Учебно-тематическое планирование по литературному чтению Класс




НазваниеУчебно-тематическое планирование по литературному чтению Класс
страница1/6
Дата публикации29.06.2014
Размер1.12 Mb.
ТипУчебно-тематическое планирование
lit-yaz.ru > Литература > Учебно-тематическое планирование
  1   2   3   4   5   6

«Согласовано»

Руководитель МО

____ /Буреева Л.Н./

Протокол №____ от

«__» ______ 20__г.



«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «Гимназия № 32»

____/Чернова В.А./

«__» ________ 20__г.


«Согласовано»

Руководитель МОУ «Гимназия № 32»

_____/Якимова Л.А./

Приказ №______ от

«___» ________ 20__г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Буреевой Ларисы Николаевны, учитель первой категории

По русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии и народным промыслам

в 4 а классе.

Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № ___________ от

«____» __________ 20__г.


20___ - 20___ учебный год

Учебно-тематическое планирование
по литературному чтению


Класс - 4

Учитель - Буреева Лариса Николаевна

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 часа.




I четв.

II четв.

III четв.

IV четв.

Год

Всего уроков

18

14

20

16

68


Планирование составлено на основе образовательной системы «Школа 2100»

Учебник «В океане света», авторы-составители Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Издательство Москва «Баласс», 2007 год


^ Статус документа

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для школ с русским языком обучения составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса и темам.

^ Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, этапы работы с текстом; основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

^ Пояснительная записка

Цель уроков чтения – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом русского языка:

• овладение функциональной грамотностью;

• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
• овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

^ Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

• приобщение к литературе как искусству слова;

• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

На уроках детской литературы в 4 классе дети получают целостное представление об истории русской литературы: о писателях и их героях, о темах и жанрах. Дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Программа 4 класса содержит следующие разделы:

– «Любимые книги»;

– «У истоков детской литературы»;

– «XIX век. Путешествие продолжается»;

– «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями».

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в книгу для чтения, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы описательного характера из следующих произведений…

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение курса «Литературное чтение» в 4 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов за год. По учебному плану школы отводится на «Литературное чтение» 2 часа в неделю, за год 68 часов. Федеральный стандарт выполняется за счет уплотнения тем. Сокращены учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, а отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Программа сокращена таким образом:

  1. Объединены произведения одного автора.

  2. Сокращены проверочные работы, уроки внеклассного чтения и уроки развития речи (сочинения).

  3. Объединены темы: Путешествие 1 в XVII век и Путешествие 2 в XVIIIвек



Основные развивающие и воспитательные цели

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и Татарстана.


^ Работа с текстом на уроках чтения в 4 классе

Преобразование читательской деятельности учеников 4 класса происходит по пути увеличения доли самостоятельности ребенка на каждом из этапов освоения текста, в основном за счет творческой деятельности.

В связи с этими позициями в основные этапы работы с текстом целесообразно внести следующие коррективы.

^ I. Работа с текстом до чтения.

В 4 классе художественный текст вписывается в исторический процесс развития детской литературы. Это приводит к необходимости уже на первом этапе обращаться к фамилии автора, знаниям и представлениям учащихся о нем, его творчестве, жанровых особенностях текста.

Такой подход помогает осознать целостность и динамику литературного процесса уже на предварительном этапе знакомства с текстом, то есть до его чтения.

В зависимости от особенностей текста, его места в теме, целей и задач урока возможны варианты работы с текстом до чтения:

1. Как часть домашнего задания, где учащийся выполняет привычные действия (рассматривает иллюстрацию, читает заглавие, сведения об авторе, высказывает предположение о теме, содержании, героях текста).

2. Самостоятельное знакомство с ключевыми словами, их выписывание, анализ и осмысление, которое приводит к установлению уровня понимания текста.

3. Прогнозирование содержания текста на уроке путем анализа нового материала, определения места писателя и конкретного текста в литературном процессе.

^ II. Работа с текстом во время чтения.

1. Самостоятельное чтение текста про себя.

Этот вид чтения все чаще переносится на дом, что позволяет на уроке увеличить учебное время для проведения вводной беседы по тексту.

2. Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, продумыванием вопросов автору по ходу чтения, выборочное чтение.

В 4-м классе уже на данном этапе задаются в основном вопросы аналитического характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации, то есть ведется диалог с автором через текст. Этот вид работы постепенно также все в большей степени переносится на самостоятельную деятельность учащихся.

Учитель может дать задание детям уже при самостоятельном чтении продумать, записать те вопросы, которые возникли у них в ходе чтения, которые им хотелось бы задать автору по ходу чтения. Озвучивание этих вопросов на уроке позволит учителю установить уровень осмысливания детьми текста.

3. Словарная работа так же, как и в предыдущих классах, проходит на уроке по ходу чтения, но включается самостоятельная работа детей с толковым словарем (в том числе это может быть и предварительная домашняя работа с записью значений непонятных слов).
^ III. Работа с текстом после чтения.

Традиционно на этом этапе проводится активное обсуждение концептуальных (проблемных, обобщающих, активизирующих жизненные представления учащихся, фиксирующих авторскую позицию) вопросов. В 4 классе возможно чередование рассказа учителя о писателе с сообщениями учащихся, подготовленными самостоятельно, с их обобщениями и систематизацией сведений об авторах, определением их места в литературном процессе, высказываниями своего отношения к личности и творчеству писателя.

В ряду творческих заданий, которые предлагаются детям после чтения, в 4 классе все больше места отводится письменным творческим работам-сочинениям, значительно увеличивается доля исследовательских поисковых заданий. Подготовка к сочинениям на литературные темы вынесена на страницы «Тетради по чтению» к учебнику «В океане света».

Все больше внимания на уроках чтения в 4 классе уделяется анализу текста.

Программа по литературному чтению для четвертого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приемов понимания прочитанного.

4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.

5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

6. Развитие устной и письменной речи.

Содержание программы

  1. Тематика чтения

Произведения современной детской литературы разных жанров. (4ч). Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

^ У истоков русской детской литературы. (10ч). Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: А. Болотова, статьи Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер произведений для детей, их прямая назидательность.

^ Детская литература XIX в. (18ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.

Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

^ Детская литература XX в. (36ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 20-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 20–30-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Веселый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы. Сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. Отрывки из романа Ю. Олеши «Три Толстяка».
Детская литература 30–50-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 60–90-х гг. «Панорама поэзии для детей»: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

^ 2. Техника чтения

На момент завершения начального образования:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.

О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

Выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.

^ 3. Формирование приемов понимания прочитанного

Развитие умений:

– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
–проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);

– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;

– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;

– находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
^ Дети, заканчивая начальную школу, должны при чтении доступных им художественных текстов овладеть правильным типом читательской деятельности, а именно:

– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;

– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;

– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;

– формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;

– составлять простой и сложный планы;

– пересказывать текст по плану.

^ 4. Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного

Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.

Продолжение работы над образами литературных героев.

Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.

Наблюдение над языком художественных произведений.
Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.
^ Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:

– определить тему произведения, его главную мысль, рассказать сюжет;
– назвать героев произведения, увидеть в тексте героев, описания природы и интерьера;

– видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ героя (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описания, интерьера в тексте;

– высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;

– представлять картины, нарисованные автором; эмоционально переживать прочитанное.

^ 5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Творческая индивидуальность писателя.

Пролог и эпилог в художественном произведении.

Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).

Басня, ее особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).
Баллада – рассказ в стихах.

Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести.

Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

^ Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:

– практически отличать по ведущим признакам эпические, лирические и драматические произведения;

– относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса; различать сказку народную и авторскую, среди произведений устного народного творчества различать загадки, песенки, скороговорки, пословицы и поговорки.

^ 6. Развитие устной и письменной речи

Обучение:
– подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
– составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;

– творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
Для удобства проведения контроля и оценивания учебных достижений детей по чтению и начальному литературному образованию ниже приводится сводная таблица требований по предмету.
^ Таблица требований к умениям учащихся по чтению

(программный минимум 4 класса)

Линии развития учащихся средствами предмета

«Чтение и начальное литературное образование»:

- овладение функциональной грамотностью;
- овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;
- овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

- определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

- приобщение к литературе как к искусству слова;
- приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

•осознанное, правильное, выразительное чтение;
•самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения;
•самостоятельное нахождение ключевых слов;
•самостоятельное освоение незнакомого текста (чтение про- себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
• вычитывание разных уровней текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;
• формулирование основной мысли текста;
•составление простого и сложного плана текста;
•написание сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой

•умение аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
• понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
• иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

• самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
• относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы;
•относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам
• видеть языковые средства, использованные автором
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-тематическое планирование по литературному чтению Класс iconТематическое планирование по литературному чтению и внекласс
Тематическое планирование по литературному чтению и внеклассному чтению. 2 класс

Учебно-тематическое планирование по литературному чтению Класс iconКалендарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс 2013-2014 уч год

Учебно-тематическое планирование по литературному чтению Класс iconТематическое планирование по литературному чтению рассчитано на 136...
Н. А. Чураковой «Литературное чтение» (2012), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации (система общего развития...

Учебно-тематическое планирование по литературному чтению Класс iconКалендарно-тематическое планирование по литературному чтению л. Ф. Климановой, 2 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению л. Ф. Климановой, 2 класс. Умк «перспектива»

Учебно-тематическое планирование по литературному чтению Класс iconТематическое планирование по литературному чтению для 3 класса составлено...
Тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе рассчитано на 3 часа в неделю на протяжении учебного года, что составляет...

Учебно-тематическое планирование по литературному чтению Класс iconТематическое планирование по чтению и развитию речи 9 класс
Учебно-тематическое планирование по чтению и развитию речи 9 класс (102ч, 3 ч в неделю) авторы А. К. Аксёнова, М. И. Шишкова

Учебно-тематическое планирование по литературному чтению Класс iconТематическое планирование по литературному чтению 2 класс
Планирование составлено в соответствии с программой «Школа России»2011г., А. А. Плешакова

Учебно-тематическое планирование по литературному чтению Класс iconТематическое планирование по литературному чтению. 3 класс

Учебно-тематическое планирование по литературному чтению Класс iconТематическое планирование по литературному чтению 2 класс

Учебно-тематическое планирование по литературному чтению Класс iconТематическое планирование по литературному чтению 1 класс
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница