2012 год объявлен годом Российской истории. Данная исследовательская работа взгляд на историю села и края через призму русской песни




Скачать 87.04 Kb.
Название2012 год объявлен годом Российской истории. Данная исследовательская работа взгляд на историю села и края через призму русской песни
Дата публикации02.09.2014
Размер87.04 Kb.
ТипИсследовательская работа
lit-yaz.ru > Литература > Исследовательская работа


«Шаг в науку»

«Песне ты не скажешь: «До свиданья!»

Песня не прощается с тобой»

Российская Федерация

Забайкальский край

с. Бохто

Александрово-Заводского района

работа Чипизубовой Ольги Евгеньевны

ученицы 7 класса Бохтинской СОШ
руководитель: Бояркина Татьяна Степановна

учитель русского языка и литературы


2012 г.

«Песне ты не скажешь: «До свиданья!»

Песня не прощается с тобой»

Чипизубова О. Е.

Российская Федерация

Забайкальский край

с. Бохто

МОУ Бохтинская СОШ 7 класс

«Краткая аннотация»
Сейчас редко услышишь русскую народную песню, её чистую, как родниковая вода, и негромкую, как затаенный вздох, мелодию.

А было время, когда вся жизнь русского человека от рождения и до смерти сопровождалась песней.

2012 год объявлен годом Российской истории.

Данная исследовательская работа – взгляд на историю села и края через призму русской песни.

«Песне ты не скажешь: «До свиданья!»

Песня не прощается с тобой»

Чипизубова О. Е.

Российская Федерация

Забайкальский край

с. Бохто

МОУ Бохтинская СОШ 7 класс

«Аннотация»
Как странно сознавать, что еще не так давно, лет 40 назад, во время домашних, семейных, дружеских торжеств люди пели сами, а не передоверяли эту многовековую, столь естественную традицию человеческого самовыражения ни магнитофону, ни телевизору.

Народная песня, как и другие жанры устного народного творчества, отражает быт, жизненный уклад, обычаи, природу родного края.

Лучшее средство ввести подростка в мир культуры – это вникнуть в смысл созданных народом мифов, сказов, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды и верования… Д. С. Лихачев писал в этой связи: «Из-за недостаточного знакомства с русской культурой среди молодежи распространено мнение, что всё русское неинтересно, вторично, заимствовано, поверхностно»…

Цель данной работы – изучить песенный репертуар местного старожилого населения села, популярных песен края и разрушить это неверное представление.


«Песне ты не скажешь: «До свиданья!»

Песня не прощается с тобой»

Чипизубова О. Е.

Российская Федерация

Забайкальский край

с. Бохто

МОУ Бохтинская СОШ 7 класс
«План исследования»
Проблема, поднятая в данной работе в том, что молодое поколение не знает истории своего края, его традиций, культуры. Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать её прошлое. Наша цель – познакомить с народными песням, которые своими корнями уходят в это прошлое и отражают настоящее нашего края.

В своей работе я привожу тексты и фонограммы Забайкальского казачьего ансамбля «Ермак», анализ их песен. Также в нашей работе – песенный репертуар местных знатоков фольклора, бабушек из нашего села – Каргиной Анны Семеновны, Бояркиной Марии Никитичны, Смородниковой Марии Гавриловны. Еще встреча со старожилами с. Маньково Александрово-Заводского района, тремя сестрами – Смородниковой М. Г., Гавриленко Еленой Гавриловной и Тюкавкиной Раисой Гавриловной, которые спели нам старинные песни.

Тексты, фонограммы и анализ этих песен прилагается.

В конце работы приводятся выводы по проделанной работе.

«Песне ты не скажешь: «До свиданья!»

Песня не прощается с тобой»

Чипизубова О. Е.

Российская Федерация

Забайкальский край

с. Бохто

МОУ Бохтинская СОШ 7 класс

«Научная статья»
Село Бохто в прошлом было казачьим селом. Казачество определяют как военное сословие в России в XVIII – в начале ХХ века. В XIV – XVII вв. это были вольные люди, работавшие по найму; лица, несшие пограничную службу. Слово «казак» происходит от тюркского «удалец, вольный человек». Первое летописное упоминание о казаках относится к 1549 г.

К началу ХХ в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское, Уральское, Астраханское, Сибирское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, Забайкальское).

В первую мировую войну воевало около 300 000 казаков.

Раскол казаков произошел в гражданскую войну (зажиточные – на стороне белых, беднота – на стороне красных.)

В 1920 г. – казачество как сословие упразднено.

Какими были наши предки – казаки? Что их заботило, радовало, тревожило? Как они жили? Их жизнь – в песнях.

Первая песня – «Не для меня».

Прощайте все мои друзья,

Прощай, страна моя родная.

Вернусь ли снова, я не знаю

В свои, эх, родимые края

А там опять весна придет

Красой лазоревой нагрянет

Сорвешь цветок, а он завянет

Одна эх судьба с ним у меня

Не для меня взойдет заря,

Где Маша встретит в поле лето

Мне не слыхать ее привета,

Она эх вздохнет не для меня

Не для меня куют коня

И в гриву ленты заплетают

Он бьет копытом и не знает,

Его, эх, куют не для меня

А для меня - Германский фронт,

Вещует сердце ретивое:

В чужой земле на поле боя,

Там вражья пуля ждет меня

В этой песне казак тревожится о предстоящей мобилизации на войну. Первая мировая война унесла много жизней. Война не нужна казаку. Его «ретивое сердце» вещует, что он погибнет в «чужой земле». Казак прощается с друзьями, страной. Не для него и весна придет, и заря взойдет. В этой песне перед нами предстает не кровожадный вояка, а молодой человек, рожденный для мирной жизни, способный чувствовать прекрасное, любить девушку.

Вспомним братцы – Забайкальцы,

Как стояли мы в копах.

Как стояли мы в копах,

Туркам наводили страх.

Мы казаченьки военны

Будем с турком воевать,

Им удары воздавать

Враг ретиво наступает,

Раздается тихий вой:

«Приготовься, снова в бой»

Мы ударим все разом,

Каждый был из нас герой

Враг разбит, закончен бой

Пало турок тут не мало,

Всех разбили в пух и прах.

Охватил их подлый страх

А намедни к нам, ребята,

Сам бригадный приезжал,

Приказ строгий отдавал:

«Вы лихие батарейцы,

Покажите службу, бой,

А назавтра марш домой».

Эта песня показывает смелость и героизм казаков, воевавших с турками (1877 – 1878 годы, русско-турецкая война).

Цикл песен о военной службе, выражающих чувства и настроения казаков, их оценки положения служивого как подневольного человека.

Боевой наш атаман

Приказанье отдавал,

Это нам, казакам – Забайкальцам.

Приказ отдан был: «Седлай!

И на площадь выезжай,

Боевого атамана дожидаться!»

Вот поднялся буран,

Прискакал Наш атаман

И сказал: «Ну зарою вас, казаки!»

Он на сером был коне,

Карабин был на ремне,

В тороках у него – пистолеты.

Живо сабли на ремень,

Фураженки набекрень

И на бой, как на пир, поскакали.

Есть и лирические, женские песни о казаках.

«Скакал казак через долину»

Скакал казак через долину.

Кольцо блистало на руке.

Кольцо казачка подарила,

Когда казак пошел в поход.

Она дарила, говорила:

«Я через год буду твоя».

Вот год прошел, казак вернулся,

В село родное поскакал.

Напрасно ты, казак, стремишься,

Напрасно мучаешь коня.

Тебе красотка изменила,

Другому сердце отдала.

Но вот пошли вторые сутки,

Завидел край, село родное.

Завидел дом своей красотки,

Забилось сердце у него.

«В золотом половом…»

В золотом половом

В день весеннего дня

Он в Аргуни купал

Вороного коня.

За водою пришла

Я на берег крутой

По земной траве

Я на луг заливной

Клокотал ветерок

По кустам тальника,

Голубые над нами

Плыли облака.

Он потом ускакал

Помахал мне кнутом

Я осталась одна

На юру на крутом.

Все ждала, что придет

Он полночью глухой,

Постучаться в окно

Осторожно рукой.

Партизаны пришли,

Только он не пришел.

На могиле его

Тлеет траурный шелк

В своей работе я привожу текст современной песни, под названием «Казачьи корни», которую 3 года назад написали бывший директор нашей школы Малинин Юрий Васильевич и учитель русского языка и литературы, руководитель моей работы Бояркина Татьяна Степановна.

«Казачьи корни»

I. Я - деревня, я - село,

Мне, конечно, повезло,

Что рожден когда-то в ней

От казачьих от корней

Мои предки - казаки

Поселились у реки

Наша речка Газимур

Убегает аж в Амур (3 раза)

Припев: Природа у нас хороша,

Но лучше - народа душа!

Все те, кто в деревне живут

Друг другу на помощь придут (2 раза)

II. Вспомним, братцы, земляков,

Что пролили свою кровь

За село и за страну,

За сестру и за жену.

Не согнулись земляки

От фашистской от руки.

Что за сила, что за страсть

Не давала им упасть (2 раза)

Припев: Природа у нас хороша,

Но лучше - народа душа,

Цвети, Забайкалье моё,

Тебе эту песню поём. (2 раза)

III. Любим землю и свой дом,

Песни звонкие поём,

И живем в селе Бохто

Как до нас не жил никто.

Если скажут: «Трудно жить»

«Ну-ка, братцы, не тужить!»

Коль жива страна моя,

Значит буду жить и я! (3 раза)

Припев: А ты, Забайкальский наш край

Трудом наших рук процветай.

Во веки веков будь сильней

От крепких казачьих корней. (2 раза)

Бабушки нашего села и села Маньково поют и лирические песни, о любви, о труде.

Но есть одна песня, которую мы считаем находкой для нашей работы, мы гордимся тем, что такую песню знают в нашем селе. Мы прочитали в пособии "Региональные особенности фольклора Забайкалья". Издательство Забайкальского педуневерситета, 1998, автор Левашов Виктор Степанович, что песня "Соловей кукушку уговаривал" уходит своими корнями в 16 век. В ней есть детали, которые указывают на связь с памятным историческим событием - взятием Иваном Грозным Казани (1552 г).

Соловей кукушку уговаривал:

Полетим, кукушка, в теплый край гулять,

Там совьем кукушка

Тепло гнездышко,

Выведем кукушка

Два детеныша.

Тебе – кукушонка,

А мне – соловья.

Парень девку сватал,

Уговаривал:

- Полетим, девчонка,

В Казань – город жить!

Казань город славный,

На горе стоит

Мимо его речка

С медом протекла.

Трудно себе представить, сколько поколений русских людей отразили в песне свои чувства, переживания, мечты. Пройдя долгий путь, песня несет в себе не отдельное, случайное, а многовековое, отстоявшееся в опыте народа. В ней печать поколений, дыхание, трепет миллионов сердец. Народная песня - душа нации. В ней наша история и наши вековые традиции.

Я думаю, мы сделали доброе дело. Песенное наследие наших старожилов останется с нами навсегда.
Список литературы

  1. Стихи, песни, частушки времен Гражданской войны в Забайкалье, Чита, Читинское книжное издательство, 1957.

  2. Приложение к журналу «Литература в школе» № 4, 2001.

  3. «Региональные особенности фольклора Забайкалья», Чита, 1998.

  4. Язык художественных произведений. Хрестоматия, Чита, 2000.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2012 год объявлен годом Российской истории. Данная исследовательская работа взгляд на историю села и края через призму русской песни iconДульная, Ствольная, Штыковая, Литейная, Арсенальная
Ведущий: Друзья, 2012 год объявлен Годом российской истории. Мы все должны знать и помнить историю нашей страны, и, прежде всего,...

2012 год объявлен годом Российской истории. Данная исследовательская работа взгляд на историю села и края через призму русской песни iconПоложение духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился, и шестикрылый серафим
В российской Федерации 2012 год объявлен Годом российской истории, чтобы привлечь внимание общества к истории отечества и его пути...

2012 год объявлен годом Российской истории. Данная исследовательская работа взгляд на историю села и края через призму русской песни icon2012 год объявлен годом истории России, которая богата великими событиями
Строками Ф. М. Тютчева 20 апреля начался фестиваль детского творчества учащихся и педагогов школы села имени Полины Осипенко под...

2012 год объявлен годом Российской истории. Данная исследовательская работа взгляд на историю села и края через призму русской песни iconИтоги деятельности культурно-досуговых учреждений алтайского края за 2011 год
В информационно-аналитическом сборнике представлены основные показатели и материалы, отражающие деятельность культурно-досуговых...

2012 год объявлен годом Российской истории. Данная исследовательская работа взгляд на историю села и края через призму русской песни iconКонкурс чтецов «Славься ввек, Бородино!»
России объявлен Годом российской истории, и в 2012 год мы будем отмечать 200-летие Бородинской битвы – крупнейшего сражения Отечественной...

2012 год объявлен годом Российской истории. Данная исследовательская работа взгляд на историю села и края через призму русской песни iconИсследовательская работа по истории, литературе, русскому языку,...
В 2013 году исполняется 1150 лет славянской азбуке. На родине создателей славянской азбуки святых братьев Кирилла и Мефодия — в городе...

2012 год объявлен годом Российской истории. Данная исследовательская работа взгляд на историю села и края через призму русской песни icon2013 год объявлен Годом голландской культуры в России и Годом культуры России в Нидерландах
День воинской славы. День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853г.)

2012 год объявлен годом Российской истории. Данная исследовательская работа взгляд на историю села и края через призму русской песни iconТема: Русский менталитет через призму русской истории и художественной
Целью данной работы является исследование особенностей и отличительных черт менталитета русского народа через произведения философской...

2012 год объявлен годом Российской истории. Данная исследовательская работа взгляд на историю села и края через призму русской песни icon«Школьная библиотека – информационный ресурс образования» Этот учебный год обозначен годами
Этот учебный год обозначен годами: 2011 год – Годом космонавтики, 2011 год – 95 лет со дня рождения г. Шумерли, 2012 год – Годом...

2012 год объявлен годом Российской истории. Данная исследовательская работа взгляд на историю села и края через призму русской песни icon«Космос»
В связи с исполняющимся в 2011 году 50-летием полета в космос Ю. А. Гагарина Указом Президента РФ от 31 июля 2008 года №1157 2011...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница