Скачать 82.57 Kb.
|
Приложение 2 К приказу от «________» ____________ 2007 г. №_______________________________________ Федеральное агентство по образованию Югорский государственный университет ИЯИ и КНЮ ф ![]() мансийской филологии к ![]() Динисламова С.С. ф ![]() Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Д ![]() название дисциплины С ![]() название и номер специальности ![]() К ![]() курс С ![]() ![]() осенний, весенний учебный год Ханты-Мансийск 2007 ^
2. Основные формулы для выполнения контрольной работы 1. Повторить материал по истории мансийской литературы. 2. Изучить творчество писателей. 3. Выявить основные темы, образы, мотивы. 4. Повести анализ произведений. ^ Пример 1. Ю. Шесталов приходит в литературу в 1955 году. Как и предшественники, сначала он создает произведения на родном языке и сразу же обнаруживает свое крупное лирическое дарование. Такого поэта до Ю. Шесталова у манси еще не было, коль скоро мы не признаем литературным опыт шаманских камланий, которые, несмотря на бесписьменную форму, все же были авторскими. Уже это дает основание считать Шесталова-лирика основоположником поэзии в мансийской литературе. И дело не в том, что в этой области он был первым. Автобиографизм в его лирике приобретает черты историзма и народности. Лирическое «Я» Ю. Шесталова вбирает в себя не только мир чувств и переживаний конкретного лица, которое вместе с тем явлено достаточно ярко, но и «душу народа» в историческом пространстве и времени. Как ни парадоксально, этим объясняется дальнейший переход Ю. Шесталова к русскоязычной прозе: ему был нужен более широкий круг читателей – лирика переходит в эпос, сохраняя лирический автобиографизм как исток и основу крупных эпических форм. О каждом из многочисленных персонажей его повестей можно судить как о лирическом герое. И вместе с тем своеобразный полифонизм его лирических повестей имеет свой стержень и центр, каковым остается Автор. Таким образом, являясь основоположником мансийской поэзии, Юван Шесталов вносит это свое основополагающее начало и в прозу. В этом отличие его опыта не только от предшественников, но и от современников, в творчестве которых нет такого уникального синтеза (А. Тарханов остается в пределах русскоязычной лирической поэзии, а А.М. Конькова уже может считаться последовательницей Ю. Шесталова и развивает его традицию в повести «И лун медлительных поток…» (1982). Об основополагающем значении достижений Шесталова высказываются как отечественные, так и зарубежные исследователи (Петер Домокош, В. Лебедев, Надь Каталин, Ю. Прокушев, В. Никульков и др.) Пример № 2. Венгерский исследователь Петер Домокош в монографии «Формирование литератур малых уральских народов» (1995), рассматривая творческий путь некоторых писателей, их роль в формировании характерных черт литератур, отмечает: «Даже в наиболее крупных литературах самыми значительными, основными и программными факторами, основоположниками и источниками литератур являются выдающиеся личности. Выбрать и выделить личности, определяющие малые уральские литературы, нелегкая и далеко не формальная задача».1 Значит, чтобы «получить» признание основоположника литературы, нужно быть «выдающейся личностью», делающей «выразительной и отчетливой, непременно характерной культуру народов и национальностей, и чем меньшим по количеству и значимости выглядит их народ на арене мировой истории и мировой политики, тем больше их роль в сохранении и признании этого народа (и языка)».2 Петер Домокош «фактическим основателем мансийской литературы» считает Пантелеймона Чейметова, а Ювана Шесталова справедливо ставит рядом с коми И. Куратовым3 и удмуртом К. Гердом.4 Доказательством значимости личности Ю. Шесталова служат созидаемые им ценности, которые обогащают не только духовную культуру родного народа, но и всеобщую культуру. Ю. Прокушев справедливо считает, что основоположник — всегда первооткрыватель и новатор. В творческом поиске, в его деяниях наиболее полно находят свое выражения мысли, чаяния, мечты его народа. Перед основоположником всегда стоит многотрудная задача: создавая новые духовные ценности, хранить связь времен. Более того, он обязан взять из прошлого все значительное и вечное, то, что наиболее созвучно современности, и перенести это из прошлого в настоящее. Ю. Прокушев пишет: «Основоположник — всегда носитель передовых нравственных гражданских идеалов своего времени, всегда разведчик и боец за светлое будущее. Ему близки, его кровно волнуют и судьба его современников, и судьба всего человечества».5 Данное высказывание Ю. Прокушев адресует Шесталову, признавая его основоположником мансийской литературы. Ювана Шесталова можно назвать «связным» между человечеством в целом и мансийским народом. Ярко и вдохновенно рассказывая о своих земляках, художественно осмысливая их неповторимость, он одновременно раскрывает взаимосвязь народа со всей страной, с мировой историей человечества, его культурой. Как подчеркивает Н. Никульков, Ю. Шесталов «осознает свою миссию — сохранить, выразить, ввести в мировую культуру дух своего народа и его исторический опыт».6 Творчество писателя сыграло огромную роль в том, что мансийская литература занимает достойное место в созвездии многонациональных литератур. ^ 4.1. Контрольную работу нужно выполнять чернилами в школьной тетради, на обложке которой следует привести необходимые сведения: Югорский государственный университет Факультет заочного обучения Специальность______________________________________Группа______________________________________________ Контрольная работа по______________________________ дисциплина Номер варианта________________________________________ _________________ семестр 200___ - 200___ _учебного года осенний, весенний Студент______________________________________________ фамилия, имя, отчество Номер зачетной книжки_________________________________ Адрес: ______________________________________________ _____________________________________________________ Дата предоставления на проверку______________________ 4.2. Условия задач (заданий) в контрольной работе надо переписать полностью без сокращений. Для замечаний преподавателя на страницах тетради оставлять поля. 4.3. Контрольная работа своевременно передается студентом на факультет заочного обучения для проверки, рецензирования и оценки. 4.4. Если контрольная работа при рецензировании не зачтена, студент обязан внести необходимые изменения и представить работу на повторную рецензию. 4.5.Студент должен быть готов во время зачета или экзамена дать пояснения по решению задач соответствующей контрольной работы. 5. Литература
^ Тема контрольной работы выбирается по желанию. 1 Домокош Петер. Формирование литератур малых уральских народов. — Йошкар-Ола, 1993. — С. 162. 2 Там же. — С. 161. 3 Иван Куратов (1839-1845) — по определению П.Домокош — «основоположник национальной культуры, науки и литературы коми». 4 Кузебай Герд (1898-1941) — по определению П.Домокош — «крупнейший талант не только удмуртской, но и всех советских литератур, представитель мирового ранга». 5 Прокушев Ю. Л. Даль памяти народной. — М., 1978. — С. 194. 6 Никульков А. Молодая литература Сибири / Молодая гвардия, 1973, № 4. — С. 46. |
![]() | Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы | ![]() | Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы |
![]() | Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы | ![]() | Методические указания предназначены для студентов очной и заочной формы обучения. Содержат рекомендации по написанию курсовой работы... |
![]() | Методические указания предназначены для выполнения курсовых работ по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности» для студентов... | ![]() | Статистика: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на... |
![]() | Статистика: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на... | ![]() | Дисциплина «Технический анализ, контроль и основы автоматизации химико-технологических процессов» входит в качестве неотъемлемой... |
![]() | Методические рекомендации предназначены для студентов специальности: 080507. 65 " Менеджмент организации" заочной формы обучения,... | ![]() | Важной формой получения первичного реального опыта такой деятельности является проведение научных исследований в рамках выполнения... |