Рабочая программа по разделу «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой»




НазваниеРабочая программа по разделу «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой»
страница1/3
Дата публикации21.06.2014
Размер0.51 Mb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по разделу «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой»

для детей старшей группы общеразвивающей направленности

образовательная область «Коммуникация»
36 периодов непосредственно образовательной деятельности (1 раз в неделю)

Составитель:

воспитатель

МБДОУ «Колокольчик»

Евдокимова Надежда Андреевна


2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по разделу «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой» образовательная область «Коммуникация» для детей старшей группы составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Страна знаний».

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комлекта: «Методика развития речи детей дошкольного возраста» А.В. Соболева; «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» В.В. Гербова. 

Рабочая программа рассчитана на 36 периодов непосредственно образовательной деятельности (1раз в неделю), длительностью – 20 минут.

Рабочая программа имеет целью развивать речь как средство общения, осуществлять словарную работу, продолжая расширять и уточнять знания детей об окружающем, закреплять правильное, отчетливое произношение звуков, продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными, продолжать совершенствовать диалогическую форму речи и способствует решению следующих задач:

  • формировать интерес к многообразию проявлений человеческих отношений в разных обстоятельствах в книгах и в жизни, способность «видеть» в содержании прочитанного коллизии и конфликты персонажей, способы их разрешения

  • развивать способность самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи событий, поступков героев, их эмоциональных состояний

  • развивать способность использовать книжные знания (о человеке, его эмоциях, состояниях, поступках, характере взаимоотношений с другими людьми, об окружающем мире) в других видах детской деятельности

  • стимулировать желание описывать состояние героя, его настроение, своё отношение к событию в монологической форме

  • развивать способность к регулированию громкости голоса и темпа речи в зависимости от того, какого героя или ситуацию ребенок описывает

  • способствовать развитию творческого потенциала: устного иллюстрирования отрывков из текста, додумывания эпизода, сочинения небольшого стихотворения);

  • создавать условия для того, чтобы общение с книгой приносило удовольствие;

  • начинать формировать интерес к чтению произведений больших форм (чтение с продолжением);

  • развивать желание активного участия в процессе чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривания книг и иллюстраций и др.;

  • формировать контекстуальное восприятие книги путём включения сведений о писателе, истории создания произведения;

  • формировать читательские предпочтения в русле жанрово-тематического многообразия литературных произведений.

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает знакомство детей с речевыми играми; упражнениями; непосредственно образовательную деятельность с элементами драматизации, направленные на формирование и развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству и способствующие дальнейшему развитию интереса к художественной литературе и активного тяготения к книге, красоте художественного слова, формированию целостной картины мира, познавательной активности.

Реализация национально-регионального компонента представлена следующими темами: «Как белка и заяц друг друга не узнали» (якутская народная сказка); «Айога» (ненецкая сказка); М.Пришвин «Беличья память.


^ Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

Виды интеграции образовательной области «Коммуникация»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

^ По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

- «Чтение художественной литературы» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи.

- «Познание» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

- «Социализация» - формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений.

- «Художественное творчество» - развитие детского творчества.

- «Музыка» - использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений.

- «Художественное творчество» - использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области «Чтение детям художественной литературы», закрепления результатов восприятия художественных произведений.


^ Формы организации образовательного процесса по разделу «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой»:


^ Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие речи и ознакомление с художественной литературой


Рассказ, рассматривание, беседы после чтения, игровые ситуации, разучивание стихотворений.

Групповая



^ Промежуточные результаты по освоению основной общеобразовательной программы

Интегративные качества

Динамика формирования интегративных качеств

1. Физически

развитый,

овладевший

основными

культурно-

гигиеническими

навыками

Общается по поводу необходимости и последовательности выполнения разнообразных культурно-гигиенических навыков; объясняет причины необходимости их выполнения: для чего надо чистить зубы, почему следует убирать постель и менять бельё, почему нельзя пользоваться чужой расчёской, чужим полотенцем. Рассказывает о процедурах закаливания и их пользе для организма, об основных правилах здорового образа жизни, необходимости их выполнения. Может объяснить, как выполнить физическое упражнение.

2. Любознательный,

активный

Проявляет устойчивый интерес к процессу чтения, в том числе к чтению с продолжением. Проявляет интерес к тематически многообразным произведениям, биографии автора, истории создания произведения. Обладает отдельными читательскими предпочтениями, высказывает их при выборе взрослыми книг для чтения. Интересуется человеческими отношениями в жизни и книгах.

Проявляет познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задаёт вопросы поискового

характера (почему? зачем? для чего?). В процессе совместной исследовательской деятельности активно познаёт и называет свойства и качества предметов. Способен к объединению предметов в видовые категории с указанием

характерных признаков и различению предметов близких видов (чашки и стаканы, платья и юбки, стулья и кресла), а также в родовые категории (одежда, мебель, посуда). Отгадывает и сочиняет описательные загадки о предметах и объектах природы.

3. Эмоционально

отзывчивый

Испытывает удовольствие от процесса чтения книги. Описывает состояние героя, его настроение, своё отношение к событию в описательном и повествовательном монологе. Использует в своей речи средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно. Способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.). Использует в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, сверстников, взрослых. Передаёт в речи причины эмоционального состояния человека: плачет, потому что сказали обидные слова; грустит, потому что соскучился по маме; огорчилась, потому что не взяли в игру. Эмоционально сопереживает рассказам друзей.

4. Овладевший

средствами общения

и способами

взаимодействия со

взрослыми и

сверстниками

Стремится к общению со сверстниками, к уважению и положительной оценке со стороны партнёра по общению.

Выбирает более сложные способы взаимодействия в познавательной деятельности. Контролирует и исправляет

собственную деятельность и действия партнёра. Проявляет избирательность в общении со сверстниками, ориентируясь на успешность ребёнка в деятельности, а также на привлекательность во внешности, отражающей черты мужественности и женственности. Умеет строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в совместном обсуждении правил игры, в случаях возникновения конфликтов. Адекватно использует разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия. Следует правилам речевого этикета в общении со взрослыми.

5. Способный

управлять своим

поведением и

планировать свои

действия на основе

первичных

ценностных

представлений,

соблюдающий

элементарные

общепринятые

нормы и правила

поведения


Способен слушать художественное произведение в коллективе сверстников, не отвлекаясь (в течение 15 мин). Запоминает прочитанное и достаточно долго удерживает информацию в памяти. Знает и в большинстве случаев соблюдает правила культурного обращения с книгой, поведения в библиотеке (книжном уголке), коллективного чтения книг.

Проявляет интерес к взаимоотношениям людей, познанию их характеров, оценке поступков. В процессе общения отражает в речи общепринятые нормы и правила поведения и объясняет необходимость их выполнения. Учитывает идеалы мужественности, женственности в общении. Доброжелательно общается со взрослыми, проявляет инициативу сотрудничества со взрослыми, старается добиться взаимопонимания, уважения и сопереживания со стороны взрослого. Оценивает литературного героя с точки зрения соответствия его поступка общепринятым моральным нормам. Активно использует в речи слова и выражения, отражающие представления ребёнка о нравственных качествах людей: честный, смелый, трудолюбивый, заботливый и т. д.

^ 6. Способный

решать

интеллектуальные и

личностные задачи

(проблемы),

адекватные

возрасту

мира природы поведения.


Использует прочитанное (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах детской деятельности (игровой, продуктивной деятельности, самообслуживании, общении со взрослым). Способен решать творческие задачи: устно проиллюстрировать отрывок из текста, додумать эпизод, сочинить небольшое стихотворение.

Отражает в речи представления о разнообразных свойствах и качествах предметов: форме, цвете (оттенки цвета), размере, пространственном расположении, способах использования, способах изменения предмета. Умеет рассказывать об участии в экспериментировании, комментирует свои действия в процессе деятельности, даёт им оценку («Помогал наливать воду, ничего не пролил», «Самый первый догадался, что кубик не утонет»). Активно обсуждает поведение сверстника в процессе конфликта, оценивает, осуждает, объясняет. Пытается решить личностные проблемы совместно со взрослым посредством рассуждения: хорошо ли поступил? Почему? Как надо было поступить?

^ 7. Имеющий

первичные

представления о

себе, семье,

обществе

(ближайшем

социуме),

государстве

(стране), мире и

природе


Называет любимые сказки и рассказы (три-четыре). Знает несколько стихотворений (два-три) наизусть.

Способен по вопросам взрослого рассказать о своей внешности, своих положительных качествах, умениях. Рассуждает о перспективе развития своей социальной роли: будущей профессии, взрослой жизни; рассказывает о членах своей семьи, их профессиях, взаимоотношениях в семье. В процессе общения использует в речи название профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.), название трудовых действий людей разных профессий, определяет качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Имеет представление о названии своей страны, города, населенного пункта, о главных символах государства (герб, флаг). Проявляет интерес к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой

информации, разговаривает о них со взрослыми и сверстниками.

8. Овладевший

универсальными

предпосылками

учебной деятельности.

Способен многое запоминать, читать наизусть.

Способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания.


9. Овладевший

необходимыми

умениями и

навыками


Умеет грамматически правильно использовать в речи несклоняемые существительные (пальто, кино, метро, кофе и т.п.),

  • существительные множественного числа в родительном падеже (много), следовать орфоэпическим нормам языка;

  • пользоваться прямой и косвенной речью в общении, при пересказе литературных текстов;

  • проявлять интерес к овладению процессами чтения и письма;

  • производить звуковой анализ простых трёх звуковых слов, определяя место звука в слове, гласные и согласные звуки;

  • устойчиво правильно произносить все звуки родного языка;

  • употреблять в речи обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова;

  • слышать собственные речевые недостатки, сравнивая свою речь с речью взрослых;

  • в ходе общения использовать повествовательный и описательный рассказ;

  • употреблять в общении обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова;

  • составлять описательные рассказы об игрушках, картинках;

  • составлять повествовательные рассказы по картине, схеме, серии сюжетных картин, по тематическому комплекту игрушек;

  • отгадывать и сочинять описательные загадки и загадки со сравнением.


Педагогическая диагностика знаний и умений детей проводится 2 раза в год в форме наблюдения, беседы, игры. Промежуточные результаты освоения программы (мониторинг оценки интегративных качеств) проводится 1 раз в год.
^ Требования к уровню подготовки детей

по разделу «Развитию речи и ознакомление с художественной литературой»

в старшей группе
К концу года ребенок умеет:

  • Объяснять правила игры; аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника

  • Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.

  • Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

  • Определять место звука в слове.

  • Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

  • Употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.



^ Критерии педагогической диагностики по разделу

«Развитие речи и ознакомление с художественной литературой»

2 БАЛЛА – (частично) – проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности от предыдущей деятельности.

  • Слушает художественное произведение

  • Понимает вопросы и отвечает на них

  • Выразительно читает стихи

  • Участвует в инсценировках

  • Понимает главную идею произведения и правильно оценивает поступки героев

  • Пересказывает небольшие рассказы и знакомые сказки по данному или коллективно составленному плану, пересказывает рассказы с изменением лица рассказчика.



1 БАЛЛ – (иногда) – характеристика предполагает периодическое появление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д.

  • Слушает художественное произведение

  • Понимает вопросы и отвечает на них

  • Читает стихи не выразительно

  • Участвует в инсценировках

  • Высказывать своё отношение к прочитанному, к поступкам героев с помощью наводящих вопросов.




    0 БАЛЛОВ - (крайне редко) данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер.

  • Слушает художественное произведение

  • Понимает вопросы, отвечает на них с помощью педагога

  • Не участвует в инсценировках.


^ ПОКАЗАТЕЛИ ДОСТИЖЕНИЙ РЕБЕНКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

В СТАРШЕЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ГРУППЕ

Группа № «_____» Дата проведения диагностики:_________________20_____г.




пп

Фамилия, имя

ребенка

Формирова- ние словаря

Звуковая культура речи

Грамматич. строй речи

Связная речь

Рассказывание

Заучивание

^ Уровень развития ребенка

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1














































2














































3














































4














































5














































6














































7














































8














































9














































10














































11














































12














































13














































14














































15














































16














































17














































18














































19














































20
















































ИТОГО











































2 балла











































1 балл











































0 баллов












































^ Кто проводил: воспитатель _____________________ /_________________/, воспитатель _______________________ /________________/.

Ф.И.О. роспись Ф.И.О. роспись

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^ Литература и средства обучения
Для педагогов

Методическая литература:

  • Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 56 с.

  • Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 72 с.




  • Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Познавательное развитие. Конспекты занятий в старшей группе» Воронеж 2004 г.

  • «Приобщение детей к художественной литературе» В.В.Гербова, М, Мозаика-Синтез,2008 г.


Художественная литература:

  • Сказки «Палочка-выручалочка»; «Мешок яблок»; «Кто сказал «мяу»?»

  • Русские народные сказки «Зимовье зверей» «Теремок» «Петушок и бобовое зернышко»

  • Сказки С.Прокофьевой «Сказка о невоспитанном мышонке»; Рассказы и сказки Л.Н.Толстого

  • Рассказы и сказки В.Осеевой

  • «Пословицы, поговорки, загадки»

  • «Айога» (ненецкая сказка)

  • М.Пришвин «Беличья память»


Познавательная (вспомогательная) литература:

  • Портреты писателей и поэтов.


Для воспитанников

Художественная литература:

  • Сказки «Кто сказал «мяу»?»

  • Русские народные сказки «Зимовье зверей» «Теремок» «Петушок и бобовое зернышко»

  • Сказки С.Прокофьевой «Сказка о невоспитанном мышонке»; Рассказы и сказки Л.Н.Толстого.

  • Рассказы и сказки В.Осеевой.

  • «Пословицы, поговорки, загадки»

  • «Айога» (ненецкая сказка)

  • М.Пришвин «Беличья память»

Познавательная (вспомогательная) литература:

  • Портреты писателей.


Электронные средства обучения, интернет ресурсы:

  • Мультфильмы, видеофильмы.

  • Русские народные сказки.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по разделу «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой» iconРабочая программа по разделу «Развитие речи»
Рабочая программа по разделу «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой» образовательной области «Коммуникация» для...

Рабочая программа по разделу «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой» iconПрограммное содержание
Развитие речи и ознакомление с художественной литературой для детей среднего дошкольного возраста вне занятий

Рабочая программа по разделу «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой» iconРабочая программа по разделу «Ознакомление с художественной литературой»
«На пути к успеху», с учетом программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»/ С. Г. Шевченко, с учетом основного...

Рабочая программа по разделу «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой» iconРабочая программа по ознакомлению с художественной литературой с...
Разнообразные творческие задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной вы­разительности оказывают...

Рабочая программа по разделу «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой» iconРабочая программа по разделу «Развитие речи» для детей старшего возраста (5-7лет)
Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию устной речи

Рабочая программа по разделу «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой» iconКоммуникация. Ознакомление дошкольников с художественной литературой...

Рабочая программа по разделу «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой» iconПроект по сказкам в старшей группе
Образовательная область: знакомство с художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование, музыкальное...

Рабочая программа по разделу «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой» iconПрограмма внеурочной деятельности по литературному чтению кружок «Книжкины посиделки»
Программа кружка "Книжкины посиделки является адаптированной, на основе программы для общеобразовательных учреждений "Ознакомление...

Рабочая программа по разделу «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой» iconПояснительная записка «Развитие речи младших школьников». 3 класс...
Рабочая программа «Развитие речи младших школьников» для 3 класса на 2013- 29914 учебный год составлена на основе основной образовательной...

Рабочая программа по разделу «Развитие речи и ознакомление с художественной литературой» iconКонспект непосредственной образоватеной деятельности
Ознакомление с художественной литературой в подготовительной к школе группе коррекционной направленности для детей с тнр



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница