Ix международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Русский язык




Скачать 114.83 Kb.
НазваниеIx международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Русский язык
Дата публикации04.09.2014
Размер114.83 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
IX Международная дистанционная олимпиада «Эрудит»

Русский язык

8 класс

2 тур

Ответы



  1. Вставьте пропущенные слова в текст, рассказывающий о важном этапе в развитии русского языка, подчеркните их. Какое отношение к содержанию данного текста имеют дата 24 мая и святые, изображённые на иконе?





Для русского языка, да и для всей истории Руси, это был самый важный период. Три события произошли в эти неполные 150 лет. Во-первых, создание славянской письменности болгарскими монахами Кириллом и Мефодием в 863 году. Во-вторых, начало создания Древнерусского государства со столицей в Киеве - туда перенёс престол Вещий Олег. В-третьих, принятие христианства в 988 году.
Вместе с православием хлынул на Русь поток выразительных слов греческого языка: кедр, идол, тетрадь, кукла, стих... Примерно в это же время вошёл в русскую культурную жизнь старославянский (церковно-славянский) язык. На нём написаны церковные книги, потому что Болгария стала христианской раньше Руси и письменность пришла к нам из Византии. В нашем языке осталось немало следов этого языка. Например, такие пары: голова-глава, ворота-врата, голос-глас. Второе слово из каждой пары по происхождению старославянские. В русском языке оно словно "потеряло" одну гласную, поэтому такие сочетания называются неполногласные, а первые, с двумя гласными,- полногласные.
24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. День славянской письменности и культуры — это праздник христианского просвещения, праздник родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры.

Праздник известен как день памяти первоучителей славянских народов - святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Впервые День славянской письменности начали отмечать в Болгарии в 1857году. В России - в 1863 году. К сожалению, долгое время он был незаслуженно забыт.

В нашей стране возродили праздник славянской письменности и культуры в 1986 году в Мурманске под руководством писателя Маслова Виталия Семёновича. С 1991 года Указом Президента РФ празднику придан государственный статус.

Ежегодно 24 мая с утра в главном храме города Мурманска служится Божественная Литургия в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, за которой следует Крестный ход участников праздника.

Около памятника Кириллу и Мефодию епископ служит праздничный молебен, возлагаются цветы, затем начинается праздник Слова. Выступают писатели и поэты из разных городов России, школьники и студенты, учителя и артисты. В рамках праздника проходит открытый урок для учащихся школ, средних и высших учебных заведений.

Традиционно проводится Международная научная конференция «Славянский мир: общность и многообразие». В этот день проходят грандиозные народные праздники на улицах и площадях городов Мурманской области, в музеях деревянного зодчества, в заповедных архитектурных ансамблях. В них, как правило, принимают участие практически все народные художественные коллективы города и области. Своеобразной художественной доминантой Дня славянской письменности и культуры является оригинальное вечернее торжественное действо, проходящее под открытым небом в наиболее значимой исторической части города.

24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами и славянскую азбуку создали в греческом монастыре.

Ученые считают, что славянская письменность была создана в IX веке, примерно в 863 году. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени одного из братьев, Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий. 

Кирилл, который с малых лет проявил большие способности и в совершенстве постиг все науки своего времени, а также изучил многие языки, на основе греческой создал славянскую азбуку. Он существенно изменил греческую азбуку, чтобы более точно передать славянскую звуковую систему.


  1. Исправьте неправильное употребление слов в предложениях, взятых из сочинений школьников. Создайте свою «коллекцию» ошибок на именно такое правило (5 примеров). Какое явление русского языка «виновато» в этих речевых ошибках, в чём оно состоит?


Лексические ошибки возникли из-за неправильного употребления паронимов, то есть однокоренных слов, разных по значению, но сходных, хотя и не тождественных по звучанию. Термин пароним образован из греческих элементов: пара – возле, вблизи и онима – имя. Паронимы могут отличаться приставками, суффиксами, один из них часто имеет непроизводную основу, а другой – производную.
Паронимия охватывает различные части речи, например:

узнать – признать, представить – предоставить, лицо – личность, убежденно – убедительно, подпись – роспись, безответный – безответственный, сыто – сытно, тормоз – торможение.


  1. ^ Кто сыграл заглавную роль в этом фильме?

Ошибка: Кто сыграл заглавную роль в этом фильме?

Правильно: Кто сыграл главную роль в этом фильме?

Главный – основной, ведущий. Заглавный – одноимённый с заглавием.
^ 2. На собрании царствовала разноголосица.

Ошибка: На собрании царствовала разноголосица.

Правильно: На собрании царила разноголосица.

Царствовать - быть царем; управлять страной в качестве монарха, властвовать

Царить - иметь преобладающее, подавляющее влияние; обладать преимуществом, превосходством.
^ 3. Ученик должен стать соучастником воспитания и образования.

Ошибка: Ученик должен стать соучастником воспитания и образования.

Правильно: Ученик должен стать участником воспитания и образования.

Соучастник - участвующий вместе с кем-нибудь в совершении чего-нибудь.

Участник - тот, кто участвует, участвовал в чем-нибудь.
^ 4.Сцена бала показывает кульминацию борьбы героя с костной средой.

Ошибка: Сцена бала показывает кульминацию борьбы героя с костной средой

Правильно: Сцена бала показывает кульминацию борьбы героя с косной средой

Костный свойственный кости, характерный для нее, изготовленный, полученный из кости.

Косный - приверженный к привычному, невосприимчивый к новому.
^ 5. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.

Ошибка: Тихон стал косным виновником гибели Катерины.

Правильно: Тихон стал косвенным виновником гибели Катерины.

Косный - приверженный к привычному, невосприимчивый к новому

Косвенный – осуществляющийся, проявляющийся не непосредственно, не прямо.

Коллекция ошибок.

1. В конце спектакля сцену представили гостям (правильно – предоставили).

2. Его личность мне знакома: я вспомнил эту родинку на щеке (правильно – лицо).

3. Ларина сама била придворных, если они не могли ей угодить (правильно – дворовых).

4. Пушкин связан крепкими узлами с декабристами (правильно – узами).

5. День начинался ясный, чуть дребезжал рассвет (правильно – брезжил).

6. Всю пустошь застроили частными домиками (правильно – пустырь).

7. Иван надеялся, что вернётся в общество полным его членом (правильно - полноправным).

8. Восьмиклассникам предложили шествовать над первоклашками (правильно – шефствовать).

9. Земля, которую его отцы и деды обделывали веками (правильно - возделывали).

10. Легенда переплетается с былиной (правильно – с былью).

^ 3. Назовите 5 прилагательных, получивших название по сходству с цветом минерала. Приведите примеры из художественной литературы, назовите произведение и автора.
Бирюзовый, агатовый, изумрудный, сапфировый, опаловый.
1) Игорь Северянин. «Девятнадцативешняя»

Девятнадцативешней впечатления жизни
                                                       несравненно новее,
Несравненно острее, чем готовому встретить май
                                                       тридцатой весны.
Девятнадцативешней легче в истину верить,
                                                       как в прекрасную фею,
Как бы ни были годы - восемнадцать минувших -
                                                       тяжелы и грустны...
И когда расцветают бирюзовые розы
                                                       и душистый горошек,
Ей представить наивно, что они расцветают
                                                       для нее, для одной;
И когда вылетают соловьями рулады
                                                       из соседских окошек,
Ей представить наивно, что поет кто-то близкий,
                                                       кто-то тайно родной...
^ 2) Лев Толстой. «Война и мир»

Пел он [Денисов] страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми черными глазами.
3) Илья Давыдов. «Глаза изумрудного цвета»

У тебя в глазах много света,
Веки - берег, ресницы - камыш.
А вода изумрудного цвета,
И сама ты звездою горишь.
4) Николай Рубцов. «Море».

Я у моря ходил. Как нежен

Был сапфировый цвет волны.
5) Николай Гумилев. «Одиночество».

Во сне я вижу тени близкие,
И страны солнца, и весны,
Но тяжко давят тучи низкие
В лучах опаловой луны.
6) Александр Пушкин. «Зимнее утро».

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.

Рив

едите примеры из художественной литературы, назовите произведение и авто

^ 4. Разгадайте ребус.




ДИТ



СЕР

Ответ: На сердитых воду возят.

^ 5. Какие из названий дней недели заимствованные по происхождению? Ответ обоснуйте, опираясь на этимологию слов.
1) все русские, 2)  среда, 3) четверг, 4) суббота, 5) среда и суббота.

Ответ: 5) Среда и суббота.
«Неделя» – Когда-то это нынешнее  название  промежутка времени из семи дней  означало выходной,  день  отдыха (кстати, это значение сохранилось во многих славянских языках), в который ничего не делают. Общеславянское. Образовано на базе сочетания не делати. Первоначально – « день  отдыха»
«Понедельник» – Название  этого  дня  образовалось в те времена, когда слово неделя означало выходной. Буквально понедельник имеет значение следующий за выходным ( неделей ). Общеславянское. Образованно суффиксацией предложно-падежной формы по не дели – «после воскресенья». Слово «понедельник» образовано от «после недели». Корень слова – понедель. Образовано оно суффиксальным способом (суффикс – ник-).




«Вторник» – Смысл  названия  этого  дня   недели  очевиден, стоит лишь добавить, что, называя некоторые  дни  по порядковому номеру, русский язык перенимал византийскую традицию, изменив ей лишь в том, что счёт начал с понедельника, тогда как византийская  неделя  начиналась со  дня , следующего за субботой. Старославянское. Образованно с помощью суффикса – ник от въторъ - «второй». Буквально значит «второй  день   недели ». Вторник – от слова «второй». Второй день после «недели» (нынешнего воскресенья). Заметьте – не второй день недели, а второй после недели. Корень – втор, суффикс – ник. 
«Среда» – Название  этого  дня   недели  было  заимствовано  из старославянского и восходит к той же основе, что и сердце, середина.
«Четверг» – Общеславянское. Является производным с собирательным значением, образованным с помощью суффикса -еро от четыре. Как и «вторник», слово «четверг» образовано в соответствии с порядковым номером дня недели после воскресенья. «Четверг» образовано от общеславянского слова «четвьртъкъ», которое, в свою очередь, суффиксальным способом образовалось от слова «четвертый». Скорее всего, со временем выпал звук «т» – остался «четверк», а постепенно звук «к» «озвончился», так как он следует за сонорным (всегда звонким) звуком «р». В итоге мы имеем день недели под  названием  «четверг».
«Пятница» –   Слово образовано от цифры «пять» (пятый  день  после начала недели). Но почему не «пятник» или «пятак»? Дело в том, что еще до принятия христианства почиталась славянская богиня Пятница (имеющая отношение к пятому  дню ). Поэтому пятый  день  назвали в честь богини именно Пятницей, а не Пятником.

«Суббота» – Старославянское, восходит к греческому (sabbaton),  заимствованному  из древнееврейского. Любопытно, что это слово имеет тот же корень, что и шабаш. Хотя в иудаизме суббота –  день  отдыха, но средневековыми христианами иудейские традиции воспринимались как нечто чуждое, отсюда, видимо, переход значения: шабаш – «сборище ведьм». Шабаш (суббота)- Заимствованно  в 18 веке из польского языка.
«Воскресенье» – Очевидно, что это слово связано с глаголом воскресать. Когда-то оно имело значение «день воскресения из мёртвых», а этим именем назывался первый день Пасхи; затем это  название  постепенно перешло в понятие «нерабочий день», вытеснив название «неделя» в значении «выходной день».
Старославянское. Является суффиксальным производным (суф.-ениj-) от въскресити.(воскресать)».

^ 6. Выделенные выражения «переведите» на современный язык. Назовите автора произведения, из которого взята цитата.


  1. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» .

Петр Андреевич ранен был под правое плечо, в грудь, под самую косточку, в глубину на полтора вершка - на 6,66 сантиметров. Вершок - мера длины, = 1/16 аршина, = 4,44 см.; слово вершок обозначает верхнюю фалангу пальца руки.
^ 2. Н.В.Гоголь. «Ревизор».
Такого городничего никогда ещё, государь, не было… Придёт, бывало, в лавку и, что ни попадёт, все берёт. Сукна увидит штуку, говорит: «Э, милый, это хорошее суконце: снеси-ка его ко мне». Ну и несёшь, а в штуке-то будет без малого аршин пятьдесят.
Аршин - 71,12 см

^ Пятьдесят аршин - 71,12• 50 = 3556 см = 35,56 м

Аршин  — старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112 м.  Аршином так же называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках. Купцы, продавая товар, как правило, мерили его своим  аршином  (линейкой) или по-быстрому — отмеряя «от плеча». Чтобы исключить обмер, был введён, в качестве эталона — «казённый  аршин », представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.
^ 3. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба».

Дитя молодое, проехало столько пути, утомилось (это дитя было двадцати с лишком лет и ровно в сажень ростом). 2метра 13сантиметров. Сажень = 3 аршинам = 2,13 метра.

Такой рост очень редок, тут, бесспорно, преувеличение, нередкое у Гоголя.
^ 4. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба».

Тарас вскочил на своего Чёрта, который бешено отшатнулся, почувствовал на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжёл и толст. Двадцатипудовое бремя - 16,4 кг • 20 = 328 кг

Пуд - русская мера веса = 40 фунтам, по метрической системе - около 16,4кг.

Так что Гоголь использует гиперболу, когда говорит о весе Тараса, потому что, имея 328 кг живого веса, не то что вскочить на коня, но и медленно взобраться на него невозможно.
^ 5. Н.Г. Чернышевский «Что делать?»

Никитушка Ломов, бурлак, был гигант 15 вершков росту, весил 15 пудов. Рост у Никитушки   Ломова  - почти 2 метра 09 сантиметра. Вершок = 1/16 аршина, 1/4 четверти. В современном исчислении - 4,44см.

15 вершков = 4,44•15 = 66,6сантиметров
Внимание! В старину  рост  в вершках часто определялся свыше обязательных для нормального человека двух аршин (1 метр 42 сантиметра).

То  есть рост Никитушки Ломова был равен - 1,42 метра плюс 15 вершков (или 66,6 см) = 1,42 + 0,666 = 2,086 см

Вес - 15 пудов = 16,4 • 15 = 246кг. Пуд = 40 фунтам, по метрической системе - около 16,4 кг.
7. Придумайте своё оригинальное задание для следующей олимпиады.

(10 баллов) Комментарии к оцениванию. За своё оригинальное задание - до 10 баллов. Творческое задание

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ix международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Русский язык iconXi международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Русский язык
Название олимпиады: XI международная дистанционная олимпиада «Эрудит», Русский язык, 9 класс, 1 тур

Ix международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Русский язык iconXi международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Русский язык
Название олимпиады: XI международная дистанционная олимпиада «Эрудит», Русский язык, 9 класс, 1 тур

Ix международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Русский язык iconX международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Русский язык
Агафонов Константин, Самарская область, гбоу сош пос. Октябрьский,г о. Похвистнево, Самарской области

Ix международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Русский язык iconXi международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Русский язык
Республика Казахстан, Алматинская область, город Талдыкорган, село Отенай, улица Тунгатова, 18, электронный адрес школы ch21inbox...

Ix международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Русский язык iconX международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Русский язык
Задание в современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах: горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно,...

Ix международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Русский язык iconXi международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Русский язык
Метонимия – это вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в...

Ix международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Русский язык iconX международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Русский язык
Так говорят, когда дети неразлучны и все делают вместе, идя один за другим везде и всюду, их дружба неразрывна. Говорят это потому,...

Ix международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Русский язык iconХi международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Русский язык 1 тур
Метони́мия — вид тропа, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той...

Ix международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Русский язык iconXi международная дистанционная олимпиада «Эрудит»
Яблоко, юла, ружье, листья, ел в каждом из этих слов стоят йотированные гласные

Ix международная дистанционная олимпиада «Эрудит» Русский язык iconXi международная дистанционная олимпиада «Эрудит»
Ответы записывать в представленную таблицу. Некорректное оформление может снизить ваш балл



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница