Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов




Скачать 318.43 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
страница1/2
Дата публикации19.06.2014
Размер318.43 Kb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

  • Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, Москва, «Прусское слово», 2006 год

  • Примерная программа основного общего образования по литературе. Министерство образования и науки Российской Федерации.

Изучение курса литературы проводится по учебнику «Литература». 7 класс Г.С.Меркин, Москва, «Русское слово», 2010 год. Рабочая программа включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, в неё также включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом: русские народные песни (как один из жанров устного народного творчества); «Повесть о Петре и Февронии Муромских»; М.В.Ломоносов, отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»; А.С.Пушкин «Полтава»; Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре»; М.Горький «Легенда о Данко»; И.С.Шмелёв «Русская песня»; М.М.Пришвин «Москва-река»; К.Г.Паустовский «Мещёрская сторона» (отдельные главы); Б.Л.Васильев «Экспонат №…»; Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ»; стихотворения Мацуо Басё; стихотворения Я.Купала.

В соответствии с государственным образовательным стандартом изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

  • формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа, интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации (в том числе в сети Интернет).

Программа решает основную цель преподавания литературы - развить представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру читательского восприятия, понимание авторской позиции, читательских интересов, художественного вкуса.

Цель преподавания литературы определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы.

Воспитательные задачи:

  • формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса;

  • верное и глубокое постижение прочитанного;

  • формирование прочного, устойчивого интереса к книге;

  • воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи:

  • формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа;

  • освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

  • формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте;

  • формирование умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Для реализации задач литературного образования в 7 классе используется концентрический на хронологической основе вариант построения курса. В 7 классе в основе формирования представлений о литературе как виде искусства слова находитсяпонимание творчества и творческого процесса. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Программа нацелена на развитие личности, познавательных и творческих способностей учащихся, помогает реализовывать современные подходы к преподаванию литературы:
- "Развитие речи" (практико-ориентированный и деятельностный подходы);
- "Связь с другими искусствами" (работа с иллюстрациями, рисунками, фрагментами фильмов;
- "Возможные виды внеурочной деятельности" (деятельностный, личностно- ориентированный дифференцированный подход к обучению).
^ Ведущие формы и методы обучения:

  • методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, методы эмоционального стимулирования, методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований);

  • методы организации и осуществления учебных действий и организаций (лекция, рассказ, беседа, методы иллюстраций, демонстраций, сочетание словесных и наглядных методов, методы упражнений, индуктивные, дедуктивные, метод аналогий, проблемно-поисковый (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка), самостоятельная работа с книгой);

  • методы контроля и самоконтроля (методы устного контроля, письменного контроля, методы самоконтроля)

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Национально-региональный компонент изучается интегрировано на уроках литературы в разных разделах программы и составляет 10% от курса (7 часов). Эти часы спланированы учителем и внесены в разделы программы с использованием программно-методических материалов (Программа регионального компонента по литературе для 5-11 классов. / Авторы: Скепнер Л.С., Артюгина Т.Ю., Валькова Е.И. – Архангельск, 2007).

Практическая часть тематического планирования соответствует требованиям программы: для уроков внеклассного чтения отведено 8 часов. Уроки развития речи спланированы в соответствии с методическими рекомендациями АО ИППК: 6 аудиторные творческие работы. (Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Архангельской области. – Архангельск, 2010.)

^ Формы организации обучения

- индивидуальная;

- групповая;

- парная;

- коллективная.

Формы контроля:

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- чтение наизусть;

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- различные виды пересказа;

- тестирование;

- написание сочинений.

 Оценка устных ответов учащихся.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

Оценка сочинений

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Первая отметка ставится по предмету литература, вторая – по предмету русский язык.

         В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

-      правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

-      соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

-      точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка "5" ставится за сочинение:

-        глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;

-        стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;

-        написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

-        допускается одна - две неточности в содержании.

Оценка "4" ставится за сочинение:

-   достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

-   логическое и последовательное в изложении содержания;

-   написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

-   допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Оценка "3" ставится за сочинение, в котором:

-   в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

-   материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

-   материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,

-   обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.

Оценка "2" ставится за сочинение, которое:

-   не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на

-   характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

-   отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка"1" ставится за сочинение:

-        написанное не на тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

-        содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки

- работа содержит текст, полностью списанный из другого источника

 Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.


Содержание тем учебного курса


№№

п/п

Темы

Количество часов (68)

По теме(53ч)

По внеклассному чтению(8ч)

Р.К.(7ч)

1.

Введение. Любите читать!

1








2.

^ Из устного народного творчества

Былины. «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».

Р.К.1 Северные лирические песни.

3

1

1

3.

^ Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет»: «…И вспомнил Олег коня своего…»«Повесть о Петре и Февронии Муромских». «Житие Сергия Радонежского».

2

1




4.

^ Из литературы XVIII века Учение

М.В. Ломоносова о «трех штилях». Из оды «На день восшествия…». Особенности жанра оды.

1







5.

^ Г.Р. Державин «Властителям и судиям». Художественная идея стихотворения. «Признание».

1

1




6.

^ Д.И. Фонвизин «Недоросль». Образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт комедии, её проблематика. Общественно-политические и философские взгляды Правдина и Стародума. Проблема крепостного права и государственной власти в комедии.

3







7.

^ А.С. ПУШКИН Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…»«Туча». «Песнь о вещем Олеге». Мотивы судьбы – предсказание, предзнаменование, предвидение «Полтава».Образ Петра и тема России в поэме.

Р.К. 2 А.С. Грин. Детство, юность. Северная ссылка А. Грина. «Жизнь Гнора», «Охотник и петушок» из повести «Таинственный лес». А.С. Грин «Алые паруса». Жанр, композиция, главные герои.

4




3

8.

^ М.Ю. ЛЕРМОНТОВ «Роди Основные мотивы «Песни…» Фольклорные элементы в произведении. на». «Песня про…купца Калашникова». Историческая эпоха в «Песне…». Иван Грозный в изображении М.Ю. Лермонтова. Основные мотивы «Песни…» Фольклорные элементы в произведении.

3







9.

^ Н.В. ГОГОЛЬ «Шинель». «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича.

1







10.

^ И.С. ТУРГЕНЕВ «Записки охотника». Общая характеристика книги. Рассказ «Хорь и Калиныч». Природный ум, трудолюбие и смекалка героев. «Певцы». Тема искусства в рассказе. «Нищий». Тематика, художественное богатство стихотворения в прозе. «Первая любовь».

3

1




11.

^ Н.А. НЕКРАСОВ Доля народная – основная тема произведений Некрасова. «Вчерашний день, часу в шестом…»«Размышления у парадного подъезда». Поэма «Русские женщины» ( «Княгиня Трубецкая»). Судьба русской женщины. «Железная дорога».

4







12.

^ М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил…». Труд, власть, справедливость.

1







13.

^ Л.Н. ТОЛСТОЙ «Севастополь в декабре месяце». Человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества.

1







14.

^ Н.С. Лесков «Левша». Сюжетная основа произведения. Особенности языка и жанра. Образ Левши в сказе

2







15.

А.А. Фет

Р.К. В.А. Каверин «Два капитана». Север в романе. Жизненный материал и художественный сюжет.

1




1

16.

^ А.П. ЧЕХОВ Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. «Хамелеон», «Смерть чиновника».

1







17.

Произведения русских поэтов XIX в. о России.

1







18.

М. Горький «Детство». «Свинцовые мерзости дикой русской жизни». «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко».

2







19.

^ И.А. Бунин Человек и природа в стихотворениях, размышления о своеобразии поэзии. Рассказ «Кукушка». Смысл названия, доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение – основные проблемы рассказа. «Цифры».

2

1




20.

^ А.И. Куприн «Куст сирени», «Allez!». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя.

Р.К. 6 Ф.А. Абрамов «Жила-была сёмужка». Человек и природа. Жанр, композиция, особенности языка и стиля писателя.

1




1

21.

^ В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Поэт и общество, поэт и поэзия.

1







22.

^ С. А. Есенин.

1







23.

И.С. Шмелев «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.

1







24.

М.М. Пришвин «Москва-река». Родина, человек и природа в рассказе.

1







25.

К.Г. Паустовский «Мещерская сторона» (главы).Человек и природа; малая родина.

1







26.

^ Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться». Сочинение-миниатюра на тему «Духовность, духовный труд – основное нравственное достоинство человека».

1







27.

^ А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Война, Жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновья память.

1







28.

^ Б.Л. Васильев «Экспонат №…»Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.«Вам привет от бабы Леры».

1

1




29.

В.М. Шукшин «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.

1

1




30.

Из зарубежной литературы У. Шекспир. Сонеты.

1







31.

Р. Бёрнс. «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно». Основные мотивы стихотворений – чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

1







32.

^ Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.

1







33.

^ Мацуо Басё. Образ поэта. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

1







34.

^ А. де Сент-Экзюпери «Планета людей» (глава «Линия»).

Вн.чт.8 Ф.А. Искандер «Петух».

1

1




35.

Краткие сведения об ^ Янке Купале. «Мужик», «Алеся», «А кто там идет?».

Р.К. 7 О.А. Фокина. «Родник», «Северная Двина». Любовь к Северу, умение увидеть подлинную красоту в обычном.

1




1
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка Нормативно-правовая база преподавания предмета
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно- правовых документов

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа по литературному чтению составлена...
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconРабочая программа по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (приказ мо РФ от 05....

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе (приказ мо РФ от 05....

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа по русскому языку составлена...
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29....

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка. Программа по английскому языку составлена...
Программа предназначена для учащихся 2-4 классов мбоу оош с. Отрадное

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании...
Настоящая рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основании следующих нормативно-правовых документов

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconГ. Острогожска
Рабочая программа по физике 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconРабочая программа по литературе для обучающихся 7 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница