Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения




Скачать 88.39 Kb.
НазваниеСтихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения
Дата публикации15.06.2014
Размер88.39 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
МБОУ СОШ с. Братовщина

Долгоруковского района Липецкой области


И.С. Тургенев
Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения
Учитель: О.В. Коновалова

Декабрь – 2012 г.

Конспект урока литературы в 7 классе

Тема урока: Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения. (Слайд)

Цели урока: - выявление художественной идеи стихотворения в прозе, художественного своеобразия стихотворения;

- формирование навыков выразительного чтения, работы с иллюстрациями, таблицами и терминами, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом;

- развитие нравственно-эстетических представлений обучающихся в процессе выявления художественной идеи произведения, состоящей в идее равенства и братства всех людей.

Оборудование: презентация к уроку, иллюстрации обучающихся, проектные работы

^ Эпиграф к уроку: «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным
состоянием людей». (Слайд)
Ф.М.Достоевский

Ход урока

  1. Слово учителя. Сообщение темы, прочтение эпиграфа

Сегодня мы обращаемся к прочтению и анализу ещё одного тургеневского творения – стихотворения в прозе «Нищий». Дома вы познакомились с этим произведением, попытались самостоятельно разобраться с его содержанием и художественными особенностями. Какие же задачи сегодня мы будем решать?

Учащиеся: Вспомнить особенности жанра стихотворение в прозе, углубить представление о нём; понять основную мысль, проблему, поднятую в произведении; рассмотреть средства, при помощи которых автор доносит до нас идею стихотворения.

После ответов школьников - ( Слайд)

Учитель: Иными словами – постичь художественное своеобразие этого стихотворения на основе вашей исследовательской работы, мини - проектов, которые вы приготовили, выявить художественную идею произведения.

В этом и будет заключаться цель нашего урока. (Слайд)

Итак, наш первый мини-проект «История обращения И.С. Тургенева к замыслу написания «Стихотворений в прозе»».
2. Сообщение Пахомовой А. (Слайд)

Всем известно, что слава к И.С. Тургеневу пришла вместе с публикацией рассказов, объединенных впоследствии в сборник «Записки охотника». В течение всей своей жизни, не переставая заниматься самообразованием, Тургенев будет постоянно работать над прозаическими произведениями малого и большого жанра.

А последние годы он решился на смелый художественный эксперимент в области малого прозаического жанра. За год до смерти писателя в печати появился сборник «Senilia» («Старческое»). Его составляли очень короткие прозаические тексты, в которых писатель без утайки говорил обо всём, рассказывал о надеждах и разочарованиях, вспоминал ярчайшие впечатления жизни. (Слайды 6,7)

Так сложилась жизнь И.С.Тургенева, что, любя Россию, он часто и надолго уезжал за границу. А с 1858 года его жизнь стала делиться на «европейские, зимние» и «российские, летние» сезоны. (Слайд)

За границей И.С. Тургенев активно пропагандирует русскую литературу и культуру, сам переводит произведения русских писателей на французский и немецкий языки.

Растет его общеевропейская слава: в 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он - почетный доктор Оксфордского университета. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве.

И, тем не менее, особенно в последние годы жизни, И.С.Тургенев будет глубоко страдать от одиночества: не сложилась личная жизнь, не наладились взаимоотношения с дочерью, оттого, что он мало сделал для России. В 1882 году он принимает окончательное решение вернуться на Родину. 13 февраля он напишет своему другу Анненкову:

«Хочется поскорее добраться до деревни. Авось там присяду за работу». Но тяжёлая болезнь не дала осуществиться планам писателя. Последний в своей жизни Новый год он встретит в обществе русских художников. Бывший на этом вечере великий князь Константин отмечает в своём дневнике: «Иван Сергеевич прочёл три маленьких рассказа. Меня поразило, как он от болезни постарел, ослаб, так что жалко смотреть». В письме к Полонским сам Тургенев напишет: «Болезнь не только не ослабевает, она усиливается, страдания невыносимые...Жажда смерти растёт».... А когда боль притуплялась и сознание возвращалось к нему, он брал в руки перо и продолжал писать свои стихи, которые сам назвал «последними вздохами ... старика». За несколько дней до смерти Тургенева навестили соотечественники, кто-то попросил у умирающего писателя что-либо на память. Тургенев, показав глазами на листки с последними стихами, сказал: «Возьмите вот это».

^ Учитель. (Слайд)

«Стихотворения в прозе» принято считать циклом. Мы уже читали стихотворения в прозе из этого цикла: «Русский язык», «Воробей».

Тематический круг цикла складывается из немногих тем: воспоминания о недавней любви, размышления о неотвратимости смерти, раздумья о ничтожности человеской жизни перед лицом смерти.

Стихотворения отличаются аллегоричностью, особой романтической приподнятостью, исключительностью или необычностью повествования, нравоучительностью. Таково ещё одно стихотворение в прозе «Нищий».

Давайте вспомним отличительные признаки жанра. (Слайд)

( ^ Отсутствие рифмы и ритма, членение текста на небольшие абзацы, обращение к чувствам лирического персонажа, выражение личных переживаний и впечатлений)

4. Первое погружение в текст.

- Выразительное чтение учителем текста стихотворения в прозе «Нищий». /Чтение проходит в минорном музыкальном сопровождении /
^ 5. Второе погружение в текст
Беседа с элементами анализа текста:
- Какие чувства испытали вы, прослушав стихотворение?

Учащиеся: Чувство жалости, сострадания к несчастному человеку, оказавшемуся в бедственном положении. Чувство стыда, что в мире есть люди, которым мало кто хочет помочь…
Учитель: Именно такое чувство испытывал и сам автор, когда создавал это произведение, ведь, читая талантливое лирическое произведение, мы проникаемся теми же эмоциями, что и их создатель.
- Какая картина возникает в вашем воображении?

(Обращение к репродукциям картин «Нищие певцы» В.М. Васнецова, «Чаепитие в Мытищах» В.Г. Перова). Иллюстрация ученицы. Комментарий. (Слайды 12 - 14)

- А что же означает слово нищий.

(Выявление значения слова «нищий» в понимании обучающихся, а затем

сопоставление с определением значения слова в различных словарях).

Нищий - 1) очень бедный, неимущий, живущий подаянием (Нищая старушка, лишённый внутренних интересов, духовно опустившийся человек (Нищий духом) /Словарь русского языка. Ожегов С.И., М., «Русский язык», 1984 г., с.357/

Нищий - 1) такой, который не имеет никаких средств к существованию, который живёт подаянием (Нищий человек) 2)крайне бедный, скудный (Нищий край) / Комплексный словарь русского языка. Тихонов А.К. ,М., «Медия», 2005 г., с.335

- С помощью каких художественных деталей Тургенев подробно прорабатывает портрет нищего? Что подчёркивает писатель в образе героя?

Найти ключевые слова и словосочетания.

( Воспалённые слезливые глаза, посинелые синие губы, нечистые раны, дряхлый старик, несчастное существо, красная, опухшая, грязная, трепетная рука)

Учитель: Каким мы видим портрет лирического героя? Дорисуйте его портрет.
(Учащиеся: Строгий костюм, шляпа, пальто, белое кашне…Это обеспеченный, благополучный человек, интеллигент, дворянин.)
- Почему автор называет руку нищего «трепетной»?

(Бедность не убила в человеке способность переживать, жить, чувствовать)

- Описание помогает увидеть воочию старика нищего, даже услышать его голос, шорох его лохмотьев. Как эти звуки передаёт автор?

(Аллитерации Ш, Х, С, Ч, O – нищий, дряхлый, шершавые лохмотья, нечистые, несчастное существо, прошамкал, опухшую и т.д. помогают не только увидеть, но и услышать).

- Какие глаголы передают состояние нищего? О чём свидетельствует выбор лексики?

(Стонал, мычал, прошамкал. Автор хочет передать состояние героя. Старику трудно говорить, голос героя становится всё глуше).

- Найдите причастия, передающие состояние лирического героя в стихотворении.

(Потерянный смущённый, похолодевшие).

- Сколько раз в тексте встречаются предложения с многоточиями? Прочитайте их выразительно. Какова их функция в тексте?

(7 раз встречаются предложения с многоточиями. С их помощью передано крайнее волнение лирического героя)

- Какое образно-выразительное средство подчёркивает настроение лирического героя?

(Риторическое восклицание «О, как безобразно оглодала бедность это несчастное существо…, передаёт возмущение и сострадание лирического героя).

- Как называет лирический герой нищего? Назовите количество словоупотреблений.

(Несчастное существо - 3 раза, нищий – 3 раза, брат – 5 раз).

Вывод. Лирический герой способен думать и чувствовать. Он увидел в старике человека, достойного уважения и сострадания.

6. Работа с карточками. Давайте посмотрим, как проявляет себя лирический герой в произведении? (Слайд)

Заполнение правой части таблицы.

Приёмы

Примеры

В эпитетах

Трепетную руку, шершавые лохмотья, потерянный

В разнообразных повторах, в интонационном строе речи

«Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат»

В восклицаниях, обращениях, прямых оценках

«О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!»


7. ^ Проверка индивидуального домашнего задания. Исследовательская работа с текстом. Выписать из текста существительные (1в.), прилагательные (2в.), глаголы и формы глагола (3в.), местоимения (4в.). Посчитайте количество словоупотреблений. О чём это свидетельствует?

