Заочная олимпиада по литературе




Скачать 58.86 Kb.
НазваниеЗаочная олимпиада по литературе
Дата публикации25.08.2014
Размер58.86 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
Заочная олимпиада

по литературе

9 класс

2010 – 2011 уч. г.
Задание 1. Знание текста и литературных фактов.
а) По приведенным ниже характеристикам Н.В. Гоголя-критика определите, о каком писателе или поэте идет речь:

- «Его поэзия – начинающийся рассвет»;

- «Сравнительно с другими поэтами у него все выглядит исполином: его поэтические образы, не имея полной окончательности пластической, как бы теряются в каком-то духовном очертании и оттого приемлют еще более величия»;

- «Элегический род нашей поэзии создан им»;

- «Это наша крепкая русская голова, тот самый ум, который сродни уму наших пословиц».

б) Назовите авторов и произведения:

- За столом с рыбаком

Уж гуляет купец...

(А в окошко глядит

Удалой молодец)...
- В душе горит огонь любви,

Я жажду наслажденья,-

О милый мой, лови, лови

Минуту заблужденья!
- Ходит с образом и с книгою,

Сам с собой всё говорит

И железною веригою

Тихо на ходу звенит.
- Я помню голос милых слов,

Я помню очи голубые,

Я помню локоны златые

Небрежно вьющихся власов.
- Всё безжизненно, безрадостно

В померкающей дали,

Но страдальцу как-то сладостно

Увядание земли.

в) Назовите автора, произведение и персонаж, которому даются следующие характеристики:

- «Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита. Она нисколько не походила на своего брата»;

- «О себе приезжий, как казалось, избегал много говорить; если же говорил, то какими-то общими местами, с заметною скромностию, и разговор его в таких случаях принимал несколько книжные обороты: что он незначащий червь мира сего и не достоин того, чтобы много о нем заботились, что испытал много на веку своем, претерпел на службе за правду, имел много неприятелей, покушавшихся даже на жизнь его, и что теперь, желая успокоиться, ищет избрать наконец место для жительства, и что, прибывши в этот город, почел за непременный долг засвидетельствовать свое почтение первым его сановникам»;

- «Да, батюшка, видал я много, как люди умирают в гошпиталях и на поле сражения, только это все не то, совсем не то!.. Еще, признаться, меня вот что печалит: она перед смертью ни разу не вспомнила обо мне; а кажется, я ее любил как отец... ну да бог ее простит!.. И вправду молвить: что ж я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смертью?»;
- «… никогда не был женат. Хотя проговаривали, что он женился, но это совершенная ложь. Я очень хорошо знаю Ивана Никифоровича и могу сказать, что он даже не имел намерения жениться. Откуда выходят все эти сплетни? Так, как пронесли было, что Иван Никифорович родился с хвостом назади. Но эта выдумка так нелепа и вместе гнусна и неприлична, что я даже не почитаю нужным опровергать пред просвещенными читателями, которым, без всякого сомнения, известно, что у одних только ведьм, и то у весьма немногих, есть назади хвост, которые, впрочем, принадлежат более к женскому полу, нежели к мужескому».

г) Расположите в хронологическом порядке поэмы М.Ю. Лермонтова: «Мцыри», «Измаил-Бей», «Черкесы», «Беглец», «Кавказский пленник».

д) Продолжите афоризмы Н.В. Гоголя:

- «Нет уз святее…»;

- «С Пушкиным…»;

- «Александр Македонский герой…»;

- «Есть еще порох…»;

- «И веревочка в дороге…»;

- «О, моя юность!..»;

- «Эх, тройка! Птица-тройка…»;

- «Сквозь видимый миру смех…»;

- «Ведь на то и живешь, чтобы срывать…»;

- «Чему смеетесь?..»;

- «Полюби нас черненькими…».
^ Задание 2. Теория литературы.
а) Каким литературоведческим терминам соответствуют следующие определения:

1. Вымышленное имя, используемые автором для сокрытия подлинного путем переставления букв собственного имени (например, Харитон Макентин - Антиох Кантемир) -

2. Один из жанров драмы, сочетающий в себе признаки трагедии и комедии, -

3. Произведение, состоящее из трех самостоятельных, имеющих особые заглавия частей, которые объединяет общий замысел, а также, как правило, персонажи, переходящие из одной части в другую, -

4. Строфа из восьми строк со строгой системой рифмовки и с обязательным чередованием мужских и женских рифм, –

б) Определите стихотворный размер указанных ниже стихотворений:

1.   А.С. Пушкин «Зимняя дорога»;

2.   А.С. Пушкин «Зимнее утро»;

3.   М.Ю. Лермонтов «Тучки небесные, вечные странники…»;

4. М.Ю. Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…».
в) Соотнесите фамилии известных литературоведов ХХ века с фамилиями писателей, которые стали предметом их исследования:

А.П. Чудаков А.С. Пушкин

Б.М. Эйхенбаум А. Бестужев-Марлинский

Ю.М. Лотман В.А. Жуковский

Ф.З. Канунова А.П. Чехов

А.С. Янушкевич Л.Н. Толстой
^ Задание 3. Идейно-эстетический анализ художественного текста.

Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского «Жалоба» со стихотворением П. Вяземского «Жизнь наша в старости – изношенный халат…». Определите тему и основную мысль (идею) каждого из данных текстов и ответьте на вопрос: в чем сходство и различие их тематического и идейного содержания? Можно ли говорить о внутреннем диалоге этих произведений? Аргументируйте свою точку зрения. Охарактеризуйте выразительные средства, использованные авторами, их роль в тексте.
^

В.А. Жуковский

Жалоба



Над прозрачными водами

Сидя, рвал услад венок;

И шумящими волнами

Уносил цветы поток.

"Так бегут лета младые

Невозвратною струей;

Так все радости земные -

Цвет увядший полевой.
Ах! безвременной тоскою

Умерщвлен мой милый цвет.

Все воскреснуло с весною;

Обновился божий свет;

Я смотрю - и холм веселый

И поля омрачены;

Для души осиротелой

Нет цветущия весны.
Что в природе, озаренной

Красотою майских дней?

Есть одна во всей вселенной -

К ней душа, и мысль об ней;

К ней стремлю, забывшись, руки -

Милый призрак прочь летит.

Кто ж мои услышит муки,

Жажду сердца утолит?"
1811
^ Петр Вяземский
* * *

Жизнь наша в старости - изношенный халат:

И совестно носить его, и жаль оставить;

Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;

Нельзя нас починить и заново исправить.
Как мы состарились, состарился и он;

В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,

Чернилами он весь расписан, окроплен,

Но эти пятна нам узоров всех дороже;
В них отпрыски пера, которому во дни

Мы светлой радости иль облачной печали

Свои все помыслы, все таинства свои,

Всю исповедь, всю быль свою передавали.
На жизни также есть минувшего следы:

Записаны на ней и жалобы, и пени,

И на нее легла тень скорби и беды,

Но прелесть грустная таится в этой тени.
В ней есть предания, в ней отзыв наш родной

Сердечной памятью еще живет в утрате,

И утро свежее, и полдня блеск и зной

Припоминаем мы и при дневном закате.
Еще люблю подчас жизнь старую свою

С ее ущербами и грустным поворотом,

И, как боец свой плащ, простреленный в бою,

Я холю свой халат с любовью и почетом.
(Между 1875 и 1877)
Задание 4. Литература и история

Посмотрите художественный фильм по мотивам повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (2009 г., режиссер В. Бортко). В рецензии необходимо отметить, отражает ли экранизация идейное содержание произведения, ключевые установки эстетики писателя. Отметьте, удачным ли является в фильме подбор актеров, музыкальное сопровождение, композиция. Свой ответ мотивируйте. Если Вы не согласны с режиссерской трактовкой, объясните свою точку зрения и предложите собственную версию экранизации этого произведения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Заочная олимпиада по литературе iconЗаочная олимпиада по литературе
По приведенным ниже характеристикам определите, о каком писателе или поэте идет речь, кто является автором каждого высказывания

Заочная олимпиада по литературе iconЗаочная олимпиада по литературе
Дайте определение песни. Вставьте пропущенные слова в известные русские песни. Укажите названия песен и фамилии авторов стихотворного...

Заочная олимпиада по литературе iconЗаочная олимпиада Олимпиадные задания по литературе
Какая смысловая нагрузка в описании зимнего вечера, бурана? В чем заключается основная идея произведения. Выделите художественно-изобразительные...

Заочная олимпиада по литературе iconМбоу «сош №5» г. Северодвинска Заочная олимпиада по литературе
Главная задача этой работы – развить у школьников интерес к учебному предмету «Литература», сформировать желание обращаться к различным...

Заочная олимпиада по литературе iconIx заочная Многопрофильная Олимпиада-пстгу
Ответы, содержащие текст из Интернета (кроме цитат в кавычках), не засчитываются

Заочная олимпиада по литературе iconViii заочная Многопрофильная Олимпиада-пстгу
Внимательно прочитайте стихотворение. О ребенке какого возраста идет речь? Обоснуйте свой ответ

Заочная олимпиада по литературе iconЗаочная олимпиада по литературе 5-6 классы ( 2013год)
«Парнасский волокита», «Чистейшей прелести чистейший образец», «Наш пенат», «Кудрявый наш певец», «Чужих небес любовник беспокойный»,...

Заочная олимпиада по литературе iconVi заочная Многопрофильная Олимпиада-пстгу
«Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности заимствованы из тогдашних журналов». Вставьте пропущенные...

Заочная олимпиада по литературе iconVii заочная Многопрофильная Олимпиада-пстгу
Расставьте имена русских писателей и поэтов в хронологическом порядке (сначала называйте тех, кто жил раньше)

Заочная олимпиада по литературе iconIx заочная Многопрофильная Олимпиада-пстгу
В 2014 году исполняется 700 лет со дня рождения великого русского святого преподобного Сергия Радонежского покровителя всех учащихся....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница