римский-Корсаков, Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание). М. Глинка, финальный хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды» (пение). Живопись А. Головин, «Портрет Ф. Шаляпина в роли Б. Годунова», М. Шишков, «Сады Черномора»; А. Васнецов, «Берендеевка», «Снегурочка». ^ Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Творчество выдающихся отечественных композиторов. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства. Единство музыки и танца. Что отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. Взаимодействие оперы и балета. Как по-разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр. «Русские сезоны» в Париже – звёздный час русского балета. Великие создатели «Русских сезонов». Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Многоплановость в балете «Петрушка» И. Стравинского. Изобразительность балетной музыки. ^ Музыка М. Глинка, Мазурка из оперы «Жизнь за царя», II д.; Ф. Шопен, Мазурка ля минор; И. Стравинский, «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский, Вариация II из балета «Щелкунчик». Е. Адлер, стихи Л. Дымовой, «Песня менуэта» (пение). Живопись С. Сорин, «Тамара Карсавина в «Шопениане»; Б. Кустодиев, «Масленица», «Ярмарка»; А. Бенуа, «Петербургские балаганы». ^ Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор – поэт – художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства. Музыкальность слова. Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чём проявляется музыкальность стихотворения А. Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н. Гоголя. Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки. Музыка – главный действующий герой рассказа И. Тургенева «Певцы». Бессмертный памятник литературы – «Миф об Орфее». ^ Музыка К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание). М. Яковлев, стихи А. Пушкина, «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер» (пение). Литература А. Пушкин, «Зимний вечер»; Н. Гоголь, «Сорочинская ярмарка», фрагмент; И. Тургенев, «Певцы. Фрагмент»; «Миф об Орфее». ^ Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной). Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Калласс, С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина. Элементарные приёмы создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создание своих первых творческих работ с применением ИК технологий. |
![]() | Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по иностранным языкам. Приказ Министерства образования и науки... | ![]() | Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ мо российской Федерации №1089 от 05. 03. 2004 «Об утверждении... |
![]() | Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (приказ мо РФ от 05.... | ![]() | Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (приказ мо РФ от 05.... |
![]() | Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (приказ мо РФ от 05.... | ![]() | Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе, утвержденного приказом Минобразования... |
![]() | Российской Федерации от 06. 10. 2009 №373, 17. 12. 2010г. №1897. Зарегистрировано в Минюсте РФ 02. 2011г. №19644) и федеральный компонент... | ![]() | Мбоу «Озерная средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района рт» |
![]() | Федеральный государственный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего... | ![]() | Федеральный государственный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего... |