(В стихотворении использовано 12 прилагательных. Все они характеризуют нищего: ярко и точно подчёркивают особенности его внешности и речи.
Глаголы использованы не для создания динамики, а для характеристики нищего: «протягивал… руку», «стонал», «мычал о помощи», «ждал», «рука слабо колыхалась и вздрагивала», «уставил на меня…глаза».
^ В миниатюре преобладают существительные (их 30), потому что автор хочет запечатлеть жизненную картину.
Особенный оттенок искренности придают стихотворению личные и притяжательные местоимения «я», «меня», «моего»).
^ Таким образом, можно сделать вывод, что И.С.Тургенев мастерски использовал выразительные средства морфологии).
Вывод. Тургенев стремился к тому, чтобы эта возвышенная, с философскими раздумьями речь пробудила отклик в читателе и вызвала в нём такие же чувства, отрешённость от обыденного и благородную красоту переживаний.

8. Как вы понимаете слова нищего о том, что пожатие руки «тоже подаяние»?

(Это признание его человеком, братом, - дает ему не меньше, чем подаяние).

- А какое подаяние получил от нищего автор?

(Нищий видит, что в своей сытой, благополучной жизни прохожий не утратил способности быть

человеком. И это самое важное).
9. Стихотворение в прозе «Нищий» заставляет нас задуматься о смысле жизни и натолкнуть на размышления о том, а что же получаем мы взамен, подавая милостыню. И как решается эта проблема в других произведениях литературы, уже известных нам, например, в творчестве А.И Куприна.

^ Свои проектные работы по данной проблеме предлагают Щеглова А. и Маранчева К.
10. Обобщение

В заключение хочется привести слова А.П.Чехова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…». Таким человеком сегодня для нас был великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев.

10. Заключительное слово учителя

Рано или поздно мы все уйдём из жизни. Будем ли мы испытывать желание уйти хорошо, достойно? Наверное, и И.С.Тургенев, умирая на чужбине, хотел не только уйти хорошо из жизни, но и оставить после себя что-то хорошее. Ведь даже самый хороший человек - грешный человек. А если он ещё и одинок, то пусть хоть кто-то вспомнит о нём.
- Кто обязательно вспомнит автора? (^ Нищий )
- Так что получил автор от нищего? (Благодарность нищего за сочувствие, память)

Итоги урока. Продолжите фразу «На сегодняшнем уроке я ….(Слайд)
VIII. Домашнее задание / учащиеся выбирают одно из заданий в зависимости от уровня образовательных способностей и интересов ученика/(Слайд)

1.Сочинение – рассуждение:
- «Всякий ли человек заслуживает звание «Человек»?
- «Какие мысли и чувства вызвало у вас стихотворение И.С.Тургенева «Нищий»?

2. «Милостыня». Что означает это слово? Приведите примеры из личных наблюдений, которые соответствуют понятию милостыня.

3. Написать стихотворение в прозе.

4. Подготовить выразительное чтение других стихотворений в прозе И.С.Тургенева, прочитать рассказы Ф. Достоевского «Мальчик с ручкой», «Мальчик у Христа на ёлке»
5. Нарисовать иллюстрации к стихотворению (ям) в прозе И.С.Тургенева




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения iconУрок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения...
Цель урока: выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий»

Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения iconИ. С. Тургенев «Senilia. Стихотворения в прозе» Построим «фишбоун»...
Во время чтения текста выполните пометы на полях: «V» уже знал(а), «+» новое, «-» думал(а) иначе, «?» не понял, есть вопросы

Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения iconПрочитайте произведение И. С. Тургенева – стихотворение в прозе «Нищий»...

Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения icon"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева"
««Хочу Вас поблагодарить за эту ткань из солнца, радуги, алмазов, женских слез и благодарной мужской мысли, которая называется «Стихотворения...

Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения iconТекст по русскому языку для 9 класса Стихотворение в прозе «Нищий» И. С. Тургенева (1878 г.)
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, грязные лохмотья, нечистые раны О, как безобразно обглодала бедность это несчастное...

Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения iconУрок литературы в 6 «В «классе Тема урока: «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева
...

Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения icon"Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева
Обучающие: познакомить учащихся с новым жанром лирики-стихотворения в прозе; учить приемам исследовательского характера, аналитической...

Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения iconТема: Стихотворения в прозе И. С. Тургенева. 7 кл
Стихотворения в прозе были написаны Тургеневым за границей в последние годы его жизни, в них отразился сам писатель, его восхитительный...

Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения iconТема: Стихотворения в прозе И. С. Тургенева. Класс
Стихотворения в прозе были написаны Тургеневым за границей в последние годы его жизни, в них отразился сам писатель, его восхитительный...

Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения iconI. Словарь литературоведческих терминов
«Поэмы в прозе» Бодлера, «Стихотворения в прозе» Эдгара По. Указанными выше свойствами обладают иногда лирические отступления в крупных...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница