Скачать 102.27 Kb.
|
Пояснительная записка 10 класс литература Количество учебных часов В год – 105. В неделю – 3. Классные сочинения – 4 Домашние сочинения -3 Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень). Она основана на новом базисном плане, который отводит на изучение литературы в 10 классе 105 часов. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
^ Осваивая художественные произведения, указанные в программе, к концу 10-го класса учащиеся овладевают знаниями: а) историко-литературными:
б) теоретико-литературными:
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны: • характеризовать основные проблемы, родо-жанровые и композиционные особенности изученных произведений; определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней;
Содержание программы по литературе в 10 классе. Введение. Общая характеристика русской классической литературы XIX века:
— роль литературы в духовной жизни русского общества. Общее понятие об историко-литературном процессе. ^ Русская литература первой половины XIX века А. С. Пушкин. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного). Для чтения и изучения Лирика: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» («IX. И путник усталый на Бога роптал...»), «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...». Философское осмысление жизни, свободы, творчества и природы. Религиозные мотивы и образы. «Медный Всадник». Изображение конфликта между государством и личностью. Отношение автора к героям поэмы — Петру и Евгению. Особенности композиции; выразительность деталей. Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества. ^ Поэты пушкинской поры: стихотворения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского и др. М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). ^ «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Отчего», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...». Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и избытке чувства» (В. Г. Белинский). Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова. ^ «Демон». Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лиризма, юмора и сатиры. ^ первой половины XIX века — реализм и романтизм (общая характеристика). II Русская литература второй половины XIX века Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка. ^ Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга). Для чтения и изучения «Гроза». Катерина и Кабаниха — два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». Символика заглавия пьесы. ^ «Лес». И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Для чтения и изучения «Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в романе истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской позиции. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, нравственное содержание. ^ «Обыкновенная история». И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие композиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа. ^ самостоятельного чтения «Дворянское гнездо», «Рудин». Из поэзии середины XIX века Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество (с обобщением изученного) Для чтения и изучения «Silentium», «О, как убийственно мы любим...», «Не то, что мните вы, природа...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»). ^ «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...», «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Слезы людские, о слезы людские...», «Осенний вечер». Тютчев — поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл. А. А. Фет. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Шепот, робкое дыханье...», «Это утро, радость эта...». ^ «Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом...», «В лунном сиянии...». Традиционные поэтические темы — природа, любовь, творчество — и «новое их освещение волшебным языком искусства» (А. А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета. ^ Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Коль любить, так без рассудку...», «Ты не спрашивай, не распытывай...», «Средь шумного бала, случайно...», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо...». Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А. К. Толстого. Стихия любви в лирике поэта. ^ Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»). ^ «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! я у двери гроба...». Лирика Некрасова — воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудовлетворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некрасов о высоком назначении поэзии. Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических и прозаических жанров; широкое использование фольклора. ^ «Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народно-поэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»). ^ Жизнь и творчество Для чтения и изучения «Преступление и наказание». Многоплановость и сложность :оциально-психологического конфликта в романе. Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Двойники» Раскольникова и их художественная роль. ^ «Идиот». Н. С. Лесков. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Однодум». Тема праведничества в рассказе. Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности» (Н. С. Лесков). Язык рассказа. ^ «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда». М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «История одного города» (обзор с чтением и разбором избранных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении ^ Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного). Для чтения и изучения «Война и мир» — роман-эпопея. Народ и личность — одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толстого к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли). Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев — простых солдат — как художественное открытие Толстого. Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Картины природы в романе. Мировое значение творчества Л. Н. Толстого. ^ «Смерть Ивана Ильича». Из зарубежной литературы Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произведений с чтением и разбором избранных глав и страниц. ^ Тематическое планирование курса литературы в 10 классе
|
![]() | Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010 положены идеи межпредметной интеграции,... | ![]() | Количество часов в неделю – 1 часа (из них 1 час федерального компонента учебного плана) |
![]() | Углубить представление учащихся о литературе как искусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека | ![]() | Умк по предмету русский язык 5 класс Количество часов в неделю: 6ч. Количество часов в год: 204ч |
![]() | Русская литература XIX века как самостоятельная часть мирового процесса. Основные этапы её развития. Особенности русской литературы... | ![]() | Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов в год, из расчета 2 часа в неделю. Согласно календарно-тематическому планированию70... |
![]() | Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев, 2009 г.). Количество учебных часов в год – 68 ч. (в неделю – 2 часа). Из них: уроков развития... | ![]() | Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2005 г.) и учебника «Литература 7... |
![]() | Количество часов по учебному плану 105 часов в год; в неделю 3 часа (35 недель) | ![]() | Г. И. Беленького (М. «Мнемозина», 2012 г.) и учебника «Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учреждений.... |