Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.




Скачать 149.17 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Дата публикации05.09.2014
Размер149.17 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы

средняя общеобразовательная школа №304

Утверждена

методическим объединением

ГБОУ СОШ №304

________________ И. О. Фамилия

« » 2013 г.




«Утверждаю»

директор ГБОУ СОШ №304



________________ М. Ю. Точилкина

приказ № от « » 2013 г.

Рабочая программа учебного курса

«Литература»

для 8 класса

(2 часа в неделю, 68 часа в году)

Составитель: учитель русского языка

Чуфистова Е.В.

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

ГБОУ СОШ №304



________________ О. И. Шаханова

« » 2013 г.







Москва

2013-2014 уч. г.


^ Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. Науроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

^ Содержание курса литературы в 8 классе

Количество часов

Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа


Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение», 2011.
Учебник: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 8 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2011.
Распределение учебных часов по разделам


  1. Введение - 1 час;

  2. Устное народное творчество – 2 часа;

  3. Из древнерусской литературы -2 часа;

  4. Из русской литературы 18 века – 3 часа;

  5. Из русской литературы 19 века – 32 часа;

  6. Из русской литературы 20 века – 21 час;

  7. Из зарубежной литературы - 5 часов;

  8. Итоговые уроки – 2 часа.


^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Литература

8 класс

68 часов






урока

в теме

Тема урока

Основное содержание

Календарные

Сроки


1


1

Введение – 1 час

Русская литература и история. Историческое прошлое в художественных произведениях

1-ая неделя

1.09 – 6.09


2


1

Устное народное творчество – 1 час

Народные песни. Исторические и лирические песни как жанр народной поэзии. Предания.





3


1

Из древнерусская литературы – 2 часа

Житийный жанр в древнерусской литературе. Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского (фрагменты).

2-ая неделя

8.09 – 13.09


4


2

Сатирическая повесть ХVII века. «Повесть о Шемякином суде». Особенности создания характеров в средневековой русской литературе.





5


1

Из русской литературы ХVIII века – 2 часа

Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Историческое прошлое русского народа в повести «Наталья, боярская дочь». Особенности построения сюжета.

3-я неделя

15.09–20.09


6


2

Новаторство повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». Художественные средства создания характеров. Роль пейзажа в произведении.





7


1

Из русской литературы ХIХ века – 33 часа

И.А. Крылов. Поэт и мудрец. Мораль басен «Лягушки, просящие царя» и «Обоз». Художественное совершенство басен Крылова.

4-ая неделя

22.09–27.09

8

2

К.Ф. Рылеев. Автор дум и сатир. Историческая тема думы «Смерть Ермака». Особенности жанра.




9

3

А.С. Пушкин. Страницы жизни писателя. История России в творчестве Пушкина. «История Пугачева».

5-ая неделя

29.09–4.10

10

4

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Историческая основа повести. Герои и прототипы.




11

5

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Жизненный путь Гринева. Гринев и Швабрин..

6-ая неделя

6.10 – 11.10

12

6

Анализ эпизода повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Разв.речи.

13

7

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Маша Миронова - нравственный идеал автора.

7-ая неделя

13.10–18.10

14

8

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Емельян Пугачёв и народное восстание в повести.




15

9

Художественные особенности повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Точность и лаконизм пушкинской прозы.

8-ая неделя

20.10–25.10

16

10

Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Разв.речи.


17


11

Обобщающий урок по творчеству А.С.Пушкина. «Вечные проблемы, утверждение нравственных идеалов гуманности, чести и долга в произведениях А.С.Пушкина.

9-ая неделя

27.10 – 1.11


18


12

М.Ю. Лермонтов – певец свободы. Страницы жизни и творчества поэта. Кавказ в жизни Лермонтова. Художественный историзм произведений поэта.




19

13

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». История создания поэмы. Идейное содержание и композиция поэмы.




20

14

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Художественный рассказ о жизни героя. Герой поэмы и его исповедь.




21

15

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Романтический сюжет и романтический герой. Пейзаж и его функции в поэме.




22

16

Подготовка к домашнему сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Разв.речи.

23

17

Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества писателя. История создания, жизненная основа комедии «Ревизор».




24

18

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Россия ХIХ века в сюжете и героях комедии. Разоблачение пороков чиновничества.



25

19

Н.В. Гоголь. «Ревизор». Мастерство автора в создании образа Хлестакова. Хлестаков и хлестаковщина.




26

20

Особенности композиции комедии. Финал комедии, его идейно-композиционное значение.




27

21

Смех – единственное «честное, благородное лицо» в комедии. Общечеловеческое значение характеров комедии.



28

22

Сочинение – рассуждение по комедии Н.В.Гоголя Ревизор».

Разв.речи.

29

23

И.С. Тургенев. Страницы жизни писателя. «Ася» - повесть о любви. Автобиографические мотивы в повести «Ася».




30

24

И.С. Тургенев. «Ася». Образ «тургеневской» девушки.




31

25

И.С. Тургенев. «Ася». Автор и рассказчик. Лиризм повести.





32


26

М.Е. Салтыков-Щедрин – писатель, редактор, издатель. «История одного города» (отрывок). Гротескные образы чиновников и градоначальников. Средства и приемы сатирического изображения персонажей.




33

27

Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Старый гений». Смысл названия рассказа. Автор и его герои. Сатира н чиновничество в рассказе.





34


28

Устное сообщение-рассуждение «Роль сатирических произведений в жизни общества (по произведениям Н.С.Лескова и М.Е. Салтыкова-Щедрина).

Разв.речи.

35

29

Л.Н. Толстой. Страницы жизни писателя. Жизненные источники рассказа «После бала». Особенности композиции.





36


30

Л.Н. Толстой. «После бала». Обличительная сила рассказа. Автор и рассказчик в произведении. Роль художественных деталей в раскрытии характеров.




43

31

Поэзия родной природы. Картины русской природы в стихотворениях поэтов XІX века.





44


32

А.П.Чехов – писатель и человек. Рассказ «О любви». Герои рассказа. Проблема нравственной ответственности человека за свою жизнь.




45


33

Обобщающий урок по русской литературе XІX века. Вопросы нравственности и человеческих взаимоотношений в произведениях русских писателей XІX века.





46


1

Из литературы ХХ века – 19 часов

И.А. Бунин. «Кавказ». «Вечные» темы в рассказе, его герои. Роль пейзажа. Мастерство Бунина-прозаика.




47

2

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе «Куст сирени». Мастерство Куприна – реалиста.




48

3

М. Горький. Слово о писателе. Герои и их судьбы в рассказе Челкаш».




49

4

М. Горький «Челкаш». Нравственная проблематика рассказа. Авторское представление о счастье.





50


5

Проблема счастья в рассказах А.П. Чехова, А.И. Куприна, И.А. Бунина, М.Горького. Подготовка к домашнему сочинению «Счастье в моем понимании».

Разв.речи.

51

6

А.А. Блок. Страницы жизни поэта. Тема России, ее истории в лирике поэта. Цикл стихотворений «На поле Куликовом».




52

7

Образ Родины в стихотворении А.А. Блока «Россия». Своеобразие поэтического языка Блока (изобразительно-выразительные средства).





53


8

С.А. Есенин. Слово о поэте. Отрывки из драматической поэмы «Пугачёв». Ее художественные особенности. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина, С. Есенина.




54

9

И.С. Шмелёв. Рассказ о пути к творчеству. «Как я стал писателем». Герой рассказа и его видение окружающего мира.




55

10

Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник ». М. Зощенко. Рассказ «История болезни».





56


11

А.Т. Твардовский. Слово о писателе. История создания поэмы «Василий Тёркин». Композиция. Широкая популярность поэмы в годы войны.




57

12

А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин». Тема большой и малой Родины в поэме. Путь героя на войне. Новаторский характер героя.




58

13

Образ автора в поэме. Поэтическое мастерство А.Т. Твардовского. Обобщение работы над поэмой.




59

14

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Поэзия военных лет, ее тематика.




60

15

Сочинение-рассуждение «Человек на войне» ( по самостоятельно прочитанной книге о войне).

Разв.речи.

61

16

А.П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».




62

17

В.П. Астафьев. Проблематика рассказа «Фотография, на которой меня нет».



63

18

Русские поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.




64

19

«Мне трудно без России». Поэты русского зарубежья о Родине, родной природе и о себе.





65


1

Из зарубежной литературы – 3 часа

У. Шекспир. «Вечные» проблемы в творчестве Шекспира. «Ромео и Джульетта». Герои трагедии. Конфликт драматического произведения.




66

2

Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера» - история обогащения представлений человека о мире.




67

3

Вальтер Скотт. «Айвенго» - роман об английском Средневековье. Герои романа.




68

1

Итоговый урок. Рекомендации для чтения.






^

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса




Ученик должен знать:
базовые теоретико-литературные понятия;

содержание программных произведений;

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.

^ Ученик должен понимать:
закономерности происхождения литературы;

жанровые особенности произведений;

Ученик должен уметь:
-владеть умениями выразительного чтения;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план

прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

-давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку

 зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях

 (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

-выполнять элементарные исследовательские работы.

^ Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .


      Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с

учетом норм русского литературного языка;

-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;

-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его

 авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

^ Учебно-методическое обеспечение:
- видеофильмы, поставленные по произведениям классиков;
- аудиозаписи чтения поэтов своих стихотворений;
- иллюстрации к биографиям и творчеству поэтов и писателей;
- тестовый материал для контроля знаний;
Список литературы.


  1. По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-8. – М.: Айрис-пресс, 2000

  2. И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2001

  3. И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2003

  4. Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента. – Казань: Школа, 2008

  5. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2001

  6. Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. – М.: Владос, 1999

  7. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. – М.: Аспект Пресс, 2004

  8. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1990

  9. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985

  10. Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
«Большешатьминская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Васильева В. В.»

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы основного общего образования 5-9 классы моу сош с. Кириллово

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Настоящая рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Примерной программы основного общего образования по литературе и в соответствии с авторской программой по литературе для 5 – 11 классов...

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. iconРабочая программа по литературе в 5 классе учителя русского языка и литературы
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2006 года и представляет собой целостный документ, включающий...

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева «Программа по литературе для 9 класса», опубликованной в сборнике «Программа по литературе...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница