Скачать 86.3 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008. Авторская программа соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту). Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения. Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 7 класса, обеспечивающие процесс обучения. ^ 1) воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; 2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; 3) освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; 4) овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. 5) формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности; 6) формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью. Основная задача обучения в 7 классе состоит в том, чтобы познакомить обучающихся с особенностями труда писателя, его позицией и важнейшей проблемой литературы – изображением человека. ^ На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 70 часов за учебный год. Распределение учебных часов по разделам программы Введение – 1 час Устное народное творчество – 5 часов Древнерусская литература – 4 часа Произведения русских писателей XVIII века – 2 часа Произведения русских писателей XIX века – 28 часов Произведения русских писателей XX века – 23 часа Литература народов России – 1 час Зарубежная литература – 4 часа Итоговый урок – 1 час Резервные уроки – 1 час ^ ВВЕДЕНИЕ - 1 час. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы - 1 час. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО -5 часов. Предания как поэтическая автобиография народа. – 1 час. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». – 1 час. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». – 1 час. «Калевала». – 1 час. Пословицы и поговорки. – 1 час. ^ «Поучение Владимира Мономаха». – 1 час. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». – 2 часа. Итоговая письменная работа по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература». – 1 час. ^ М.В. Ломоносов. Литературное творчество М.В.Ломоносова. – 1 час. Г.Р.Державин - поэт и Гражданин. Своеобразие поэзии Г. Р. Державина. - 1 час. ^ А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». – 1 час. А.С. Пушкина. «Станционный смотритель». – 2 часа. М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». – 4 часа. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». – 6 часов. И.С. Тургенев. «Записки охотника». – 2 часа. Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». «Размышления у парадного подъезда». – 2 часа. А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» - 1 час. А. К. Толстой «Князь Серебряный» - 1час. М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». – 2 часа. Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. – 1час. Литературный ринг по изученным во II четверти произведениям. – 1 час. Л.Н. Толстой «Детство» - 2часа. А.П.Чехов «Хамелеон». «Злоумышленник». – 2 часа. Смех и слезы в «маленьких рассказах» А.П. Чехова. – 1 час. ^ И.А. Бунин. «Цифры». «Лапти».– 2часа. Стихи русских поэтов XIX о родной природе. – 1 час. М.Горький «Детство», Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».- 5 часов. В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям».- 2 часа. Л.Н. Андреев «Кусака». – 1 час. А. Платонов «Юшка». – 1 час. А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». – 1 час. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?». – 1 час. Час мужества, (интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны). – 1час. Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». - 1 час. Е.И. Носов «Кукла». - 1 час. Е. И. Носов. «Живое пламя» – 1час. Ю.П. Казаков «Тихое утро». – 1час. Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе. – 1 час. А.Т. Твардовский. Пейзажная лирика. – 1 час. Д.С. Лихачев «Земля родная». – 1час. М. Зощенко «Беда» . – 1 час. ^ Р. Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда...». - 1 час. Зарубежная литература – 4 часа Р.Бернс. «Честная бедность». – 1 час. Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения.- 1 час. О. Генри «Дары волхвов».- 1 час. Р.Д. Брэдбери «Каникулы». -1 час. Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. – 1 час. Резервный урок – 1 час. ^ Учащиеся должны знать: - авторов и содержание изученных художественных произведений; - основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции. ^ - видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров; - различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях; - видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения; - объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте; - видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы; - передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении; - видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению; - аргументировать оценку героев и событий воем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения; - выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы; - сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода; - оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода; - сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции; - стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему; - написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя. ^ Для учащихся: 1. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2008. 2. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006. 3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008. 4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. М.: Просвещение, 2000. 5. Обернихина Г.А., Соколов Л.Э., Вольнова И.А., Емельяненко Т.В. Как писать сочинения?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - М.: Просвещение, 2004. 6. Русский фольклор: Словарь - справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 1999. 7. Читательский дневник. Иду в 7 класс. - Саратов: Лицей, 2008. 8. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. - М.: Просвещение, 2004. Для учителя: 1. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002. 2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007. 3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2007. 4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2006. 5. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000. 6. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2003. 7. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008. 8. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008. 9. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф. Н.И. Кравцова. - М.: Просвещение, 1971. 10. Тимофеев ЛИ., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2001. 11. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005. 12. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: Русское слово, 2003. Материально-техническое обеспечение 1. Компьютерная техника 2. Мультимедийный проектор 3. Экран для мультимедийного проектора 4. Телевизор 5. DVD-проигрыватель 6. Аудио- и киноматериалы 7. Репродукции картин художников |
![]() | Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы... | ![]() | Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы:... |
![]() | Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по... | ![]() | Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и программы по... |
![]() | Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы... | ![]() | Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по... |
![]() | Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы... | ![]() | Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по... |
![]() | Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, авторской... | ![]() | Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 год) |