Скачать 41.04 Kb.
|
Мастер-класс «Романса звук прелестный» Мастер-класс подготовлен педагогом-библиотекарем ГБОУ СОШ №384 Иванеевой Людмилой Николаевной ВКЛЮЧАЕТСЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ Слайд 1. Фонограмма романса Н.Сличенко «Очи чёрные». Слайд 2 Ведущий. В декабре 2010 года в Москве проходил финальный тур XI Международного фестиваля «Романсиада 2010». Инициатором данного фестиваля стал руководитель театра «Ромэн» Н.Сличенко. Ни одно десятилетие XX века не обошлось без романса, хоть и не раз пытались сбросить его "с корабля современности". Романсу мы посвящаем этот мастер-класс. Слайд 3 1 чтец. Слово Романс пришло к нам из Испании, где первоначально обозначало стихотворение на испанском ("романском") языке. Романсом называли народную песню лирического или героического содержания. Распространившись в других странах, музыкальный термин "Романс" стал обозначать вокальный жанр. ^ Романс « Мне нравится…». 2 чтец. Я романс о романсе пою, Словно искренность светлого мира, Я в романсах любовь познаю, Лишь в романсе живёт моя лира. С нами часто жестока Судьба, Но в романсе сердечность людская, Пусть романса святая мольба О любви говорит не смолкая. Да услышит мир тайну мою: Я романс о романсе пою. ^ Ведущий: С развитием в русской литературе сентиментализма и особенно романтизма на смену "российской песне" приходит жанр "русской песни" - своеобразный вид песни-романса, ориентирующийся на фольклорную традицию. Основателем этого направления был А. Мерзляков. Высшего расцвета жанр "русской песни" достиг в творчестве двух поэтов: Кольцова, Цыганова, композитора Алябьева. ^ Слайд 6 3 чтец. Особенно глубокое воздействие на русскую музыку - как современную ему, так и последующих периодов - оказал Пушкин. Именно в пушкинскую эпоху выдвигается ряд талантливых композиторов-романсистов: Варламов "Белеет парус одинокий"), Гурилев ("Однозвучно гремит колокольчик") и молодой Глинка. ^ Слайд 7 Фонограмма: Е.Дятлов. «Пой, цыган». Ведущий: Часто русские романсы исполнялись хором цыган, и тогда русская песня-романс становилась цыганской песней-романсом. Развивается особенный вид жанра - городской романс. Городской и городской жестокий романс становятся наиболее популярными видами вокального творчества в конце XIX века. ^ 4 Чтец Жестокий? А в чем он жестокий? Он добрый, он жалостлив к нам. Печали в нем отзвук, в нем отзвук высокий Плывет по неспешным волнам. И вновь мне пустынно и пусто И очень мне осени жаль И я замираю, мне грустно, мне грустно И светлая в сердце печаль. ^ Ведущий: В конце XIX века вершиной романсного творчества являются произведения П. И. Чайковского. Постепенно классический романс становится интеллектуальным, элитным, теряя при этом свою легкость и простодушие. ^ 5 чтец. Воспоминанье о романсе... Да, в этом он саду звучал! И музыкант, играя нежно, Нас долгим взглядом провожал. Я вновь забрёл сюда случайно, И вспомнил, что было давно: Сад городской, романс печальный... Как жаль, что всё это прошло! ^ Слайд 10 6 чтец. Начиная с 30-х годов романсные традиции в кинематограф, ("Как много девушек хороших", к/ф "Веселые ребята"). ("Что так сердце растревожено", к/ф "Верные друзья"), романс вступает в ритм танго, что провоцирует еще большую его популярность. С помощью радио и патефона романс-танго входит в каждый дом. ^ Слайд 11 Ведущий: На протяжении всей второй половины XX века композиторы обращаются к романсовым традициям и интонациям в разных музыкальных направлениях, как то: музыка кино, музыка театра, лирическая эстрадная музыка, авторская песня, рок-музыки. В кинематографе романс служит элементом стилизации какой-либо эпохи ("испанские" романсы Г. Гладкова "Собака на сене"), обозначением определенного культурного слоя и общественных настроений. ("Белой акации гроздья душистые" В. Баснера, к/ф "Дни Турбиных"), выражает лирическое состояние современных героев ("Романс Рощина" Н. Богословского в к/ф "Разные судьбы", романсы М. Таривердиева в к/ф "Ирония судьбы" и др.) ^ 7 чтец. Начиная с 60-70х годов, времени расцвета романса в творчестве советских композиторов И. Шварца, А. Петрова, В. Гаврилина, К. Меладзе. Романс можно встретить и в авторской песне, романсовой интонацией отличается почти все творчество Б. Ш. Окуджавы. Романс можно встретить и в рок-музыке невзирая на противоречие жанров друг другу. Обращаясь к романсу, рок-музыканты даже отказываются от своей агрессии, возводимой в их творчестве в культ. Слайд 12 Фонограмма: В.Фёдоров «Пой со мной». 8 чтец. Я счастлив тем, что встретил Вас, Неповторимый и прекрасный Благодарю, волшебный мой Романс! Не довольно ли нам пререкаться, Не пора ли признаться в любви? Чем старинней наивность романса, Тем живее его соловьи. То ль в расцвете судьбы, то ль на склоне, Что я знаю про век и про дни? Отвори мне калитку в былое И былым мое время продли. Слайд 13 Звучит «Ах, этот вечер…». Ведущий. Романс - не уход в идеальный мир, где все благополучно; нет, это существование как бы в двух мирах одновременно: в том, который в памяти, и тот, который есть в настоящем времени. Романс - это неожиданное познание себя. Вот этим и определяется ценность и неповторимость русского романса для современного человека. И наш мастер-класс мы заканчиваем стихотворением Вадима Котельникова: Сколько их умерло, нежных романсов, Тех, что рождались для красоты, Не для толпы и реверансов, Тех, что дарились лишь раз, как цветы… Сколько их умерло, знаешь ли ты? Знаешь ли ты, как рождаются звезды? Каждая - это воскресший романс. Он не стихает, и рано иль поздно Тихо вплетается в утренний час Вечной звездою в небесный альянс. |
![]() | Мастер класс: «Развитие творческого воображения и памяти средствами мнемотехники.» | ![]() | Целью мастер-класса является ретрансляция уникального преподавательского опыта, передача руководителем мастер-класса его участникам... |
![]() | ![]() | Л: Здравствуйте, уважаемые родители, мы рады видеть вас на мастер – классе. Прежде чем начать работу, давайте познакомимся и настроимся... | |
![]() | Ческ | воздействовать на зрителя, заставляя зрителя плакать и смеятьс? восхищаться и ужасаться, эстетически наслаждаться увиденным... | ![]() | Мастер-класс рассчитан как на начинающих авторов, делающих первые шаги в освоении поэтического и литературного мастерства, так и... |
![]() | Стрельна Орловская ул., 2 мастер-класс по оригами ко Дню памяти погибших в радиационных и техногенных авариях и катастрофах. Оригами... | ![]() | Мастер-класс (форма ученичества) активная форма творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передковой опыт слушателям... |
![]() | Подготовила и провела: Тюшкина Е. Н. – учитель иностранного языка моу вигская сош, 1 категории, стаж работы – 6 лет | ![]() | История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только / Роберт Макки; Пер с англ. — М.: Альпина нон-фикшн,... |