Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 класс Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы курса «Литературное чтение 1 - 4 классы» автор Э. Э. Кац.
При составлении тематического планирования использованы:
- федеральный компонент государственного стандарта начального образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- примерная программа для начальных классов;
- программа учебного курса комплекта «Планета знаний»: Э.Э.Кац «Литературное чтение» Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. - М.: АСТ: Астрель, 2009.
Планирование рассчитано на 103 учебных часа (3 часа в неделю).
Программа реализуется на основе системы учебников «Планета знаний»:
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2 ч.
Э. Э. Кац. Литературное чтение. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Э.Э.Кац. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие.
^ К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки…»
Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах…»
^ (12 ч)
Русские сказки: «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна- лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».
^ (5 ч)
А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».
^ (11 ч)
В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».
«Зимы ждала, ждала природа…» (6 ч)
С. Есенин «Разгулялась вьюга»; А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».
Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».
^ (10 ч)
А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».
Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».
Басни (6 ч)
О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки».
Пословицы.
Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».
^ (11ч)
А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».
Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка».
^ (12 ч)
Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Тёплый хлеб».
Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».
^ (5 ч)
Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».
Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».
^ (13 ч)
Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».
Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».
^ Формирование навыка зрительного целостного восприятия слова. Сознательное, выразительное чтение целыми словами.
Использование при чтении пауз между предложениями, внутри сложных предложений, между частями текста, логических ударений. ^ Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.
Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.
Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова.
Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).
Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений). Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.
Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.
Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.
Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём. ^ Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.
Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению. Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию. Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры. Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения. ^ Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением.
Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи. Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введённых во втором классе.
^ к концу 3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
умение оценивать свое отношение к учебе;
уважение к культуре разных народов.
У учащихся могут быть сформированы:
представление об общих нравственных категориях у разных народов;
нравственное чувство и чувственное сознание;
умение анализировать свои переживания и поступки;
способность к самооценке;
эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;
бережное отношение к живой природе;
эстетическое чувство на основе знакомства с видами искусства, наблюдениями за природой.
ПРЕДМЕТНЫЕ ^ Учащиеся научатся:
правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;
пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;
рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;
привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;
определять и оценивать позиции литературных героев;
выявлять тему и главную мысль произведения;
сопоставлять героев, идеи разных произведений;
составлять план рассказа;
определять свое и авторское отношение к героям;
формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;
ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;
делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.
^ Учащиеся научатся:
читать по ролям художественное произведение;
продолжать сюжет произведения, историю героя;
участвовать в инсценировании произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на зад. тему, по репродукции картины, иллюстрации, по результатам наблюдений;
выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.
^ Учащиеся научатся:
различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);
выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;
находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы к словам.
Учащиеся получат возможность научиться:
определять приемы, использованные писателем для создания лит. персонажа и выражения отношения к нему.
использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные Учащиеся научатся:
соотносить свои действия с поставленной целью;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
Учащиеся получат возможность научиться:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового худ текста;
планировать свои учебные действия;
анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;
составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;
планировать свою читательскую деятельность;
планировать свою деятельность при реализации проекта.
Познавательные Учащиеся научатся:
сравнивать произведения и героев;
устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
свободно ориентироваться в аппарате учебника;
находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.
Учащиеся получат возможность научиться:
сравнивать и классифицировать жизненные явления;
выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;
находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;
сопоставлять инф-ю, полученную из научно-популярной статьи, с худ. произведением;
ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);
находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;
извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;
знакомиться с детской периодической литературой.
Коммуникативные Учащиеся научатся:
участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;
сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;
осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
овладевать диалогической формой речи;
формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных. результатов при работе в группе.
^
Тема
| Количество часов
| Уж небо осенью дышало
| 12
| Народные сказки
| 12
| Поэтические страницы
| 5
| О мужестве и любви
| 11
| Зимы ждала, ждала природа
| 6
| Авторские сказки
| 10
| Басни
| 6
| Братья наши меньшие
| 11
| О совести и долге
| 12
| Весна пришла
| 5
| И в шутку, и всерьез
| 13
| Итого: 103 часа
|
Календарно-тематическое планирование уроков
«Литературное чтение» 3 класс (103 часа)
№
п/п
| Темы уроков
| Кол-во часов
| Дата проведения по плану
| Фактич. проведено
| 1 четв. 1-3
| ^ К.Паустовский. Барсучий нос.
| 12 часов 3
|
3-6.09
|
| 4-5
| И.Бунин. Листопад.
| 2
| 10-11
|
| 6-7
| М.Пришвин. Хрустальный день. Капитан-паук. Недосмотренные грибы.
| 2
| 13-17
|
| 8
| Н.Рубцов. У лесной избушки…
| 1
| 18
|
| 9-11
| К.Паустовский. Подарок.
| 3
| 20-25
|
| 12
| Внеклассное чтение. Осень в произведениях русских писателей.
| 1
| 27
|
|
13-15
| ^ «Семь Симеонов» (русская народная сказка).
| 12 часов 3
|
1-4.10
|
| 16-18
| «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка).
| 3
|
8-11
|
| 19
| «Жаба- королева» (литовская народная сказка).
| 1
| 15
|
| 20-21
| «Птица Кахна» (таджикская народная сказка).
| 2
| 16-18
|
| 22-23
| «Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка).
| 2
| 22-23
|
| 24
| Внеклассное чтение. Сказки народов мира.
| 1
| 25
|
|
25
| ^ А.С.Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…» (отрывок)
| 5 часов 1
|
29
|
| 26
| Ю.Мориц. «Песенка про сказку».
| 1
| 30
|
| 2 четв
27
| «Маленький скрипач» (немецкая народная баллада).
| 1
| 8.11
|
|
28
|
Г.Сапгир. «Про сны».
|
1
|
12
|
| 29
| К.Бальмонт. «У чудищ».
С.Островой. «Сказки…»
| 1
| 13
|
|
30-32
| ^ В.Белов. «Верный и Малька».
| 11 часов. 3
|
15-20
|
| 33
| И.Тургенев. «Воробей».
| 1
| 22
|
| 34-37
| Н.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».
| 4
| 26-3.12
|
| 38-39
| Л.Н.Толстой. «Прыжок».
| 2
| 4-6
|
| 40
| Внеклассное чтение. Сказки Е.Шварца.
| 1
| 10
|
|
41
| ^ С. Есенин. «Разгулялась вьюга…»
| 6 часов. 1
|
11
|
| 42
| А.С.Пушкин. «В тот год осенняя погода…» (отрывок)
| 1
| 13
|
| 43
| А.С.Пушкин. «Зимнее утро».
| 1
| 17
|
| 44
| А.С.Пушкин. «Зимняя дорога».
| 1
| 18
|
| 45
| Ф.И.Тютчев. «Чародейкою Зимою…»
| 1
| 20
|
| 46
| Внеклассное чтение. Зима в произведениях разных жанров.
| 1
| 24
|
|
47-48
| ^ А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
| 10 часов. 2
|
25-27
|
| 3 четв
49-51
| А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
| 3
| 10-15.01
|
| 52-54
| Х.К.Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик».
| 3
| 17-22
|
| 55
| Л.Н.Толстой. «Царь и рубашка».
| 1
| 24
|
| 56
| Внеклассное чтение. Сказки Х.К.Андерсена.
| 1
| 28
|
|
57
| БАСНИ О.Мандельштам. «Муха».
Эзоп. «Мухи».
| 6 часов. 1
|
29
|
| 58
| Эзоп. «Кошка и мыши».
| 1
| 31
|
| 59
| Л.Н.Толстой. «Отец и сыновья», «Лгун».
| 1
| 4.02
|
| 60
| И.А.Крылов. «Лебедь, Щука и Рак».
| 1
| 5
|
| 61
| И.А.Крылов. «Слон и Моська».
| 1
| 7
|
| 62
| И.А.Крылов. «Две Бочки».
| 1
| 11
|
|
63-65
| ^ А.П.Чехов. «Белолобый».
| 11 часов. 3
|
12-18
|
| 66-67
| М.Пришвин. «Лимон».
| 2
| 19-21
|
| 68-69
| Л.Н.Толстой. «Лев и собачка».
| 2
| 25-26
|
| 70-72
| К.Паустовский. «Кот Ворюга».
| 3
| 28-5.03
|
| 73
| Внеклассное чтение. Произведения К.Паустовского.
| 1
| 7
|
|
74-76
| ^ Ю.Яковлев. «Полосатая палка» (в сокращении).
| 12 часов. 3
|
11-14
|
| 77-79
| А.Платонов. «Разноцветная бабочка».
| 3
| 18-21
|
| 80
| А.Кешоков. «Мне больно, мальчики».
| 1
| 25
|
| 4 четв.
81-83
| К.Паустовский. «Тёплый хлеб».
| 3
| 26-9.04
|
| 84-85
| К.Д.Ушинский. «Слепая лошадь».
| 2
| 11-15
|
|
86
| ^ Народные песни.
А.А.Фет. «Весенний дождь».
| 5 часов.
1
|
16
|
| 87
| М.Пришвин. «Лесная капель».
| 1
| 18
|
| 88
| К.Бальмонт. «Золотая рыбка».
| 1
| 22
|
| 89
| А.А.Фет. «Рыбка».
| 1
| 23
|
| 90
| Внеклассное чтение. Стихотворения о весне.
| 1
| 25
|
|
91
| ^ Шутки-прибаутки.
| 13 часов. 1
|
29
|
| 92-93
| «Болтливая баба» (русская народная сказка).
| 2
| 30-2.05
|
| 94-96
| А.Линдгрен. «Как Эмиль угодил головой в супницу».
| 3
| 6-13
|
| 97
| С.Маршак. «Про двух соседей».
| 1
| 14
|
| 98
| С.Маршак. «Старуха, дверь закрой».
| 1
| 16
|
| 99-101
| М.Зощенко. «Великие путешественники».
| 3
| 20-23
|
| 102
| Внеклассное чтение. Мои любимые книги.
| 1
| 27
|
| 103
| Обобщение знаний, полученных в 3 классе
| 1
| 28
|
|
|