Скачать 183.98 Kb.
|
Содержание 1-й ведущий.2-й ведущий. 1-й ведущий. 2-й ведущий. 1-й ведущий. 2-й ведущий. Чтец читает стихотворение. Чтец читает стихотворение Чтец читает стихотворение. |
Урок – композиция «Тема любви в лирике А.А. Блока» Ошнокова Ася Герихановна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ им. Х. Х. Долова с. п. Хатуей Лескенского района КБР 2007 г. … Любовь, о которой и после моей смерти прочтут в моих книгах… А.Блок. Учитель. «Вся моя жизнь – в моих стихах», писал А.А. Блок. Поэтической исповедью, дневником души поэта было его творчество. И любовь написала много прекрасных страниц в этой книге. «Любовь, о которой и после моей смерти прочтут в моих стихах…» - писал поэт. Давайте перелистаем несколько страниц этой книги. Но не забудем, что нам предстоит заглянуть в мир чувств великого поэта и главное для нас – за событиями жизни понять Поэзию. Стихи А.А. Блок начал писать очень рано, с пяти лет. Это были обыкновенные детские, потом юношеские пробы, которые не предвещали большого поэта. Когда же произошло это пробуждение? Когда из смутного беспокойства, «чудесной внутренней тревоги», хаоса звуков родилась Поэзия? ^ 1898 год. Юный поэт только что окончил гимназию. Ему шел 18-й год. Он был очень красив, высокий, стройный, с вьющимися пепельными волосами и огромными зеленовато-серыми глазами, со сдержанными, точными движениями. Любимое Шахматово. После напряжения гимназических экзаменов какое удовольствие скакать на лошади, часами бродить по своим любимым местам! В нескольких верстах от Шахматово – имение Д. И. Менделеева. Во время одной из прогулок Блок вспомнил, что жена ученого приглашала его навестить их летом в усадьбе, и повернул коня в Боблово. ^ О том, что произошло дальше, есть очень краткие и неточные заметки Блока и подробный рассказ Любови Дмитриевны, записанный много лет спустя. «...Фруктовый сад. Розовая девушка, лепестки яблони...»-эта скупая запись скрывает картину, навсегда оставшуюся в душе поэта. Безоблачный, жаркий июньский день, большой, буйно цветущий фруктовый сад, лепестковая метель. И в этом бело-розовом кипении – девушка в розовом платье, с тяжелой золотой косой, сидящая на скамейке. Та же встреча глазами «розовой девушки», Любови Дмитриевны Менделеевой: «Меж листьев сирени мелькает белый конь, которого уводят на конюшню, да невидимо внизу звенят по каменному полу террасы быстрые, твердые, решительные шаги. Сердце бьется тяжело и глухо. Предчувствие? Или что? Но эти удары сердца я слышу и сейчас, и слышу звонкий шаг входившего в мою жизнь». ^ Блок стал бывать в Боблове почти ежедневно. У юного поэта и веселой молодежи, заполнявшей этот дом, нашлось общее увлечение: театр. Здесь давно уже хотели поставить спектакль, но не было партнера на мужские роли. Блок уговорил ставить свою любимую пьесу: «Гамлет» Шекспира. Тут же распределили роли: Гамлет - Блок, Офелия - Люба Менделеева. Начались репетиции, подготовка костюмов. 27 июля было написано Блоком первое стихотворение, продиктованное чувством к Любови Дмитриевне. Всего стихов, ею навеянных, ей посвященных, будет более 800. Но это впереди. А пока никто не знает, что розовощекой золотоволосой девушке суждена трудная и благородная судьба - стать музой, женой, Прекрасной Дамой великого поэта России. Не знает об этом и она сама, хотя уже почувствовала влечение к юному Блоку. Люба застенчива и неприступна. Ни одного слова о любви. Отношения между ними были полны полунамеков, полутайн. Люба скоро стала замечать, что Блок окружает ее «кольцом внимания. Но как все это было не только не сказано, как все это было замкнуто, сдержано, не видно, укрыто. Всегда можно сомневаться, да или нет? Кажется или так и есть?» ^ Но вот и день спектакля, 1 августа. Театром стал просторный сенной сарай, переодевались и гримировались в доме и уже в костюмах, «в образе», бежали через сад к театру. Собралось более 200 зрителей: знакомые, родственники, окрестные крестьяне. Сохранившиеся фотографии помогают нам увидеть юных и прекрасных Гамлета и Офелию: его, в черном берете, колете, со шпагой, золотой цепью на шее, и ее, в длинном платье, с распущенными золотыми волосами, падающими ниже колен, с венком на голове и целым снопом полевых цветов. Но они не дают возможности представить того, что было пережито за кулисами, что вспоминалось потом всю жизнь. Рассказывает Любовь Дмитриевна: «Мы были уже в костюмах Гамлета и Офелии, в гриме. Я чувствовала себя смелее... Мы сидели за кулисами в полутьме, пока готовили сцену. Помост обрывался. Блок сидел на нем, как на скамье, у моих ног, потому что табурет мой стоял выше, на самом помосте. Мы говорили о чем-то более личном, чем всегда, а – главное, жуткое – я не бежала, я смотрела в глаза, мы были вместе, мы были ближе, чем слова разговора. Этот, может быть, десятиминутный разговор и был нашим «романом» первых лет встречи...» На следующий день было написано стихотворение «Воспоминание о «Гамлете» с посвящением Любови Дмитриевне Менделеевой и с эпиграфом: «Тоску и грусть, страдания, самый ад – все в красоту она преобразила...» Воспоминания об этом дне, тема Гамлета и Офелии пройдут через всю жизнь Блока. Даже спустя 16 лет, в 1914 году, появится стихотворение, наполненное этим юношеским чувством: Чтец. Я - Гамлет. Холодеет кровь, Когда плетет коварство сети, И в сердце первая любовь Жива - к единственной на свете. Тебя, Офелию мою, Увел далеко жизни холод. И гибну, принц, в родном краю Клинком отравленным заколот. ^ Осенью встречи стали реже, вовсе прекратились, потом начались вновь. Блок уже студент юридического (впоследствии перевелся на филологический) факультета Петербургского университета. Любовь Дмитриевна заканчивает гимназию, чтобы потом поступить на Высшие женские курсы, драматические курсы, ибо мечтает стать актрисой. Но особое состояние души поэта, которое и называется любовью, продолжается. В течение пяти лет, с 1898 по 1904 год, героиней стихотворений Блока неизменно остается Она. Это «Она» хочется говорить и писать с большой буквы, так же, как с большой буквы написано каждое слово в заглавии центрального сборника стихов этих лет – «Стихи о Прекрасной Даме». Это название сразу напоминает время средневекового рыцарства, возвышенные характеры, верное служение мечу, шпаге и ей, Прекрасной Даме. Прекрасная Дама блоковских стихов - образ очень сложный. В ту пору юный поэт увлекался философией и творчеством поэта-мистика Вл. Соловьева, и прежде всего его идеей Вечной Женственности. В ином, высшем, неземном мире существует прекрасный образ любви - Вечная Женственность. Она должна «снизойти» на землю, чтобы сделать жизнь счастливой, идеальной, гармоничной. Стремление к этому идеалу, его ожидание и есть любовь, но любовь не обычная, а возвышенная, идеальная, преобразующая мир. Почему привлекла Блока мистическая идея Вл. Соловьева? Не забудем время, в которое жил поэт. «Страшным миром» называл он окружающее, «года глухие», «страшные годы» - так характеризовал он свое время. И юному, романтически настроенному поэту была близка мысль, что через высшую любовь человечество станет чище, стремление к ней позволит преодолеть противоречия «страшного мира». Вот одно из стихотворений этого цикла: Чтец. Бегут неверные дневные тени. Высок и внятен колокольный зов. Озарены церковные ступени, Их камень жив - и ждет твоих шагов. Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь, Одетый страшной святостью веков, И, может быть, цветок весны уронишь Здесь, в этой мгле, у строгих образов. Растут невнятно розовые тени, Высок и внятен колокольный зов, Ложится мгла на старые ступени... Я озарен - я жду твоих шагов. Кто она, блоковская Прекрасная Дама? Реальная женщина или божество, греза, прекрасный, трепетно ожидаемый, но недоступный идеал? Земное и божественное, реальное и мистическое сливаются в стихах поэта. И не только в стихах, но и в жизни. Юному поэту кажется, что то, что он испытывает,- не любовь, а«выше всякой любви». ^ Ну а Любовь Дмитриевна? Она охотно слушала и читала стихи, навеянные мыслями о ней. Именно стихи сближали ее и юного поэта. «Понемногу я вошла в этот мир, где не то я, не то не я, но где всё певуче, все недосказано, где эти прекрасные стихи так или иначе все же идут от меня... Я отдалась странной прелести наших отношений. Как будто и любовь, но в сущности - одни литературные разговоры, стихи, уход от жизни в другую жизнь, в трепет идей, в запевающие образы». Уход в «другую жизнь», «трепет идей»,- а ей хотелось обычной земной любви, определенности человеческих отношений. Блок обожествлял свою возлюбленную, воспевал в стихах, относился к ней как к существу высшему, неземному. Ее порой это раздражало, утомляло. Она чувствовала, что его отношение обязывает к жертвенности, к неестественности. Это противоречие едва не привело к разрыву. Она написала письмо, которое, правда, так и не решилась отдать Блоку: «Мне вдруг совершенно неожиданно... стало ясно – до чего мы чужды друг другу, до чего Вы меня не понимаете. Ведь Вы смотрите на меня, как на какую-то отвлеченную идею… и за этой фантастической фикцией, которая жила только в Вашем воображении, Вы меня, живого человека с живой душой, и не заметили, проглядели...» Блок в отчаянии и даже думает о самоубийстве. Но назревавший почти четыре года кризис наконец разрешился. Решительное объяснение произошло 7 ноября, в день традиционного вечера Высших женских курсов. Вспоминает Любовь Дмитриевна: «Я действовала совершенно точно и знала, что и как будет. ...Мы сидели на хорах в последних рядах... Я повернулась к… лестнице, смотрела неотступно и знала: сейчас покажется на ней Блок. Блок подымался, ища меня глазами, и прямо подошел к нашей группе. Потом он говорил, что, придя в Дворянское собрание, сразу же направился сюда, хотя прежде на хорах я и мои подруги никогда не бывали... Вечер проводили как всегда, только фразы, которыми мы обменивались с Блоком, были какие-то в полтона, не то как несущественные, не то как у договорившихся людей. Так, часа в два он спросил, не устала ли я и не хочу ли идти домой. Я сейчас же согласилась. ...Мы вышли молча и молча, не сговариваясь, пошли вправо по Итальянской, к Моховой, к Литейной – наши места. Была очень морозная, снежная ночь. Взвивались снежные вихри. Снег лежал сугробами, глубокий и чистый. Блок начал говорить. Как начал – не помню, но когда мы подходили к Фонтанке... он говорил, что любит, что его судьба в моем ответе. ...В каких словах я приняла его любовь, что сказала,- не помню, но только Блок вынул из кармана сложенный листок, отдал мне, говоря, что, если бы не мой ответ, утром его уже не было бы в живых. Этот листок я скомкала, и он хранится, весь пожелтевший, со следами снега...» Ночью в дневнике Блока появилась следующая запись: «Сегодня, 7 ноября 1902 года, совершилось то, чего никогда еще не было, чего я ждал четыре года. Кончаю как эту тетрадь, так и тетрадь моих стихов...» Ведущий. 17 августа 1903 года состоялась свадьба. Началась семейная жизнь. Она будет трудной: слишком разными были представления этих людей о любви, семье, счастье. Будут и расставания, почти разрывы. И увлечения, как с той, так и с другой стороны. Но взаимная потребность, привязанность, необходимость не только не уменьшатся, но усилятся с годами. А пока Блоки поселились в квартире отчима, в офицерском корпусе Гренадерских казарм на Петербургской стороне. Это была окраина, фабричный район. Трудовой, напряженный, будничный, усталый ритм. И это было преддверье тяжелых, трагических событий в жизни России: надвигалась русско-японская война, 1905 год. О том, как впечатления жизни преломились через сознание Блока, хорошо сказал К.И. Чуковский: Блок «из своего беспредметного мира прямо упал в Петербургскую ночь. И с ним случилось чудо: он увидел людей. Шесть лет он пел свои песни в безлюдном и беспредметном пространстве, теперь он понял, что есть люди. Лиц он еще не увидел, лица были в тумане – но он увидел главное – спины. Люди явились ему прежде всего как спины, отягощенные временем. Первое, что он узнал о людях: им больно». Ощущение неблагополучия, назревающей катастрофы овладевает душой поэта. Мог ли такое время сохраниться, уцелеть мир Прекрасной Дамы? Нет, он был слишком хрупок и замкнут в себе. Он не мог быть вечным хранителем поэта, изменить существующие на земле законы, «Страшный мир» вторгался в жизнь Блока, оскорблял чувства людей, растлевал души. Наступает душевный кризис, тоска, а бежать в мир фантазий невозможно. «Распутья», «Пузыри земли», «Город»- так называются сборники стихов, написанные Блоком с 1902 по 1908 год. Весной 1906 года у Блока появилось излюбленное место под Петербургом - Приморский вокзал в Озерках, куда он ездил «пить красное вино», спасаясь от вселенской тоски и семейных неурядиц. Это был в те времена захолустный дачный поселок, где собиралась публика средней руки. Вдоль пыльных улочек тянулись незатейливые дачки с чахлыми палисадниками, лавочки, трактиры. Гиперболическая, воплощенная пошлость. Но именно здесь 24 апреля 1906 года появилась жемчужина блоковской лирики, стихотворение «Незнакомка». ^ «Комментатор». Очень скоро стихотворение стало широко известно в литературной и не только литературной среде, о нем заговорили как о событии. Блок и сам почувствовал, что так, с такой пронзительной силой, он не писал еще никогда. В чем удивительная загадка «Незнакомки»? Стихотворение построено на контрасте. Первые строфы «Незнакомки» вводят нас в мир совершенно иной, чем в «Стихах о Прекрасной Даме». Здесь нет никакой таинственности, все предельно реально и пошло: вместо храма – захолустный ресторан, вместо наземного служения мечте и любви –«скука загородных дач». Исчезла музыка блокогзского стиха, появилась грубая лексика, подчеркнутая прозаичность деталей. Все в этой части стихотворения подчинено одной цели - показать, что скука и пошлость окружающего мира делают жизнь человека невозможной, обрекают на бесцельное ее прожигание. Одинок в этом мире человек. Его единственный друг – собственное отражение в стакане вина. И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной, Как я, смирен я оглушен. А рядом у соседних столиков Лакеи сонные торчат, И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas!» кричат. Под влиянием вина мир меняется, становится зыбким, чуть нереальным. Опьянение? Нет, с героем стихотворения происходит совсем не то, что у «пьяниц с глазами кроликов». Подступает могучая сила вдохновения, преобразующая мир. И происходит чудо. Сквозь все пошлое и унизительное, что окружает героя, ему видится прекрасное и таинственное. И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. Интонация, лексика, звучание стиха совершенно меняются. Появляется уже знакомая нам музыка блоковского ассонанса. К.И. Чуковский, вспоминая, какое воздействие оказывали на него и его поколение стихи А.А. Блока, писал: «И кто же из нас не помнит того волнующего, переменяющего всю кровь впечатлении, когда после сплошного «а» в незабвенной строке: Дыша духами и туманами, - вдруг это «а» переходит в «е»: И веют древними поверьями...» В грубый, глухой мир проникает мечта, воплощенная в облике загадочно –прекрасной женщины. Явление ее непостижимо и окружено тайной. Кто она, блоковская Незнакомка? Реальное, земное в ее портрете – «девичий стан, шелками схваченный» и«в кольцах узкая рука». Нo дышит она «духами и туманами», ее упругие шелка «веют древними поверьями». Сам поэт говорил о своей Незнакомке: «Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового». А известно, что по блоковской символике цвета синее означало неземное, звездное, высокое, чаще всего недостижимое. Вместе с Незнакомкой на смену деталям грубой повседневности приходит «очарованная даль», и человеку открывается то, что недоступно повседневности: странный, нереальный, но прекрасный мир, напоминающий мечту, сказку, сон; проступают видения иных миров, сказочно прекрасные неодолимо влекущие. И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. Глухие тайны мне поручены, Мне чье-то солнце вручено, И все души моей излучины Пронзило терпкое вино. И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу. «Поэту, который ушел в эту «очарованную даль» от того, что томило и угнетало его, повседневно оскорбляло его чувство красоты, справедливости, человечности, кажется, что все вокруг чудесно преобразилось, сбылись самые возвышенные мечты и он живет уже в каком-го другом мире, где все обретает бессмертную красоту». И кажется, вот - вот раскроется перед ним непостижимый и истинный смысл жизни. Нa высокий идеал в душе поэта не может посягнyть даже «страшный мир». Но изменить, преобразовать «страшный мир» мечта не может. Наступает трагическое и горькое отрезвление, возвращение к обыденности. Трагичен финал стихотворения, ибо мечта, красота спасает человека от окружающей жизни лишь на мгновенье, но не способна что-либо изменить в «страшном мире». В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине. Ведущий. «Он был насквозь - боль». Это о Блоке в годы реакции, когда тоска, душевная депрессия поэта становятся особенно сильны. Письма, записные книжки, дневники повторяют один и тот же мрачный мотив: «Самому жить нестерпимо трудно. Жутко мне, тупо, холодно, тяжко. Дни невыразимой тоски и страшных сумерек». Что же делать, где искать выход? И таким выходом была - или казалась -любовь. Один из исследователей творчества А. А. Блока интересно замечает, что душа поэта, жившая вдохновением, откликалась больше всего на вдохновение. Самое сильное чyвство вызывали у Блока женщины из мира искусства, чаще всего увлечения его начинались с театральных подмосток. Так было с Любовью Дмитриевной Менделеевой. В 1907-1909годах - это актриса Н. Н. Волохова, которой навеяны и которой посвящены сборники стихов «Фаина» и«Снежная маска». IIозднее, в 1913 году, это оперная певица Любовь Александровна Дельмас. Блок увидел ее впервые в роли Кармен. «Пришел, не ожидая никаких чудес,- и вдруг, в буре бессмертной бравурно-тревожной музыки, на сцене возникла настоящая Кармен, полная огня и страсти, вся - дерзкая, неукротимая воля, вся - вихрь и сверканье. Разлетающиеся юбки, рыжие косы, сияющие глаза, зубы, плечи...» Потом он вспоминал: «С первой минутой не было ничего общего ни с одной из моих встреч. Сначала - буря музыки и влекущая колдунья, и- одинокое прислушивание к этой буре, какое-то медленное помолодение души». Чтец. Как океан меняет цвет, Когда в нагроможденной туче Вдруг полыхнет мигнувший свет, - Так сердце под грозой певучей Меняет строй, боясь вздохнуть, И кровь бросается в ланиты, И следы счастья душат грудь Перед явленьем Карменситы. Ведущий. Он влюблен. Он посылает ей цветы и письма: «Я смотрю на Вас в«Кармен» третий раз, и волнение мое растёт с каждым разом. Прекрасно знаю, что я неизбежно влюбляюсь в Вас, едва Вы появитесь на сцене... Я - не мальчик, я знаю эту адскую музыку влюбленности, от которой стон стоит во всем существе и которой нет исхода». И позднее -- «не знаю, какой заколдованный цветок Вы бросили мне, не Вы бросили, но я поймал». Письма Блока, конечно, не могли не произвести впечатления. Любовь Александровна узнала, что в нее бурно влюблен человек зрелый, интересный, известный поэт. Они встретились и понравились друг другу. 29 марта в дневнике Блока появляется запись: «Все поет». В марте 1914 года был создан цикл «Кармен» - 10 стихотворений, обращенных к Л. А. Дельмас. Никогда еще переживание не достигало такого накала, никогда еще не было в его любовной лирике таких звонких и ликующих нот. ^ «Ты - как отзвук забытого гимна...». Ведущий. Но мечта о счастье так и осталась мечтой. Развеивался сон влюбленности, снова открывался «страшный мир», от которого ничто не спасает. Счастье осталось лишь в воспоминаниях. И он прощается с Кармен, с еще одной возможностью счастья. Чтец. Была ты всех ярче, верней и прелестней, Не кляни же меня, не кляни! Мой поезд летит, как цыганская песня, Как те невозвратные дни... Что было любимо - все мимо, мимо, Впереди - неизвестность пути... Благословенно, неизгладимо, Невозвратимо... прости! Ведущий. «Встреча с Кармен - важный эпизод в жизни Блока. Но изменить содержание и направление этой жизни уже ничто не могло. Личное снова (в который раз!) ускользнуло от поэта - и опять он остался лицом к лицу с бурей и тревогой». Ведущий. Каким был Александр Блок в это время, накануне первой мировой войны, октябрьских событий? К тому времени это был строгий, углубленный в невеселые думы зрелый человек, много на своем веку переживший и во многом разуверившийся, с чуткой душой и обнаженной совестью. И был прост и человечен - прост, как все по - настоящему большие люди. Любил природу, долгие пешие прогулки по городским окраинам и деревенским полям, любил верховую езду и физический труд. Любил копать землю, пилить дрова. «Работа везде одна, - говаривал он, - что печку топить, что стихи написать». А дневниковые записи и раньше и теперь полны Любой. Как ни трудно шла их семейная жизнь, оба чувствовали необходимость друг в друге. Вот отрывок из письма Блока к Любови Дмитриевне, которая в это время была на гастролях со своим театром и переживала очередное увлечение: «Нам необходимо жить вместе и говорить много, помогать друг другу. Никто, кроме тебя, не поможет мне ни в жизни, ни в творчестве». В самые трудные минуты жизни, спасаясь от черной и безысходной тоски, он возвращался в мыслях к бобловским Гамлету и Офелии, вспоминал золотистый плащ волос, первые признания. В пору усложнившихся взаимоотношений с Любовью Дмитриевной Блок пишет полное трагизма стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе... ». ^ «Комментатор». Горькое, трагическое стихотворение, вмещающее в себя всю жизнь поэта. Стихотворение – лирический монолог, обращенный к любимой, прекрасной, но трагически – далекой, навсегда утраченной. Искренне и проникновенно звучит обращение «ты», «твое», «тебя», «милая», «нежная», проходящее через все стихотворение. Но в облике любимой нет конкретных примет. Он проступает как бы через дымку воспоминаний, мечты, тоски. Он возвышен и идеализирован с самого начала стихотворения. Обычная фотография, вставленная в рамку («твое лицо в простой оправе»), но далее совсем не обычный глагол «сияло», говорящий об ее красоте и о возвышенности, силе его чувства, такой силе, которая отодвигает на второй план привычные представления человека о ценностях жизни: О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе. Всепоглощавшее счастье любви делает особенно острым наступающее после разлуки одиночество. Приходит роковой, гибельный час, когда она «ушла из дома». В отчаянье он отрекается от любви, ставит на ней крест: Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому И я забыл прекрасное лицо. Потеряв самое дорогое, он попадает в водоворот пошлой, бессмысленной жизни: Летели дни, крутясь проклятым роем... Вино и страсть терзали жизнь мою. Но они не могут убить светлое и истинное, что герой скрывает в тайнике души даже от себя. Трагедия разлуки, память и мечта о любимой вырастают в строчках стихотворения, двигаясь к эмоциональной кульминации: Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. «Синий плащ»--- центральный образ-символ этого стихотворения. На первый взгляд, может показаться, что это едва ли не конкретная деталь (известно, что у Любови Дмитриевны в эти годы действительно был синий плащ). Но не забудем, что синий цвет символизирует у Блока мир звездных далей, синего, бездонного неба, что еще больше подчеркивается глаголом «завернулась». Синий плащ, «окутав возлюбленную, делает ее недостижимой и поднимает на звездную высоту». Когда-то в «Стихах о Прекрасной Даме» юный поэт мечтал через любовь приобщиться к идеальному, неземному, гармоническому. Теперь ему открылась истинная, земная, человеческая ценность любви как величайшего счастья на свете. Но счастье это недостижимо. Любовь трагична для человека «страшного времени». И ему остается тоска, нежность, боль об утраченном, память о любви - даже тогда, когда убран со стола в знак безысходности и отчаяния портрет любимой. И трагическое ощущение собственной вины: ведь он не сопротивлялся бессмысленности жизни, не сумел возвыситься, подняться над ее ничтожностью. И поэтому уход любимой он воспринимает с трагической покорностью. Полная опустошенность, безысходность, отчаяние в последних строках: Уж не мечтать о нежности, о славе. Все миновалось, молодость прошла! Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола. Учитель. Но Блок не был пессимистом, он не мог принять только этот мир, а не жизнь вообще. «Безумно люблю жизнь, с каждым днем все больше, все житейское, простое и сложное». «Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен!»- разве эти слова не доказательство горячей веры Блока в жизнь, в будущее? Пусть жизнь бесконечно сложна, он готов встретить ее бури и волнения, он «принимает» ее. Чтец читает стихотворение «О, весна без конца и без краю...». |
![]() | Цель: познакомить уч-ся с творческими исканиями Блока; показать новое отношение к действительности в стихотворении "О, весна без... | ![]() | Цель: определить личностное отношение к проблеме творчества, к любовной лирике Ф. Тютчева |
![]() | Поэты не исключение. Например, для Блока образ Незнакомки был одним из ключевых. Но этот образ не стоял на месте – он развивался.... | ![]() | ... |
![]() | ![]() | Задачи: образ-я – дать представление о любовной лирике В. Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство, познакомить... | |
![]() | Сегодня мы продолжим работу по творчеству А. Блока. Предлагаю вам побыть в роли исследователей и ответить на вопрос: “ А. Блок отпел... | ![]() | «Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011 |
![]() | «Трилогия вочеловечивания» (Поэзия А. Блока), в системе уроков по творчеству А. Блока – 1 урок | ![]() | Александр Блок занимал особую и в высшей степени достойную позицию. Разочаровавшись в своих прежних исканиях, он настойчиво ищет... |