ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В. Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2008).
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в нее включены для изучения дополнительные произведения: В. А. Жуковский «Спящая царевна»; А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»; П. П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».
В рабочую программу из вышеперечисленных включены для изучения произведения: В. А. Жуковский «Спящая царевна», А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.
Виды контроля:
— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;
— итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий. ^
Учащиеся должны знать:
— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса — сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления). Учащиеся должны уметь:
— воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
— отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
— видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
— выявлять основную нравственную проблематику произведения;
— определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
— прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
— воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
— различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
— пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
— ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
— выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
— подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
— словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
— аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
— видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
— написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
— сочинять небольшие произведения фольклорного жанра — сказки, загадки, басни и т. д.;
— создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению. Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
1. Альбеткова Р. И. Учимся читать лирическое произведение. — М.: Дрофа, 2007.
2. Коровина В. Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2 ч. — М.: Просвещение, 2006.
3. Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: дидактический материал по литературе: 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
4. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-R / Сост. В. Я.Коровина, В. П.Журавлев, В. И.Коровин. — М.: Просвещение, 2008.
5. Маранцман В. Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. — СПб.: Просвещение, 2004.
6. Обернихина Г. А., Соколова Л. Э., Вольнова И. П., Емельянова Т. В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. — СПб.: Просвещение, 2006.
7. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т. В. Зуева. — М.: Просвещение, 2005.
8. Сочини сказку. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.
9. Шайтанов И. О., Свердлов М. И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы: — М.: Просвещение, 2006.
Для учителя:
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1996.
2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарева И. В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. — М.: ВАКО, 2002.
3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. — М.: Вербум — М., 2004.
4. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. — М.: Дрофа, 2006.
5. Еремина О. А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О. А. Еременко. — М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
6. Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. — Изд. 3-е, исправл. и дополн. — М.: ВАКО, 2005.
7. Калганова Т. А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
8. Колокольцев Е. Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. — М.: Просвещение, 2005.
9. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: Методические советы: 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
10. Миронова Н. А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В. Я. Коровиной и др. «Литература. 5 класс». — М.: Издательство «Экзамен», 2006.
11. Тумина Л. Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.
№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Элементы содержания
| Виды учебной деятельности
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Внутрипредметные и межпредметные связи
| Виды контроля
| Домашнее задание
| Сроки проведения
| План
| Факт
| ^
| 1
| Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества
| 1
| Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга художественная и учебная. Структурные элементы учебной книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.)
| Рецептивная: чтение вводной статьи учебника; репродуктивная: пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы репродуктивного характера; продуктивная творческая: составление плана статьи «К читателям»; работа со словарем
| ^ что такое художественная и учебная литература, структурные элементы учебной книги; понимать значение Книги, ее роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства, значение предисловия, послесловия, оглавления, сносок; уметь находить в учебнике-хрестоматии «Литература» необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять его план
| ^ словарная работа (форзац, титульный лист, выходные данные и т. д.)
| Объяснить значение слов А. С. Пушкина «Чтение — вот лучшее учение». Составить план статьи. Составить план статьи учебника
| Подготовить пересказ учебной статьи по плану. Подобрать пословицы и поговорки о книге и чтении. Объяснить пословицы об учении (задание 2, стр. 6). Индивидуальное задание: придумать небольшой рассказ, используя одну из пословиц (поговорок)
|
|
| ^
| 2
| Русский фольклор. Малые жанры
| 1
| Коллективность творческого процесса в фольклоре. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представление о добре и зле. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Малые жанры фольклора
| Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: «Литературное лото» — ответы на вопросы репродуктивного характера; продуктивная творческая: создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров
| Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимать язык произведений устного народного творчества (сжатость и мудрость народной речи), многозначность смысла пословиц и поговорок, объяснять смысл прямой и аллегорический; понимать, как собирают фольклор, почему он не исчез с появлением письменной литературы; уметь отгадывать загадки, давать определение малым жанрам, отличать друг от друга малые жанры фольклора, различать пословицы и поговорки
| ^ словарная работа (фольклор, фольклористика, жанр, малые жанры фольклора), сопоставление определений загадок, пословиц и поговорок в Толковом словаре В. Даля и в литературном энциклопедическом словаре
| Ответить на вопросы: почему у каждого народа свой фольклор? Как помогает понять разницу между пословицей и поговоркой пословица «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка»? Придумать и описать ситуацию, используя как своеобразный вывод пословицу или поговорку
| Подготовиться к конкурсу на знание пословиц, поговорок, загадок: подобрать пословицы и поговорки, сгруппировать их тематически, нарисовать иллюстрации к известным загадкам
|
|
| 3
| Детский фольклор
| 1
| Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, считалки, потешки. Игровые основы детского фольклора. Игра и считалка Небылицы как игровой жанр фольклора. Основные приемы создания небылиц
| ^ создание считалок, небылиц, загадок; исследовательская: анализ текстов всех жанров детского фольклора
| Знать жанры детского фольклора; понимать принципы построения или создания произведений каждого жанра; уметь объяснить принадлежность конкретного текста к определенному жанру, самостоятельно создать считалку, небылицу, загадку
|
| Конкурс на лучшее чтение скороговорки. Конкурс на интересную загадку. Описать любимую игру, включив в нее считалку
| Придумать свою небылицу, опираясь на знание основного ее закона (абсурдная комическая игра в невозможное)
|
|
| ^
| 4
| Сказка как особый жанр фольклора
| 1
| Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, сказки о животных, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказки. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Сказители. Собиратели сказок (обзор). Народная мудрость сказок
| Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; поисковая: сопоставление текстов с иллюстрациями
| Знать жанровые особенности, виды сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, присказки — небылицы, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки); понимать особенности народных сказок, особенности сказывания сказок (народная речь — лексика, ритм, слаженность, напевность), в чем заключается мастерство сказителей; знать известных русских исполнителей устного народного творчества, собирателей сказок; уметь определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно прочитанных сказках, использовать при сказывании сказок, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике
| ИЗО: иллюстрации Т. Мавриной, Ю. Васнецова, И. Кузнецова (сопоставление с текстами сказок)
| Определить вид сказки по названию. Ответить на вопрос: почему и волшебные сказки, и сказки бытовые и о животных называются сказками? Сказывание любимых сказок
| Подготовить сказывание сказки, используя «Секреты мастерства сказителей» (сказки на выбор: «Пузырь», «Соломинка и Лапоть», «Лиса и Журавль» и др.)
|
|
| 5
| «Царевна-лягушка» — встреча с волшебной сказкой
| 1
| Художественный мир сказки «Царевна-лягушка», Иван царевич, его помощники и противники. Истинная красота Василисы Премудрой
| Рецептивная: чтение сказки; репродуктивная: выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: устное словесное рисование; поисковая: сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки
| ^ к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»; понимать: общее движение сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое художественный пересказ, находить отличия в вариантах сказки; уметь определять особенности фольклорной волшебной сказки (зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты); истолковывать смысл «необычайных ситуаций», читать волшебную сказку, пересказывать ее, сохраняя напевность сказки, сопоставлять иллюстрации художников с текстом сказки
| Литература: найти отличия в вариантах сказки. ИЗО: сравнить, сопоставить иллюстрации И. Билибина, В. Васнецова, А. Куркина (в стиле Палех, на форзаце) с текстом сказки
| Составление плана «Особенности волшебной сказки». Разгадывание кроссворда «Имя сказочного героя»
| Подготовить сказывание сказки с использованием сказочных особенностей (за чин, устойчивые сказочные выражения, постоянные эпитеты и др.)
|
|
| 6
| «Царевна лягушка» — сказка о мудрости и красоте
| 1
| Народная мораль сказки. Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Изобразительный характер волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке
| Рецептивная: наблюдение над языком сказки; репродуктивная: пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана царевича); продуктивная творческая: чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; поисковая: сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки
| Понимать тайны сказочной поэтики (напряженность сюжета, неожиданность его поворотов — от «кручины» Ивана-царевича к его торжеству, от «лягушки» к Прекрасной и Премудрой Васи лисе), народную мудрость, переданную в сказке (никто не знает истинной ценности обретенного), как совокупность художественных приемов и изобразительно выразительных средств помогают раскрыть и воплотить замысел сказки; иметь представление о системе образов сказки и приемах ее создания; уметь составлять рассказ о сказочном герое (портрет, речь, поступки, поведение, отношение к окружающим), формулировать мораль сказки
| ИЗО: иллюстрации художника И. Билибина к эпизоду «Пир», репродукция картины В. Васнецова (обобщенный образ прекрасной царевны). Сравнить изображение Василисы Премудрой с текстом сказки
| Составить план характеристики главных героев
| Приготовить:
1) выразительное чтение эпизода «Василиса Премудрая на пиру»; 2) рассказ о Василисе Премудрой или Иване царевиче (на выбор), использовать в ходе пересказа высказывание М. Горького о главных героях (учебник)
|
|
| 7
| Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель»
| 1
| Народные представления о справедливости в сказках о животных. Иносказательный смысл сказки «Журавль и цапля». Животные как герои сказок. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Отличие бытовой сказки от сказки о животных
| Репродуктивная: осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; продуктивная творческая: чтение по ролям; исследовательская: сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками
| Понимать жанровые особенности сказки о животных, иносказательный смысл бытовых сказок (сюжеты, реальная основа); уметь объяснять отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт, повседневная жизнь) от волшебной
|
| Анализ сказок по группам: «Жена-спорщица», «Горшок», «Барин и мужик»
| Подготовить вопросы для конкурса на знание народных сказок, иллюстрации к сказкам. Подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок (А. Афанасьев, Л. Толстой, В. Аникин)
|
|
| 8
| ^ Мои любимые сказки
| 1
| Русские народные сказки, собранные для детей Л. Н. Толстым, А. Афанасьевым, В. Аникиным. Русские сказочники. Секреты мастерства
| ^ художественное рассказывание (или сказывание) сказок, устное словесное рисование, конкурс на знатока народной сказки, устный рассказ о сказочниках, собирателях сказок
| Понимать, что жанровые особенности сказки помогают сказителям воспроизвести ее содержание; уметь определять, какие особенности сказки относятся к жанру, какие — к композиции, сюжету, доказывать, используя сказочные формулы, принадлежность сказки к определенному виду, обосновывать свою иллюстрацию и соотносить ее с текстом художественного произведения, отбирать материал для устного рассказа
|
| Конкурс на знание народной сказки. Защита собственных иллюстраций к сказкам
| Подготовить свой собственный сборник сказок, дать ему название, включить в него сказки разных видов, оформить обложку, нарисовать иллюстрации
|
|
| 9
| ^ Создание волшебной сказки
| 1
| Сюжет, композиция сказки. Сказочные формулы. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сравнение
| ^ создание сочинения — сказки
| Уметь создавать волшебную сказку, учитывая особенности жанра (развитие сюжета, конфликт, зачин и концовка, действия героев, повтор эпизодов, употребление речевых оборотов и средств художественной выразительности
|
| Написание чернового варианта сказки
| Оформить сказку письменно
|
|
| ^
| 10
| «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»
| 1
| Возникновение древнерусской литературы, Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи
| Рецептивная: чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная творческая: чтение по ролям, составление цитатного плана; поисковая: сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова
| ^ определение понятия «летопись», понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…»; уметь коротко передать содержание статьи учебника, определять черты фольклора в летописи, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям)
| ^ словарная работа (отрок, печенеги, отчина и др.). ИЗО: репродукция картины А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»: каким вы представляете героя? Какие особенности ситуаций и характера героя передает художник, какими красками?
| Чтение по ролям. Составление цитатного плана
| Подготовить пересказ по цитатному плану
|
|
| |