Урока: повторительно-обобщающий Вид урока




Скачать 105.75 Kb.
НазваниеУрока: повторительно-обобщающий Вид урока
Дата публикации05.09.2014
Размер105.75 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок



Разработка открытого урока по русскому языку на районный конкурс: « Учитель русского языка и литературы –2013».

Учитель русского и литературы МБОУ СОШ с. Подольск

Димухаметова Майсара Разитовна.

2013г
Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Грамотная речь как показатель культуры человека».

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид урока: практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная.

Цели урока:

Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, А6, В 8, элементы части С.

^ Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

^ Воспитательный аспект: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

^ Методические цели:

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки ученика.

^ Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:

- понимать читаемый текст,

- определять тему и основную мысль текста, - формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,

- аргументировать свою точку зрения,

- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,

Комплексная работа с текстом использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащегося.

- лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

- коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;

- интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и эстетические позиции.

^ Задачи урока:

  • Актуализировать и систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: Орфоэпии, Лексике, Синтаксису и т.д.;

  • Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ;

  • Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ; умение грамотно проводить комплексный анализ текста;

Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:

Орфоэпическая разминка

Лексико-орфографическая работа

Тренинг

Тест

Творческое задание «Кубики»

Комплексный анализ текста

Подведение итогов урока

Домашнее задание
^ Методы работы:


  • по характеру познавательной деятельности учащегося: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;

  • по степени активности учащегося: продуктивные, творческие;

  • по источнику знаний: словесные, практические;

  • стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;

  • интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

  • контроля и самоконтроля: устный, самоконтроль

  • по организации деятельности: индивидуальные


^ Прогнозируемый результат: предполагается понимание ученика практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.
Оборудование:

Рабочий лист урока, слайдовая презентация, эпиграф к уроку, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал.


^ ХОД УРОКА.
Русский народ создал русский язык – яркий, как

радуга после весеннего ливня, меткий,

как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

Что такое Родина?

Это весь народ. Это его культура, его язык.

А. Н. Толстой
^ 1.Организационный момент. Введение в тему.

1)Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи.

- Начнем нашу работу с чтения эпиграфа. «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык, »- писал А.Н.Толстой.

- Как вы понимаете слова известного русского писателя?

- Какова тема нашего урока? (Грамотная речь как показатель культуры человека.)

^ 2) Слово учителя. Называние типа урока, формулирование цели учащимся.

- Меня радует, что вы осознаете роль грамотной речи в жизни современного человека. Именно за вами наше будущее, вы наш народ, наш язык, наша культура. Вы уже одной ногой на пороге школы и сдачи ЕГЭ. Вы осознаёте, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Кроме проверки орфографической и пунктуационной грамотности, проверяется владение нормами литературного языка, теоретические знания и умение применять их на практике, умение анализировать текст. Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ.

-Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Цель: продолжить работу по культуре речи, формировать коммуникативную компетенцию, умение анализировать текст, и, конечно же, самое главное – разобрать задания тестов, повторить сложные вопросы различных разделов языкознания).
^ 2. Работа по теме урока.

1)Орфоэпическая разминка

Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 1. На слайде слова, которые я выбирала из вариантов ЕГЭ. На столах листы с этими же словами. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах.
^ Добыча, прибывший, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, облегчить, озвучение, ивовый

(правильно: добЫча, прибЫвший, закУпорить, премировАть, вероисповЕдание, водопровОд, избаловАть, обеспЕчение, договОр, облегчИть, озвУчение, Ивовый).

Проверьте себя (На проекторе слайд с правильными ответами).

Посчитайте количество ошибок. Оцените себя.

( На проекторе слайд с критериями оценки).
2) РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ.

Задание:

Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки
КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ (на проекторе для всех)


  1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.(употребление лишнего слова).

  2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа (употребление рядом однокоренных слов).

  3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать

( употребление слова в несвойственном ему значении).

4. Родители хотели устроить праздник более пышнее.(неправильное образование форм прилагательных).
3) Тест по заданию А 2 ЕГЭ.

Паронимы - однокоренные слова, близкие по значению или частично совпадающие в своем значении.

Чем отличаются данные пары слов? Устно объясните лексические значения паронимов. Выполните тестовые задания
^ 1. НАДЕТЬ - ОДЕТЬ

В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся одеть охотничьи сапоги.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.

3) Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.

4) Танцоров одели в национальные костюмы.
^ Надеть что-либо - Одеть кого-либо.
4) ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «Кубики». Постройте из данных «кубиков» текст, прочитайте его ( задание А 6 ЕГЭ ).

Внимание! У текста нет заключительной части. Придумайте концовку.

  1. Задумались ли вы над тем, в чём проявляется богатство нашего языка?

  2. Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха очень приятны.

  3. Однако не забудем и о звуковой стороне речи.

  4. Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения: он неисчерпаемо богат.

  5. Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы.

  6. Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения.


^ КОД ответов: IV, I, V, III, II, VI
5) Слово учителя. Знакомство с текстом. Стихотворение В.Шефнера «Устная речь»

- Любовь к родному языку связана с умением вслушиваться, вдумываться в слово. Умение надо развивать, чтобы научиться хорошо говорить, писать и понимать текст.

Слово «Текст» заимствовано в XVIII веке из немецкого языка. Text - словесное единство. Сегодня на уроке мы не только будем объяснять синтаксические понятия, но и продолжать учиться искусству чтения и понимания текста в его словесном единстве.
Это так, а не иначе.

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни.
6) Комплексный анализ текста по алгоритму:

  • объяснить тему и идею текста;

  • исследовать языковые средства, изобразительно-выразительные средства, раскрывающие тему и идею стихотворения);

  • исследовать синтаксические конструкции, помогающие понять мысль автора


^ Устные высказывания:

Ученик называет ключевые слова текста.

Существительные: «словесность», «краса», «чудеса», «родные слова» - эти слова подсказывают тему - в стихотворении говорится о русской словесности, о ее красе, о чуде речи.

Деепричастия: «Сникнув, голос потеряв» при основном глаголе гаснет

подсказывают авторскую мысль: «Гаснет русская словесность». Глаголы повелительного наклонения «выпусти», «верни» звучат призывом к активным действиям.
Тема текста совпадает с названием «Устная речь».

Идея выражена в последней строке:

«Чтобы речь - людское чудо -

Не скудела в наши дни».
В стихотворении поставлен вопрос-проблема: Какова же судьба русской словесности? Слово «гаснет» доминирует, оно настораживает читателя на грустный лад. Автору больно, что речь гаснет, значит, умирает, исчезает.

Умирает красота слова - устная словесность, чудо русской речи, краса русской речи.

- Как же эта проблема выражается автором с помощью языковых средств?
Идею текста: «Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни» автор выражает с помощью слов в переносном значении, тем самым создают образ

устной словесности, ее судьбу (гибель «гибнет русская словесность») с помощью метафоры - гаснет русская словесность. Гаснуть может свеча, а у автора - «гаснет слово», значит будет тьма, исчезнет красота слова. Образ русской словесности рисуется с помощью метафоры «разговорная краса» (краса девицы сравнивается с красотой слова), метафора чудеса речи дорисовывает образ речи как чуда, чуда слова. Олицетворения «сникнув», «голос потеряв», «взаперти дремлют» передают драму человека, изображают физические и душевные муки, так поэт передает судьбу русской словесности как драму.
Синтаксические конструкции: простые предложения в составе сложноподчиненного. Простые предложения осложнены однородными сказуемыми, выраженными глаголами повелительного наклонения.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни…

глаголы повелительного наклонения: «выпусти», «верни» - побуждают к активным действиям, к воскрешению русской словесности.
Приложение в составе придаточного «чтобы речь - /людское чудо/, - не скудела в наши дни» по-новому характеризует предмет, дает ему другое название, приложение обособлено с помощью тире, обособление - это выделение членов предложения для того, чтобы передать особую значимость в высказывании.
Таким образом, выбор автором данной синтаксической конструкции тоже подчинен главной мысли, выраженной в тексте.

«Чтобы речь - людское чудо - не скудела в наши дни».
Вывод учителя. Итак, вы показали, что с помощью лексических и синтаксических языковых средств доказана мысль автора - надежда на возрождение родной речи.
^ 3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Слово учителя. (Слова Д.С.Лихачева выведены через проектор на слайде)

Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв, учёный – филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге « Письма о добром и прекрасном» писал: « Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому, учёному, инженеру, экономисту – человеку любой профессии следует заботиться, когда пишешь, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и даёт лёгкость стиля».
Я желаю вам лёгкости стиля.
- Дай бог нам прадедов наследие сберечь,

Не притупить свой слух там, где ему всё ново,

И, выплавив строку, дождаться светлых встреч

С прозреньем Пушкина и красками Рублёва.

(В.Рождественский)
Ребята, так в чём же секрет хорошей речи? (Ответы учащихся).
Затем учитель выводит на проекторе схему «Секреты хорошей речи»:

ясность

точность

краткость

выразительность
Спасибо за урок. Самоанализ, самооценка урока.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Написать сочинение – рассуждение по теме текста стихотворения, озаглавить, составить тестовые вопросы.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: повторительно-обобщающий Вид урока iconТема урока: Повторительно обобщающий урок — зачет «Безударные гласные...
Тема урока: Повторительно обобщающий урок — зачет «Безударные гласные в корнях слов». (6 класс)

Урока: повторительно-обобщающий Вид урока iconУрок русского языка по теме: "Разделительный Ь"
Тип урока: повторительно-обобщающий, урок закрепления знаний и умений по теме: Разделительный мягкий знак

Урока: повторительно-обобщающий Вид урока iconСистема образов в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Тип урока: повторительно обобщающий
Оборудование: стенд, рисунки, портреты писателей (М. Булгаков, Н. Гоголь, М. Горький), произведение «Мастер и Маргарита», тетрадь,...

Урока: повторительно-обобщающий Вид урока iconКонспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) в 1 классе...
Описание: урок закрепления, повторительно – обобщающий в период обучения грамоте. Групповая работа, игровой сюжет мотивируют работу...

Урока: повторительно-обобщающий Вид урока iconУрока: комбинированный Цели урока
Вид урока: учебное занятие по первичному закреплению новых знаний и способов действия

Урока: повторительно-обобщающий Вид урока iconПлан-конспект урока обобщающий урок по теме «Неметаллы»
...

Урока: повторительно-обобщающий Вид урока iconУрок: Повторительно обобщительный урок-соревнование/ Цели и задачи...
Воспитательные задачи: в ходе урока продолжить работу по воспитанию нравственных человеческих качеств школьников: коллективизма,...

Урока: повторительно-обобщающий Вид урока iconТема урока: Имя числительное ( обобщающий урок) Тип урока
Имя числительное (понятие о части речи, разрядах, изменении числительных, морфологических особенностях и синтаксических)

Урока: повторительно-обобщающий Вид урока iconПовторительно обобщающий урок
Когда и в связи с чем использовалось выражение “ идучи не идяху “? ( отказ бояр идти воевать в удельных сражениях )

Урока: повторительно-обобщающий Вид урока iconУрока: изучение нового материала Вид урока
Гузей Наталья Владимировна г. Новоалтайск, моу «Средняя общеобразовательная школа №1»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница