Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральног о компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5




НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральног о компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5
Дата публикации29.07.2014
Размер86.3 Kb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Про­свещение, 2008.

Авторская программа соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту).

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 7 класса, обеспечивающие процесс обучения.

^ Цели обучения
1) воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

3) освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

4) овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

5) формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

6) формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

Основная задача обучения в 7 классе состоит в том, чтобы познакомить обучающихся с особенностями труда писателя, его позицией и важнейшей проблемой литературы – изображением человека.

^ Место предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неде­лю, итого 70 часов за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы
Введение – 1 час

Устное народное творчество – 5 часов

Древнерусская литература – 4 часа

Произведения русских писателей XVIII века – 2 часа

Произведения русских писателей XIX века – 28 часов

Произведения русских писателей XX века – 23 часа

Литература народов России – 1 час

Зарубежная литература – 4 часа

Итоговый урок – 1 час

Резервные уроки – 1 час
^ Содержание программы
ВВЕДЕНИЕ - 1 час.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема ли­тературы

- 1 час.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО -5 часов.

Предания как поэтическая автобиогра­фия народа. – 1 час.

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». – 1 час.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». – 1 час.

«Калевала». – 1 час.

Пословицы и поговорки. – 1 час.

^ ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - 4 часа.

«Поучение Владимира Мономаха». – 1 час.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». – 2 часа.

Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное твор­чество», «Древнерус­ская литература». – 1 час.

^ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА -2 часа.

М.В. Ломоно­сов. Литературное творче­ство М.В.Ло­моносова. – 1 час.

Г.Р.Державин - поэт и Граж­данин. Свое­образие по­эзии Г. Р. Державина. - 1 час.

^ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА -28 часов.

А.С. Пушкин. «Песнь о ве­щем Олеге». – 1 час.

А.С. Пушкина. «Станционный смотритель». – 2 часа.

М.Ю. Лермон­тов «Песня про царя Ива­на Васильеви­ча, молодого опричника и удалого купца Калашникова». – 4 часа.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». – 6 часов.

И.С. Тургенев. «Записки охотника». – 2 часа.

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». «Размышления у парадного подъезда». – 2 часа.

А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» - 1 час.

А. К. Толстой «Князь Серебряный» - 1час.

М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». – 2 часа.

Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. – 1час.

Литературный ринг по изученным во II четверти произведениям. – 1 час.

Л.Н. Толстой «Детство» - 2часа.

А.П.Чехов «Хамелеон». «Злоумышленник». – 2 часа.

Смех и слезы в «маленьких рассказах» А.П. Чехова. – 1 час.

^ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА - 23 часа.

И.А. Бунин. «Цифры». «Лапти».– 2часа.

Стихи русских поэтов XIX о родной природе. – 1 час.

М.Горький «Детство», Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха
Изергиль».- 5 часов.

В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям».- 2 часа.

Л.Н. Андреев «Кусака». – 1 час.

А. Платонов «Юшка». – 1 час.

А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». – 1 час.

Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?». – 1 час.

Час мужества, (интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны). – 1час.

Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». - 1 час.

Е.И. Носов «Кукла». - 1 час.

Е. И. Носов. «Живое пламя» – 1час.

Ю.П. Казаков «Тихое утро». – 1час.

Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе. – 1 час.

А.Т. Твардовский. Пейзажная лирика. – 1 час.

Д.С. Лихачев «Земля родная». – 1час.

М. Зощенко «Беда» . – 1 час.

^ Из литературы народов России – 1 час

Р. Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда...». - 1 час.

Зарубежная литература – 4 часа

Р.Бернс. «Честная бедность». – 1 час.

Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения.- 1 час.

О. Генри «Дары волхвов».- 1 час.

Р.Д. Брэдбери «Каникулы». -1 час.

Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. – 1 час.

Резервный урок – 1 час.


^ Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой-повествователь (раз­витие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведе­ние (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотво­рения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (разви­тие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (на­чальные представления); литературные традиции.
^ Учащиеся должны уметь:

- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения автор­ской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в соб­ственном жизненном опыте;

- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов ге­роя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формули­ровать вопросы к произведению;

- аргументировать оценку героев и событий воем строем художественного произведения - от от­дельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести,

пьесы;

- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

- оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;

- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

- написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.
^ Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:

1. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2008.

2. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.

3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. М.: Просвещение, 2000.

5. Обернихина Г.А., Соколов Л.Э., Вольнова И.А., Емельяненко Т.В. Как писать сочинения?: Ра­бочая тетрадь для 5-8 классов. - М.: Просвещение, 2004.

6. Русский фольклор: Словарь - справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 1999.

7. Читательский дневник. Иду в 7 класс. - Саратов: Лицей, 2008.

8. Шайтанов И.О., Свердлов М. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. - М.: Просвещение, 2004.
Для учителя:

1. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.

2. Аркин И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.

3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2007.

4. Егорова Н. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2006.

5. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000.

6. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2003.

7. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

8. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

9. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф. Н.И. Кравцова. - М.: Просвещение, 1971.

10. Тимофеев ЛИ., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2001.

11. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.

12. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: Русское слово, 2003.
Материально-техническое обеспечение
1. Компьютерная техника

2. Мультимедийный проектор

3. Экран для мультимедийного проектора

4. Телевизор

5. DVD-проигрыватель

6. Аудио- и киноматериалы

7. Репродукции картин художников

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральног о компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5 iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральног о компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5 iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы:...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральног о компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5 iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральног о компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5 iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и программы по...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральног о компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5 iconПояснительная записка рабочая программа для 7 а класса, имеющего...
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральног о компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5 iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральног о компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5 iconРабочая программа по литературе. 7 Класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральног о компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5 iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральног о компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5 iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, авторской...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральног о компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5 iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 5 класса...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 год)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница