Рабочая программа по литературному чтению образовательная программа




Скачать 140.12 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературному чтению образовательная программа
Дата публикации08.08.2014
Размер140.12 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

г. Челябинска
Рассмотрено Утверждаю

На заседании ПЛ Директор МАОУ СОШ №24 :

Протокол № ______ _________________Н. Н. Боричева

От «__» сентября 2013г Приказ № ______ от ________2013г..

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

(образовательная программа

«Школа 2100»)

4 класс

Составители:

Минеева С. М., учитель начальных классов

Гладкова Н. А.., учитель начальных классов

Челябинск

2013 г


^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Образовательная область: «Филология»

Предмет: Литературное чтение

1.2. . В соответствии с Законом РФ «Об образовании» № 273 – ФЗ от 29.12.2012г., Положением МАОУ СОШ №24 «О механизме создания рабочей программы», Уставом МАОУ СОШ №24, с учётом примерной программы начального общего образования разработана рабочая программа по русскому языку для 4 класса. Преподавание предмета «Литературное чтение» осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:


  1. Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ от 29.12.2012

  2. Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт начального общего образования // Сборник нормативных документов. Начальная школа / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.

  3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004«Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  4. Приказ МОиН РФ от 30.01.2013г № 26775 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и меющих государственную аккредитацию, на 2013- 2014 учебный год»

  5. Программа «Чтение и начальное литературное образование» (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)// Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа/ ред. А.А. Леонтьева.- М.: Баласс, 2009.

  6. Приказ МОиН Челябинской области от 24.02.2012 № 24-370 «Об утверждении областного базисного учебного плана начального общего образования ОУ Челябинской области».

  7. Письмо МОиН Челябинской области от 31.07.2009г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» № 01-438 от 29.06.2010.

  8. Инструктивно-методическое письмо «Об организации образовательного процесса в начальной школе 2007 – 2008 учебном году в образовательных учреждениях Челябинской области» от 23.07.2007 № 391

  9. Инструктивно-методическое письмо «Об организации образовательного процесса в начальной школе 2009 – 2010 учебном году в образовательных учреждениях Челябинской области» от 03.08.2009 № 103-3431

  10. Инструктивно-методическое письмо «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году» от 18.07.2011 №1037/4275

  11. Инструктивно-методическое письмо «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» от 24.07.2013 № 03-02/5639

  12. Учебный план МАОУ СОШ № 24 на 2013– 2014 учебный год.

  13. Методическая тема школы: «Применение в образовательном процессе МАОУ СОШ №24 современных образовательных технологий деятельностного типа в ходе внедрения федерального государственного образовательного стандарта НОО И СОО»

^ 1.3. Основные цели и задачи предмета

Литературное чтение относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного стандарта определены как обязательные для изучения в начальной школе.

Согласно действующему Областному Базисному учебному плану, Учебному плану МОУ №24 на 2013 – 2014 учебный год и авторской программе «Чтение и начальное литературное образование» (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)// Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа/ ред. А.А. Леонтьева.- М.: Баласс, 2009г. на изучение литературного чтения отводится всего – 102 часа, из расчета 4 классы по 3 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения литературного чтения на ступени начального общего образования.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
В курсе литературного чтения реализуются следующие
сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
• овладение функциональной грамотностью;
• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
• овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
• приобщение к литературе как искусству слова;
• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.



В программе взят за основу традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей.

Рабочая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя, отражено в календарно – тематическом планировании.



Программа по литературному чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приемов понимания прочитанного.
4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.
5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.
6. Развитие устной и письменной речи.

Количество часов распределено следующим образом:

4 класс:




Название раздела

Количество часов




Введение.

1

1

Произведения современной детской литературы разных жанров.

6

2

У истоков русской детской литературы.

15

3

Детская литература ХIХ века.

29

4

Детская литература ХХ века.

31

5

Детская литература 30 – 50 –х годов.

8

6

Детская литература 60 – 90 -х годов.

12




ИТОГО

102


1.4. Реализация национально-регионального компонента

Для реализации национально - регионального компонента содержания образования предмета «Литературное чтение» отводится 10% учебного времени с целью: обогатить знания учащихся сведениями о родном крае.

Содержание национально-регионального компонента отражено в календарно-тематическом планировании с учетом соответствующих тем, положений базового компонента программы и распределения учебного времени при изучении курса литературного чтения в каждом классе.

4 класс:

№ урока

Тема.

Содержание

7

Вн.чтение. Книги о ребятах сверстниках.

Л.Конторович

«Колька и Наташа». Хрестоматия с.254-261

16

Вн.чтение. Книги о книгах.

Л.Преображенская «Старая телеграмма» Хрест.с.244- 246.

22

Вн.чтение. Виль Андреев «Белый лес».

В. Андреев «Белый лес». Хрестоматия С.247-254

34

В.Даль «Война грибов с ягодами». (Рус-

кая народная сказка в обработке В. Даля.)

«Кузовок» (игра)

Н. Цуприк «Чай с мёдом»

Хрестоматия с. 271 - 279

37

Вн.чтение. «Вчера и сегодня» (книги о

родном городе, его прошлом и настоящем).

Ася Горская

«Звездный калейдоскоп».

Хрестоматия С.226.

39

Поэмы ХIХ века о природе. Стихи А.Толстого, А.Плещеева. Стихи А. Майкова, Ф.Тютчева о природе.

Стихи О.Юлдашева,

А.Гольдберга Хрест.с.227-230.

40

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

В. Савин «Найда» Хрестоматия с. 265 - 271

55

Вн.чтение. Мир детства на страницах

Русской классики ХIХ-ХХ веков

С.Черепанов. Пере-кати-поле. Хрестоматия с.284-290.

65

Вн.чтение. Современные детские журналы.

А. Дементьев «Сказка зимнего леса» Хрестоматия с. 262 - 265

77

Вн.чтение. П.Бажов «Каменный цветок».

П.Бажов «Каменный цветок». Хрест.с.290-302.

79

А. Барто «Снегирь».

Стихи Л. Татьяничевой,

М. Чучелова Хрест.с.240-244

83

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки».

Р. Фраерман. «Гайдар и дети».

Н. Ваторопина «Конверт без адреса». Хрестоматия с. 237 - 239

94

Вн.чтение. Любимые стихи.

Хрест.с.230-237.

(Стихи К. Мустафина, К.Киньябулатовой, Н.Кондратковской)

101

Вн.чтение. О чем можно, о чем хочется читать.

М. Гроссман «Кирюха» Хрестоматия с. 279 - 283

Реализация национально-регионального компонента осуществляется с помощью учебных пособий:

- Хрестоматия по литературе родного края.1 – 4 кл./сост. А. Б. Горская, Н. А. Капитонова и др. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2005

- Корецкая Т. Л. Земля уральская: Энциклопедия для детей. – Челябинск: ОАО «Юж.- Урал. кн. издательство», 2004.

- Лев Рахлис «Подарили рыбке зонтик» (стихи, загадки, небылицы) – Издательство

«Урал ЛТД»,2002.

- Н. Шилов «Лето в банке»: Стихи для детей- Челябинск,2006.

- «От 7 до 12»: сборник. – Челябинск: «Алим»; Изд-во Марины Волковой,2008.

- Сиволапова В. А. «притяженье Моё»- Челябинск: ЧПО»Книга», 2006.

Приложение

При реализации образовательных программ учитель может использовать информационно-коммуникационные средства, рекомендованные образовательной программой Челябинской области (электронный ресурс).


Учебный предмет

Ресурсы Интернета

Литературное чтение

Сказочный домик: народные сказки.

^ Электронная коллекция сказок народов мира (http://www.skazkihome.info/)
Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания различного уровня сложности для разных возрастных групп школьников) (http://www.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm)
Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
Русская виртуальная библиотека. www. rvb. ru
Kidsbook: электронная библиотека.

(Классификация книг для детей по автору, по жанру, по циклам и сериям. Новинки детской литературы и старые детские книги.) http://kidsbook.narod.ru/
Ханс Кристиан Андерсен: биография и творчество великого сказочника (

^ Автобиография, фотографии, портреты писателя. Подборка произведений Х.К. Андерсена. Литература об Андерсене) http://www.sky-art.com/andersen/index.htm
Дважды пять: детская библиотека.

(Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок, рассказов и стихов.) http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm
Русская и зарубежная литература для школы: коллекция
(
^ Коллекция электронных версий литературных произведений, изучаемых в школе. Ссылки на электронные библиотеки.) http://litera.edu.ru
Большая детская библиотека.

(Zip-библиотека детской литературы на сервере Kid.ru.) http://www.kid.ru/index3.php3
Детская литература на Куличках.

(Электронная коллекция детской литературы: стихи, сказки, колыбельные, поговорки, скороговорки.) http://baby.kulichki.net/index_lit.htm


Наряду с этим учитель начальных классов может использовать следующие Интернет-ресурсы:

    • Нацпроект «Образование» – Режим доступа : http://mon.gov.ru./proekt/ideology.

    • Проект «Информатизация системы образования» – Режим доступа: http://www.ural-chel.ru/guon/inform.htm.

    • Сайт «Все для учителей начальной школы»– Режим доступа: http://www.nsc.1september.ru

    • Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru

    • Сайт ГОУ ДПО ЧИППКРО – Режим доступа: http://www.ipk74.ru

    • Сайт журнала «Вестник образования» – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru

    • Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа: http://www.n-shkola.ru

    • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – Режим доступа: http://www.mon.gou..ru

2. Учебно-методический комплекс

Программа «Школа-2100»


Образовательная область

Предмет

класс

Кол-во

часов

Программа

Учебники и учебные пособия

Методические пособия

Инструментарий для оценивания

Филология

Литературное чтение

4

3

Примерные программы начального общего образования.- М.: Дрофа , 2009.

С. 841. Примерные программы начального общего образования.- М.: Дрофа , 2009.

С. 84

2.Чтение и начальное литературное образование. Программа для четырёхлетней начальной школы. / авт.Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. //

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа- М.: Баласс,2010

1. Бунеев Р.Н. Литературное чтение: В океане света: 4 класс.

Ч. 1,2. -М.: Баласс, 2010.

2. Бунеев Р.Н. и др. В океане света: Тетрадь по чтению. 4класс. -М.: Баласс,2013.

3.Шестакова Н.А., Кулюкина Т.В. Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение», 4 класс.- М.: Баласс,2009.

4.Хрестоматия по литературе родного края. 1-4 класса /сост. А.Б.Горская, Н.А.Капитонова и др. –Челябинск: Взгляд, 2002.

5. Бунеев Р.Н. В океане света. 4 класс. [электронный ресурс] М.: 2007

1. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Уроки чтения в 4классе по книге «В океане света»: Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2009

2. Очерки о детских писателях. Справочник для учителей нач. лассов. Приложение к книгам для чтения серии «Свободный ум» авторов Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В.- М.: Баласс, 2002.

1. Бунеев Р.Н. и др. В океане света: Тетрадь по чтению. 4класс. -М.: Баласс,

2013.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению образовательная программа iconРабочая программа по литературному чтению класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы...

Рабочая программа по литературному чтению образовательная программа iconРабочая программа по литературному чтению 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе основной образовательной программы начального общего...

Рабочая программа по литературному чтению образовательная программа iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы...

Рабочая программа по литературному чтению образовательная программа iconРабочая программа по Литературному чтению (4 кл.) Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования...

Рабочая программа по литературному чтению образовательная программа iconПрограмма по технологии пояснительная записка рабочая программа по литературному чтению
...

Рабочая программа по литературному чтению образовательная программа iconПояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению...
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской программы...

Рабочая программа по литературному чтению образовательная программа iconРабочая программа по литературному чтению, 4 класс учителя начальных...
Данная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов

Рабочая программа по литературному чтению образовательная программа iconРабочая программа по литературному чтению 3 класс
Данная Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой...

Рабочая программа по литературному чтению образовательная программа iconРабочая программа по литературному чтению 3-а класс
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса а составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Рабочая программа по литературному чтению образовательная программа iconРабочая программа по литературному чтению учитель начальных классов
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница