Тема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века» Задачи урока




Скачать 79.49 Kb.
НазваниеТема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века» Задачи урока
Дата публикации26.07.2014
Размер79.49 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Тема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века»

Задачи урока:

  1. Раскрыть многогранность художественно-образного воплощения темы

родной природы различными видами искусства: поэзией, музыкой и

живописью.

  1. Познакомить с музыкой П.И. Чайковского «Времена года», с творчеством

русских художников: И.И. Левитана, И.С.Остроухова, И.И.Шишкина, А.К. Саврасова и творчеством русских поэтов 19 века: Тютчев Ф.И., Майков А.Н., Некрасов Н., Фет А.А.

  1. Развивать слуховое и эмоционально – образное мышление в процессе

восприятия произведений искусства.

  1. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, к Родине



Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащихся.
Вид урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.
^ Используемые учебники и учебные пособия:

  1. «Времена года». Пётр Ильич Чайковский. Календарь.– М.: Музыка, 1980

  2. Меркин Г.С. Литература. 5 класс: учебник для общеобраз. учрежд.: В 2-х ч. /Авт.-сост. Г.С.Меркин. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010

  3. Сергеева Г.П. Музыка. 5 кл. : учебник для общеобраз. учрежд. /Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010

  4. Родные поэты. Стихотворения русских поэтов-классиков Х1Х – начала ХХ века. – М.: Детская литература, 1973

^ Используемое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, доска, презентация, выполненная в программе Microsoft PowerPoint, выставка репродукций картин российских художников.

^ Используемые ЦОР: презентация, выполненная в программе Microsoft PowerPoint, интерактивная доска.

Ход урока:

  1. Организация учащихся. Объявление темы, цели, задач урока.

(Звучит музыка П.И.Чайковского «Детский альбом» «Сладкие грёзы»)

^ Учитель музыки:

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Необычный, потому что вести его будут сразу два учителя. Вместе со мной урок музыки будет проводить и ваш учитель литературы Дарина Сергеевна. И это неслучайно. Сегодня мы будем говорить не только о музыке, но и познакомимся с произведениями других видов искусства о природе: поэзией и живописью. Узнаем, как они дополняют друг друга и помогают понять, что хотели выразить поэты, художники, композиторы своими произведениями.

Эпиграфом к уроку станет высказывание Алексея Константиновича Толстого

И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало.

(На слайдах презентации - высказывания известных деятелей искусства и культуры)

Стих - это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.

Короленко Владимир Галактионович

Долина, немножко тихой воды и луч заката — самые простые вещи, самые обыкновенные, самые дорогие.

Рёскин Д.

...великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы.

Писарев Дмитрий Иванович

Растет то, что мы взращиваем в душе,- таков вечный закон природы.

Гете Иоганн

Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы.

ор: Альфонс де Ламартин

Когда я созерцаю чудеса заката или грацию моря, моя душа преклоняется в благоговении пред Творцом.

Ганди

Пойми живой язык природы — И скажешь ты: прекрасен мир!

Иван Никитин

Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует.

Иоганн Гёте


  1. ^ Ведение в тему урока. Постановка основополагающего вопроса.

Разминка голосового аппарата для исполнения песни. (по системе Огородного)

Исполнение учениками песни «О Родине»)

^ Учитель литературы:

– Русская природа прекрасна в любое время года, поэтому всегда была источником вдохновения, источником живительной силы одаренной русской души. У каждого вида искусства свой язык, свои средства выражения красоты родной природы, жизни человека, его труда, связанного с календарными изменениями в природе.

- Давай посмотрим в окно и скажем, какое время года сейчас на улице?

- Правильно, осень!

^ Выразительное чтение наизусть стихотворения Н. А. Некрасов (Малых Егор)

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед, не окрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар, лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно - покой и простор! -

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи, лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни:

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни -

Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…
Мы с вами уже знаем, как рифмованное слово может передавать эмоциональное состояние человека, его настроение. А каков язык музыки?

Предполагаемый ответ: Музыка отражает действительность с помощью звуков.

  1. ^ Актуализация знаний. Основная часть урока. Работа по теме.

Учитель музыки: Мы познакомимся сегодня с творчеством композитора Петра Ильича Чайковского. (^ Рамазанов Нурула и Савельева Екатерина)

Петр Ильич родился на Урале, в г. Воткинске. Знал и любил свою Родину.

Тонко чувствовал красоту ее природы: «Я еще не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи».

П.И.Чайковский – автор огромного количества больших музыкальных произведений: концертов, симфоний, балетов, опер, романсов, музыкальных пьес и т.д. Сегодня мы услышим четыре фортепьянные пьесы П.И.Чайковского из цикла «Времена года». А весь этот цикл состоит из двенадцати пьес, по количеству месяцев в году.

Каждая пьеса носит название того месяца, впечатления которого в ней отражены. Издатель журнала «Нувеллист», в котором в течение 1876 года печатались эти пьесы, подобрал к ним эпиграфы, обратившись к стихам русских поэтов, наиболее популярных в то время.
^ Исследовательская работа. Работа с использованием словаря настроения Ражникова.

Прослушивание ребятами музыкального произведения И.П.Чайковского «Октябрь» и чтение наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева (Баранова Анастасия)

Запись в тетради, разбор и анализ произведений.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, –

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…


П.И. Чайковский «Осенняя песня. Октябрь».

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

1ч.

2ч.

3ч.

3-х частное, пейзажное, увядание природы.

1ч.

2ч.

3ч.

3-х частное, пейзажное, увядание природы.

Вывод: композитор и поэт описывали одно и тоже время года разными изобразительные средствами (звук – слово)


Прослушивание фрагмента из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «На тройке. Ноябрь».

^ Учитель литературы:

– Многие поэты и писатели с любовью и нежностью в стихах воспевали весну. Да, весной пахнут цветы, почки на деревьях. И этими запахами наполняется воздух. Давайте постараемся передать настроение поэта своей речью (Крылова Виктория)
Голубенький, чистый

Подснежник – цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слёзы

О горе былом

И первые грёзы

О счастье ином.

Автор этого стихотворения Аполлон Николаевич Майков. Именно эти стихи стали эпиграфом четвертой пьесы из «Времен года» П.И.Чайковского.

Прослушивание фрагмента из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Подснежник».

  1. ^ Исполнение музыкально-ритмических движений под музыку (изображение растущего подснежника).

(На презентации картина И.С.Остроухова «Ранняя весна»)

  1. ^ Контроля сформированности умений и навыков.

Учитель литературы:

– Весна – это прекрасное время года, время пробуждения природы, предлагаю вам прослушать, а затем проанализировать стихотворение А.Фета «В вечер такой золотистый и ясный» (Красикова Полина)

^ Выразительное чтение наизусть стихотворения А.Фета

«В вечер такой золотистый и ясный»

В вечер такой золотистый и ясный,

В этом дыханье весны всепобедной

Не поминай мне, о друг мой прекрасный,

Ты о любви нашей робкой и бедной.
Дышит земля всем своим ароматом,

Небу разверстая, только вздыхает;

Самое небо с нетленным закатом

В тихом заливе себя повторяет.
Что же тут мы или счастие наше?

Как и помыслить о нем не стыдиться?

В блеске, какого нет шире и краше,

Нужно безумствовать — или смириться!

1) Какую картину весны нарисовал А.Фет в своём стихотворении?

2) С помощью каких изобразительных средств языка создана прекрасная

картину весны?

3) Какова роль заключительной строфы стихотворения?


  1. Подведение итогов урока и выставление оценок.

Сегодня мы читали стихи и слушали музыку, но не только поэты и композиторы внесли свой вклад в зарисовки русской природы. Большую любовь к природе России выказывали и русские художники.

Домашнее задание: написать или изобразить в виде сочинения или рисунка своё представление об осени или весне.

Исполнение учениками песни «О Родине».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века» Задачи урока iconУрок литературы в 6 классе по программе Коровиной Тема урока: Родная...
Тема урока: Родная природа в стихотворениях поэтов XIX в. Е. А. Баратынского и Я. П. Полонского

Тема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века» Задачи урока iconЛитература. Класс: 6 Тема урока : Родная природа в стихах русских...
Тема урока: Родная природа в стихах русских поэтов 20 века. Н. А. Заболоцкий «Журавли»

Тема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века» Задачи урока iconТема: «Родная природа в творчестве русских поэтов, художников и музыкантов XIX века».
Создание положительного настроя, поощрение индивидуального творчества учеников, раскрытие их личностного восприятия русской лирической...

Тема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века» Задачи урока iconУрок во 2 – а классе по чтению. Тема урока
Тема урока: Сравнительная характеристика образа ветра у поэтов, художников, композиторов – музыкантов на основе анализа следующих...

Тема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века» Задачи урока iconУрок литературы в 8 классе Тема урока: «Поэтический образ зимы в...
Цель урока: сформировать представление о художественном произведении как о звене единой художественной системы

Тема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века» Задачи урока iconУрок №1 Класс: 6 Тема: Тема природы в лирике русских поэтов XIX века
Цель урока: Сформировать представление о способах создания образа природы в стихотворениях русских поэтов XIX века на примере стихотворений...

Тема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века» Задачи урока iconЛитература Тема. Певцы родной природы
Задачи. Способствовать формированию знаний об особенностях изображения пейзажа в творчестве русских поэтов, писателей, художников...

Тема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века» Задачи урока iconУрок-концерт Тема: Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика
Вступительное слово учителя (мп с. 293, стих. Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…») Слайд 1

Тема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века» Задачи урока icon«Осень в творчестве русских композиторов»
Расширить знания о творчестве русских композиторов («Времена года» П. И. Чайковского), отрабатывать познавательные навыки пения на...

Тема урока: «Родная природа в произведениях поэтов, художников и композиторов XIX века» Задачи урока iconЗадачи: Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов, композиторов,...
Задачи: Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов, композиторов, художников о родной природе



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница