В последнее время многие учителя обращаются к техноло­гии развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп). Литературы по этой проблеме не так




Скачать 113.49 Kb.
НазваниеВ последнее время многие учителя обращаются к техноло­гии развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп). Литературы по этой проблеме не так
Дата публикации15.08.2014
Размер113.49 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В последнее время многие учителя обращаются к техноло­гии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Литературы по этой проблеме не так много, да и не все словесники имеют возможность с нею познакомиться. Учитывая пожелания наших читателей, мы печатаем статью добровольца программы РКМЧП в Чешской Республике и Республике Армения преподавателя американской литерату­ры профессора Дэвида Клустера (США), опубликованную в № 29 газеты «Русский язык» за 2002 г.

Что такое критическое мышление


От Канзаса до Казахстана, от Ми­чигана до Македонии школьные учи­теля и университетские профессора стремятся привить своим ученикам способность мыслить критически. Мы знаем, что критическое мышление - это что-то заведомо хорошее, некий навык, который позволит нам успеш­но справляться с требованиями XXI века, поможет глубже понять то, что мы изучаем и делаем. Но все-таки что такое критическое мышление? Этот вопрос мне задавали и учителя, которые только начинают экспери­ментировать с новыми педагогичес­кими подходами, и коллеги с нема­лым практическим опытом именно в области критического мышления. Дать определение этого термина весь­ма непросто: слишком много различ­ных параметров - умений, видов де­ятельности, ценностей - он в себя включает. Так о чем мы, собственно, говорим, когда произносим: крити­ческое мышление?

В литературе встречается много определений этого термина, и отнюдь не все они пребывают в согласии друг с другом. Между тем явление это должно быть одинаково понятно всем - от учительницы начальных классов до преподавателя универси­тета, представителям самых различ­ных этносов и культур, поэтому его определение должно быть достаточ­но гибким.

Прежде чем переходить к опреде­лению термина, рассмотрим некото­рые виды умственной деятельности, которые критическим мышлением назвать нельзя. Думаю, придется со­гласиться с тем, что простое запоми­нание не есть критическое мышле­ние. Запоминание - важнейшая мыс­лительная операция, без которой невозможен учебный процесс, но от кри­тического мышления оно кардиналь­ным образом отличается. Многие школьные учителя по старинке ценят память превыше всякого мышления и проверяют на конт­рольных и экзаменах исключитель­но объем памяти учащихся, но мы, сторонники критического мышления, все же ориентируемся на более слож­ные виды умственной деятельности.

Другой вид «некритического» мышления, без которого тоже не может быть учебного процесса, связан с пониманием сложных идей. На уроках биологии и математики, истории и литературы ученикам приходится иногда, как следует поработать голо­вой, чтобы понять, что говорит учитель или что написано в учебнике.
Понимание - сложная мыслительная операция, особенно если материал не из легких.

Некоторые учителя со мной не со­гласятся, считая, что истинное пони­мание всегда подразумевает крити­ческое мышление, поскольку ученик переводит чужие идеи на доступный для себя язык и мыслительный уро­вень. Тем не менее, когда мы тру­димся над пониманием чужой идеи, наше собственное мышление на пер­вом этапе пассивности лишь воспри­нимаем то, что создал до нас кто-то другой. А критическое мышление происходит, когда новые, уже понят­ные идеи проверяются, оценивают­ся, развиваются и применяются. За­поминание же фактов и понимание идей являются необходимыми пред­варительными условиями для кри­тического мышления, однако сами они даже в своей совокупности кри­тического мышления не составляют.

Третий вид мышления, к которо­му не подходит определение «крити­ческое», - это творческое, или инту­итивное, мышление. Мозг спортсме­на, художника, музыканта тоже про­делывает сложнейшую работу, одна­ко сами они - если, конечно, речь не идет о новичках - этого даже не за­мечают. Как правило, такого рода мыслительные процессы остаются неосознанными.

Как же в таком случае определить критическое мышление? Предлагае­мое мною определение состоит из пяти пунктов.

Во-первых, критическое мышле­ние есть мышление самостоятель­ное. Когда занятие строится на прин­ципах критического мышления, каж­дый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от осталь­ных. Никто не может думать крити­чески за нас, мы делаем это исклю­чительно для самих себя. Следова­тельно, мышление может быть кри­тическим только тогда, когда оно но­сит индивидуальный характер. Уче­ники должны иметь достаточно сво­боды, чтобы думать собственной го­ловой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Проиллю­стрирую это положение примером. Несколько лет назад я читал курс американской литературы в одном из университетов Словакии. Мои сту­денты, как выяснилось, держали в голове массу сведений о многих аме­риканских писателях, в частности об Уолте Уитмене. Они знали, когда он родился и когда умер. Они знали на­звания всех его важнейших произведений. Они могли определить его ме­сто в истории литературы: кто по­влиял на него и на кого, в свою оче­редь, повлиял он сам. Им известны были все лейтмотивы его поэтичес­кого творчества. Начало его знаме­нитой «Песни о себе» они знали наи­зусть. Одна беда: они никогда не читали его стихов. Все эти знания были почерпнуты из лекций предыдущего преподавателя: он-то, прочитав Уит­мена, и объяснил студентам, что и как думать. Когда же я вместо учеб­ников положил перед моими студен­тами стихи Уолта Уитмена, им при­шлось обретать новые навыки: само­стоятельно читать поэтический текст, и формировать о нем собственное мнение.

Критическое мышление не обяза­но быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеж­дение другого человека как свои соб­ственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением - это словно подтверждает нашу правоту. Кри­тически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зре­ния. Когда мои студенты в Слова­кии прочитали-таки Уитмена, поразмышляли о его творчестве и вернулись после этого к обсуждению, их мнение иногда совпадало с мнением известных им критиков и даже с мне­нием их бывшего преподавателя. Но главное - каждый при этом сам решал, что ему думать. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.

Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конеч­ным пунктом критического мышле­ния. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят» «трудно думать с пустой головой». Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий, дан­ных, концепций. В Словакии у меня, была одна проблема со студентами, в Америке - прямо противополож­ная: мои американские студенты за­частую плохо помнят то, что уже было ими изучено, поэтому каждый новый автор, каждое стихотворение поражают их абсолютной новизной.

Приходится вместе с ними протап­тывать тропинки от старого к новому, восстанавливать каркасы знаний, снова и снова углубляться в факти­ческий материал, иначе пользы от их критических умений будет не много. Я вовсе не собираюсь приравнивать критическое мышление к традицион­ному изучению фактов - ясно, что фактические знания отнюдь его не исчерпывают. Однако и преподава­тельская работа не сводится к одному только обучению критическому мышлению: мы учим своих подопеч­ных воспринимать самые сложные понятия и удерживать в памяти са­мые разнообразные сведения. Обуче­ние критическому мышлению - это лишь часть многогранной работы преподавателя.

Мыслить критически можно в лю­бом возрасте: не только у студентов, но даже у первоклассников накоп­лено для этого достаточно жизнен­ного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные способности детей бу­дут еще совершенствоваться при обу­чении, но даже малыши способны ду­мать критически и вполне самостоя­тельно (все, у кого есть дети, пре­красно это знают). В своей познава­тельной деятельности ученики и учи­теля, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традици­онный процесс познания обретает индивидуальность и становится ос­мысленным, непрерывным и продук­тивным.

В-третьих, критическое мышле­ние начинается с постановки воп­росов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие суще­ства любопытны по своей природе. Мы замечаем что-то новое - и хотим узнать, что это такое. Мы видим не­кую достопримечательность - и нам уже хочется проникнуть внутрь. Любопытство есть неотъемлемое свойство всего живого. Мы с вами больше привыкли наблюдать это свойство у малышей, чем у старше­классников и студентов, - увы, зача­стую, таково воздействие школьного образования на детские умы. Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, воз­никающие из его собственных инте­ресов и потребностей. «Следователь­но, - заключает Джон Бин, - слож­ность обучения критическому мыш­лению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть беско­нечное многообразие окружающих нас проблем».

Бразильский педагог Пауло Фрейре придерживается мнения, что надо заменить традиционное «накопитель­ное» образование - когда головы учеников служат своеобразными «сче­тами», на которые учителя кладут знания, - на образование «проблем­но-постановочное», когда ученики за­нимаются реальными, взятыми из жизни проблемами. Учение, считает он, пойдет гораздо успешнее, если уче­ники будут формулировать пробле­мы - в том числе экономические, об­щественные и политические - на ос­нове собственного жизненного опы­та и затем решать их, используя при этом все возможности, которые пре­доставляет ему школа. Особенно мно­го внимания Фрейре уделяет вопро­сам подавления личности. Он уверен, что правильно организованное образование способно освободить учени­ков от этого подавления, поэтому его образовательная концепция называ­ется «освободительной педагогикой».

Американский философ и педагог Джон Дьюи считает, что критическое мышление возникает тогда, когда уче­ники начинают заниматься конкрет­ной проблемой, «Главный вопрос, ко­торый должен быть задан по поводу ситуации или явления, взятого за от­правную точку процесса обучения, есть вопрос о том, какого рода про­блемы это явление порождает». По мнению Дьюи, фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и по­буждает их к критическому мышле­нию. «Только сражаясь с конкрет­ной проблемой, отыскивая собствен­ный выход из сложной ситуации, уче­ник действительно думает».

Из этого следует, что при подго­товке к занятиям учитель должен определить круг стоящих перед уче­никами проблем, а в дальнейшем, когда ученики будут к этому готовы, помочь им сформулировать эти проблемы самостоятельно. Благода­ря критическому мышлению учение из рутинной «школярской» работы превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают ре­альную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жиз­ненных проблем. Собирая данные, анализируя тексты, сопоставляя аль­тернативные точки зрения и исполь­зуя возможности коллективного об­суждения, они ищут я находят отве­ты на волнующие их вопросы. Про­фессор Ралф X. Джонсон из Канады определяет критическое мышление как «особый вид умственной деятель­ности, позволяющий человеку выне­сти здравое суждение о предложен­ной ему точке зрения или модели по­ведения». Определение Джонсона под­черкивает роль критического мыш­ления в решении вопросов и про­блем.

В-четвертых, критическое мыш­ление стремится к убедительной ар­гументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и. подкрепляет это реше­ние разумными, обоснованными до­водами. Он также сознает, что воз­можны иные решения той нее про­блемы, и старается доказать, что вы­бранное им решение логичнее и ра­циональнее прочих.

Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Цент­ром аргументации, главным ее содер­жанием является утверждение (на­зываемое также тезисом, основной идеей или положением). Утвержде­ние поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут исполь­зоваться статистические данные, вы­держки из текста, личный опыт и во­обще всё, что говорит в пользу дан­ной аргументации и может быть при­знано другими участниками обсуж­дения. Под всеми названными эле­ментами аргументации - утвержде­нием, доводами и доказательствами — лежит элемент четвертый: основа­ние. Основание - это некая общая посылка, точка отсчета, которая яв­ляется общей для оратора или писателя и его аудитории, которая дает обоснование всей аргументации. К примеру, автор заявляет, что уличные художники вправе помещать свои фотографии на общественных зданиях (утверждение), поскольку эти
рисунки выражают их личные убеждения (довод) и порой представляют собой художественную ценность (еще один довод). Затем автор приводит доказательства - допустим, выдержку из Конституции страны о праве
на свободу слова или цитату из работы политического философа, кото­рый утверждает, что каждый человек имеет право на самовыражение. Кроме того, автор может приверти примеры граффити, имеющих художественную ценность. Основанием или посылкой выстроенной им аргу­ментации служит идея о свободе сло­ва как особо важном праве человека.

Аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных - контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию. К примеру, наш защитник прав уличных художников укрепит свои позиции, если признает, что у владельцев зданий тоже есть права, которые необходимо оберегать, и следует найти компромисс между правами худож­ника и правами владельца здания, стену которого превращают в «холст». Критически мыслящий человек, вооруженный сильными аргументами, способен противостоять даже таким авторитетам, как печатное слово, сила традиции и мнения большинства, им практически невозможно манипулировать. Именно разумный, взвешенный подход к понятию сложных решений о поступках или ценностях лежит в основе большинства определений критического мышления. Так, Роберт Эннис определяет критическое мышлением как «принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить».

И, наконец, в-пятых, критическое мышление есть мышление социаль­ное. Всякая мысль проверяется и от­тачивается, когда ею делятся с другими, — или, как пишет философ.

Хана Аренд, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии. Когда мы спорим, чи­таем, обсуждаем, возражаем и обме­ниваемся мнениями с другими людь­ми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому пе­дагоги, работающие в русле крити­ческого мышления, всегда старают­ся использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и груп­повой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также раз­личные виды публикаций письмен­ных работ учащихся. И нет никако­го противоречия в том, что первый пункт моего определения критичес­кого мышления говорит о его неза­висимости, а этот последний пункт подчеркивает социальные параметры критического мышления. В конечном итоге любой критический мыслитель работает в некоем сообществе и ре­шает более широкие задачи, нежели только конструирование собственной личности.

Поэтому учителя, работающие в русле критического мышления, уде­ляют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктив­ного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответствен­ности за собственную точку зрения. Таким образом, педагогам удается зна­чительно приблизить учебный про­цесс к реальной жизни, протекаю­щей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смыс­ле даже один школьный класс, обу­ченный основам критического мыш­ления, есть шаг к достижению боль­ших целей.

Все пять пунктов этого определе­ния критического мышления могут воплощаться в различных видах учеб­ной деятельности, но наилучшим из них является, как мне кажется, пись­менная работа - как для учителей, так и для учащихся. На письме про­цесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным для учителя. Пишущий всегда активен. Он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний. Он вы­страивает достойную аргументацию для подкрепления своего мнения. Хорошая письменная работа содер­жит в себе поиск решения некоей проблемы и предлагает найденный ответ читателям. Кроме того, она по природе своей носит социальный ха­рактер, так как пишущий всегда ори­ентируется на читателя.

Для учеников и студентов письмо - трудная, точнее, самая трудная часть учебного процесса. Естествен­но, что, давая письменное задание, учитель прибавляет хлопот и себе са­мому. Однако многие педагоги, по­нимая важность письма, все, же доб­ровольно идут на увеличение своей, нагрузки. В ходе работы, - которая может включать в себя мозговую ата­ку, собственно написание, доработку, редактирование и «публикацию», то есть обнародование получившегося текста, — учитель может обучать сво­их учеников, помогая им справиться с трудной задачей. Для школьников же ценно, что учитель относится к их работе с интересом и уважением и что сами они получили возмож­ность поделиться своими мыслями с одноклассниками, другими учителя­ми, родителями и даже с людьми, ко­торых они совсем не знают. По всем этим причинам я глубоко убежден, что письмо - наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению.

Для меня как преподавателя про­блема во всем этом одна: как претво­рить определение критического мыш­ления в ежедневную практику? Я ведь постоянно стремлюсь перейти от традиционной педагогики, от обуче­ния «по программе» к педагогике про­грессивной, удовлетворяющей по­требностям моих студентов и моего общества. Поэтому я всегда ищу но­вые пути для организации наших за­нятий. Надеюсь, эта деятельность поможет воспитать граждан инфор­мированных, способных направить свои идеи и энергию на добрые цели. Они проживут жизнь так, чтобы мир стал лучше.

Д. КЛУСГЕР.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В последнее время многие учителя обращаются к техноло­гии развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп). Литературы по этой проблеме не так iconУрок разработан с использованием педагогической технологии «Развитие...

В последнее время многие учителя обращаются к техноло­гии развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп). Литературы по этой проблеме не так iconЗыкова И. В., преподаватель иностранного языка
Из опыта работы с приемами технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп) на уроках английского языка

В последнее время многие учителя обращаются к техноло­гии развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп). Литературы по этой проблеме не так iconПрофессии
Цель: показать многообразие профессий посредством применения метода развития критического мышления через чтение и письмо

В последнее время многие учителя обращаются к техноло­гии развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп). Литературы по этой проблеме не так iconЛитература. 10 класс. Тема: «Если ты человек…» (Анализ стихотворения...
...

В последнее время многие учителя обращаются к техноло­гии развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп). Литературы по этой проблеме не так iconИнструкция по работе с текстом Практическая часть
Краткое обоснование основных идей опыта: какие умения даёт технология развития критического мышления через чтение и письмо

В последнее время многие учителя обращаются к техноло­гии развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп). Литературы по этой проблеме не так iconТехнология развития критического мышления через чтение и письмо (тркмчп)
Мы с вами знакомы с термином «технология», теоретически знаем различные технологии и многие из них довольно успешно применяем на...

В последнее время многие учителя обращаются к техноло­гии развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп). Литературы по этой проблеме не так iconУрок по орксэ (модуль опк) Тема урока: Храм
Урок разработан в режиме стратегии развития критического мышления через чтение и письмо

В последнее время многие учителя обращаются к техноло­гии развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп). Литературы по этой проблеме не так iconУрок с использованием технологии развития критического мышления в 7 классе по теме «Фестивали»
Мы реши ли показать модель урока с использованием технологии развития критического мышления по теме «Фестивали», так как эта тема...

В последнее время многие учителя обращаются к техноло­гии развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп). Литературы по этой проблеме не так icon«Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Самообразование одна из форм повышения педагогического мастерства педагога и руководителя оу, доу, удо

В последнее время многие учителя обращаются к техноло­гии развития критического мышления через чтение и письмо (ркмчп). Литературы по этой проблеме не так iconКонкурс методических разработок
Система уроков по творчеству Л. Н. Толстого в 6 классе и методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема «чтение...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница