Скачать 435.74 Kb.
|
Рабочая программа по Литературному чтению (4 кл.)Пояснительная запискаРабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования по литературному чтению. Общая характеристика учебного предмета. Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24-26 учебных недель) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В примерной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения. Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении (не менее 60-70 произведений разных авторов), так и в виде рекомендаций для свободного чтения (примерно 130-150 произведений). По разделам круг детского чтения можно представить в таком соотношении: фольклор – 10-12%; русская литература ХIХ века – 15-20%, отечественная литература ХХ века – 40-45%, национальная литература (в переводе и на русском языке) – 10%, зарубежная литература – 20% учебного времени. Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы. ^ В программе представлено пять основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. Вторая содержательная линия – Техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.). Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе. Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии. ^ Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей: развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. ^ Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. ^ В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1-го по 4-й класс. На изучение литературного чтения в 4 классе отводится 3 ч в неделю (102 ч в год). Основные темы дополнены темами НРК. Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса Обучающиеся должны знать: Обучающиеся должны знать: структуру учебника; приёмы ориентирования в учебнике; литературные приемы: сравнение, олицетворение, метафора, эпитеты; отличия повести от рассказа (объем, количество героев, протяженность во времени, количество событий и др.); литературный жанр – пьеса, баллада, басня, фантастическая повесть, роман-сказка, миниатюра; понятие «пролог», «эпилог», «летопись»; Обучающиеся должны уметь: правильно, сознательно, достаточно бегло и выразительно читать с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи вслух 90 слов в минуту; выбирать интонацию, соответствующую строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения; самостоятельно проводить подготовку к выразительному чтению; проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль); устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно; находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему. самостоятельно выделять ключевые слова в тексте; самостоятельно формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста; составлять простой и сложный план; определять тему произведения, его главную мысль, рассказывать сюжет; называть героев произведения, видеть в тексте образы-персонажи, описания природы и интерьера; видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ-персонаж (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описания интерьера в тексте; высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному; представлять картины, нарисованные автором; эмоционально переживать прочитанное. практически отличать по ведущим признакам эпические, лирические и драматические произведения; относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса; различать сказку народную и авторскую, среди произведений устного народного творчества различать загадки, песенки, скороговорки, пословицы и поговорки, былины. отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану; составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания; учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки из прозаических произведений. ^
Содержание программного материала по предмету (4 класс)
|
![]() | ... | ![]() | Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы... |
![]() | Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению под редакцией Л. А. Ефросининой 2009 года издания.... | ![]() | Авторская программа по литературному чтению " Чтение и начальное литературное образование" Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева (2010 г.) |
![]() | Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе следующих нормативных документов | ![]() | Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса, в дальнейшем программа, составлена на основе |
![]() | Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературному чтению автора Кубасовой О. В., допущенная Министерством... | ![]() | Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов |
![]() | Программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта... | ![]() | Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» для 1 – 4 классов разработана на основе |