Литературное чтение
Поурочно-тематическое планирование
Учебник Л.А. Ефросинина "Литературное чтение" в 2 ч. ;
Тетрадь на печатной основе "Литературное чтение" №1,2.
Класс: 4 "Б"
| Учитель: Надеждина Надежда Михайловна
| Количество часов: всего -68 , в неделю - 2.
|
|
№ п/п
| Раздел,
тема урока,
тип урока
| Количество часов
| Элементы содержания
| Требования к уровню
подготовки учащихся
| Вид контроля, измерители
| Дата проведения
| 1
| Повторение. Произведения фольклора. (1 ч)
^ Комбинированный урок
| 1
| Понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Сказки бытовые, волшебные, о животных
| Знать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка.
Уметь самостоятельно оценивать свою начитанность
| Текущий. Самостоятельная работа: «Жанры фольклора» (схема)
|
| 2
| Героическая песня, былина, легенда. Библейские предания. (5 ч)
^
«Волх Всеславович»
Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине.
Образы былинных героев
| ^ основное содержание былины, тему произведения. Уметь слушать и выделять основную мысль произведений, анализировать содержание, составлять план, рассказывать по плану
| Текущий. Выразительное чтение
|
| 3
| ^
Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Выделение исторических фактов.
| Уметь выделять исторические факты, выразительно читать народные песни
| Текущий. Выразительное чтение
|
| 4
| ^
Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Понятие: предание или легенда. Особенности жанра – главная мысль
| Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль
|
|
| 5
| ^
Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Героическая песня – жанр фольклора
| Уметь понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы
| Текущий. Выразительное чтение
|
| 6
| ^
«Суд Соломона»
Слушание и работа с детскими книгами
| 1
| Легенда – жанр фольклора. Виды легенд: народные, литературные
| ^ особенности легенды.
Уметь понимать основное содержание текста, анализировать произведение
| Текущий. Выразительное чтение
|
| 7
| Басни. Русские баснописцы.
(4 ч)
^
И. И. Хемницер «Стрекоза». Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» Комбинированный урок
| 1
| Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Тема произведения, писатель, автор. Герой-персонаж, его характер, поступки
| ^ понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни
| Текущий, выразительное чтение
|
| 7
| ^
А. Е. Измайлов «Кукушка»,
Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Герои басен, их характеры и поступки. Главная мысль басен
| Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен
| Текущий. выразительное чтение, чтение наизусть
|
| 9
| ^
«Квартет».
И. Дмитриев «Муха» Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Герои, их характеры, поступки. Периодика: детские журналы
| ^ понятия: олицетворение, сравнение. Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям
| Текущий. Выразительное чтение
|
|
| Басни. Русские баснописцы. ^
| 1
|
|
| Проверочная работа
|
| 10
| Произведения В. А. Жуковского. (3 ч)^ ,
«Там небеса и воды ясны», «Загадки»
Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Эпитеты, сравнения, рифма
| ^ особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения).
Уметь слушать стихи, выделять смысловые части.
|
|
| 11
| ^
Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Литературная сказка русского автора. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. сравнения.
| Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных
| Текущий. Выразительное чтение
|
| 12
| ^
В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудростях Марьи-царевны, кощеевой дочери»
Слушание и анализ
нового произведения
| 1
| Герои, их поступки, характеры. Составление
плана, пересказ по плану
| Уметь слушать сказку, отвечать на вопросы, делить
текст на части, составлять план. Кратко пересказывать по плану
| Текущий.
Выразительное чтение
|
| 13
| Произведения А. С. Пушкина. (3 ч)
^
А. С. Пушкин «Осень».
«Зимняя дорога»
«И. И. Пущину».
И. И. Пущин «Заметки о Пушкине» (отрывок). Комбинированный урок
| 1
| Определения: темп, средства художественной выразительности – эпитеты. Сравнения, рифма
| Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма.
Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений А. С. Пушкина «И. И. Пущину» и «Записки о Пушкине» И. И. Пущина
| Текущий. Пересказ по плану.
Чтение наизусть
|
| 14
| ^
«Песнь о Вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине» Слушание и анализ
нового
произведения
| 1
| Основное содержание текста. Тема. Герои
| Уметь понимать содержание текста, определять главную мысль произведения, сравнивать песни А. С. Пушкина с народными героическими песнями
| Текущий. Чтение
наизусть
|
| 15
| ^
Комбинированный урок
| 1
| Сюжет, герои, главная мысль
| Уметь наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль
|
Текущий.
|
| 16
| Произведения М. Ю. Лермонтова. (3 ч)
^
«Парус»,
«Горные вершины…», «Утес»
Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Жанр произведения. Эпитеты, рифма Тема чтения. Эпитеты, сравнения
| Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта,) определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений
| Текущий. Чтение наизусть
|
| 17
| ^ Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Авторская сказка. Герои положительные и отрицательные. Главная мысль сказки
| ^ понятие авторская сказка. Уметь выделять главную мысль сказки, выявлять положительных и отрицательных героев, давать им характеристику
| Текущий. Чтение наизусть
|
| 18
| ^
«Казачья колыбельная песня»
Комбинированный урок
| 1
| Содержание текста. Эпитеты. Словари-справочники
| Уметь выразительно читать стихи
| Текущий. Выразительное чтение
|
| 19
| Обобщение по разделу «Русские поэты. ^
| 1
|
|
| Текущий. Обобщение
|
| 20
| Произведения П. П. Ершова. (1 ч)
Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок» П. П. Ершов «Кто он?» Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Сказки народные и литературные. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Главная мысль сказки. Сравнение. Осознанное правильное чтение. Ритм, тон и темп чтения
| ^ особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки
| Текущий. Чтение наизусть
|
| 21
| Произведения В. М. Гаршина. (4 ч)
^
Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Понятие леген-да. Особенности легенды, главная мысль
| Знать понятие легенда. Уметь выделять особенности легенды, определять главную мысль, рассказывать отдельные эпизоды
| Текущий. Выразительное чтение
|
| 22
| ^
«Лягушка-путешественница»
Чтение и анализ нового
произведения
| 1
| Авторская (литературная сказка). Главная
мысль сказки. Образ лягушки. План
| Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану
| Текущий.
Выразительное чтение
|
| 23
| ^
«Пленница» Слушание и анализ нового произведения
| 1
| Содержание текста, главная мысль
| Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, самостоятельно читать стихотворение
| Текущий. Пересказ по плану
|
| 24
| ^
Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Сюжеты, поступки героев, главные мысли. Рассказывание по плану
| Уметь анализировать произведение, составлять план, рассказывать по плану
|
|
| 25
| Произведения П.П.Ершова, В.М.Гаршина. ^
|
|
|
| Текущий. Проверочная работа
|
| 26
| Произведения русских писателей о детях. (2 ч)
^
«Старый колодец» (главы из повести «Детство Темы»)
Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Повесть, главы повести. Герой-персонаж, его характер, поступки
| Уметь характеризовать образ Темы (внешний вид, поступки, отношение к Жучке), выделять кульминационный
момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя
|
|
| 27
| ^
К. М. Станюкович «Максимка».
Д. Мамин-Сибиряк «Вертел» Слушание и анализ нового произведения
| 1
| Образы детей- героев в произведениях русских писателей
| Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста
| Текущий. Пересказ
|
| 28, 29
| Произведения зарубежных писателей. (6 ч)
^
Чтение и анализ нового произведения
| 2
| Основная мысль произведения. Герой-персонаж, его характер, поступки
| ^ некоторые произведения зарубежных авторов. Уметь слушать, работать с текстом каждой главы
|
|
| 30, 31
| ^
Чтение и анализ нового произведения
| 2
| Приключенческая повесть, юмор, герой-ребенок, особенность языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя
| ^ структурные единицы произведения.
Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь)
| Текущий. Пересказ
|
| 32,
33
| ^
Стихотворение Х. К. Андерсена «Дети года»,
Комбинированный урок
| 2
| Литературная (авторская) сказка. Сюжет сказки, главная мысль. Рифма. Сравнение.
| ^ изученные произведения Х. К. Андерсена и уметь их называть Знать о новом жанре произведения Х. К. Андерсена. Уметь выразительно читать.
|
|
| 34
| Обобщение по разделу. ^
|
|
|
| Текущий. Проверочная работа
|
| 35
| В мире книг. ^
|
| Поучение – жанр древнерусской литературы.
Выборочное чтение
| ^ о житие как жанре древнерусской литературы.
Знать героя произведения и уметь оценивать его поступки.
Уметь понимать основное содержание текста
| Текущий. Пересказ
|
| 36
| Произведения Л. Н. Толстого. (3 ч) ^
Л. Н. Толстой рассказ «Акула», сказка «Два брата»
Комбинированный урок
| 1
| Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль)
| ^ называть произведения Л. Н. Толстого
|
|
| 37
| Рассказы Л. Н. Толстого «Черепаха», «Русак» Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет
| Уметь работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях.
|
|
| 38
| ^
| 1
| Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет
| Уметь работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях.
|
|
| 39
| Произведения Л. Н. Толстого. Обобщение
| 1
|
|
| Тематический. Обобщение
|
| 40
| Стихи А. А. Блока. (1 ч)
^
«Рождество»,
Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Тема, тон, темп, ритм.
Заголовок. Позиция поэта. Интонационный рисунок .
Тема произведения
| Уметь определять тему, комментировать заглавие, определять тон, темп,
Ритм, позицию поэта
выразительно читать наизусть или с листа
| Текущий. Выразительное чтение
|
| 41
| Стихи К. Д. Бальмонта. (2 ч)
^
«Снежинка
Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет
| ^ определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть.
| Текущий. Выразительное чтение
|
| 42
| ^ Слушание и работа с детскими книгами
| 1
| Эпитеты, сравнение, олицетворение
| Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения, понимать основное содержание текста
| Текущий. Выразительное чтение
|
| 43,
44
| Произведения А. И. Куприна (3ч) А.И.Куприн «Скворцы»
Чтение и анализ нового произведения
| 2
| Легенды русских писателей. Произведения фольклора
| Уметь понимать основное содержание текста
| Текущие.
|
| 45
| ^
Легенда А. И. Куприна «Четверо нищих»
| 1
|
|
|
|
| 46
| ^
В. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона»
Слушание и работа с детскими книгами
| 1
| Библиографические сведения о книге (автор, титульный лист, оглавление, аннотация)
| Уметь слушать и работать с детскими книгами
| Текущий. Выразительное чтение
|
| 47
| Стихи И. А. Бунина. (3 ч)
^
«Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Детство»
Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм
| Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм
|
|
| 48
| ^ Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Эпитет, сравнение, олицетворение, рифма
| Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения
| Текущий. Чтение наизусть
|
| 49
| ^
поэтов. Н. А. Некрасов «Саша» (отрывок), «Генерал Топтыгин».
К. И. Чуковский «Н. А. Некрасов»
Слушание и работа с детскими книгами
| 1
| Главная мысль
| Уметь слушать стихотворения, выделять их главную мысль
| Текущий. Чтение
наизусть
|
| 50
| Произведения С. Я. Маршака (3 ч)
^
«Зеленая застава»
Р. Бернс «В горах мое сердце…»
Чтение и анализ нового произведения
| 4
| Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки
| ^ жанры произведений С. Я. Маршака.
Уметь работать со стихотворением
| Тематический. Самостоятельное составление словаря
|
| 51,
52
| ^
Чтение и анализ нового произведения
| 2
| Пьеса-сказка, диалог, действующие лица
| Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины
| Текущий. Инсценирование сказки
|
| 53
| ^
С. Я. Маршака
«Сказка про козла»,
«Ледяной остров»
Слушание и работа с детскими книгами
| 1
| Пьеса-сказка, диалог, действующие лица
| Уметь читать в лицах
| Текущий. Выразительное чтение
|
| 54
| Стихи Н. А. Заболоцкого.(1 ч)
^
«Лебедь в зоопарке», «Детство»
Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Жанр. Тема, главная мысль. Выразительное чтение: паузы, логические ударения
| Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения
| Текущий. Выразительное чтение
|
| 55-57
| Произведения о детях войны.(3 ч)
^
Чтение и анализ нового произведения
| 3
| Повесть. Герой-ребенок: внешний вид, поступки. Главная мысль, отношение автора к
герою
| ^ героя повести Ваню Солнцева. Уметь выделять главную мысль произведения, отношения автора к
герою
| Тематический. Оформление книжки «Герои любимых книг»
|
| 58
| Стихи Н. М. Рубцова. (2 ч)
^
Н. М. Рубцов «Березы», «Тихая моя Родина», «Ласточка»
Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Строфы, рифма, описание березы. Выразительное чтение: определение тона, темпа
| Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора
|
|
| 59
| ^
Обобщающий урок
| 1
|
|
| Тематический. Проверочная работа
|
| 60
| Произведения С. В. Михалкова. (3 ч)
^
«Хижина дяди Тома».
Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста
| Уметь выразительно читать стихотворения
|
|
| 61
| ^ ,
«Дым без огня» (хр.)
Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Понятия басня, вступление, рассказ (развитие действий), мораль, олицетворение
| ^ понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение. Уметь читать басни, находить и комментировать части текста
| Текущий. Чтение наизусть
|
| 62
| ^
С. В. Михалкова.
Сказка «Как старик корову продавал» Слушание и работа с детскими книгами
| 1
| Тема и жанр произведений. Основное содержание текста
| Уметь слушать, работать с книгами для дополнительного чтения
| Текущий. Самостоятельная работа
|
| 63
| Юмористические произведения.
(2 ч)
^
Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки. Тема произведения, герой-персонаж, его характер, поступки
| ^ понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог, стихи.
| Текущий.
Выразительное чтение
|
| 64
| ^
В. Драгунский «Тайное становится явным», Детские газеты и журналы
Слушание и работа с детскими книгами.
| 1
| Юмористические произведения на страницах газет и
журналов
| ^ детские газеты и журналы. Уметь работать с дополнительной
литературой
| Текущий.
Выразительное чтение
|
| 65
| Очерки. (1 ч) ^
Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Тема произведения и авторская позиция. Основное содержание текста
| Уметь определять тему произведения и авторскую
позицию, понимать основное содержание текста
| Текущий. Выразительное чтение
|
| 66
| Путешествия, приключения,
фантастика. (3 ч)
^
Чтение и анализ нового
произведения
| 1
| Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям)
| Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать
произведение
|
|
| 67
| ^
Чтение и анализ нового произведения
| 1
| Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения
| Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения
|
|
| 68
| Н. П. Вагнер
«Фея фантаста»
Чтение и анализ нового произведения.
Летнее чтение
| 1
| Основное содержание текста. Тема произведения. Основная мысль
| Знать книги Н. П. Вагнера уметь понимать основное содержание текста, слушать и работать с книгами для дополнительного чтения
| Текущий. Выразительное чтение
|
| |