Рабочая программа по курсу обучение грамоте (чтение) и курсу «Литературное чтение»




НазваниеРабочая программа по курсу обучение грамоте (чтение) и курсу «Литературное чтение»
страница1/14
Дата публикации18.06.2014
Размер1.67 Mb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



1.Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу обучение грамоте (чтение) и курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов является компонентом ООП МБОУ НОШ № 12 «Гармония» и разработана на основе:

  • примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»;

  • планируемых результатов освоения обучающимися основой образовательной программы начального общего образования МБОУ НОШ № 12 «Гармония»

  • сборника «Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. «Литературное чтение», автор В. А. Лазарева» , созданной в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования,

  • планируемых результатов начального общего образования, требований к результатам, освоения ООП начального общего образования, позволяющих формировать УУД по предмету.

Цель курса литературного чтения :

- закладывание основ воспитания интеллигентного человека, образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, различая художественные и псевдо художественные произведения;

- нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ её теории и практики анализа художественного текста

- осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

Задачи:

  • расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

  • опираясь на знания и умения, приобретённые в первый год изучения предмета, выйти на более глубокое освоение художественных произведений детьми, расширить их литературные знания и нравственные представления.

  • воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров, обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нем;

  • создание условий для постижения школьниками многоплановости художественного словесного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;

  • развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами:

  • восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения);

  • их интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания);

собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему).

- развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре; формирование личности гражданина России;

- формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов и прежде всего - художественного; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;

- ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров;

- формирование коммуникативной компетентности учащихся;

- формирование умения искать необходимую информацию в справочных изданиях, детских журналах и грамотно использовать Интернет, удовлетворяя свою природную и приобретенную познавательную активность.

Преподавание литературного чтения опирается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкретическим творцом одновременно в изобразительной, музыкальной, игровой деятельности. Курс литературного чтения продолжает, но уже целенаправленно. Обращенность текстов к возрасту, близкому читательскому, знакомые сюжетные коллизии, узнаваемые ситуации способствуют личностному восприятию учениками читателями художественных произведений. Возможности возраста позволяют включить учащихся в осмысление более сложных нравственных проблем, чем раньше. Углубляются через осмысление истоков и традиций представления детей о нравственности и душевных качествах народного героя: о совестливости и великодушии, об отваге и смелости, доброте и терпении, смекалке и находчивости. Анализируя народные сказки, дети осознают, что главными достоинствами русского человека наш народ всегда считал героизм при защите своей Родины, доброту и трудолюбие. Расширяются представления детей о мире и жизни других народов через изучение мифов и зарубежного фольклора.

Реализуя принципы системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию учащихся и возможности возраста учеников читателей, в учебник введена проектная деятельность. Это «Музейные странички». По сути дела, это долгосрочный социальный проект классного музея старинных вещей. Эта работа связана с изучаемым материалом, но выходит за рамки урока и школы, вовлекая семью ребенка в учебно-познавательный процесс, что создает дополнительный воспитательный эффект. Кроме того, это способ перевести учебную деятельность детей с вербального уровня на социальный уровень дела, поступка. Учебный материал позволяет продолжить и углубить осмысление учащимися важнейших нравственных проблем: семья как частица общества и основа продолжения рода; роль семейных и национальных традиций; истоки героического поступка, незаметная красота обыденного и др., а также формировать через противопоставление такие нравственные понятия, как великодушие и душевная черствость, подлость и благородство, верность и предательство, отвага и трусость.

У учащихся развиваются и совершенствуются навыки написания творческих работ на литературные темы. Они осваивают такие формы письменных работ, как сочинение - рассуждение о нравственной проблеме, этюд (описание природы), сказка, сочиненная по элементам сюжета («функциям» по В.Я. Проппу) или «в заданном ключе» (по Дж. Родари), сочинение по картине, отзыв на книгу, пробуют сочинять былину, миф и рассказ по образцу и с «опорами».

^ 2. Общая характеристика учебного предмета.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность 23 учебных недели определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного, букварного, послебукварного .. Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы. Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний

Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения .

Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение

следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;

  • развитие художественно творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно познавательными текстами;

  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1. ^ Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы),который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают обще-учебное умение осознанно читать тексты. Поскольку курс литературного чтения для 1 —4 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы в средней общеобразовательной школе, то на этом этапе наряду с формированием умений осмысленно читать вслух и про себя идет подготовка к изучению литературы на уровне, доступном детям 6 —10 лет.

  1. ^ Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

  1. ^ Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

  1. ^ Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте »: его продолжительность (приблизительно)23 учебные недели по 9 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению),что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. В примерной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно в курсе как литературного чтения, так и русского языка. После курса обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

3. Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение».

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…

Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
^ 4. Описание места предмета «Литературное чтение» в учебном плане.

Согласно базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 448ч, из них в 1 классе 40ч (4ч в неделю 10 учебных недель), во 2,3,4 классах по 136 ч ( 4 ч в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).

^ Чтение и читательская деятельность.

1.Организация учителем индивидуальной деятельности со слабоуспевающими учащимися, составление планов индивидуальных занятий с детьми, организация системы работы, направленной на повышение мотивации к чтению (в течение года).

2.Тестирование учащихся с целью проверки осознанности чтения (начиная со второй четверти второго класса: одно тестирование в полугодие в каждом классе).

3.Для проверки умений и навыков чтения побираются тесты, доступные по лексике и содержанию, и соответствующие возрастным особенностям учащихся.

4.При проверке осмысленности прочитанного после чтения проводится беседа, устанавливающая понимание, как общего смысла текста, так и отдельных предложений, словосочетаний и слов.

^ Таблица тематического распределения количества часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Пример

ная програм

ма

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

I

Литературное чтение




448

40

136

136

136

1.

Аудирование

(слушание)

30-40

31

7

8

8

8

2.

Чтение

190-225

197

13

60

62

62

3.

Культура речевого общения

100-110

103

5

30

31

37

4.

Культура письменной речи

20-25


20


-


8


6


6

5.

Литературоведческая пропедевтика





15


3


4


4


4

6.

Круг детского чтения





76


10


24


24


18

7.

Творческая деятельность уч-ся (на основе литературных произведений)







6



2



2



1


1




^ 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного курса «Литературное чтение»
Личностными результатами обучения в начальной школе являются:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения,

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя,

- знакомство с культурно - историческим наследием России, общечеловеческими ценностями,

- восприятие литературного произведения как особого вида искусства,

- полноценное восприятие художественной литературы, эмоциональная отзывчивость на прочитанное,

- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника

- формирование умения видеть красоту, ценность и хрупкость мира;

- развитие ценностного отношения к природе, окружающей среде, к культуре и искусству;

- умение воспринимать прекрасное: и в природе, и в сфере человеческих чувств, и в пространстве культурных ценностей,

- умение переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются:
- освоение приёмов поиска нужной информации, овладение алгоритмами основных учебных действий,

- нахождение средств художественной выразительности, умение высказывать и пояснять свою точку зрения,

- освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром,

- формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе,

- овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне,

- осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы;

- овладение основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов;

формирование умений:

- выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстовых);

- осваивать в ходе практических упражнений широкий спектр логических действий, операций, приемов решения учебных задач;

- учиться воспринимать и анализировать не только тексты, но и внетекстовые компоненты;

- овладевать навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.),

так и вне его содержания - в справочной литературе;

использовать ресурсы библиотек, осуществлять поиск информации в сети Интернет; записывать,

фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

расширять сферы познавательных интересов;

вырабатывать умение ориентироваться в большом текстовом массиве, выполняя ряд специальных заданий для нахождения

информации, постоянно возвращаясь к уже прочитанным текстам с новыми задачами и на новых основаниях

формировать умение работать с учебником, книгой (умение найти нужное место в уже прочитанной книге,

умение листать и бегло просматривать уже изученный текст);

развивать умение сравнивать: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений

разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы;

разрешать возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.

Данные уровни решаются комплексно:

через работу над техникой и выразительностью чтения формировать умение смыслового анализа текста;

развивать творческую речевую деятельность;

навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывать при размышлении над особенностями текста

в процессе его слушания и перечитывания с различными целями;

через многократное перечитывание текста произведения решать познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией,

в разном темпе, найди завязку и развязку истории;

формировать умение выполнять литературный анализ текста, который направлен на углубление понимания его смысла,

позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе;

развивать разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты.

формировать выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации;

формировать умение чтения по ролям, чтения наизусть, драматизации произведений;

развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме;

наблюдать за художественными особенностями текста, связывать понимание литературы с навыком осознанного чтения.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются:

- формирование необходимого уровня читательской компетентности,

- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов,

-умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу,

- умение работать со словарями и справочниками

- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности,

- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, о героях, о событиях, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания;

- умение декламировать (читать наизусть), выступать перед знакомой аудиторией с небольшим сообщением.
^ 6. Содержание учебного предмета.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу обучение грамоте (чтение) и курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа по курсу «Литературное чтение»
Данная рабочая учебная программа по курсу «Обучение грамоте» разработана в соответствии со ст. 14 п. 5, ст. 15 п. 1, ст. 32 п. 2...

Рабочая программа по курсу обучение грамоте (чтение) и курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение» (обучение грамоте)
В. Г. «Литературное чтение» (обучение грамоте) – М.: Просвещение, 2011 г., авторской программы Климановой Л. Ф., Бойкиной М. В. «Литературное...

Рабочая программа по курсу обучение грамоте (чтение) и курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа по курсу «Литературное чтение»
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...

Рабочая программа по курсу обучение грамоте (чтение) и курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение (обучение грамоте)»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм и доп на 2011 г. / Министерство образования...

Рабочая программа по курсу обучение грамоте (чтение) и курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа по курсу «Литературное чтение» 2 класс (Базовый уровень)
Программа «Литературное чтение» Чураковой Н. А. (Умк«Перспективная начальная школа»)

Рабочая программа по курсу обучение грамоте (чтение) и курсу «Литературное чтение» iconПояснительная записка к курсу «Литературное чтение»
Рабочая программа по курсу литературного чтения для учащихся 3-го класса рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели)...

Рабочая программа по курсу обучение грамоте (чтение) и курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение»
Программа разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой (Литературное чтение. Сборник программ к...

Рабочая программа по курсу обучение грамоте (чтение) и курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа по курсу «Обучение грамоте» разработана на основе...
Всего часов на учебный год в первом полугодии объединяет часы предметов «Русский язык» — 5 часов(80ч.) в неделю и «Литературное чтение»...

Рабочая программа по курсу обучение грамоте (чтение) и курсу «Литературное чтение» iconРабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение»
Мо и н РФ от 06. 11. 2009 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов...

Рабочая программа по курсу обучение грамоте (чтение) и курсу «Литературное чтение» iconПрограмма по курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов разработана...
Введение Программа по курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница