Тематическое планирование по чувашской литературе Классы




Скачать 407.57 Kb.
НазваниеТематическое планирование по чувашской литературе Классы
страница1/3
Дата публикации29.08.2014
Размер407.57 Kb.
ТипТематическое планирование
lit-yaz.ru > Литература > Тематическое планирование
  1   2   3
Учебно-тематическое планирование

по чувашской литературе
Классы 9

Учитель Воронцова Вера Леонидовна

Количество часов

Всего 54 часов; в неделю 2 часа в Iполугодие, 1 час во II полугодие.

Плановых контрольных сочинений 5, тестов 5

Планирование составлено на основе «Программа по чувашской литературе» под редакцией В. В.Васильевой, Убеево, 2009г.

Учебник Чувашская литература учебник – хрестоматия для 9класса Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2003г.

Дополнительная литература

  • З.С.Антонова, В.П.Станьял Методика преподавания чувашской литературы в 5-11 классах, Чебоксары 2006г.

  • П. Н. Метин Анализ литературного текста, Чебоксары 2009 г.

  • О.А.Вишнева Чувашская литература в 8-9 классах национальной школы: тесты и кроссворды. Чебоксары 2008 году.

  • Р.Г.Иванова «Литературные игры». Чебоксары, 2001г.

  • З.П.Михайлова, В.М. Чувашская литература (тесты для 5-9 классов). Кугеси, 1999г.

  • П.Ялгир Краткая энциклопедия чувашской литературы. Кюгеси 1999г. 1шт.

  • Краткая чувашская энциклопедия. Чебоксары, 2004г. 1шт.

  • П.Н.Метин Словарь литературных терминов. Чебоксары, 2002г.

  • 3. Ю. А. Илюхин «Писатели Чувашской республики» портреты, Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1998г.

  • DVD фильмы «Чувашские народные обычаи и традиции».

  • М.Юрьев Чувашские писатели Чебоксары, 1968г.

  • В.Г.Родионов Чувашская литература XVIII – XIX века Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2006г.

  • В.Г.Родионов Чувашская литература 1917-1930-е годы Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008г.

  • ^ Презентации уроков учителей чувашской литературы школ Чувашской республики


Пояснительная записка

к образовательной программе по чувашской литературе в 9 классе
Настоящая образовательная программа по чувашской литературе для 9 класса создана на основе программы по чувашской литературе под редакцией В. В.Васильевой, Убеево, 2009г. Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание программы, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены программой.

Образовательная программа ориентирована на использование учебника «Чувашская литература» для 9 класса под редакцией В.П.Никитина, Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2003г. включенного в перечень учебников, рекомендованных МО и МП Чувашской республики к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год.

Программа 9 класса рассчитана на 51 час, 2 часа в неделю в I полугодии, 1 час – во втором полугодии.

На чтение и анализ произведений – 42ч.

На развитие устной и письменной речи – 5 ч.

На внеклассное чтение- 4 ч.

Содержание курса:

Введение-1ч.

Устное народное творчество -2ч.

Из древней словесности -2ч.

Из литературы XVII века – 2ч.

Литература XVII-XIX веков – 2ч.

Литература XX века – 32ч.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

^ Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами чувашского литературного языка.

Согласно образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к чувашской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о чувашской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях чувашских писателей, их жизни и творчестве.

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться чувашским языком.


Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:

  • приобщение учащихся к богатствам родной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

  • воспитание культуры речи учащихся.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древней литературе, от неё к чувашской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

К концу 9 класса в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся выпускников начальной, основной и средней ступени общего образования обучающиеся должны овладеть следующими предметными умениями, навыками и способами деятельности:

Устно:

  • Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художест­венных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

  • Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных осо­бенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

  • Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характе­ристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

  • Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллю­страцию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литератур­ную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

  • Свободное владение монологической и диалогической речью в объе­ме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

  • Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литера­турных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), ка­талогов.

Письменно:

  • Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изу­чаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочине­ние на литературную и свободную тему небольшого объема в соответст­вии с изученным.

  • Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная ха­рактеристика).

  • Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочи­танную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

  • Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

  • Создание письменного оригинального произведения (поучения, на­ставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

  • Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

В результате освоения основного содержания предмета «Литература» выпускники должны:

чтение и восприятие

  • прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,

  • воспроизвести их конкретное содержание,

  • дать оценку героям и событиям;

чтение, истолкование и оценка

  • анализировать и оценивать произ­ведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи сле­дующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;

  • особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;

  • род и жанр произведе­ния; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведе­нию личностную оценку;

  • обнаруживать понимание связи изученного про­изведения со временем его написания;

  • объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писа­телей;

чтение и речевая деятельность

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

  • давать устный и письменный развернутый (аргументированный) от­вет о произведении;

  • писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

  • писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нрав­ственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотиви­ровкой собственного отношения к героям и событиям;

  • выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

Требуемые и используемые учителем для достижения результатов обучения педагогические технологии, средства обучения (в том числе электронные):

  • Творческие задания;

  • Работа в группах;

  • Обучающие грамматические игры;

  • Разминки;

  • Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)

  • Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео и аудиоматериалами;

  • Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем;

  • Разрешение проблем;

  • Частично-поисковая деятельность;

  • самостоятельная исследовательская деятельность).


Учебно-тематический план по чувашской литературе в 9 классе


п/п

Тема

Кол-во ча

сов

Тип урока

Хар-ка учебной деят-ти или дея-ти уч-ся

^ Форма контроля знаний учащихся

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата проведения

План.

Факт.

1

Литература как искусство слова. Периоды развития чувашской культуры и литературы.

Сёнарлё сёмахпа халёх пурнё=.? Чёваш культурипе литературин аталану тапхёр.сем?

1

Вводный урок.

Лекция, конспектирование лекции учителя, работа с книгой; составление тезисного плана статьи учебника

Устный фронтальный опрос.

Знать основные этапы развития литературы. Уметь конспектировать лекцию учителя.

Прочитать и пересказать вступительную статью, ответить на вопросы.

06.09




2

Устное народное творчество и старинная письменость? Художественные средства: речевые фигуры стихотворных молитв?

Халёх сёмахлёх.пе авалхи =ырулёх? К.л.семпе сёвёсем? Илемл.х мел.сем: пуплев фигурисем?

1

Урок усвоения новых знаний


сообщение ученика, объяснение учителя, конспектирование лекции учителя, комментированное чтение, творческие задания

Развернутые ответы на вопросы

Выявление уровня литературного развития учащихся;


Письменно ответить на заданные вопросы.

10.09




3

Поэтика магического языка? Жанры и признаки?

Ёрёмлё ч.лхе асамлёх.? Жанр.семпе паллисем? Калмаксем? В.сен т.с.сем?

1

Урок усвоения новых знаний


пересказы учащихся работа с терминами, комментированное чтение, конспектирование по учебнику, сочинение заговора.

Оценка выступлений учащихся, выразительное чтение наизусть.

Знать жанры магического языка, Обучение аналитическому чтению;

Составить кроссворд или м/м презентацию «Жанры фольклора»

13.09




4

Письменные памятники предков? Ахмед Ибн Фадлан «Путешествие в Волжскую Булгарию»? Жанр: композиция: история: реальность?

Нес.лсен =ыруллё палёк.сем? Ахмед ибн Фадлан «Атёл =и Пёлхар Патшалёхне =итсе курни»? Жанр.: =ырас мел.: композиций.: чён пулнин историй.?

1

Урок усвоения новых знаний


объяснение учителя, работа с книгой; аналитическая беседа, чтение и анализ текста

Развернутые ответы на вопросы

Знать о письменных памятниках предков. Обучение комментированному чтению;


Подготовить сообщение о писателях писавших о Волжской Булгарии.

17.09




5

Юсуп Баласагуни «Хытлы пелю»?

Палас Ахун Юсуп.? «Хётлё п.л\»: халёхран =ырса илнисем?

1

Урок усвоения новых знаний


объяснение учителя, конспектирование лекции учителя, работа с книгой; чтение и анализ текста


Оценка сообщений учащихся


Знать особенности художественного мира поэта, Отработка навыков работы анализа лирического произведения

Выучить отрывок поэмы наизусть.

20.09




6

Творчество Калай Малля Тема: проблема в стихотворении «Отцы и матери»?

Калай Малля пултарулёх.? «Атте-анне сёмах.сем» сёввён теми: проблеми?

1

Урок усвоения новых знаний


обсуждение эпиграфа, работа с книгой; чтение и анализ текста литературная игра

Письменные ответы на вопросы

Знать: о жизни и творчестве писателя, Развитие связной речи учащихся;

развитие навыка восприятия информации

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

24.09




7

Признаки литературы XVII века.

Жизнь и творчество Охатер Томеева. Публицистическая острота произведений,. Виды очерков.

XVIII .м.рти литература паллисем? Хайлавсен публицистикёлла =ив.чл.х.? Очерк т.с.сем? Охатер Томеевён урнё=.пе пултарулёх.?

1

Урок усвоения новых знаний


беседа по вопросам, объяснение учителя, конспектирование лекции учителя, работа с книгой; комментированное чтение,

Оценка участия в аналитической беседе и умения выразить свое личностное мнение,

Знать: об основных этапах жизни и творчества писателя,

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения,

Раскрыть тему и идею произведения .

27.09




8

Жизнь и творчество Н?Бичурина? Жанр: вид: пафос: произведения «Байкал»? Н?Бичурин пурнё=.пе пуцлтарулёх.?»Байкал» хайлав жанр.: т.с.: хавхи? Тема: проблема =ыру мел.пе у=ёлса пынин ёсталёх.?

1

Урок усвоения новых знаний


работа с м/м презентацией, конспектирование лекции учителя, работа с терминами, работа с книгой; чтение и анализ текста

Оценка выступлений учащихся о жизни и творчестве писателя;

Знать: об основных этапах жизни и творчества писателя,

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения,

Найти и подготовить выразительное чтение стихотворения посвященные Бичурину.

01.10




9

Развитие литературы XIX века. Ее достоинства и недостатки, темы, лирика, проза.

XIX .м.рти лит-ра аталанёв.н \с.м.: =итменл.х.: темёсем: лирика: проза?

1

Обзорный урок


аналитическая беседа, Лекция, конспектирование лекции учителя, работа с книгой; комментированное чтение,

Оценка участия в аналитической беседе и умения выразить свое личностное мнение,

Знать жанры литературы, особенности литератур 19 века. Отработка навыков анализа литературного периода.

Конспектировать страницы учебника, составить план выступления по теме.







10

Жизнь и творчество С?М?Михайловича – Яндуш? Тема: проблема: лирический герой его произведений? С?Михайлов-Янтуш «Юнка»: «Х.рринче выртасшён мар»: «Сунар=ён пу= пулнё-и?» хайлавсем? Тема лирика герой.?

1

Урок усвоения новых знаний


беседа по вопросам, объяснение учителя, чтение и анализ текста беседа по вопросам,

Устный фронтальный опрос.

Знать: об основных этапах жизни и творчества поэта, Обучение выразительному чтению и анализу лирического произведения, умению делать самостоятельные выводы

Выразительное чтение наизусть стихотворения,

08.10.




11

Писатели помогавшие развитию чувашской литературы XIX века. Ценность их произведений.

Литературёна аталантарма пулёшнё =ырав=ёсем: в.сен хайлав.сем?

1

Урок обобщение

Лекция, конспектирование лекции учителя, работа с дополнительной литературой, творческие задания

Тестирование

Обучение умению составлять анализ литературного периода, творчества писателей.

Подготовиться к сочинению. Конспектировать страницы учебника.

11.10.




12

Сочинение «Писатели XIX века».

Сочинени? Литературёна аталантарма пулёшнё =ырав=ёсем

(К.некери темёсем?)

1

Урок развития речи.

Развитие связной речи учащихся, умения выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

Сочинение

Развитие связной речи учащихся, умения выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

Завершить работу над сочинением.

15.10




13

Чувашская литература XX века. Тема, проблема стихотворения Н.Шелеби «Россия».

ХХ .м.рти чёваш литератури? Н?Шелепин «Ра==ей» сёввин теми: проблеми?Такмаклёх паллисем

1

Урок усвоения новых знаний


Лекция, конспектирование лекции учителя, работа с дополнительной литературой, чтение и анализ текста

Оценка выступлений учащихся о жизни и творчестве поэта;

Знать: об основных этапах жизни и творчества поэта,

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения.

Подготовить характеристику лирического героя.

18.10




14

Развитие прозы 1920-30 годов Тема: проблема произведений?

«20-30-м.ш =улсенчи проза аталанёв.% тема: проблема»?

1

Обзорный урок.

сообщение ученика, комментированное чтение, словарная работа, работа с дополнительной литературой,

Оценка участия в аналитической беседе и умения выразить свое личностное мнение,

Обучение аналитическому и комментированному чтению; владению диалогической речью в процессе беседы.



Заполнить данную таблицу, подготовить сообщение.

22.10




15

20-ые годы XXвека. Жанры и темы лирики, прозы и драматургии.

Д.Юман «Ива Пюлэх».

ХХ .м.р.н 20-м.ш =ул.сем? Лирикёри: прозёри: Драматургири жанрсем: проблемёсем: сёнарсем? М?Юман «П\л.х йёмри»?

1

Урок усвоения новых знаний


беседа по вопросам, объяснение учителя, работа с терминами, работа с книгой; выразительное чтение, элементы анализа текста

Исследо­вательские задания

Знать характерные особенности периода;

Уметь конспектировать лекцию учителя.

Обучение навыкам работы со справочным материалом, анализу

эпизодов произведения.

Индивидуальные задания: написать рефераты.

25.10




16

Тема: проблема: лирический геройв стихотворении В.Митты «Родина: что тебе нужно».

М?Ва=лей «+.р-шывём: =.р-шывём: м.н кирл. сана???» хайлав теми: проблеми: лирика герой.?

1

Урок усвоения новых знаний


пересказы учащихся, работа с м/м презентацией, конспектирование лекции учителя, работа с дополнительной литературой, чтение и анализ текста

Оценка участия в аналитической беседе и умения выразить свое личностное мнение,

Знать: об основных этапах жизни и творчества поэта, уметь выразительно читать стихи, в том числе выученные наизусть.

разбор одного из стихотворений поэта







17

Тема: проблема: размером стихосложения: художественные средства: речевые фигуры: в стихотворениях В:Митты «Песня» : «Родной язык»?

«Анатри юрё»: «Тёван ч.лхем! Таса х.лхем???» хайлавсемнчи сёвё ви=и: илемл.х мел.сем: пуплев фигурисем темёпа проблемёна у=ни?

1

Урок усвоения новых знаний


сообщение ученика, объяснение учителя, выразительное чтение и анализ текста, творческие задания

Оценка выступлений учащихся о жизни и творчестве писателя

Знать особенности художественного мира писателя, уметь формулировать роль изобразительно-выразительных средств,

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции,

Выразительное чтение наизусть стихотворений,







18

Развитие литературы в 30-ые годы.И.Тукташ «Белый голубь»: Н.Янгаз «Катя».

30-м.ш =улсенчи лит-ра аталанёв.? И?Тукташ «Шурё кёвакарчён»: Н?Янкас «Катя»?

1

Урок усвоения новых знаний


Лекция, конспектирование лекции учителя, работа с м/м презентацией, чтение и анализ текста, тестирование.

Выразительное чтение наизусть

Знать: об основных этапах жизни и творчества поэта,

Уметь: выделять и формулировать тему, идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции,

Ответить на заданные вопросы.






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематическое планирование по чувашской литературе Классы iconТематическое планирование по чувашской литературе Классы
Планирование составлено на основе «Программа по чувашской литературе» под редакцией В. В. Васильевой, Убеево, 2009г

Тематическое планирование по чувашской литературе Классы iconТематическое планирование по чувашской литературе Классы
Планирование составлено на основе «Программа по чувашской литературе» под редакцией В. В. Васильевой, Убеево, 2009г

Тематическое планирование по чувашской литературе Классы iconТематическое планирование по родному языку и литературе Классы
Программы по чувашскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) под редакцией И. А. Андреева – М.: Чувашское книжное...

Тематическое планирование по чувашской литературе Классы iconТематическое планирование по родному языку и литературе Классы
Программы по чувашскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) под редакцией И. А. Андреева – М.: Чувашское книжное...

Тематическое планирование по чувашской литературе Классы iconТематическое планирование по родному языку и литературе Классы
«Программы по чувашскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы)» под редакцией И. А. Андреева – М.: Чувашское книжное...

Тематическое планирование по чувашской литературе Классы iconРабочая программа по литературе 8 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе составлено на основе программы по литературе (5-11 классы, базовый...

Тематическое планирование по чувашской литературе Классы iconТематическое планирование по русской литературе Классы
Планирование составлено на основе Русская литература, под редакцией К. М. Нартова, 2005г

Тематическое планирование по чувашской литературе Классы iconТематическое планирование по русской литературе Классы
Планирование составлено на основе Русская литература, под редакцией К. М. Нартова, 2005г

Тематическое планирование по чувашской литературе Классы iconТематическое планирование по русской литературе Классы
Планирование составлено на основе Русская литература, под редакцией К. М. Нартова, 2005г

Тематическое планирование по чувашской литературе Классы iconТематическое планирование по литературе. 6 класс
Программно-методические материалы по литературе 5-11 классы. Составитель Т. А. Калганова



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница