Рабочая программа учебного предмета «Литература»




НазваниеРабочая программа учебного предмета «Литература»
страница1/6
Дата публикации31.07.2014
Размер0.76 Mb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нороворотаевская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО учителей-предметников: Директор школы:

_______________Т.М.Зубкова _____________Т.М.Мельникова
«02» сентября 2013г приказ № 47 от «02» сентября 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литература»»
для 6 класса
на 2013 – 2014 учебный год


Разработана учителем

русского языка и литературы

первой квалификационной категории

И.Н.Хаустовой.


с. Глазово,

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Титульный лист ………………………………………………………………………1

  2. Пояснительная записка к программе 6 класса…………………………………….3

  3. Общая характеристика учебного предмета………………………………………..3

  4. Место учебного предмета в учебном плане……………………………………….4

  5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета…………....4

  6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета…………………………………………………………………...5

  1. Содержание учебного предмета …………………………………………………....6

  2. Календарно-тематическое планирование………………………………………….12

  3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса…………..24

  4. Приложение ( формы и средства контроля, методические рекомендации)…….26



1. Пояснительная записка

Уровень рабочей программы – базовый

Классификация рабочей программы – типовая

Данная рабочая программа разработана на основе:


  • Государственного стандарта общего образования (2004);

  • Примерной программы основного образования по литературе;

  • Авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы

( авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев).


Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:


  • Закон РФ «Об образовании».

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» ( в ред.приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74.).

  • Приказ Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012 г. №760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями).

  • Учебный план муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Нороворотаевская ООШ» Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области, введённый в действие приказом директора МКОУ «Нороворотаевская ООШ»

№ 41 от «02» сентября 2013 года.


^ 2. Общая характеристика учебного предмета
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности.

Решение проблемы представляется оптимально возможным при таком варианте, когда, начиная с 5 класса, ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

^ 3. Место учебного предмета в учебном плане
Базисный учебный план на изучение литературы в 6 классе основной школы отводит 2 учебных часа в неделю, всего 70 уроков в год.

^ 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи

слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально),

но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с фи-лософией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековеде-нием», «учебником жизни».

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни,

художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной

картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность,

многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающая активное сотворчество

воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражда-нина, патриота.

Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо

не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
^ 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания учебного предмета
Личностными результатами освоения программы по литературе являются:

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к

многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников

информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:

1) понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для

подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

2) самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

3) работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей Х1Х-ХХ вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в

них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из

литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос

литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произ-ведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного

произведения;

2) ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопо-ставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и аде-кватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать па вопросы по прослушанному или про-читанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и обще-культурные темы;

4) эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое

восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литера-турных произведений по выбору учителя или школьника (что наполняет работу личностным

смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической

и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.
В результате изучения литературы ученик 6 класса должен
знать/ понимать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения.

уметь:

  • выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;

  • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

  • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

  • определять тональность произведения, роль рассказчика в системе художественного произведения;

  • сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

  • сочинять юмористический рассказ по заданной модели;

  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и другие);

  • создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т. п.;

  • отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

^ 6. Содержание учебного предмета
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в 6 классе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы.
^ Учебно-тематический план



Название раздела

^ Количество часов

1

Введение

1

2

Мифология

4

3

Устное народное творчество

3

4

Древнерусская литература

2

5

Русская литература XVIII века

2

6

Русская литература XIX века

34

7

Русская литература XX века

17

8

Зарубежная литература

6

9

Заключительный урок

1
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа по предмету «Литература»
А учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. – М. «Тид «Русское слово – рс», 2008г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа по предмету «Музыка»
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа по предмету «Музыка»
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
«Литература»; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; результаты изучения учебного предмета на нескольких уровнях...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПрограмма учебного предмета «Музыкальная литература»
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПояснительная записка назначение рабочей программы. Программа учебного предмета «Литература»
Программа учебного предмета «Литература» предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений и составлена с учетом...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «литература»

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа Среднего (полного) общего образования учебного предмета «История» 10 класс
Рабочая программа учебного предмета «История» за курс 10 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница