Скачать 79.49 Kb.
|
Тема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века» Задачи урока:
родной природы различными видами искусства: поэзией, музыкой и живописью.
русских художников: И.И. Левитана, И.С.Остроухова, И.И.Шишкина, А.К. Саврасова и творчеством русских поэтов 19 века: Тютчев Ф.И., Майков А.Н., Некрасов Н., Фет А.А.
восприятия произведений искусства.
Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащихся. Вид урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков. ^
^ мультимедийный проектор, экран, компьютер, доска, презентация, выполненная в программе Microsoft PowerPoint, выставка репродукций картин российских художников. ^ презентация, выполненная в программе Microsoft PowerPoint, интерактивная доска. Ход урока:
(Звучит музыка П.И.Чайковского «Детский альбом» «Сладкие грёзы») ^ – Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Необычный, потому что вести его будут сразу два учителя. Вместе со мной урок музыки будет проводить и ваш учитель литературы Дарина Сергеевна. И это неслучайно. Сегодня мы будем говорить не только о музыке, но и познакомимся с произведениями других видов искусства о природе: поэзией и живописью. Узнаем, как они дополняют друг друга и помогают понять, что хотели выразить поэты, художники, композиторы своими произведениями. Эпиграфом к уроку станет высказывание Алексея Константиновича Толстого И всюду звук, и всюду свет, И всем мирам одно начало, И ничего в природе нет, Что бы любовью не дышало. (На слайдах презентации - высказывания известных деятелей искусства и культуры) Стих - это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма. Короленко Владимир Галактионович Долина, немножко тихой воды и луч заката — самые простые вещи, самые обыкновенные, самые дорогие. Рёскин Д. ...великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы. Писарев Дмитрий Иванович Растет то, что мы взращиваем в душе,- таков вечный закон природы. Гете Иоганн Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы. ор: Альфонс де Ламартин Когда я созерцаю чудеса заката или грацию моря, моя душа преклоняется в благоговении пред Творцом. Ганди Пойми живой язык природы — И скажешь ты: прекрасен мир! Иван Никитин Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует. Иоганн Гёте
Разминка голосового аппарата для исполнения песни. (по системе Огородного) Исполнение учениками песни «О Родине») ^ : – Русская природа прекрасна в любое время года, поэтому всегда была источником вдохновения, источником живительной силы одаренной русской души. У каждого вида искусства свой язык, свои средства выражения красоты родной природы, жизни человека, его труда, связанного с календарными изменениями в природе. - Давай посмотрим в окно и скажем, какое время года сейчас на улице? - Правильно, осень! ^ Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед, не окрепший на речке студеной, Словно как тающий сахар, лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно - покой и простор! - Листья поблекнуть еще не успели, Желты и свежи, лежат, как ковер. Славная осень! Морозные ночи, Ясные, тихие дни: Нет безобразья в природе! И кочи, И моховые болота, и пни - Все хорошо под сиянием лунным, Всюду родимую Русь узнаю… Мы с вами уже знаем, как рифмованное слово может передавать эмоциональное состояние человека, его настроение. А каков язык музыки? Предполагаемый ответ: Музыка отражает действительность с помощью звуков.
Учитель музыки: Мы познакомимся сегодня с творчеством композитора Петра Ильича Чайковского. (^ ) Петр Ильич родился на Урале, в г. Воткинске. Знал и любил свою Родину. Тонко чувствовал красоту ее природы: «Я еще не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи». П.И.Чайковский – автор огромного количества больших музыкальных произведений: концертов, симфоний, балетов, опер, романсов, музыкальных пьес и т.д. Сегодня мы услышим четыре фортепьянные пьесы П.И.Чайковского из цикла «Времена года». А весь этот цикл состоит из двенадцати пьес, по количеству месяцев в году. Каждая пьеса носит название того месяца, впечатления которого в ней отражены. Издатель журнала «Нувеллист», в котором в течение 1876 года печатались эти пьесы, подобрал к ним эпиграфы, обратившись к стихам русских поэтов, наиболее популярных в то время. ^ Прослушивание ребятами музыкального произведения И.П.Чайковского «Октябрь» и чтение наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева (Баранова Анастасия) Запись в тетради, разбор и анализ произведений. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё – простор везде, – Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле…
Прослушивание фрагмента из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «На тройке. Ноябрь». ^ – Многие поэты и писатели с любовью и нежностью в стихах воспевали весну. Да, весной пахнут цветы, почки на деревьях. И этими запахами наполняется воздух. Давайте постараемся передать настроение поэта своей речью (Крылова Виктория) Голубенький, чистый Подснежник – цветок, А подле сквозистый Последний снежок. Последние слёзы О горе былом И первые грёзы О счастье ином. Автор этого стихотворения Аполлон Николаевич Майков. Именно эти стихи стали эпиграфом четвертой пьесы из «Времен года» П.И.Чайковского. Прослушивание фрагмента из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Подснежник».
(На презентации картина И.С.Остроухова «Ранняя весна»)
Учитель литературы: – Весна – это прекрасное время года, время пробуждения природы, предлагаю вам прослушать, а затем проанализировать стихотворение А.Фета «В вечер такой золотистый и ясный» (Красикова Полина) ^ «В вечер такой золотистый и ясный» В вечер такой золотистый и ясный, В этом дыханье весны всепобедной Не поминай мне, о друг мой прекрасный, Ты о любви нашей робкой и бедной. Дышит земля всем своим ароматом, Небу разверстая, только вздыхает; Самое небо с нетленным закатом В тихом заливе себя повторяет. Что же тут мы или счастие наше? Как и помыслить о нем не стыдиться? В блеске, какого нет шире и краше, Нужно безумствовать — или смириться! 1) Какую картину весны нарисовал А.Фет в своём стихотворении? 2) С помощью каких изобразительных средств языка создана прекрасная картину весны? 3) Какова роль заключительной строфы стихотворения?
Сегодня мы читали стихи и слушали музыку, но не только поэты и композиторы внесли свой вклад в зарисовки русской природы. Большую любовь к природе России выказывали и русские художники. Домашнее задание: написать или изобразить в виде сочинения или рисунка своё представление об осени или весне. Исполнение учениками песни «О Родине». |
![]() | Тема урока: Родная природа в стихотворениях поэтов XIX в. Е. А. Баратынского и Я. П. Полонского | ![]() | Тема урока: Родная природа в стихах русских поэтов 20 века. Н. А. Заболоцкий «Журавли» |
![]() | Создание положительного настроя, поощрение индивидуального творчества учеников, раскрытие их личностного восприятия русской лирической... | ![]() | Тема урока: Сравнительная характеристика образа ветра у поэтов, художников, композиторов – музыкантов на основе анализа следующих... |
![]() | Цель урока: сформировать представление о художественном произведении как о звене единой художественной системы | ![]() | Цель урока: Сформировать представление о способах создания образа природы в стихотворениях русских поэтов XIX века на примере стихотворений... |
![]() | Задачи. Способствовать формированию знаний об особенностях изображения пейзажа в творчестве русских поэтов, писателей, художников... | ![]() | Вступительное слово учителя (мп с. 293, стих. Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…») Слайд 1 |
![]() | Расширить знания о творчестве русских композиторов («Времена года» П. И. Чайковского), отрабатывать познавательные навыки пения на... | ![]() | Задачи: Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов, композиторов, художников о родной природе |