МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 39»
663332, Красноярский край. г. Норильск, район Талнах, улица Игарская, дом 40, а/я3384
Телефон (приемная):(3919) 453-561
E-mail: moy39@mail.ru
|
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Председатель методического совета Директор МБОУ«СОШ№39»
_______________________/М. Н. Титова/ ____________/ В.В. Кабакова
« » _____________2013г. « »____________2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
(2 ступень обучения, базовый уровень)
Класс 7 «А» «Б»
Срок реализации данной программы:
2013-2014 учебный год
Учитель: Сейтмуратова Д.Б. Рассмотрено на МО
Протокол №__ от «___»________2013 год.
______________________/Т.В.Ильина/
Норильск, 2013г.
7 КЛАСС ^ Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по литературе, М., Просвещение», 2010. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9, 11-11 класс под редакцией В. Я. Коровина. – М.: «Просвещение», 2010г., которая рассчитана на 68 часов.
В соответствии с учебным планом на изучение предмета в 7 классе определено 2 часа в неделю. В соответствии с годовым учебным графиком продолжительность учебного года в 7-х классах 34 учебных недель. Итоговое количество часов в год на изучение предмета составляет 68 часов.
В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования России, в соответствии с которым в литературном образовании выделены два концентра (5–9 классы и 10–11 классы), что соответствует ступени основой средней и полной средней школы, как это предусматривается в законе «Об образовании».
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы.
Предлагаемая в программе система направлена на формирование читательской квалификации. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем каждое художественное произведение имеет двойную ориентацию – на читателя и на культурную (литературную) традицию.
Поэтому выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурных кажется не только возможным, но и обязательным: именно они обеспечивают ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Предлагаемая программа может быть использована как в массовой школе, так и в школах широкой гуманитарной ориентации. Учебник: В мире литературы. 7 класс Учебник-хрестоматия для общеобразовательных школ. - М.: Дрофа, 2005
Автор: А. Г. Кутузов.
Название: «В мире литературы» 7 класс Издательство, год: М.: «П», 2005
^
- наизусть – 10;
- тестовых работ – 4;
- сочинений – 4 (3 классных., 1 дом)
Структура и содержание предмета
№ п\п
| Тема (раздел программы)
| Количество часов
| 1
| Введение
| 2
| 2
| Герои древнего эпоса
| 7
| 3
| Духовная литература
| 5
| 4
| Герои эпического произведения
| 8
| 5
| Герои эпического произведения
| 29
| 6
| Лирический герой
| 15
| 7
| Итоги
| 68
| Цели и задачи изучения предмета Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
^
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
научить понимать внутренние законы этого вида искусства, отличать художественное произведение от явлений «массовой культуры»;
на основе понимания языка литературы как вида искусства научить анализу художественного произведения как объективной художественной реальности;
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
сформировать представление о мировой литературе и мировом литературном процессе, показать национальное своеобразие и мировое значение русской литературы;
выявить специфическую особенность литературы как одного из видов памяти человечества, диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.
воспитать культуру чтения, формировать потребность в чтении;
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.
Воспитательные цели
Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, гражданского позиции, национального самосознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Межпредметные связи
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру.
Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности. По окончании 7 класса учащиеся должны знать:
содержание текстов программных произведений;
определение основных понятий, приводимых в учебной хрестоматии, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;
осознать своеобразие и богатство литературы как искусства.
Учащиеся должны уметь:
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи;
понимать позицию автора, повествующего об исторических событиях;
определять специфику использования знакомых теоретических понятий при анализе произведений исторической тематики.
Здоровьесбережение
Направлено на обеспечение психического и физического здоровья учащихся. Достигается через учет особенностей класса, создание благоприятного психологического фона на уроке, инициацию разнообразных видов деятельности:
построение урока в соответствии с динамикой внимания учащихся;
во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ:
самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, способствующие развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху;
использование тестовых заданий с выбором ответа, с открытым ответом позволяет избежать монотонности на уроке;
дозирование объёма учебной нагрузки (домашнее задание) и рациональное распределение её во времени;
в течение урока проводить физкультминутки, делать игровые паузы, зрительную гимнастику и эмоциональную разгрузку (2-3 минуты);
соблюдение учащимися правильной осанки, позы;
во время перемен проветривание кабинета;
объём письменных работ не должен превышать нормы, установленной Министерством образования РФ.
Изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование
В «Рабочую программу по литературе» в 8 классе по сравнению с Программой общеобразовательных учреждений внесены изменения.
Изучение романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и Н.В.Гоголя «Ревизор» перенесено в 8 класс в связи с большим объемом произведений в 9 классе. Литература:
Для учащихся: базовый учебник В мире литературы. 7 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных школ - М. «Просвещение», 2010
Автор: В. Я. Коровина.
По страницам литературных произведений. Автор-составительЛ. А. Курганова. Издательство «Учитель»,2009. для учителя:
Сборник нормативных документов. Литература . Федеральный компонент государственного стандарта. Москва, Дрофа, 2007
Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001
Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 1996
Литература. Е.Ерохина. 7 класс. Москва, Олимп, Издательство АСТ, 2002
Художественный мир русской прозы 18 – 19 вв. С.М.Аюпов. Сыктывкар, 1994
Творчество В.Т.Чисталева и современная коми литература. Сыктывкар, 1990
История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001
Литература. Тесты 5 – 8 классы. Москва, Дрофа, 2000
Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997
Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М. Мордес. Волгоград: Учитель, 2002
Поурочные разработки по зарубежной литературе. Н.В.Егорова. Москва, «ВАКО», 2004
ПРИЛОЖЕНИЕ. ^
№
ур.
| Наименование раздела и темы
| Кол-во часов
| Дата прохождения
| Дата реализации
| 1
| Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
| 1
| 02.09
|
| 2
| Предания как поэтическая автобиография народа.
| 1
| 04.09
|
| 3
| Былины. Былина «Вольга и Микула Селянинович».
| 1
| 09.09
|
| 4
| Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
| 1
| 11.09
|
| 5
| Пословицы и поговорки.
| 1
| 16.09
|
| 6
| Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок).
| 1
| 18.09
|
| 7
| «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.
| 1
| 23.09
|
| 8
| М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Ода на день восшествия..»
| 1
| 25.09
|
| 9
| Г.Р. Державин. «Река времени в своем стремленье…»
| 1
| 30.09
|
| 10
| А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок).
| 1
| 02.10
|
| 11
| А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок)
| 1
| 07.10
|
| 12
| А.С. Пушкин. « Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник.
| 1
| 09.10
|
| 13
| А.С. Пушкин. «Борис Годунов.»:
| 1
| 14.10
|
| 14
| «Станционный смотритель»- произведение из цикла «Повесть Белкина.»
| 1
| 16.10
|
| 15
| Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».
| 1
| 21.10
|
| 16
| М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича , молодого опричника и удалого купца Калашникова.».
| 1
| 23.10
|
| 17
| Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.
| 1
| 28.10
|
| 18
| М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…» ,«Молитва», «Ангел»
| 1
| 30.10
|
| 19
| Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова ТЕСТИРОВАНИЕ
| 1
| 11.11
|
| 20
| Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба».
| 1
| 13.11
|
| 21
| Смысл противопоставления Остапа и Андрия
| 1
| 18.11
|
| 22
| Патриотический пафос повести.
| 1
| 20.11
|
| 23
| Авторская оценка образа Т. Бульба . Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
| 1
| 25.11
|
| 24
| И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника».
| 1
| 27.11
|
| 25
| Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача».
| 1
| 02.12
|
| 26
| Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины»
| 1
| 04.12
|
| 27
| Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» .
| 1
| 09.12
|
| 28
| А.К.Толстой . Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михаил Репнин».
| 1
| 11.12
|
| 29
| М.Е.Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»
| 1
| 16.12
|
| 30
| М.Е.Салтыков –Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки.
| 1
| 18.12
|
| 31
| Литературный ринг. «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина»
| 1
| 23.12
|
| 32
| Л.Н.Толстой. Автобиографическая повесть «Детство» (главы).
| 1
| 25.12
|
| 33
| Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство».
| 1
| 13.01
|
| 34
| А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»
| 1
| 15.01
|
| 35
| Два лица России в рассказе А.П. Чехова “Злоумышленник”
| 1
| 20.01
|
| 36
| Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова “Тоска’
| 1
| 22.01
|
| 37
| Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский. «Приход весны»
| 1
| 27.01
|
| 38
| И.А. Бунин. Рассказ «Цифры».
| 1
| 29.01
|
| 39
| Нравственный смысл рассказа «Цифры» «Лапти».
| 1
| 03.02
|
| 40
| Нравственный смысл рассказа «Лапти»
| 1
| 05.02
|
| 41
| М. Горький. Слово о писателе «Детство» (главы).
| 1
| 10.02
|
| 42
| «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни
| 1
| 12.02
|
| 43
| Трудное время в семье Кашириных
| 1
| 17.02
|
| 44
| Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль.
| 1
| 19.02
|
| 45
46
| В. В Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее С. Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям».
| 2
| 24.02
26.02
|
| 47
48
| Л.Н.Андреев. Слово о писателе «Кусака». Нравственные проблемы в рассказе
| 2
| 03.03
05.03
|
| 49
| А.П.Платонов. Рассказ «Юшка».
| 1
| 17.03
|
| 50
| А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире».
| 1
| 19.03
|
| 51
| Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»
| 1
| 24.03
|
| 52
| Б.Л.Пастернак. Слово о поэте «Июль».
| 1
| 26.03
|
| 53
| Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.
| 1
| 31.03
|
| 54
| Интервью с поэтом- участником Великой Отечественной войны.
| 1
| 02.04
|
| 55
| Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади».
| 1
| 07.04
|
| 56
| Е.И.Носов. «Кукла», «Живое пламя»
| 1
| 09.04
|
| 57
| Ю.П.Казаков «Тихое утро».
| 1
| 14.04
|
| 58
| Стихи поэтов ХХ века о Родине, природе, восприятии окружающего мира.
| 1
| 16.04
|
| 59
| Д.С.Лихачев. «Земля родная»
| 1
| 21.04
|
| 60
| М..М. Зощенко. Рассказ «Беда».
| 1
| 23.04
|
| 61
| Песни на слова русских поэтов ХХ века.
| 1
| 28.04
|
| 62
| Из литературы народов России.
| 1
| 30.04
|
| 63
| Р. Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность»
| 1
| 05.05
|
| 64
| Дж.Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…».
| 1
| 07.05
|
| 65
| Японские хокку. Особенности жанра.
| 1
| 12.05
|
| 66
| О.Генри. « Дары волхвов»
| 1
| 14.05
|
| 67
| Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы».
| 1
| 19.05
|
| 68
| Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги и задания на лето.
| 1
| 21.05.
|
|
|