15. Презентация. Актуальность




Скачать 233.69 Kb.
Название15. Презентация. Актуальность
Дата публикации20.08.2014
Размер233.69 Kb.
ТипПрезентация
lit-yaz.ru > Литература > Презентация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1п.Ноглики

Дошкольные группы









Подготовила: воспитатель

Чуркина Н.Я.

2012 г.

Участники проекта: дети, воспитатель группы, музыкальный руководитель д/с, сотрудники библиотеки.

Время проведения проекта: 1февраля по 1 апреля 2012

^ Создание данного проекта вызвано потребностью детей дошкольного образовательного учреждения, их родителей и воспитателя:

- в изучении одной из интереснейших страниц в истории русской культуры;

- в интересе к художественной литературе;

- в приобщении к богатству родного языка;

- в патриотическом воспитании;

- в создании единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей.

^ Результаты проекта:

- знакомство с творчеством А.С. Пушкина, его сказками;

- интерес к художественной литературе;

- патриотическое воспитание;

- обогащение и активизация лексики детей по данной тематике.

Реализация проекта:

1. Занятия.

2. Беседы.

3. Чтение художественной литературы.

^ 4. Рассматривание иллюстраций изображений А.С. Пушкина (портреты, автопортреты, картины, памятники).

5. Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.

6. Речевые подвижные игры.

7. Поисково-познавательная деятельность.

^ 8. Создание выставок.

9. Продуктивная деятельность.

10. Дидактические игры.

11.Музыка.

12.Просмотр мультфильмов.

13.Слушание аудиосказки.

14.Работа с родителями.

15.Презентация.

Актуальность

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным, это право решительно принадлежит ему. В нем, как будто в лексиконе заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех и далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер.

Творческое наследие А.С. Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождают юного читателя в течении многих лет его взросления. Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.

Данная проблема актуальна, ведь настоящая литература помогает жить полнее и осознаннее: заметить в жизни что-то новое, увидеть в событиях более глубокий смысл. Люди ищут в книгах то, чего не хватает в жизни. Мы смотрим в книгу, как в зеркало, и находим в ней отражение того, что происходит в нашей душе. Необходимо помочь детям «открывать» для себя писателей, поэтов, находить и проходить свой путь навстречу тексту, научиться понимать и чувствовать слово и развивать свой вкус.

В решении этой проблемы может помочь проект «Лукоморье», который дает возможность изучить одну из интереснейших страниц в истории русской культуры и приобщить к богатству родного языка.

^ Цель:

приобщение детей к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка.

Задачи:

- познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, его сказками;

- изучить одну из интереснейших страниц в истории русской культуры;

- формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;

- обогащать и активизировать словарный запас;

- развивать связную речь;

- развивать интерес к художественной литературе;

- развивать тонкую и общую моторику;

- воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;

- воспитывать активность и самостоятельность;

- воспитывать интерес и любовь к художественной литературе;

- организовать взаимодействие участников проекта (детей, воспитателя группы и родителей) с сотрудниками библиотеки;

- создать развивающую среду по данной тематике.

Этапы работы по проекту

1 Подготовительный этап

Задачи:

1. Определить цель и задачи проекта.

2. Изучить и создать информационную базу по проекту.

3. Составить план проекта.

4. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.

5. Провести анкетирование родителей «Творчество А.С. Пушкина».

2 Основной этап

Задачи:

1. Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, его сказками.

2. Изучить одну из интереснейших страниц в истории русской культуры.

3. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

4. Обогащать и активизировать словарный запас.

5. Развивать связную речь.

6. Развивать интерес к художественной литературе.

7. Развивать творческие способности детей.

8. Оформить в книжном уголке выставку произведений А.С. Пушкина.

9. Развивать тонкую и общую моторику.

10.Прививать художественный вкус.

11.Воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества.

12.Воспитывать активность и самостоятельность.

13.Воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

14.Организовать взаимодействие участников проекта (детей, воспитателя группы и родителей) с сотрудниками библиотеки.

15.Создать развивающую среду по данной тематике.

Мероприятия проекта:

^ 1. Образовательная деятельность:

Ознакомление с окружающим «А. С. Пушкин – великий русский поэт»;

Развитие речи «У лукоморья… Интегрированное занятие»;

Художественная литература «Заучивание стихотворения. А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый...»;

2.Беседы:

Вечерние беседы с детьми:

«Рассказ воспитателя об А.С. Пушкине»;

«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина: русский дом – изба, терем, палата»;

«Море в поэзии А.с. Пушкина»;

«Значение устаревших слов»;

«Сказки А.С. Пушкина в рисунках

«Мои любимые сказки А.С. Пушкина».

^ 3. Чтение художественной литературы:

«Сказка о рыбаке и рыбке»;

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»;

«Сказка о золотом петушке»;

«Сказка о попе и о работнике его Балде».

^ 4. Рассматривание иллюстраций изображений А.С. Пушкина (портреты, автопортреты, картины, памятники):

«А.С. Пушкин» О. А. Кипренский,

Три автопортрета

«А.С. Пушкин в деревне» В.А. Серов,

«А.С. Пушкин в Болдине» Н.В. Кузьмин,

«Н.Н. Пушкина» А.П. Брюллов,

«Пушкин с женой перед зеркалом» Н.П. Ульянов,

«Дуэль Пушкина с Дантесом» А.А. Наумов,

Памятник Пушкину в Москве А.М. Опекушин,

Памятник Пушкину-лицеисту в городе Пушкине Р.Р. Бах,

Памятник Пушкину в Санкт-Петербурге М.К. Аникушин, В.А. Петров,

Памятник Пушкину в Городе Калинине.

^ 5. Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина:

«Воротился старик ко старухе…» Т.А. Маврина,

«Избушка там на курьих ножках…» «Там ступа с бабою ягой…» Т.А. Маврина,

«Царевна - Лебедь» М.Врубель,

«Бочка по морю плывет» И. Билибин,

«Тридцать три богатыря» И. Билибин,

«Царевна – Лебедь» И. Билибин,

Автоиллюстрации к «Сказке о попе и работнике его балде».

^ 6. Речевые подвижные игры:

«Шмель»;

7. Поисково-познавательная деятельность:

Целевая экскурсия в библиотеку школы МОУ СОШ№1

Целевая экскурсия в районную библиотеку

Встреча с сотрудником библиотеки .

^ 8. Создание выставок:

Выставка произведений А.С. Пушкина;

Выставка детских работ «Лукоморье»;

Выставка иллюстраций изображений А.С. Пушкина (портреты, автопортреты, картины, памятники);

Выставка иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина;

^ 9. Продуктивная деятельность:

Рисование: «У Лукоморья дуб зеленый…»;

Рисование «Рисование по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

Аппликация и торцевание: «Царевна - лебедь»;

Лепка: «Белочка»;

^ 10. Дидактические игры:

«Золотая рыбка»;

«Скажи наоборот»;

«В синем море-океане»;

«Семейка слов»;

«Кого не стало?»;

«Вспомни сказку»;

«Кто скорее?»;

кубики «Сказки Пушкина».

11.Музыка:

Слушание «Полет шмеля» Н.А. Римский-Корсаков,

Слушание «Бой с коршуном» П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро» финальная сцена,

Слушание русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

Слушание песня «Ветер по морю гуляет» м. Г. Струве, с. Пушкина.

^ 12.Просмотр мультфильмов:

«Сказка о рыбаке и рыбке»;

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»;

«Сказка о золотом петушке».

^ 13.Работа с родителями:

Помощь в подборе познавательного материала;

Участие в беседах;

Изготовление детьми работ.

3 Заключительный этап

Задачи:

1. Подвести итоги проекта.

2. Проанализировать полученные результаты.

3. Определить перспективу на будущее.

Мероприятия проекта

Ожидаемый результат проекта

1. Расширение кругозора, знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина, его сказками.

2. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

3. Обогащение и активизация лексики детей по данной тематике.

4. Развитие устойчивого интереса к художественной литературе.

5. Создание развивающей среды.

6. Активное участие родителей в жизни группы.

Проект «Лукоморье» предусматривает работу с детьми старшей группы, родителями и педагогами и рассчитан на 1 месяц.

Прогностические результаты

Дети, родители и педагоги получат возможность расширить свой кругозор, сформировать устойчивый интерес к истории русской культуры и любовь к художественной литературе.

Распространение опыта работы в данном направлении.

Обогащена развивающая среда в группе.

Взаимосвязь детского сада и семьи.

^ Речевая подвижная игра



Дети образуют на ковре круг.

Воспитатель включает запись темы: «Полет шмеля».

Тут князь очень уменьшился, Дети приседают.

Шмелем он оборотился. Выполняют мелкие взмахи руками, жужжат.

Полетел и зажужжал; Бегут на носочках, взмахивая руками.

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

Приседают.

На корму – и в щель забился.

^ Дидактические игры



Цель: совершенствование навыка составления, чтения и анализа предложений.

Изображение золотой рыбки с крупными снимающимися чешуйками. На обратной стороне чешуек написаны слова: золотая, рыбка, живет, в океане.

- Это золотая, не простая рыбка приплыла к нам и принесла слова, из которых нужно составить предложение.



Цель: пополнение активного словаря прилагательными с противоположным значением.

Игра с мячом.

- Старик добрый, а старуха … (злая).

- Старуха строптивая, а старик … (покорный).

- Сначала море спокойное, а потом … (бурное).

- Землянка была старая, а терем … (новый).

- Одежда у старика была бедной, а у боярыни … (богатой).

- Землянка была низкой, а терем … (высоким).



Цель: совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).

На наборном полотне выставлены плоскостные изображения камней, водорослей, раковин и золотой рыбки.

- Золотая рыбка – владычица морская – живет в синем море-океане. Расскажите, что она делает?

(Золотая рыбка выплыла из раковины. Золотая рыбка заплыла за камень. Золотая рыбка выплыла из-за камня. Золотая рыбка проплыла в зарослях водорослей.)



Цель: обогащение экспрессивной речи однокоренными словами, совершенствование навыков словообразования.

Игра с мячом.

- Мы попробуем образовать слова одной семейки со словом рыбка.

- Как назвать очень большую рыбу? (рыбища)

- Как называют пирог с рыбой? (рыбник)

- Как называется процесс ловли рыбы? (рыбалка)

- Как называют человека, который ловит рыбу? (рыболов)

- А по-другому? (рыбак)

- Если старик рыбак, то как можно назвать его старуху? (рыбачка)

- Что делал старик на море? (рыбачил)

- Как называют суп из рыбы? (рыбный)



Цель: развитие диалогической речи, зрительного внимания, восприятия, памяти, автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков.

На наборном полотне изображения сказочных персонажей. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает по одному герою.

- Кого не стало?



Цель: развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.

Игра с мячом.

- Имена кого из героев «Сказки о царе Салтане…» заканчиваются твердым согласным звуком Н? (Салтан, Гвидон)

- В названиях кого из героев сказки есть твердый согласный звук Х? (ткачиха, повариха, Бабариха)

- Имя кого из героев содержит два звонких твердых согласных Р? (Черномор)

- Название кого из героев сказки начинается с мягкого согласного звука Ль? (Лебедь)



Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза слов.

На столе карточками со схемами, на наборном полотне картинки с изображениями героев сказок Пушкина. Определить, какая схема подойдет к имени героя.

- Кого вы видите на картинках?

- Какая звуковая схема подойдет? Почему?



Цель: развитие памяти, ловкости.

Игра с мячом.

- Я буду бросать мяч и задавать вопрос. Вы будете ловить мяч и отвечать на мой вопрос, при этом бросив мяч мне.

- Кто и в какой сказке Пушкина пел песенку «Во саду ли, в огороде»?

- У кого из героев и в какой сказке «месяц под косой блестит»?

- В какой сказке на берег выходят тридцать три богатыря и как зовут их дядьку?

- В какой сказке главный герой превращался в насекомых и в каких?



Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, памяти.

Дети достают картинки из мешочка и называют, к какому произведению Пушкина они подходят.

- Рассмотрите картинки и назовите, к какому произведению Пушкина они подходят.



Задачи: повторить сказки А.С. Пушкина, интересные фрагменты, правильно и четко отвечать на поставленные вопросы, активизировать словарный запас слов, развивать умение внимательно слушать взрослых, речь детей, воспитывать любовь и уважение к русским писателям, композиторам, интерес к сказкам А.С. Пушкина.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина; карточки с вопросами; рисунки детей к сказкам А. С. Пушкина; лук; черный ящик; игрушка-рыбка, веревка, яблоко, звезда, «Подводное царство»

В зале оформлена выставка по произведениям А.С.Пушкина, детские рисунки.

За ширмой в кресле сидит ученый Кот и читает "Сказки Пушкина".

Ведущий: Велик и разнообразен сказочный мир Пушкина. Царь Салтан и царь Дадон, царевна Лебедь и золотая рыбка, отважный царевич Елисей и хитрый работник Балда… А чье сердце не вздрагивает от этих манящих слов: «Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был…» Кто из вас не опускался во сне на дно морское к золотой рыбке? Кому из вас хотя бы на минутку не хотелось превратиться в комара или золотого петушка? Кто не представлял себя царевичем или царевной?

За ширмой раздается мяуканье.

Ведущий: Мне показалось? Кто-то мяукнул. Признавайтесь, кто принес кошку? Вы говорите, что это там, за ширмой?

Отодвигает ширму и все видят кота.

- Что вы здесь делаете, уважаемый Кот? Как вы сюда попали?

Кот: Пара пустяков. Я могу проникнуть куда угодно. Я, между прочим, не какой- нибудь Барсик или Мурзик. Я знаменитость. У меня есть ученая степень. Я с самим Пушкиным на дружеской ноге. Я у него в одной сказке по золотой цепи гуляю: направо- налево:Удивительно! (обращается к залу) Как вы меня сразу не узнали?(Кот ученый!Из Лукоморья!)

Кот: Ну, наконец-то! Люблю умных детей! Только, что это за Лукоморье такое? (У моря, на море!)

Кот: Лук? Там, что лук растет у моря? Может быть и чеснок, а что еще?

Ведущий: Уважаемый Кот, вы нас совсем запутали со своим чесноком. А вы.ребята, как думаете, причём тут лук? И какой лук? Правильно, из которого стреляют.(ведущий достает лук и показывает детям) Посмотрите - он изогнут дугой. Такой изгиб в старину называли лука. Поэтому и лук. Он лежит на полу, как маленький остров, а вокруг будто бы море. Вот вам и Лукоморье. Яправильно рассуждаю, ученый Кот?

Кот: Ставлю вам пять. Между прочим, в наших ученых кругах считают: Лукоморье не что иное, как сказочный остров Буян.

Ведущий: Остров Буян лежит посреди моря-океана, не то на юге, не то на востоке. Там всегда тепло, всегда лето. Потому что на этом острове живет Солнце. Остров этот волшебный. На нем рождаются все чудеса, все волшебные истории, все сказки. Это родина всего чудесного. Оттуда они разлетаются по всему миру. Бабушки их рассказывают своим внукам, писатели записывают. А знаете ли вы, кто рассказывал сказки Пушкину, когда он был маленьким?(няня Арина Родионовна) А может, к Арине Родионовне сказки прилетали именно с острова Буяна? Продолжить эту сказку нам поможет викторина, посвященная сказкам великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Кот ученый, хочешь посмотреть, как наши дети знают сказки А. С. Пушкина? Проведем вместе викторину?

Дети делятся на две команды), придумывают названия, выбирают капитанов. Ведущий представляет жюри, знакомит с правилами викторины.

Правила

1. Ведущий читает вопрос. Командам отводится 20 секунд на размышления.

2. Отвечает команда, капитан которой первым поднимет руку. Если ответ команды неверен, то право ответа переходит к соперникам.

3. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В конце игры подводятся итоги. Побеждает команда, которая наберет больше баллов.

^ Вопросы и задания викторины

1. Как называются сказки, из которых взяты эти слова?

а) Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

б) «Об оброке век мы не слыхали,

Не было чертям такой печали».

(«Сказка о попе и работнике его Балде».)

в)«Воротился старик ко старухе,

У старухи новое корыто.»

(«Сказка о рыбаке и рыбке».)

г) «Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя…»

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)»

^ 2. «Черный ящик». («Сказка о рыбаке и рыбке»)

В черном ящике находится представитель животного мира, который в одной из сказок А. С. Пушкина помогал осуществлять желания. Кто это? Назовите сказку. (Золотая рыбка.«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?(«Ровно тридцать лет и три года.»)

Чем занимались старик и старуха до того, как старик поймал золотую рыбку?

(Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.)

Сколько раз старик закидывал невод в море? (Три раза.)

С чем пришел невод в первый раз? (С одною тиной.)

С чем пришел невод во второй раз? (С травой морскою.)

С чем пришел невод в третий раз? (С золотой рыбкой.)

Какими словами бранила старика старуха в сказке? («Дурачина ты, простофиля!»)

Какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня-рыбка!»)

Какими словами утешала старика золотая рыбка? («Не печалься, ступай себе с богом!»)

«Подводное царство» (эвримическая композиция)

^ 3. «Черный ящик». («Сказка о попе и работнике его Балде»)

В черном ящике находится предмет, которым Балда «морщил море». Что это? Назовите сказку. (Веревка.)

Какими словами начинается сказка?

(Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.)

За какую плату согласился работать Балда у попа?(«За три щелка тебе по лбу…»)

Что случилось с попом с первого щелчка? («Прыгнул поп до потолка».)

Со второго? («Лишился поп языка».)

С третьего щелчка? («Вышибло ум у старика».)

^ 4. «Черный ящик». («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

В черном ящике находится предмет, который светил во лбу царевны-лебедя. (Звезда)

О каких чудесах говорится в «Сказке о царе Салтане»? (о белке, о богатырях, о царевне Лебеди.)

Какая музыка соответствует каждому чуду?

Музыка чуда

Физкультминутка.

Изобразите:

-Волны на море

-Как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.

-Изобразите лебедь – гордая осанка, красивая шея. Как лебедь превращается в царевну.

-Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона

-Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился.

^ 5. «Черный ящик». («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)»

В черном ящике находится предмет, который погубил молодую царевну. Что это за предмет? (Яблоко.)

Какими словами обращается царица к волшебному зеркальцу? («Свет мой, зеркальце, скажи…»)

К кому обращался королевич Елисей за помощью, когда искал царевну-невесту? (К солнцу, к месяцу, к ветру.)

Кто ему подсказал, где искать царевну? (Ветер.)

Что произошло со злой царицей? (Со злости умерла.)

^ 6. Числовой вопрос.

В каких сказках Пушкина встречаются числа?

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - семь богатырей.

«Сказка о попе и работнике его Балде» - три щелчка.

«Сказка о царе Салтане» - тридцать три богатыря, три девицы.

«Сказка о рыбаке и рыбке» - тридцать три года жили старик со старухой у синего моря, трижды закидывал невод старик и т. д.)

Ведущий.

Это Пушкин. Это чудо.

Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут

Этих сказок голоса.

Сколько сказок у поэта?

Их не много и не мало,

Но все Пушкинские – это

Наше вечное начало.

Спасибо всем за участие!

Кот: Спасибо, ребята, за ваши ответы, за знание сказок А.С. Пушкина - они меня просто порадовали. А в знак благодарности, я вам дарю книги А.С.Пушкина, чтобы вы их читали, рассказывали своим друзьям, близким, родным и знакомым. До свидания, до новых встреч.

Читайте Пушкина, друзья!

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки.

Читайте Пушкина, друзья! –

Вот вам подсказка!

И пронесете сквозь года

Вы радость сказки!

Подведение итогов викторины. Вручение медалей победившей команде.

Всем участникам игры ведущий дарит книги – сказки А. С. Пушкина.



Задачи: познакомить детей со стихами А.С. Пушкина, посвященными морю, показать иллюстрации разного состояния моря: море спокойное, волнуется, буря на море, закрепить навыки изображения моря в разном состоянии; дать характеристику моря словами А.С. Пушкина в соответствии со своим рисунком.

^ Предварительная работа: подобрать стихи поэта по теме, иллюстрации картин художников с изображением моря в разном состоянии, подготовить пластинку или аудиокассету с записью вступления к опере "Садко" Н. Римского-Корсакова ("Море").

^ Ход беседы

- Сегодня мы поговорим о море в поэзии А.С. Пушкина.

- Поэт очень любил гулять по берегу моря, смотреть на море, а оно давало ему творческое вдохновение для создания произведений. Пушкин всю жизнь хотел побывать в Италии — стране, которая почти со всех сторон омывается морями. По поэту так и не пришлось там побывать. Однако он часто бывал в Крыму, на Кавказе, где видел море в разном состоянии. Таким же он изображал море в своих стихах. Послушайте:

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах,

(«Сказка о царе Салтане»)

- Пушкин любил спокойное море. Вот как он говорил об этом:

Мне моря сладкий шум милее.

Когда же волны по брегам

Ревут, кипят и пеной плещут,

И гром гремит по небесам,

И молнии во мраке блещут,

Я удаляюсь от морей

В гостеприимные дубравы...

(«Земля и море»)

Или вот еще:

Ты волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топить берег ты земли,

Подымаешь корабли —

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!

(«Сказка о царе Салтане…»)

В следующем отрывке Пушкин описывает волнующееся море:

Ветер! Ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сипе море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

(«Сказка о мертвой царевне…»)

Или вот:

Как ты, могущ, глубок и мрачен.

Как ты, ничем неукротим

(«К морю»)

- Крым и Кавказ, впервые увиденные Пушкиным, произвели на него огромное впечатление. Громадные горы, яркая растительность, ослепительное солнце, безграничный простор небес и моря — все это не могло не найти своего отражения у поэзии Пушкина.

Погасло дневное светило,

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

(«Погасло дневное светило...»)

А вот еще стихи о море:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

(«К морю»)

- Дети, если вы внимательно слушали стихи, то могли заметить, что автор называет море по-разному: море могучее, море голубое и мрачное, синее море, сравнивает море с угрюмым океаном, называет море свободной стихией.

- Тема моря волнует не только писателей, поэтов, но и художников. Посмотрите, как прекрасно море в картинах художников, как они передавали разное состояние моря. И.К. Айвазовский, русский художник, очень часто рисовал море. Вот его картина "Черное море" — море волнуется, а вот его картина "Девятый вал" — буря на море, море ревет и грохочет. У Айвазовского есть картина, на которой изображен Пушкин у моря. Поэт стоит на скалах и любуется морем. Посмотрите копии картин, на которых изображено спокойное море — "торжественное", как говорил Пушкин.

- Сейчас все желающие могут приступить к рисованию моря в разном состоянии: моря спокойного, торжественного, волнующегося, бури на море. Пусть каждый нарисует море, какое захочет. Слушаем музыку "Море" из оперы "Садко" Н. Римского-Корсакова и начинаем рисовать.

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

(«К морю»)



- Какие ты знаешь сказки А.С. Пушкина?

- Какая из сказок тебе понравилась больше всего?

- Назови героев, действующих лиц этой сказки?

- Какой из героев тебе понравился больше всех?

- Какие его качества ты хотел бы иметь в своем характере?

- Какой из героев вызывает наименьшую симпатию? Почему?

- Какие черты его характера ты назвал бы отрицательными?

- А.С. Пушкин говорил: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым мо¬лодцам урок». Какой намек, какая мораль заключается в этой сказке?

- Ты запомнил какие-нибудь интересные моменты, обороты речи, которые Пушкин использовал в своей сказке? Назови их.

- Подумай, к какой из сказок больше всего подходит русская по¬словица «Дай с ноготок, запросит с локоток» или «Кто чужого жела¬ет, тот скоро свое потеряет»?

- Моралью какой сказки могут стать пословицы: «Правду как ни - прячь, она наружу выйдет», «Как аукнется, так и откликнется», «Доб¬рому везде добро»?

- Про кого из героев А.С. Пушкина можно сказать такие слова: «В лихости и зависти нет ни проку, ни радости»?



Работаем вместе с детьми, раскладывая и расставляя по местам книги сказок и стихов Пушкина в различных изданиях, рассматриваем иллюстрации к ним.

Беседуем о том, как с помощью различных изобразительных приемов художники отображают характеры героев или природу, описанную в его стихах.

Здесь же присутствуют портреты Пушкина:

«А.С. Пушкин» О. А. Кипренский,

«А.С. Пушкин» В.А. Тропинин,

«А.С. Пушкин» И.Л. Линев.

Попробовать вместе с детьми разглядеть в портрете черты характера поэта, побеседовать о том, какими средствами художники пытались передать эти качества.

В книжном уголке представлены иллюстрации изображений А.С. Пушкина (портреты, автопортреты, картины):

Три автопортрета в черновых рукописях «Евгения Онегина»,

«А.С. Пушкин в деревне» В.А. Серов,

«А.С. Пушкин в Болдине» Н.В. Кузьмин,

«Н.Н. Пушкина» А.П. Брюллов,

«Пушкин с женой перед зеркалом» Н.П. Ульянов,

«Дуэль Пушкина с Дантесом» А.А. Наумов,

Показаны иллюстрации разных памятников А.С. Пушкину:

Памятник Пушкину в Москве А.М. Опекушин,

Памятник Пушкину-лицеисту в городе Пушкине Р.Р. Бах,

Памятник Пушкину в Санкт-Петербурге М.К. Аникушин, В.А. Петров, Памятник Пушкину в Городе Калинине.

В книжном уголке так же присутствуют иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина:

«Царевна с яблоком. Пробуждение царевны. «Дочка царская жива!» Т.А. Маврина,

«Воротился старик ко старухе…» Т.А. Маврина,

«Избушка там на курьих ножках…» «Там ступа с бабою ягой…» Т.А. Маврина,

«Царевна - Лебедь» М.Врубель,

«Бочка по морю плывет» И. Билибин,

«Тридцать три богатыря» И. Билибин,

«Царевна – Лебедь» И. Билибин,

Автоиллюстрации к «Сказке о попе и оработнике его балде».



- Сегодня мы с вами вспомним замечательные сказки А.С Пушкина. Ответьте на мои вопросы:

1. Назовите правильно все сказки А.С. Пушкина

2. У каждой сказки свое начало и свой конец. Узнаете ли вы сказку по ее началу?

- Жил-был поп…

- Жил старик со своею старухой…

- Три девицы под окном…

- Царь с царицею простился…

- Негде в тридевятом царстве…

3. От кого маленький Саша узнал много народных сказок? Кто может назвать ее имя? (Яковлева Арина Родионовна)

Он няню мамой называл,

Он называл ее голубкой,

А ветер сыпал снежной крупкой,

Пути в деревню заметал.

Не гас так долго огонек

В уютной няниной избушке,

И слушал, слушал няню Пушкин,

Каталась сказка, как клубок.

Смеялся Пушкин, говоря:

«Какая прелесть эти сказки!»

А ночь текла к своей развязке,

За вьюгой брезжила заря.

- Ребята, а вы знаете, что одной из сказок Пушкина в этом году исполняется 180 лет. Самая светлая, волшебносчастливая сказка Пушкина «Сказка о царе Салтане…» была написана в 1831 г , в год женитьбы Пушкина на Наталье Гончаровой.

- Кто подслушал, о чем мечтали три девицы под окном:

Салтан, Гвидон, Дадон

- В какое время суток это происходило:

Утром, днем, вечером

- Куда отправился царь после венчания:

На войну, на крещение, на встречу с иностранным купцом

- В чем царевна с ребенком прибыли на необычный остров:

В лодке, в бочке, в шлюпке

- Кто совершал чудеса на острове:

Царь Лебедь, Золотой фазан, Жар птица

- Имя предводителя морских витязей:

Буян, Руслан, Черномор

- Сколько было братьев у Царевны Лебеди:

3, 13, 33

- Сколько раз князь Гвидон отправлялся в царство славного Салтана:

3, 5, 7

Какие скорлупки у орешек:

Золотые, серебряные, изумрудные

- «Сказка о Золотом Петушке» (см. в журнале)

- «Сказка о рыбаке и рыбке»

- Какими словами начинается сказка?

- Сколько лет рыбачил старик?

- Где живет золотая рыбка?

- Какое жилище было у старика и старухи?

- Чем старик ловил рыбу?

- С каким условием старик отпустил рыбку?

- Какое желание старухи рыбка так и не исполнила?

- Какими словами заканчивается сказка?

- Как вы думаете, какие черты характера осуждает и высмеивает автор в этой сказке?

«Телеграммы»:

- Не могу приехать, «веревкой хочу море морщить, да проклятое племя чертей корчить.» (Балда)

- Задерживаемся, едем «мимо острова Буяна в царство славного Салтана.» (Корабельщики)

- Ждите, скоро мы «очутимся на бреге, в чешуе, как жар горя.» (Тридцать три богатыря)

- Не до праздника мне, дети,

Горе мне, попались в сети

Оба наших сокола!

Горе! Смерть моя пришла! (царь Дадон)

- «Я на свете всех милее, всех румяней и белее». Вместе с зеркальцем моим скоро к вам мы поспешим. (Царица мачеха)



1. Где и когда родился А.С. Пушкин?

(В Москве, 6 июня 1799)

2. Как звали няню поэта, которую он очень любил?

(Арина Родионовна)

3. Какое стихотворение посвятил поэт своей няне?

(«Няне»)

4. Кто научил А.С. Пушкина русской грамоте?

(Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал)

5. Умел ли писать стихи отец А.С. Пушкина, Сергей Львович?

(Да, на французском языке)

6. Какое время года для него было самое любимое?

(Осень)

7. Какие произведения А.С. Пушкина вы знаете?

(«Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Борис Годунов», «Дубровский» и др.)

8. Как звали жену А.С. Пушкина, первую красавицу Москвы?

(Наталья Николаевна Гончарова)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

15. Презентация. Актуальность iconПрезентация: фотоальбом «Нижний парк, мой любимый парк»
Актуальность темы: дети имеют недостаточно представлений об истории Нижнего парка, его функциональных особенностях культурно-просветительских,...

15. Презентация. Актуальность iconПрезентация «Охрана животных». Форма проведения
Средства: тексты о природе, кроссворды, маски животных, презентация «Красная книга Алтая», презентация «Звуки в лесу», презентация...

15. Презентация. Актуальность iconПрезентация «С днем рождения» Презентация о сегодняшнем доу заведующая...
...

15. Презентация. Актуальность iconДоброта, что солнце
Актуальность выбранной темы: доброта взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу,...

15. Презентация. Актуальность iconПрезентация 1 презентация 2 презентация 3 Литература: Рукописная...
Цель: обобщить фактический материал по теме «ссср в 1930- 50 – годы xxвека», сосредоточив главное внимание на сущности сталинской...

15. Презентация. Актуальность iconКлассный час в начальной школе "С детства дружбой дорожить учат в школе…"
Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу,...

15. Презентация. Актуальность iconОрганизационное поведение в системе менеджмента организации Актуальность изучения О. П
Актуальность изучения О. П.; Объект оп; Предмет оп; Понятие «поведение»; целенаправленное и мотивированное поведение

15. Презентация. Актуальность iconАктуальность исследования. Буддийская культура включает совокупность...
Актуальность осмысления содержания цанидской модели образования, а также выявления корректной и естественной интеграции архаических...

15. Презентация. Актуальность iconАктуальность темы исследования и постановка проблемы. Актуальность...
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью анализа гендерного сознания современных россиян. Процессы демократизации...

15. Презентация. Актуальность iconПрезентация: Microsoft Power Point Рекомендации
Название урока, в рамках которого будет использоваться презентация: Поэзии чарующие звуки



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница