Внеклассное мероприятие по русскому языку «Фразеологический квн»




Скачать 75.03 Kb.
НазваниеВнеклассное мероприятие по русскому языку «Фразеологический квн»
Дата публикации26.06.2014
Размер75.03 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие
lit-yaz.ru > Литература > Внеклассное мероприятие
Согрина Т.В.
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Фразеологический КВН»
Цели и задачи: 1) прививать учащимся интерес к русскому языку;

2) развивать речь учащихся, находчивость, сообразительность;

3) воспитывать чувства сопереживания, сочувствия.

Ход игры: Сегодня мы с вами попробуем поиграть в необычные русские слова. А что это за слова, я надеюсь, вы догадаетесь после того, как прослушаете стихотворение

В. Суслова «Как работает слово».

Бывает частенько, что слово - одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало «воды утекло»!

О смелом мы вправе сказать наперед:

Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки — сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случалось с тобою: ты правил не знал.

Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!

Лентяй отдыхает, а время идет —

«Под камень лежачий вода не течет».

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь».

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую... Что скажут потом?

Не дело, мол, «воду носить решетом».

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...».
- ^ Теперь вы, конечно, поняли, о чем мы будем говорить сегодня? (об устойчивых словосочетаниях в русском языке, которые называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.)

^ Что вы еще помните о них?
Фразеологизмы, а ими очень богат русский язык, делают нашу речь более яркой, образной и выразительной. Слышим мы их всюду: и дома, и на улице, и в школе на уроках, в книгах.

^ Дополнительное задание командам:

В своей речи я периодически буду употреблять фр-мы, вы должны будете услышать их, записать, а в конце игры прочитать и объяснить значение.
Сегодня вместе с нашими знатоками русского языка проверим, как мы можем ориентироваться в море фразеологизмов. Признаем мы их знатоками не с бухты-барахты, они должны доказать нам, что с фразеологизмами они уже на короткой ноге и в этом деле собаку съели, покажут нам веселую игру ума и воображения, проявят свою находчивость и, конечно же, юмор.
А на чьей улице будет сегодня праздник, узнаем попозже. Болельщикам я предлагаю не бить баклуши, а зарабатывать очки в пользу команд, по рукам!

Итак, не откладывая дело в долгий ящик, представляю командам и их болельщикам тех, в чьих руках находится сегодня их судьба. Скажу сразу: члены жюри тоже не лыком шиты, их вокруг пальца не обведешь, и лапши на уши им не навешаешь, и на мякине их не проведешь! (представление жюри)

1 конкурс «Художники». А теперь постарайтесь изобразить по два каких-либо фразеологизма на бумаге. Один должны будут отгадать соперники, а другой- свои болельщики.
- ^ Что же произошло с привычными и понятными для нас словами? Почему нарисовано одно, а смысл совершенно другой? (Ответы детей.)

Правильно, каждое отдельное слово, входящее во фразеологический оборот, потеряло свое первоначальное значение. И два или несколько простых слов, соединившихся в одну короткую фразу, приобрели совсем иной, общий для них всех смысл. Мы получили неделимое сочетание слов, которое часто называют еще устойчивым сочетанием.

2 конкурс «Дальше… дальше»

Сейчас мы узнаем, хорошо ли ребята знают лексические значения фразеологизмов.

За 1 минуту команда должна назвать как можно больше значений оборотов. Если не знаете, говорите: «Дальше».

1.в час по чайной ложке (мало) 1.кривить душой (лгать)

2.себе на уме (хитрить) 2.кожа да кости ( худой)

3.раз, два и обчелся (мало) 3. вставлять палки в колеса (мешать)

4.заячья душа (трус) 4.в двух словах (коротко)

5.куры не клюют (много) 5.зарубить на носу (запомнить)

6.ушки на макушке (внимательно) 6.язык проглотить (молчать)

7.повесить голову (печалиться) 7. клевать носом (дремать)

8.рукой подать (близко) 8.гонять лодыря (бездельничать)

9.во все лопатки (быстро) 9.мастер на все руки (умелец)

10. витать в облаках (мечтать) 10. водить за нос (обманывать)

11. играть первую скрипку (быть главным) 11. идти в ногу (действовать согласованно)

12. стреляный воробей (опытный чел.) 12. бросать слова на ветер ( говорить зря)

13. делать из мухи слона (преувеличивать) 13. говорить сквозь зубы (неохотно)

14. избушка на курьих ножках (старое что-то) 14. одна нога здесь, другая там (быстро)

15. спустя рукава (плохо) 15. засучив рукава (хорошо)

16. сломя голову (быстро) 16. во весь дух (быстро).
3 конкурс «Найди синонимы».

Вы заметили, что многие фразеологизмы обозначают одно и то же. Как называется такое явление в русском языке? (синонимия).

Ваша задача: определить, на сколько групп по значению можно разделить данные фразеологизмы и определить значение этих групп.
1 команда

1. Выйти из себя. 2. Довести до белого каления. 3. И бровью не шевельнул.

4. И в ус не дует. 5. Как с гуся вода. 6. Махнуть рукой. 7. Метать громы и молнии.

8. Ноль внимания. 9. Под горячую руку.10. Рвать и метать.

11. Устроить сцену. 12. Хоть трава не расти.
2 команда

1. Бить баклуши. 2. Брать быка за рога. 3. Валять дурака. 4. Горит в руках.

5. Не покладая рук. 6. Засучив рукава. 7. Палец о палец не ударить.

8. В поте лица. 9. Плевать в потолок. 10. Своротить гору.

11. Сидеть сложа руки. 12. Считать ворон.
4 конкурс «Найди антонимы».

Слова с одинаковым значением называются синонимами, а как называются слова с противоположным значением?

-Как вы думаете, есть ли фразеологизмы – антонимы в русском языке? (Да, есть.)

Соберите фр-мы из фрагментов и подберите к ним антонимы:

1. В—двух—ша-гах - --- (за тридевять земель)

2. Взять- се-бя -в –ру-ки – --- (выйти из себя)

3. За-су-чив -ру-ка-ва –--- ( спустя рукава)
1. Пасть- ду-хом – --- (воспрянуть духом)

5. Хоть-пруд- пру-ди –---- ( кот наплакал)

6. Че-сать- я-зы-ком –--- ( держать язык за зубами)
Игра с болельщиками во время 3 и 4 туров:

Пока суд да дело, дорогие наши болельщики, скажите-ка, положа руку на сердце, чем вы обычно занимаетесь на уроках, и как к этому относится ваш любимый учитель?

(объясните значение фр-мов)

1— ходите на головах;

— грызете гранит науки;

— тянете кота за хвост;

— жуете мочалку;

— режете без ножа учителя;
2— играете в бирюльки;

— гоняете лодыря;

— и ухом не ведете;

— рассказываете бабушкины сказки;

— лезете из кожи вон.

А учитель в это время:

1— выжимает слезу;

— рвет и мечет;

— кусает локти;

— на седьмом небе;
2— смотрит сквозь пальцы;

— и в ус не дует;

— заводит волынку;

— заливается соловьем;

— грозит угостить березовой кашей;

— обещает намылить голову.
5 конкурс «Кто быстрее».

В русском языке тьма – тьмущая не только фразеологизмов – синонимов, антонимов, но и оборотов, имеющих общие слова, например, «рука», «голова», «нос», «глаз» и т.д. Например: задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу.

Наши игроки должны подобрать по 5 фразеологизмов с общим для них словом :

1 команда – слово «глаз»

(мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, открыть глаза, как бельмо на глазу)
2 команда – слово «язык»

(язык проглотил, прикусить язык, найти общий язык, сорваться с языка, язык не поворачивается, развязать язык, острый на язык, тянуть за язык, держать язык за зубами).
^ Болельщики подбирают со словом «ухо»

( держать ухо востро, пропускать между ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слышать краем уха, прожужжать все уши, ушки на макушке).
6 конкурс «Кто больше».

Знакомы ли наши знатоки с числительными в составе фразеологизмов? Сейчас проверим.

За установленное время (2 минуты) записать фразеологизмы, в состав которых входят числительные.

(в один голос, одного поля ягода, меж двух огней, ни два ни полтора, как дважды два, на все четыре стороны, знать как свои пять пальцев, заблудиться в трех соснах, семь пятниц на неделе…)
А так как некоторые болельщики больше ворон считают, то естественным для них будет за это же время вспомнить фразеологизмы, имеющие в своем составе название животного или птицы.

( волком смотрит, собаку съел, козел отпущения, белая ворона, как с гуся вода).
7 конкурс «Почувствуй и скажи».

Люди в отличие от машин умеют чувствовать: любить, ненавидеть, радоваться и печалиться.

-^ Как вы думаете, можем ли мы выражать свои чувства фразеологизмами?

Я называю вам чувство, а вы передаете его фр-мом.

) 1. Радость – -- (быть на седьмом небе)

Страх –-- ( душа ушла в пятки)

Печаль –-- ( повесил голову)

Обида –-- ( губы надул)

2. Стыд – -- (готов сквозь землю провалиться )

Плохое настроение – -- (встать не с той ноги)

Испуг –-- (мурашки забегали, мороз по коже пробежал)

Тревога – -- (кошки на душе скребут
8 конкурс «Ты мне – я тебе».

Я задавала вам очень много вопросов, а теперь вы побудьте в роли ведущего.

Каждая команда показывает инсценировку фразеологизма. Соперникам необходимо узнать, какой оборот был обыгран.
9 конкурс «Подсчет услышанных фр-мов и подведение итогов»
1 море (фразеологизмов)

2 не с бухты-барахты

3 на короткой ноге

4 в этом деле собаку съели

5 на чьей улице будет сегодня праздник

6 бить баклуши

7 по рукам

8 не откладывая дело в долгий ящик

9 не лыком шиты

10 вокруг пальца не обведешь

11 лапши на уши не навешаешь

12 на мякине их не проведешь

13 тьма – тьмущая
10 тур «Гонка за лидером».

Пора подвести предварительные итоги, дабы определить, какая из команд будет начинать следующий тур. ( Жюри сообщает баллы, заработанные игроками.)

Закончите фразеологизмы.

1. Не взирая... (на лица) 1. Два сапога... (пара).

2. Буря в... (в стакане). 2. Топтаться на...(месте).

3. Кусать...(локти). 3. Не мудрствуя...(лукаво).

4. Волчий...(аппетит). 4. Как две капли... (похожи).

5. Черепашьим...(шагом). 5. От корки... (до корки).

6. За семь верст...(киселя хлебать). 6. Ждать у...(моря погоды).

7. Принять за чистую...(монету). 7. Овчинка... (выделки не стоит).

8. Проще пареной...(репы). 8. Обвести вокруг..(пальца).

9. Не в бровь... (а в глаз). 9. Сулить золотые...(горы).

10. Не видеть дальше...(собст.носа). 10. Краем уха...(слышать).

11. Плакать в...(жилетку). 11. Кисейная…(барышня).

12. Еле-еле душа...(в теле). 12. Рог... (изобилия).

13. На сон...(грядущий). 13. Голод не...(тетка).
Имеющий уши да... услышит все то, что мы сегодня говорили.

Имеющий память да… запомнит все то, что услышал сегодня.

III. Подведение итогов.
IY. Заключительное слово учителя.

Каждый день мы все больше открываем завесу над несметными сокровищами родного языка, обогащаем свою речь новыми словами и фразеологизмами. А если чего-то не знаем, то в этом нам помогут великие книги-словари ( показ «Толкового словаря», «Фразеологического словаря», «Крылатые слова».

Фразеологический словарь содержит самые разные по происхождению обороты и всегда поясняет это происхождение. Здесь мы встретим и исконно русские выражения: «расправлять крылья», «сматывать удочки», выражения, заимствованные из старославянского языка - «беречь как зеницу ока», из Библии — «притча во языцех», и являющиеся переводом иноязычных устойчивых выражений — «рыцарь без страха и упрека».

Читайте, овладевайте словом. И вы станете мудрее.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Фразеологический квн» iconВнеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе Фразеологический квн
Цели: обобщить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, познакомить с историей их возникновения, развивать речь учащихся, формировать...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Фразеологический квн» iconВнеклассное мероприятие: квн по русскому языку во 2классе Подготовила: Васильева М. Н
Аннотация: Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры квн призвано показать ребятам как сложен, красив, богат, интересен...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Фразеологический квн» iconВнеклассное мероприятие по русскому языку в 7-м классе. Квн по теме:...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7-м классе. Квн по теме: "Служебные части речи"

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Фразеологический квн» iconНеделя начальных классов квн по русскому языку 2 класс
Аннотация: Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры квн призвано показать ребятам как сложен, красив, богат, интересен...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Фразеологический квн» iconВнеклассное мероприятие по русскому языку «квн юных филологов»
Оборудование: карточки с вопросами; задания для участников; иллюстрации к домашнему заданию команд, музыкальное оформление «Мы начинаем...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Фразеологический квн» iconКвн по русскому языку на Дне открытых дверей Дата проведения
Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые родители и гости нашего мероприятия! Сегодня мы проведем квн по русскому языку

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Фразеологический квн» iconВнеклассное мероприятие по русскому языку
Цель: через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса учащихся к русскому языку; развивать смекалку, сообразительность;...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Фразеологический квн» iconВнеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Звёздный час»
Повторить общетеоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Фразеологический квн» iconВнеклассное мероприятие по русскому языку квн «Знаешь ли ты русский язык». 5 класс Цели
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Могуч и прекрасен наш родной русском языке говорят не только русские. Послушайте, что...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Фразеологический квн» iconВнеклассное мероприятие квн по русскому языку в 4 классе. Подготовила...
Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница