Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир книг»




Скачать 305.18 Kb.
НазваниеРабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир книг»
страница1/3
Дата публикации17.08.2014
Размер305.18 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3




«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель МО учителей начальных классов _______./_________/

Протокол №

От «31» августа2011 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УР

/_________/__________ «31»августа2011 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Директор МБОУ

Сулеевская ООШ

Им.Р.Г.Галева /_______/______

«31»августа2011 г.


Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Волшебный мир книг»

1 класс

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол №1 от « 31 » августа 2011г


2011-2012 учебный год

^ Пояснительная записка.

Цели и задачи:

- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;

- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года. (таблицы №1 -5)

^ Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Волшебный мир книг» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.

Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.

Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;

- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;

- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;

- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители;
Прогнозируемый результат реализации программы.


  1. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.

  2. Умение работать с книгой.

  3. Умение работать с текстом.

  4. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.


Диагностические средства.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1. Проверка техники чтения.

2. Проверка читательского кругозора.

3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов)
Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»

Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

1. Любишь ли ты читать?

-да-

-нет-

2. Почему ты любишь читать?

-можно многое узнать

-интересно

3.Посещаешь ли ты библиотеку?

-да

-нет-

4. Что ты любишь читать?

-стихи

-сказки

-смешные рассказы

-рассказы о животных

5.Что любишь больше всего?

-читать сам

-слушать чтение взрослых

6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

-читают

-не читают

7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

-хвалят

-ругают, сердятся

8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

-могу

-не могу

Проверка читательских умений во 2 классе.

В работе с книгой второклассник должен уметь:

  • использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;

  • определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;




  • пользоваться сносками и примечаниями книги;

  • отвечать на типовые вопросы о книге;

  • составить рассказ о книге в целом после рассматривания.

Проверка читательского кругозора

Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.

Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:

  1. Что мы узнаем о книге с ее обложки?

  2. Что мы узнаем о книге с титульного листа?

  3. Назови писателей - авторов сказок

  4. Скажи, каких поэтов ты знаешь.

  5. Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.

  6. О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)

  7. Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.

  8. Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.

  9. Чем отличаются стихи от прозы?




  1. О чем вы любите читать?

  2. Что отличает произведения народного творчества и литературы?

  3. Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения

  4. Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?


Проверка читательских умений в 3 классе.

В работе с книгой третьеклассник должен уметь:

  • выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;

  • характеризовать книгу в целом;

_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;

- представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.

В работе с текстом третьекласснику нужны умения,

-готовиться к восприятию нового произведения;

  • эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;

  • составить рассказ о герое произведения;

  • кратко передать события (сюжет);

  • самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.

Проверка читательского кругозора

  1. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.

  2. Назовите фамилии отечественных поэтов.

  3. Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок

  4. Какие басни вы знаете?

  5. Кто из писателей пишет о природе?

  6. Назовите авторов зарубежной литературы.

  7. Назовите известные вам жанры произведений.

  8. Назовите любимые темы чтения.


Проверка читательских умений в 4 классе.

В работе с книгой закрепляются и совершенствуются следующие читательские умения четвероклассников:

- выбирать новую книгу для самостоятельного чтения;

_ определять и сопоставлять содержание книги после рассматривания и после чтения;

-устанавливать тему и жанр просмотренной книги;

-называть тип книги, ее особенности и способ прочтения (в целом, по частям,

выборочно);

-ставить перед собой цель чтения книги.

-давать оценку собственному навыку чтения (самоанализ).

Проверка читательского кругозора.

Читательский кругозор четвероклассника учитель может проверить с помощью следующих вопросов и заданий:

  1. Какие виды книжных изданий для детей вы знаете? (Литературно-художественное издание, научно-познавательные и справочные книги, энциклопедии, избранное, книги-произведения 11 книги-сборники, собрание сочинений классика литературы.)

  2. Перечислите все известные вам жанры литературы и устного народного творчества. Приведите примеры. (Рассказы, повести, романы, сказки авторские и народные, былины, очерки, статьи, стихотворения, пословицы, поговорки, песенки-потешки, колыбельные, небылицы, загадки, скороговорки.)

3. Прочитайте наизусть отрывок из понравившегося вам прозаического произведения (во
2-4 классах учили отрывки из произведений Мамина-Сибиряка, Паустовского, Гайдара,
Чехова, Платонова, Пришвина и др.).

  1. Прочитайте наизусть понравившееся вам стихотворное произведение. (Следует отметить выбор ребенком текста: созданного специально для детей: Барто, Михалков, Чуковский, Маршак, Берестов, Токмакова и др. - или общей литературы: Пушкин, Тютчев, Фет, Бунин и др.)

  2. Какие книги вы читали в последнее время? Разделите эти книги на 2 группы: выбранные по совету других и выбранные самостоятельно.

  3. Назовите, какие вы знаете темы детского чтения. (Основные программные темы: о детстве, о природе, о родине, о других странах, о чудесах и волшебстве, о приключениях и путешествии, о труде, об известных людях, о мире человеческих отношений, о мире знаний, о мире прекрасного, о школьной жизни, о народной мудрости.)

  4. Назовите фамилии поэтов, прозаиков, сказочников.

  5. Чем отличается литература от других видов искусств? (Художественное произведение -это условный вымышленный мир, картина реальной или фантастической жизни. Главными в книгах являются герои, образы. Через них и события авторы передают читателям накопленный веками человеческий опыт, знания. Произведение всегда несет читателю какую-то поучительную мысль, передает чувства, настроение, отношение автора к миру. В художественных текстах слова употребляются в переносном значении. Тексты - это чужая речь, прозаическая и стихотворная. Произведения бывают на определенную тему и имеют жанр. Чтение литературы развивает человека, обогащает его жизнь.)


Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.
^ Таблица №1

Учебно-тематический планирование.

1 класс






Тема

Количество часов


Вид занятий

(форма, метод)


Содержание


Дата

план факт

1.

« Клуб почемучек»


3

Беседа, чтение книг учителем.

Рассматривание, чтение книжек - малышек, игры с книжками- игрушками, раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках.








2.

«Поляна сказок»

3

Драматизация сказки, игры на основе сказок

Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина.








3.

Игры с буквами

2

Игровая форма занятия.

Игры с буквами. Нужны для игр альбом, карандаши или краски, картинки с буквами







4.

Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки.

2



игры и хороводы

Чтение учителем, заучивание наизусть, игры и хороводы.







5.

Где живут книги?



1


Экскурсия в библиотеку школы.


Знакомство с библиотекарем и библиотекой.

Правила поведения в библиотеке,

порядок выдачи книг







6.

Малые фольклорные жанры: загадки.

2

Детское творчество.

Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадок- букв.







7.

Стихи о детях и для детей. Мои первые книжки».

2



беседа

игра

Чтение стихов учителем, заучивание наизусть, игры.







8.

Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки.

2

Игры

Разучивание скороговорок и считалок, игры пожеланию детей.







9.

Из чего состоит книга?

2

беседа

Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление.








10.

Я рисую книжку.

2

Проектная деятельность.

Изготовление книжки-малышки.







11.

Коллективная поездка в театр.

2




Просмотр и обсуждение спектакля,

обмен впечатлениями.







12.

Игровая программа для первоклассников в форме КВНа «Спасибо тебе, Азбука!»

4

Игровая программа.

Подготовка к празднику,

мероприятие.





13.

Маленький читатель.

1

Экскурсия в библиотеку поселка.

Знакомство с библиотекарем и библиотекой, запись в библиотеку.









14.

Писатели-юбиляры.



3


Совместное чтение книг, подготовка рисунков по произведениям.

Календарь знаменательных дат. Знакомство с книгами писателя.







15.

Игра – викторина по прочитанным книгам.

1

викторина


Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев произведений и т.д.








16.

Летнее чтение

1

беседа

Рекомендательный список произведений для летнего чтения.










Итого

33

часа














  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Мир книг»
Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 1 год

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» iconРабочая программа по внеурочной деятельности «В мире книг»
Сборника программ внеурочной деятельности «Н. Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» iconПрограмма внеурочной деятельности «мой мир»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному...
Программа начала реализовываться в мкоу белоозёрской оош №9 в качестве программы организации внеурочной деятельности обучающихся...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» iconПрограмма Курса внеурочной деятельности Направление: Название : «Мир техники»
Программа предназначена для работы с детьми 1-4 классов во внеурочной деятельности учителей начальной

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» iconРабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Удивительный мир книг»
России, планируемых результатов начального общего образования, программы начального общего образования по литературному чтению

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» iconРабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательный английский»
Программа внеурочной деятельности по английскому языку в 5 классе составлена на основе следующих нормативных документов

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» iconРабочая программа внеурочной деятельности «Художественное слово»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» iconПрограмма курса внеурочной деятельности «Мир вокруг меня»
От учителя требуется много усилий, чтобы заинтересовать семиклассников физикой. Проблема эта отчасти снимается при введение курса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» iconРабочая программа внеурочной деятельности (Английский язык) 2 класс «звездный английский»
Программа имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница