Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Минобрнауки России «Начальное общее образование», авторской программы Р.




Скачать 331.06 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Минобрнауки России «Начальное общее образование», авторской программы Р.
страница1/4
Дата публикации01.08.2014
Размер331.06 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ Экономический лицей

Колмыкова Н.В.
«_____» _______________2013


СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
Гуненко Г.Н.

«_____» __________________2013


РАССМОТРЕНО
Руководитель кафедры
Цонр Л.А.

«_____» ____________________2013




Предмет: литературное чтение

Класс: 4 Б

Учитель: Цорн Л.А.., вторая квалификационная категория

Программа: авторская, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Количество часов: 3 ч. в неделю, в год 102 ч.

Бердск, 2013


^ Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Минобрнауки России «Начальное общее образование», авторской программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, «Литературное чтение». Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Литературное чтение» для 1–4 классов, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.

Срок освоения программы 2011-2012 уч. год.

^ Цель программы: научить детей читать художественную литературу, подготовить учащихся к ее систематическому изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Формирование техники чтения и приемов понимания текста на базе интереса к чтению.

2. Приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

3. Развитие связной речи, обогащение словаря, развитие творческих способностей детей.

4. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; формирование личности.

На уроках детской литературы в 4 классе дети получают целостное представление об истории русской литературы: о писателях и их героях, о темах и жанрах. Дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
^ Линии, общие с курсом русского языка:
• овладение функциональной грамотностью;
• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
• овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
^ Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
• приобщение к литературе как искусству слова;
• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный

раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Исходя из 3 часов в неделю, в год 102 часов, из них:

Знакомство с учебником. Пролог (1 час)

«Любимые книги»(6 часов);

«У истоков детской литературы»(12 часов);

«XIX век. Путешествие продолжается» (33 часов);

«Детская литература ХХ века» (50 часов).

Корректировка программы произведена при сохранении ее структурной целостности и касается в основном изменения количества часов по отдельным темам.
^ Содержание тем учебного курса «Литературное чтение» для 4-го класса

Произведения современной детской литературы разных жанров. Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

^ У истоков русской детской литературы. Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

^ Детская литература XIX в. Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении.

Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова>внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям. Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа,

мастерство писателя в создании характеров. Детская литература XX в. (61 или 48 ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги

К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы

М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто. Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса>сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

Перечень обязательных проверочных работ:

  • по разделу «Любимые книги»;

  • по разделу « Детская литература ХIХ века» ;

  • по разделу « ХХ век. Новые встречи со старыми друзьями».


Формы проверки домашнего задания

Ежеурочная проверка выполнения домашнего задания в парах, группах, индивидуально, фронтально в рабочей тетради.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

  • самостоятельно находить ключевые слова;

  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

  • формулировать основную мысль текста;

  • составлять простой и сложный план текста;

  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;



^ Содержательное и методическое обеспечение курса

(учебники и пособия издательства «Баласс»)

Обучение литературному чтению обеспечивается учебниками и пособиями:

  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, «Литературное чтение», учебник в 2-х частях, 4-й класс.

  • Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Чиндилова, «Тетрадь по литературному чтению», 4 класс.

  • Е.В.Бунеева, О.В.Чиндилова, Методические рекомендации для учителя.


Уроки литературного чтения в классе ведутся с использованием ресурса «Телешкола», что позволяет детям более качественно усвоить материал.

^ Тематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе





урока в блоке

Тема урока

^ Основные понятия

Домашнее

задание

Интернет ресурсы

1

1

Знакомство с учебником. Пролог

Пролог в художественном произведении




http://school-collection,edu.ru

http://www.it-n.ru







Раздел I. Любимые книги (6 часов)










2

1

Г.Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»

.Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности.

С.6, стихотворение наизусть

http://school-collection,edu.ru

http://www.it-n.ru

3

2

Е. Велтистов. Приключения Электроника (гл.1, ч.1-2)

Характер героя, его поступки и их мотивы. Различие жанров произведений: повесть.

Самостоятельное чтение 3 части

http://school-collection,edu.ru

http://www.it-n.ru

4

3

Е. Велтистов. Приключения Электроника (гл.1, ч.3)

Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести

Т., с.8, № 2

http://school-collection,edu.ru

http://www.it-n.ru

5

4

Ю.Мориц. Баллада о фокусах шоколада

Самостоятельно осмысливать заглавие произведения

Выучить наизусть отрывок (по выбору)

http://school-collection,edu.ru

http://www.it-n.ru

6

5

Обобщение по разделу «Любимые книги». Проверочная работа по разделу «Любимые книги»

Характер героя, его поступки и мотивы. Различие жанров произведений: повесть. Пролог

Принести книги к уроку внеклассного чтения

http://school-collection,edu.ru

http://www.it-n.ru

7

6

^ Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках




Подготовиться к сочинению, т., с.13, №3

http://school-collection,edu.ru

http://www.it-n.ru







Раздел 2. У истоков русской детской литературы (12часов)










8

1

Летопись и летописцы

Летопись, летописец

Стихотворение наизусть (по выбору)

http://school-collection,edu.ru

http://www.it-n.ru

9

2

«Повесть временных лет». Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки

Тема. Главная мысль текста. Цель его написания. Эмоциональная и стилистическая окрашенность.

Т., с.15, № 1

http://school-collection,edu.ru

http://www.it-n.ru

10

3

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого. «Поучение» Владимира Мономаха детям.

Различие жанров произведений

С.45-53

http://school-collection,edu.ru

http://www.it-n.ru

11

4

Справщик Савватий – первый детский поэт




Т., с.15, № 2

http://school-collection,edu.ru

http://www.it-n.ru

12

5

Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Сережины книги

Различие жанров произведений

С.64-67

http://school-collection,edu.ru

http://www.it-n.ru

13

6

С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (гл.1)

Автобиографическое произведение

С.73-78

http://school-collection,edu.ru

http://www.it-n.ru

14

7

С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (гл.2-3)

Автобиографическое произведение

С.68, задание 2

http://school-collection,edu.ru

http://www.it-n.ru

15

8

Жизнь и приключения Андрея Болотова

Автобиографическое произведение

Т., с. 30, № 4

http://school-collection,edu.ru

http://www.it-n.ru

16

9

Нравоучительные статьи Н.И.Новикова

Поучение, нравоучение

Выразительное чтение

http://school-collection,edu.ru

http://www.it-n.ru

17

10

Сочинение в стиле нравоучительной статьи







http://school-collection,edu.ru

http://www.it-n.ru

18

11

Образ идеального ребенка А.Шишкова

Идеал

С.84-85

http://school-collection,edu.ru

http://www.it-n.ru

19

12

^ Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)







http://school-collection,edu.ru

http://www.it-n.ru







  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Минобрнауки России «Начальное общее образование», авторской программы Р. iconРабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В....

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Минобрнауки России «Начальное общее образование», авторской программы Р. iconРабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В....

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Минобрнауки России «Начальное общее образование», авторской программы Р. iconРабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В....

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Минобрнауки России «Начальное общее образование», авторской программы Р. iconРабочая учебная программа по литературному чтению начальное общее образование
Примерной программы по литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования...

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Минобрнауки России «Начальное общее образование», авторской программы Р. iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана...
О. В. Кубасова, год издания – 2002 утвержденных и рекомендованных Министерством образования и науки рф, в соответствии с требованиями...

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Минобрнауки России «Начальное общее образование», авторской программы Р. iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана...
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе авторской программы «Чтение и начальное литературное...

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Минобрнауки России «Начальное общее образование», авторской программы Р. iconРабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы...
Муниципальное казённое образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Минобрнауки России «Начальное общее образование», авторской программы Р. iconРабочая программа по литературному чтению фгос шк Росси рабочая программа...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В....

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Минобрнауки России «Начальное общее образование», авторской программы Р. iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе...
Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Л. А. Ефросининой, М. И. Омороковой «Литературное чтение»,...

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Программы Минобрнауки России «Начальное общее образование», авторской программы Р. iconРабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница