Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане»




Скачать 62.03 Kb.
НазваниеТема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане»
Дата публикации25.07.2014
Размер62.03 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
ГБС(К)ОУ «Супоневская школа-интернат 6 вида»

Тема урока: «Н.А.Римский – Корсаков – композитор – сказочник.

Опера «Сказка о царе Салтане»


4 «а» класс

Учитель музыки: Акулова Н.В.


Тема урока: «Н.А.Римский-Корсаков-композитор-сказочник.

Опера «Сказка о царе Салтане»
Цели:

  • учебная: продолжать знакомство с творчеством русского композитора Н.А.Римским-Корсаковым;

  • учить детей анализировать характер музыкальных отрывков, способствовать формированию познавательной активности и интереса у учащихся;

  • воспитательная: формирование эмоционального отношения к музыке на основе её восприятия;

  • коррекционная: коррекция памяти, мышления на основе разгадывания кроссворда, коррекция воображения через прослушивания музыкальных отрывков.


Ход урока:
Вход в класс под музыку Н.А.Римского-Корсакова (по выбору учителя). Организация класса.
Учитель:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо- песнь заводит,

Налево- сказку говорит…

- А сказка эта…о ком?
Учащиеся: О царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди. (СЛАЙД - 1)
Учитель: Ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами продолжим разговор о творчестве русского композитора

Н.А.Римского-Корсакова. (СЛАЙД – 2)

Почему Римского-Корсакова называют композитором – сказочником?

Учащиеся: Им написано большое количество опер на сюжеты сказок.
^ Учитель: Как называется опера, о которой пойдёт сегодня речь?
Учащиеся: «сказка о царе Салтане».
Учитель: Прежде чем продолжить нашу работу, скажите, что называется оперой?
Учащиеся: Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют.
Учитель: Десятая опера Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане» была написана в 1899 году. Это был год столетнего юбилея со дня рождения великого русского поэта А.С.Пушкина, перед гением которого композитор преклонялся и на чьи стихи неоднократно писал музыку

(СЛАЙД – 3)

Итак, в «Сказке о царе Салтане» Римского – Корсакова привлекла необыкновенная «волшебность» сказки, изобилие чудес и , конечно, сам пушкинский стих удивительно напевный.

Все мы с раннего детства любим эту сказку. Вы совсем недавно знакомились с ней на уроках чтения и наверняка многие строки из неё знаете наизусть.

- Сможете напомнить нам их?

(учащиеся читают отрывки наизусть) (СЛАЙД – 4)

- Вы помните, что в сказке А.С.Пушкина царевич с матерью очутились на пустынном острове. Там Гвидон спас Лебедя от когтей злобного Коршуна, который на самом деле был мстительным колдуном (СЛАЙД – 5)

И чудо – Лебедь заговорила человечьим языком.

(Прослушивание фрагмента арии Царевны – Лебедь)

(СЛАЙД – 6)
- Что называется арией?
Учащиеся: Ария – музыкальный номер в опере, который наиболее полно и разносторонне раскрывает мысли, характер и поступки главных действующих лиц оперы.
Учитель: Лебедь не простая птица, а добрая волшебница. Она подарила своему избавителю Гвидону чудесный город, «с златоглавыми церквами, с теремами и садами».

Но Гвидон тоскует по отцу. Глядя в след кораблю, что «весело бежит в царство славного Салтана», он признаётся Лебедю:
«Грусть – тоска меня съедает,

Одолела молодца,

Видеть я б хотел отца…»
- Как поступает царевна Лебедь?
Учащиеся: Превращает Гвидона в шмеля и он летит вслед за кораблём к царю Салтану.
Учитель: Как композитор изобразил этот эпизод? Он написал музыкальный эпизод «Полёт шмеля». Музыка замечательно передаёт жужжание и лёгкий, как ветерок полёт шмеля.

(Прослушивание фрагмента «Полёт шмеля»)
- ЧТОБЫ ЦАРЮ САЛТАНУ ЗАХОТЕЛОСЬ ЕХАТЬ К ГВИДОНУ, ЮНОША МЕЧТАЕТ ЗАВЕСТИ У СЕБЯ НА ОСТРОВЕ НЕВИДАННЫЕ ЧУДЕСА. ВОТ О НИХ МЫ И ПОГОВОРИМ ПОДРОБНЕЕ НА НАШЕМ УРОКЕ. ДЛЯ НАЧАЛА ОПЕРЫ И ВСЕХ ДЕЙСТВИЙ РИМСКИЙ – КОРСАКОВ ПРИДУМАЛ ФАНФАРЫ.

(НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЗАПИСЬ «ФАНФАРЫ»)
ФАНФАРЫ – ЭТО СИГНАЛ ТОРЖЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА.

ТРУБЫ ИЗОБРАЖАЮТ ЗВУЧАНИЕ ФАНФАРЫ.

ТРУБЫ ПОЮТ, ПРИКАЗЫВАЮТ: «СЛУШАЙТЕ! СЛУШАЙТЕ!»

пОСЛЕДНЕЙ КАРТИНЕ ОПЕРЫ ПРЕДШЕСТВУЕТ СИМФОНИЧЕСКИЙ АНТРАКТ, КОТОРЫЙ КОМПОЗИТОР НАЗВАЛ «ТРИ ЧУДА»

(НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЗАПИСЬ «АНТРАКТ»)
АНТРАКТ – НЕБОЛЬШОЕ ОРКЕСТРОВОЕ ВСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД НАЧАЛОМ КАКОГО – ЛИБО ДЕЙСТВИЯ. В ЭТОМ АНТРАКТЕ ТРИЖДЫ ЗВУЧАТ ФАНФАРЫ, ИЗВЕЩАЮЩИЕ О КАЖДОМ ЧУДЕ.

ВОТ ПОЯВИЛАСЬ ПРАЗДНИЧНАЯ, ВСЯ В СВЕРКАНЬЕ КОЛОКОЛЬНОГО ПЕРЕЗВОНА ТЕМА СКАЗОЧНОГО ГОРОДА ЛЕДЕНЦА С ЕГО «ЗЛАТОГЛАВЫМИ ЦЕРКВАМИ, С ТЕРЕМАМИ И САДАМИ»
(слайд – 7)

- ПЕРВОЕ ЧУДО. ВЫ ЗНАЕТЕ КАКОЕ?
УЧАЩИЕСЯ: БЕЛОЧКА.
УЧИТЕЛЬ:

ЕСТЬ ТАМ БЕЛКА, ЧТО ПРИ ВСЕХ

ЗОЛОТОЙ ГРЫЗЁТ ОРЕХ,

ИЗУМРУДЕЦ ВЫНИМАЕТ,

А СКОРЛУПКУ СОБИРАЕТ,

КУЧКИ РОВНЫЕ КЛАДЁТ

И С ПРИСВИСТОЧКОЙ ПОЁТ

ПРИ ЧЕСТНОМ, ПРИ ВСЁИ НАРОДЕ

«ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ…»

(слайд – 8)

- КАКУЮ РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ ИСПОЛЬЗОВАЛ Н.А.РИМСКИЙ – КОРСАКОВ В ЭТОМ ФРАГМЕНТЕ»

(УЧИТЕЛЬ НАИГРЫВАЕТ ПЕСНЮ НА ФОРТЕПИАНО, ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЕРВОГО ЧУДА – «БЕЛОЧКА»)
- В КАКОМ РЕГИСТРЕ ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ? ПОЧЕМУ?
УЧАЩИЕСЯ: В ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ, ТАК КАК БЕЛОЧКА МАЛЕНЬКАЯ, ДЛЯ НЕЁ ПОДХОДИТ ВЕРХНИЙ РЕГИСТР.
^ УЧИТЕЛЬ: ИЗМЕНЯЕТСЯ ЛИ САМА ПЕСНЯ И КАК?
УЧАЩИЕСЯ: ИЗМЕНЯЕТСЯ. ОНА ЗВУЧИТ ПО-РАЗНОМУ.
УЧИТЕЛЬ: И ТАК, ВЫ ЗАМЕТИЛИ, ЧТО ПЕСЕНКА ЗВУЧИТ С ИЗМЕНЕНИЯМИ. ТАКОЕ ПОСТОЯННОЕ ПОВТОРЕНИЕ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ МЕЛОДИИ, НО С РАЗЛИЧНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ НАЗЫВАЕТСЯ ВАРИАЦИЯМИ.

(НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ЗАПИСЬ «ВАРИАЦИИ»)
- КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ «ПРИСВИСТЫВАЕТ» БЕЛОЧКЕ?
УЧАЩИЕСЯ: ФЛЕЙТА – ПИККОЛО.

(ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)
УЧИТЕЛЬ: В СВОЁМ ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ ЧАСТО ИСПОЛЬЗОВАЛИ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ. А КАКУЮ РУССКУЮ НАРОДНУЮ ПЕСНЮ В ОБРАБОТКЕ РИМСКОГО – КОРСАКОВА МЫ ЗНАЕМ?

(УЧАЩИЕСЯ ИСПОЛНЯЮТ РУС. НАР. ПЕСНЮ «хОДИЛА МЛАДЁШЕНЬКА»
УЧИТЕЛЬ: И ОПЯТЬ ЗВУЧАТ ФАНФАРЫ И ПОЯВЛЯЕТСЯ ВТОРОЕ ЧУДО.

МОРЕ ВЗДУЕТСЯ БУРЛИВО,

ЗАКИПИТ, ПОДЫМЕТ ВОЙ,

ХЛЫНЕТ НА БЕРЕГ КРУТОЙ,

РАЗОЛЬЁТСЯ В ШУМНОМ БЕГЕ

И ОСТАНУТСЯ НА БРЕГЕ

В ЧЕШУЕ, КАК ЖАР ГОРЯ,

ТРИДЦАТЬ ТРИ БОГАТЫРЯ.

(ПРОСЛУШИВАНИЕ ВТОРОГО ЧУДА, слайд – 9)
- ЧТО ВЫ УСЛЫШАЛИ В ЭТОЙ МУЗЫКЕ?

УЧАЩИЕСЯ: СЛЫШИТСЯ ШУМ МОРЯ, ПОД МАРШ БОГАТЫРИ ВЫХОДЯТ ИЗ МОРЯ.
УЧИТЕЛЬ: ПОЧЕМУ ИМЕННО МАРШ ИСПОЛЬЗУЕТ КОМПОЗИТОР?
УЧАЩИЕСЯ: БОГАТЫРИ ДОЛЖНЫ ОХРАНЯТЬ ГОРОД ЛЕДЕНЕЦ, А МАРШ ПЕРЕДАЁТ СИЛУ И МОЩЬ ЗЗ БОГАТЫРЕЙ.
физминутка. (ДЕТИ МАРШЕРУЮТ)
УЧИТЕЛЬ: В ТРЕТИЙ РАЗ ЗВУЧАТ ФАНФАРЫ.

ТРЕТЬЕ ЧУДО – ПРЕКРАСНАЯ ЦАРЕВНА ЛЕБЕДЬ.

ТАМ ЦАРЕВНА ЕСТЬ,

ЧТО НЕ МОЖНО ГЛАЗ ОТВЕСТЬ;

ДНЁМ СВЕТ БОЖИЙ ЗАТМЕВАЕТ,

НОЧЬЮ ЗЕМЛЮ ОСВЕЩАЕТ,

МЕСЯЦ ПОД КОСОЙ БЛЕСТИТ,

А ВО ЛБУ ЗВЕЗДА ГОРИТ.

А САМА-ТО ВЕЛИЧАВА,

ВЫСТУПАЕТ БУДТО ПАВА,

СЛАДКУ РЕЧЬ-ТО ГОВОРИТ,

БУДТО РЕЧЕНЬКА ЖУРЧИТ
.- ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА И ПРОСЛУШАЙТЕ…

(ПРОСЛУШИВАНИЕ ТРЕТЬЕГО ЧУДА – «ЛЕБЕДЬ»)
- ЧТО ВЫ УВИДЕЛИ, СЛУШАЯ ЭТУ МУЗЫКУ?
УЧАЩИЕСЯ: МУЗЫКА РИСУЕТ ПРЕВРАЩЕНИЕ ПТИЦЫ-ЛЕБЕДЬ В КРАСАВИЦУ ЦАРЕВНУ.

(слайд – 10)

УЧИТЕЛЬ: КРАСИВАЯ, НЕЖНАЯ МЕЛОДИЯ ЦАРЕВНЫ – ЛЕБЕДЬ УСИЛИВАЕТ РАДОСТНОЕ И ВЕСЁЛОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ОПЕРЫ.

КАК ВСЕГДА В СКАЗКЕ ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО.

СЕГОДНЯ МЫ БЫЛИ СВИДЕТЕЛЯМИ НЕРАЗРЫВНОГО ЕДИНСТВА МУЗЫКИ И ПОЭЗИИ И ПУТЕШЕСТВОВАЛИ В «СКАЗКЕ О ЦАРЕ САЛТАНЕ»

.ИТОГ УРОКА МЫ ПОДВЕДЁМ НЕОБЫЧНЫМ СПОСОБОМ, РАЗГАДАЕМ КРОССВОРД.

(слайд – 11)
(ДЕТИ ОТГАДЫВАЮТ КРОССВОРД,

ПОД МУЗЫКУ РИМСКОГО – КОРСАКОВА ВЫХОДЯТ ИЗ КЛАССА)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconКалендарно тематическое планирование по музыке. 1 класс. №
Вступление к первому действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. А. Римский-Корсаков

Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconТема урока: Опера. Н. Римский – Корсаков опера – былина «Садко».
...

Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconПрограмма «Начальная школа XXI века» Н. Ф. Виноградовой) Тема урока:...
«Сказки о царе Салтане…» (аудиозапись), портрет А. С. Пушкина, модели обложек книг, индивидуальные наборы для моделирования, карточки...

Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconСказка о царе Салтане. Программное содержание
Александр Сергеевич Пушкин в «Сказку о царе Салтане» В.: А как же мы попадем на волшебный остров? (На корабле) Мы с вами будем корабельщиками,...

Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconСписок книг для учащихся 1-х классов
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»

Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconСписок книг, рекомендуемых для прочтения третьеклассникам
Пушкин А. С. «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconКонкурс поэтов «Я с детства Пушкина люблю!»
А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; «Сказка о царе Салтане, о его славном и...

Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconНа лето завести читательский дневник из простой тетради 12 листов....
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», стихотворения для детей

Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» icon10. Рассказы о животных В. Чаплиной, К. Паустовского, М. Пришвина, Н. Сладкова
Русские литературные сказки П. Ершов "Конёк-горбунок", А. Пушкин "Сказка о царе Салтане", "Сказка о рыбаке и рыбке", В. Одоевский...

Тема урока: «Н. А. Римский Корсаков композитор сказочник. Опера «Сказка о царе Салтане» iconПеречислите их ( называют сказки «Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка...
Его пролог к поэме «Руслан и Людмила» окно в сказочный мир, через которое можно не только его увидеть и различить в нём отдельные...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница