Скачать 95.33 Kb.
|
Содержание А почти все написали "красный", И1 строфа (94 буквы) Слайд 10 |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 65 Всероссийский детский конкурс научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» Исследовательская работа по теме «Какого цвета стихотворение Фета?» Выполнила: Чурикова В. (ученица 8 класса) Руководитель: Кошечкина Л.Н. ( учитель литературы высшей категории ) Оглавление.
Слайд 1-2 Введение. Фет, как и вся литература, жил вопросами, заданными им самому себе: «Только человек, и только он один во всем мире чувствует потребность спрашивать: что такое окружающая природа? откуда все это? Что такое он сам? откуда? зачем? куда? И чем выше человек, тем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы». Мир литературы – особая страница в школьной программе. Одним из учебных навыков является навык анализа поэтического текста. Чтобы проникнуть в тайну текста, расшифровать его смысл, понять идею автора, текст нужно уметь читать. Для этого существует много механизмов чтения, приемов и инструментов анализа. Актуальность нашей работы очевидна. В своем исследовании мы покажем, какими способами можно анализировать текст. Слайд 3 Основная цель нашей работы – разъяснить прочитанный текст, проникнуть в глубину его смысла. Перед нами стояли следующие задачи:
Объектом нашей работы является стихотворение А.А. Фета «Осенняя роза». Часть 1. Для того чтобы глубже понять текст, разгадать его тайну, нужно научиться комментировать его на разных уровнях: объяснение простых реалий, объяснение понятий, терминов, разгадка значений имен, фамилий, названий, объяснение топографии произведения, расшифровка деталей. Мы решили прокомментировать символику ЦВЕТА в стихотворении А.А.Фета «Осенняя роза» Первым делом подумали, какие краски будут преобладать в тексте с названием "Осенняя роза". Ассоциации, связанные с этими словами, вызвали в воображении осенние краски: желтый, багровый, красный, золотой, коричневый и т.д. Слайд 4 Теперь прочитаем текст: Слайд 5 Осенняя роза. А. Фет Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил свое чело, Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночи обожгло. Но в дуновении мороза Между погибшими одна, Лишь ты одна, царица роза, Благоуханна и пышна. Назло жестоким испытаньям И злобе гаснущего дня Ты очертаньем и дыханьем Весною веешь на меня. Как правило, цвет обозначают прилагательные. Давайте посчитаем, сколько здесь таких прилагательных. Результат оказался неожиданным: ни одного! Выходит, что перед нами бесцветное стихотворение? Попробуем через словесные образы всё-таки увидеть цвет. Читаем первую строфу. Слайд 6 В ней основные образы - голый лес, сад с облетевшими листьями и небо, которого сейчас много, оно хорошо просматривается. Значит, основные цвета - тёмно-коричневый, черный, синий. Георгины, прихваченные первыми осенними заморозками, тоже ассоциируются с черным цветом (не случайно про подмороженные растения говорят: "почернели"). Читаем вторую строфу. Слайд 7 Основной образ - роза, и, естественно, цвет-красный. Третья строфа. . Слайд 8 Появляется новый образ - гаснувший день, закат, что вызывает в воображение красный цвет. Итак, через словесные образы мы увидели три цвета: темно-коричневый (до черного), красный, синий. Часть 2. А имеют ли звуки цвет? Чтобы ответить на этот вопрос, используем материалы исследований, изложенные в книге А.П.Журавлёва "Звук и смысл" (М.: Просвещение, 1991) Ученые-лингвисты решили провести немудреный пробный эксперимент. На доске в строчку написали шесть гласных: е, о, ы, у, и, а. Сбоку в столбик - названия шести цветов: красный, черный, синий, желтый, зелёный, белый. Испытуемым нужно было написать, в какой из шести цветов окрашен каждый из гласных. Нужно сказать, что мы тоже провели такой эксперимент. Результаты нас просто ошеломили: против ^ почти все написали "красный", И для большинства "синий", О - "желтый" Ы - черный. Эксперимент показал, что звукоцветовые соответствия существуют. Слайд 9. А раз существуют, значит должны где-то использоваться, проявляться. И, прежде всего, эта интересная особенность звуков проявится в поэзии. Поэт, конечно, может не осознавать этих звукоцветовых соответствий, но тонкое чутьё художника подскажет ему, что подбор именно таких гласных усиливает нужное эмоционально-образное впечатление. И мы решили проверить это предположение, используя методику, предложенную в книге «Звук и смысл». Будем считать Е вместе с Э, Ё с О, Ю с У, Я с А. Чтобы знать долю такой звукобуквы в тексте, нужно посчитать общее количество букв в нем, считая за две все ударные, и на него разделить количество отдельных звукобукв. Ученые предлагают свою шкалу нормы долей звукобукв в тексте (см. в таблице). Далее считаем отношение звукобукв в тексте к норме. Определяем место звукобуквы по ее преобладанию над нормой и цвет преобладающих звукобукв. Часть 3. Проведем анализ звукоцвета по данной методике интересующего нас текста и посмотрим, каких гласных будет больше нормы. Результаты подсчетов сведём в таблицу. ^
2 строфа (84 буквы) Слайд 11
3 строфа (90 букв) Слайд 12
Полученные результаты звукоцветового анализа поразительны: они совпадают со словесной цветовой гаммой. Опять - красный, темно-коричневый до чёрного, синий. Что это? Простое совпадение? Фантастика? Трудно сказать. Но ясно одно: звуковая и словесная цветовые гаммы находятся в полном взаимосоответствии. Художественный талант Фета включает в себя поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которые помогают ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха гореть красками живописи. Часть 5. Остаётся только подумать, почему в тексте стихотворения преобладают эти цвета. Красный, черный, синий цвета символичны. Что же они символизируют? Слайд 13 Черный цвет- это символ мрака, страха, смерти, одиночества. Красный цвет- символ огня, радости, жизни, красоты. В данном случае эти два цвета будут контрастны. А еще есть синий - символ надежды, простора, свободы. Если учесть, что чёрные цвета преобладают в описании осени, а красный - розы, то как это помогает понять смысл стихотворения? Природа встречает осень-холодную, мрачную, жестокую. Всё уснуло, замерло в ожидании долгой зимы. И среди этой безрадостной картины – роза как яркое живое пятно. Она - огонёк, в котором еще теплится жизнь. Она противостоит этому жестокому миру, борется, не сдаётся - также красива и жива. И синее небо вселяет в неё надежду, поддерживает в неравной борьбе. Заключение. Сложно устроен язык, многообразны законы его жизни. Но язык – самое ценное достояние человека, самое важное его творение, главное орудие в сложном труде развития разума, развития человеческой цивилизации. И чем лучше мы будем знать это орудие, тем лучше оно будет нам служить. Поэтому мы и стремимся, и призываем других постичь тайны устройства языка. Список литературы.
|
![]() | Нужно расставить правильно дни недели. На столе карточки с цифрами иопределённого цвета цвета радуги: 1-красного цвета-понедельник,... | ![]() | Осень, как и человек, способна жить (“ в крови золотолиственных уборов”), любить (“ Горящих осень ищет взоров // и знойных прихотей... |
![]() | Оформление: портреты и фотографии А. Фета, кластер Характерные черты творчества А. Фета, иллюстрации картин Дега, Моне, Ренуара.... | ![]() | Какого цвета луна в стихах Есенина? (Роль цветовых прилагательных в лирике Есенина) |
![]() | Проанализируйте стихотворение А. Фета. Обратите внимание на художественные средства, используемые | ![]() | Ведь всем хочется знать, каковы звезды в жизни, с кем они спят, где и как живут, что едят и какого цвета у них туалетная бумага |
![]() | Учитель читает стихотворения Фета «Жизнь пронеслась без явного следа…» и «Я пришел к тебе с приветом…» | ![]() | Если Вы ещё не читали сказку Аксакова “Аленький цветочек”, обязательно прочтите. А пока ответьте, какого цвета этот цветочек |
![]() | Поэт некрасовской школы Николай Вормс в остроумной пародии показал стихотворение Фета как бессмысленный набор хаотических фраз | ![]() | ... |