Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Мир книг»




Скачать 119.35 Kb.
НазваниеРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Мир книг»
Дата публикации27.07.2014
Размер119.35 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа






"Утверждаю"

"Согласовано"

Рассмотрено

директор МАОУ «Епанчинская ООШ им. Я.К. Занкиева»

зам.директора по УВР

на заседании М.О.

_____/Т.Ф. Файзуллин/

_____/Н.В.Бондаренко/ 

протокол № 1

28 августа 2012г.

28 августа 2012г.

от 28 августа 2012г.



Приказ № 118 от 28.08.2012 года

^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«Мир книг»

Срок реализации: 1 год

Возраст: 6-11 лет

Составитель: учитель начальных классов Чеботаева Г.Х.

Епанчино-2012

^ Пояснительная записка.

Цели и задачи:

- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;

- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 1 год.

^ Новизна программы состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.

Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.

Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;

- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;

- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;

- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители;
Прогнозируемый результат реализации программы.


  1. Оптимальное повышение техники чтения.

  2. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.

  3. Умение работать с книгой.

  4. Умение работать с текстом.

  5. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.


Диагностические средства.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1.Проверка техники чтения.

2. Проверка читательского кругозора.

3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения

Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»

Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

1. Любишь ли ты читать?

-да-

-нет-

2. Почему ты любишь читать?

-можно многое узнать

-интересно

3.Посещаешь ли ты библиотеку?

-да

-нет-

4. Что ты любишь читать?

-стихи

-сказки

-смешные рассказы

-рассказы о животных

5.Что любишь больше всего?

-читать сам

-слушать чтение взрослых

6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

-читают

-не читают

7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

-хвалят

-ругают, сердятся

8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

-могу

-не могу



Тематическое планирование

1 класс






Тема

Количество часов


Вид занятий

(форма, метод)


Содержание

1.

« Клуб почемучек»


1

Беседа, чтение книг учителем.

-Рассматривание, чтение книжек - малышек, - игры с книжками- игрушками, - раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках.


2.

3.

4.

«Поляна сказок»

3

Драматизация сказки, игры на основе сказок

-Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, - раскраски со сказками, - лепка героев из пластилина.


5.

Игры с буквами

1

Игровая форма занятия.

Игры с буквами. Нужны для игр альбом, карандаши или краски, картинки с буквами

6.

Где живут книги?



1

Экскурсия в библиотеку школы.


Знакомство с библиотекарем и библиотекой.

Правила поведения в библиотеке,

порядок выдачи книг

7.

Малые фольклорные жанры: загадки.

1

Детское творчество.

Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадок- букв.

8.

9.

Стихи о детях и для детей. «Мои первые книжки».

2

беседа

игра

- Чтение стихов учителем, - заучивание наизусть, - игры.

10.

Из чего состоит книга?

1

беседа

- Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление.

- Умение работать с книгой

11.

12.

13.


Я рисую книжку.

3

Проектная деятельность.

- Изготовление книжки-малышки.

- Иллюстрирование

14.

15.

Игровая программа для первоклассников в форме КВНа «Спасибо тебе, Букварь!»

2

Игровая программа.

- проведение мероприятия.

16.

17.

18.

Писатели-юбиляры.


3

Совместное чтение книг, подготовка рисунков по произведениям.

- Календарь знаменательных дат. - Знакомство с книгами писателя.

19.

20

Игра – викторина по прочитанным книгам.




Викторина

-Подготовка к викторине.

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев произведений и т.д.


21.

Ребусы






- Отгадывание ребусов,

- умение составлять ребусы, - составление ребусов

22

Литературная игра «Планета сказок»





Игра

Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев сказок

23

24

25

Сочиняем сказку




Проектная деятельность

- Сочинение сказки, - оформление книжки

26

27

Чтение смешных рассказов Н. Носова




Инсценирование рассказов

- Чтение смешных рассказов - Обсуждение смешных ситуаций

28

29

Иллюстрирование рассказов Н.Носова




Чтение рассказов

Иллюстрирование рассказов

30

31

Утренник «Посвящение в читатели»




Утренник

-Подготовка к утреннику - «Посвящение в читатели»,

выполнение различных заданий

32

Конкурс рисунков «В стране книг!»




Конкурс

- рисунки

33

Летнее чтение




беседа

Рекомендательный список произведений для летнего чтения.




Итого:











Используемая литература.


  1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998

  2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006

  3. ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

  4. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999

  5. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006

  6. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988

  7. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005

  8. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001

  9. Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006

  10. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.

  11. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

  12. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

  13. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

  14. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

  15. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

  16. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

  17. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994

  18. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

.

Литература для учителя.

  1. Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.

  2. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.

  3. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.

  4. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская

  5. Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.

  6. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

  7. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

  8. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

  9. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

  10. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

  11. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

  12. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994

  13. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006



Литература для учащихся.

  1. Азбука. / Сост. Л.Н. Власенко. – М.: Эгмонт Россия Лтд., 2000

  2. Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.

  3. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004

  4. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001

  5. Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003

  6. Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002

  7. Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002

  8. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001

  9. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001

  10. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002

  11. Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003

  12. Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002

  13. Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984

  14. Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992

  15. Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Мир книг» iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному...
Программа начала реализовываться в мкоу белоозёрской оош №9 в качестве программы организации внеурочной деятельности обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Мир книг» iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному...
Программа «Полиглотик» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации...

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Мир книг» iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «В мире книг»
Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Мир книг» iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение РощинУмётская средняя общеобразовательная школа №17

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Мир книг» iconРабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка»
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Мир книг» iconРабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мой мир»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Мир книг» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир книг»
Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года. (таблицы №1 -5)

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Мир книг» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг»
Сборника программ внеурочной деятельности «Н. Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Мир книг» iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному...
«…Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможности читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…»

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Мир книг» iconРабочая программа внеурочной деятельности (Английский язык) 2 класс «звездный английский»
Программа имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница