Пояснительная записка 10 класс литература Количество учебных часов




Скачать 102.27 Kb.
НазваниеПояснительная записка 10 класс литература Количество учебных часов
Дата публикации23.06.2014
Размер102.27 Kb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
Пояснительная записка 10 класс литература
Количество учебных часов

В год – 105.

В неделю – 3.

Классные сочинения – 4

Домашние сочинения -3

Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень). Она основана на новом базисном плане, который отводит на изучение литературы в 10 классе 105 часов. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


  1. Воспитание духовного развития личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям общественной культуры.

  2. Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.

  3. Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирования общего представления об историко-литературном процессе.

  4. ^ Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературных значений; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

^ Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

Осваивая художественные произведения, указанные в программе, к концу 10-го класса учащиеся овладевают знаниями:

а) историко-литературными:

  • о наиболее существенных литературных направлениях (классицизме, романтизме, реализме, символизме, акмеизме, футуризме);

  • о жизни и творчестве писателей (с разной степенью глубины);

б) теоретико-литературными:

  • об общечеловеческом и конкретно-историческом значении художественных произведений;

  • о родах и жанрах литературы и основных способах выражения в них авторского сознания;

  • о литературном произведении как художественном единстве и о его компонентах.

В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:

• характеризовать основные проблемы, родо-жанровые и композиционные особенности изученных произведений; определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней;

  • характеризовать, сопоставлять главных героев эпических и драматических произведений, изученных текстуально;

  • выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;

  • читать выразительно прозу и стихи;

  • пользоваться справочным аппаратом книги, справочниками, словарями;

  • составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;

  • писать сочинения различных жанров (сочинение-рассуждение, анализ эпизода (сцены) эпического или драматического произведения, лирического стихотворения, эссе);

  • писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, на критическую статью.


Содержание программы по литературе в 10 классе.
Введение. Общая характеристика русской классической литературы XIX века:

  • «Золотой век» русской поэзии (первая треть столетия);

  • эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное своеобразие);

— роль литературы в духовной жизни русского общества.
Общее понятие об историко-литературном процессе.

^ I

Русская литература первой половины XIX века

А. С. Пушкин. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

Лирика: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» («IX. И путник усталый на Бога роптал...»), «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...».

Философское осмысление жизни, свободы, творчества и природы. Религиозные мотивы и образы.

«Медный Всадник». Изображение конфликта между государством и личностью. Отношение автора к героям поэмы — Петру и Евгению. Особенности композиции; выразительность деталей.

Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества.

^ Для самостоятельного чтения

Поэты пушкинской поры: стихотворения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского и др.

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

^ Для чтения и изучения

«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Отчего», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...».

Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и избытке чувства» (В. Г. Белинский).

Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова.

^ Для самостоятельного чтения «Демон».

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лиризма, юмора и сатиры.

^ Литературные направления первой половины XIX века — реализм и романтизм (общая характеристика).

II

Русская литература второй половины XIX века

Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка.

^ А. Н. Островский. Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга).

Для чтения и изучения

«Гроза». Катерина и Кабаниха — два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». Символика заглавия пьесы.

^ Для самостоятельного чтения «Лес».

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Для чтения и изучения

«Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в романе истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской позиции. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, нравственное содержание.

^ Для самостоятельного чтения «Обыкновенная история».

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

«Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие композиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа.

^ Для самостоятельного чтения «Дворянское гнездо», «Рудин».

Из поэзии середины XIX века

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество (с обобщением изученного)

Для чтения и изучения

«Silentium», «О, как убийственно мы любим...», «Не то, что мните вы, природа...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»).

^ Для чтения и бесед

«Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...», «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Слезы людские, о слезы людские...», «Осенний вечер».

Тютчев — поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл.

А. А. Фет. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта...».

^ Для чтения и бесед

«Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом...», «В лунном сиянии...».

Традиционные поэтические темы — природа, любовь, творчество — и «новое их освещение волшебным языком искусства» (А. А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.

^ А. К. Толстой. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Коль любить, так без рассудку...», «Ты не спрашивай, не распытывай...», «Средь шумного бала, случайно...», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо...».

Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А. К. Толстого. Стихия любви в лирике поэта.

^ Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»).

^ Для чтения и бесед

«В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! я у двери гроба...».

Лирика Некрасова — воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудовлетворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некрасов о высоком назначении поэзии.

Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических и прозаических жанров; широкое использование фольклора.

^ Для чтения и изучения

«Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народно-поэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).

^ Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество

Для чтения и изучения

«Преступление и наказание». Многоплановость и сложность :оциально-психологического конфликта в романе. Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Двойники» Раскольникова и их художественная роль.

^ Для самостоятельного чтения «Идиот».

Н. С. Лесков. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Однодум». Тема праведничества в рассказе. Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности» (Н. С. Лесков). Язык рассказа.

^ Для самостоятельного чтения

«Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда».

М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

«История одного города» (обзор с чтением и разбором избранных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении

^ Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Война и мир» — роман-эпопея. Народ и личность — одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толстого к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли). Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев — простых солдат — как художественное открытие Толстого. Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Картины природы в романе.

Мировое значение творчества Л. Н. Толстого.

^ Для самостоятельного чтения «Смерть Ивана Ильича».
Из зарубежной литературы

Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произведений с чтением и разбором избранных глав и страниц.

^ О.де Бальзак «Отец Горио», Г. Флобер «Госпожа Бовари».
Тематическое планирование курса литературы в 10 классе



п/п

Раздел

Количество часов

Практическая часть

1

Введение

2




2

Русская литература первой половины XIX века


17

4 Р/Р

3.

Русская литература второй половины XIX века

25

4 Р/Р

4.

Из поэзии середины XIX века

13




5.

Проза середины XIX века


32

3 Р/Р

6.

Из зарубежной литературы

5




ВСЕГО

105

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка 10 класс литература Количество учебных часов iconПояснительная записка Количество часов в году: 68 Количество часов в неделю: 2
Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010 положены идеи межпредметной интеграции,...

Пояснительная записка 10 класс литература Количество учебных часов iconПояснительная записка рабочая программа по музыке в 5 классе. Количество часов в неделю
Количество часов в неделю – 1 часа (из них 1 час федерального компонента учебного плана)

Пояснительная записка 10 класс литература Количество учебных часов iconЛитература 9 класс, 20013 Количество часов в неделю: 3 Количество часов за год: 102
Углубить представление учащихся о литературе как искусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека

Пояснительная записка 10 класс литература Количество учебных часов iconУмк учителей русского языка и литературы составитель: Озорнина Н....
Умк по предмету русский язык 5 класс Количество часов в неделю: 6ч. Количество часов в год: 204ч

Пояснительная записка 10 класс литература Количество учебных часов iconПланирование 10 класс Количество часов в год 170 Количество часов в неделю 5 I полугодие
Русская литература XIX века как самостоятельная часть мирового процесса. Основные этапы её развития. Особенности русской литературы...

Пояснительная записка 10 класс литература Количество учебных часов iconПояснительная записка Цели обучения
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов в год, из расчета 2 часа в неделю. Согласно календарно-тематическому планированию70...

Пояснительная записка 10 класс литература Количество учебных часов iconПояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев, 2009 г.). Количество учебных часов в год – 68 ч. (в неделю – 2 часа). Из них: уроков развития...

Пояснительная записка 10 класс литература Количество учебных часов iconПояснительная записка статус документа
Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2005 г.) и учебника «Литература 7...

Пояснительная записка 10 класс литература Количество учебных часов iconРабочая программа по литературе 10 класс
Количество часов по учебному плану 105 часов в год; в неделю 3 часа (35 недель)

Пояснительная записка 10 класс литература Количество учебных часов iconПояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена...
Г. И. Беленького (М. «Мнемозина», 2012 г.) и учебника «Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учреждений....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница