Рабочая программа по литературе в 11 классе на 2013-2014 учебный год пояснительная записка




Скачать 275.27 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе в 11 классе на 2013-2014 учебный год пояснительная записка
страница1/5
Дата публикации30.08.2014
Размер275.27 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе в 11 классе

на 2013-2014 учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе

  • Государственного стандарта общего образования

  • Примерной программы по литературе

  • Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов. Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладения навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов русского языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остаётся мёртвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 10 классе:

  1. На основе сформированного в 5-9 классах представления о литературе как виде искусства выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры, научить понимать её внутренние законы и применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений «массовой культуры».

  2. На основе понимания «языка» литературы как вида искусства совершенствовать умения и навыки школьников в анализе литературного произведения как объективной художественной реальности.

  3. Выработать представления о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о месте русской литературы в мировом литературном процессе, определить на основе принципа историзма диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох, сформировать представления об историко-литературном процессе.

  4. Совершенствовать навыки грамотной устной и письменной речи.

  5. Развивать потенциальные творческие способности школьников.


Рабочая программа сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Главной целью литературного образования в 10 классе является изучение историко-литературного процесса в России XIX века, овладение элементами историко-функционального анализа.

Материал и планирование расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщение, закрепление и развитие литературных знаний.

Планирование предусматривает проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, при характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену – с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией В.Я.Коровиной литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь литературный материал скомпонован вокруг центральной проблемы 10 класса – «Историко-литературный процесс в России XIX века». Подробно изучаются произведения, включённые в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имён и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.


С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыкам коррекции стилистических недочётов в письменной и устной речи, умению употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слова, их порядок, отношения между ними.

Курс рассчитан на 102 часа, в том числе для проведения уроков развития речи – 14 часов.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:

  1. Коровина, В.Я. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. (Базовый уровень). 10-11 классы. (Профильный уровень) / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин; под ред. В.Я.Коровиной. – М.:Просвещение,2010.

  2. Русская литература ХХ века. 11 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: в 2 ч./ В.А.Чалмаев, О.Н.Михайлов, А.И.Павловский и др.; Сост. Е.П.Пронина; од ред.В.П.Журавлёва. – 7-е изд.-М.:Просвещение, 2002.


Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:

  1. Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах / М.И.Мещерякова. – М.: Айрис-Пресс, 2009.

  2. Крутецкая, В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 кл. / В.А. Крутецкая. – М.: Литера, 2010.

  3. Харитонова О.Н. Сборник литературных игр для учащихся 5-9 кл. / О.Н.Харитонова. – М.: Феникс, 2010.

  4. Харитонова О.Н. Сборник литературных игр для учащихся 5-9 кл. / О.Н.Харитонова. – М.: Феникс, 2010.


Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

    • Электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);

    • Репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);

    • Репетитор «Литература» (весь школьный курс);

    • Программа «Домашний репетитор».


Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров,

- выразительное чтение,

- различные виды пересказа,

- заучивание наизусть стихотворных текстов,

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру,

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта,

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения,

-участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента,

- подготовка рефератов, докладов, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

^ Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х века;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод(сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.


^ Содержание программы по литературе 11 классе

Литература XX века (90 час)

Введение (1 час)
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе в 11 классе на 2013-2014 учебный год пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Программа предназначена учащимся 10 класса мбоу «Наумовская сош» ирассчитана на 2013/2014 учебный год

Рабочая программа по литературе в 11 классе на 2013-2014 учебный год пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 7 классе...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ( приказ моин РФ от 05. 03. 2004...

Рабочая программа по литературе в 11 классе на 2013-2014 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа по литературе на 2013 2014 учебный год рабочая...
Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого / М., Мнемозина,...

Рабочая программа по литературе в 11 классе на 2013-2014 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению для 3 "А" класса на 2013-2014...
Чаплыгина Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации

Рабочая программа по литературе в 11 классе на 2013-2014 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа по литературе в 5 классе на 2013-2014 учебный год
Средняя Общеобразовательная Школа №3 им. Героя России Сергея Медведева г. Саяногорска

Рабочая программа по литературе в 11 классе на 2013-2014 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа на 2013-14 учебный год I младшая группа Воспитатели:...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №27

Рабочая программа по литературе в 11 классе на 2013-2014 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа по литературе для 5 г класса на 2013-2014 учебный год пояснительная записка
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений,...

Рабочая программа по литературе в 11 классе на 2013-2014 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа по литературе для 5 в класса на 2013-2014 учебный год пояснительная записка
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений,...

Рабочая программа по литературе в 11 классе на 2013-2014 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа по литературе для обучающихся 7 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Рабочая программа по литературе в 11 классе на 2013-2014 учебный год пояснительная записка iconРабочая программа “ Веселый английский” Год обучения: 1 Год реализации:...
Лесхозская средняя общеобразовательная школа Сабинского муниципального района рт



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница