Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина История мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература»




Скачать 82.57 Kb.
НазваниеМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина История мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература»
Дата публикации06.09.2014
Размер82.57 Kb.
ТипМетодические указания
lit-yaz.ru > Литература > Методические указания
Приложение 2

К приказу от «________» ____________ 2007 г.

№_______________________________________
Федеральное агентство по образованию

Югорский государственный университет
ИЯИ и КНЮ

факультет
мансийской филологии

кафедра


Динисламова С.С.

ф. и. о. автора
Методические указания к выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Дисциплина История мансийской литературы

название дисциплины
Специальность «Родной язык и литература»

название и номер специальности


Курс 3 курс з-3450

курс
Семестр весенний учебного года 2007-2008

осенний, весенний учебный год
Ханты-Мансийск 2007

^ 1. Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы





темы

Наименование темы,

наименование вопросов, изучаемых на лекции и самостоятельно

1.

^ А.М. Конькова. Тематика сказок. Народная педагогика в сказках А.М. Коньковой.

2.

А.М. Конькова. «И лун медлительных поток…». Идея, структура. Образ Матери матерей. Трансформация образа.

3.

Роль Ювана Шесталова в истории мансийской литературы. Основоположник (раскрыть основополагающее значение творчества Ю. Шесталова).

4.

Юван Шесталов. «Языческая поэма». Тема, структура, своеобразие поэмы.

5.

Юван Шесталов. Мифо-фольклорные мотивы творчества.

6.

Юван Шесталова. Автобиографические мотивы творчества.


2. Основные формулы для выполнения контрольной работы

1. Повторить материал по истории мансийской литературы.

2. Изучить творчество писателей.

3. Выявить основные темы, образы, мотивы.

4. Повести анализ произведений.

^ 3. Примеры решения (выполнения) задач (заданий)
Пример 1. Ю. Шесталов приходит в литературу в 1955 году. Как и предшественники, сначала он создает произведения на родном языке и сразу же обнаруживает свое крупное лирическое дарование. Такого поэта до Ю. Шесталова у манси еще не было, коль скоро мы не признаем литературным опыт шаманских камланий, которые, несмотря на бесписьменную форму, все же были авторскими. Уже это дает основание считать Шесталова-лирика основоположником поэзии в мансийской литературе. И дело не в том, что в этой области он был первым. Автобиографизм в его лирике приобретает черты историзма и народности. Лирическое «Я» Ю. Шесталова вбирает в себя не только мир чувств и переживаний конкретного лица, которое вместе с тем явлено достаточно ярко, но и «душу народа» в историческом пространстве и времени. Как ни парадоксально, этим объясняется дальнейший переход Ю. Шесталова к русскоязычной прозе: ему был нужен более широкий круг читателей – лирика переходит в эпос, сохраняя лирический автобиографизм как исток и основу крупных эпических форм. О каждом из многочисленных персонажей его повестей можно судить как о лирическом герое. И вместе с тем своеобразный полифонизм его лирических повестей имеет свой стержень и центр, каковым остается Автор. Таким образом, являясь основоположником мансийской поэзии, Юван Шесталов вносит это свое основополагающее начало и в прозу. В этом отличие его опыта не только от предшественников, но и от современников, в творчестве которых нет такого уникального синтеза (А. Тарханов остается в пределах русскоязычной лирической поэзии, а А.М. Конькова уже может считаться последовательницей Ю. Шесталова и развивает его традицию в повести «И лун медлительных поток…» (1982). Об основополагающем значении достижений Шесталова высказываются как отечественные, так и зарубежные исследователи (Петер Домокош, В. Лебедев, Надь Каталин, Ю. Прокушев, В. Никульков и др.)
Пример № 2. Венгерский исследователь Петер Домокош в монографии «Формирование литератур малых уральских народов» (1995), рассматривая творческий путь некоторых писателей, их роль в формировании характерных черт литератур, отмечает: «Даже в наиболее крупных литературах самыми значительными, основными и программными факторами, основоположниками и источниками литератур являются выдающиеся личности. Выбрать и выделить личности, определяющие малые уральские литературы, нелегкая и далеко не формальная задача».1 Значит, чтобы «получить» признание основоположника литературы, нужно быть «выдающейся личностью», делающей «выразительной и отчетливой, непременно характерной культуру народов и национальностей, и чем меньшим по количеству и значимости выглядит их народ на арене мировой истории и мировой политики, тем больше их роль в сохранении и признании этого народа (и языка)».2 Петер Домокош «фактическим основателем мансийской литературы» считает Пантелеймона Чейметова, а Ювана Шесталова справедливо ставит рядом с коми И. Куратовым3 и удмуртом К. Гердом.4 Доказательством значимости личности Ю. Шесталова служат созидаемые им ценности, которые обогащают не только духовную культуру родного народа, но и всеобщую культуру. Ю. Прокушев справедливо считает, что основоположник — всегда первооткрыватель и новатор. В творческом поиске, в его деяниях наиболее полно находят свое выражения мысли, чаяния, мечты его народа. Перед основоположником всегда стоит многотрудная задача: создавая новые духовные ценности, хранить связь времен. Более того, он обязан взять из прошлого все значительное и вечное, то, что наиболее созвучно современности, и перенести это из прошлого в настоящее. Ю. Прокушев пишет: «Основоположник — всегда носитель передовых нравственных гражданских идеалов своего времени, всегда разведчик и боец за светлое будущее. Ему близки, его кровно волнуют и судьба его современников, и судьба всего человечества».5 Данное высказывание Ю. Прокушев адресует Шесталову, признавая его основоположником мансийской литературы. Ювана Шесталова можно назвать «связным» между человечеством в целом и мансийским народом. Ярко и вдохновенно рассказывая о своих земляках, художественно осмысливая их неповторимость, он одновременно раскрывает взаимосвязь народа со всей страной, с мировой историей человечества, его культурой. Как подчеркивает Н. Никульков, Ю. Шесталов «осознает свою миссию — сохранить, выразить, ввести в мировую культуру дух своего народа и его исторический опыт».6 Творчество писателя сыграло огромную роль в том, что мансийская литература занимает достойное место в созвездии многонациональных литератур.
^ 4. Основные требования к выполнению, оформлению и защите контрольной работы
4.1. Контрольную работу нужно выполнять чернилами в школьной тетради, на обложке которой следует привести необходимые сведения:
Югорский государственный университет

Факультет заочного обучения

Специальность______________________________________


Группа______________________________________________

Контрольная работа по______________________________

дисциплина

Номер варианта________________________________________
_________________ семестр 200___ - 200___ _учебного года

осенний, весенний

Студент______________________________________________

фамилия, имя, отчество

Номер зачетной книжки_________________________________

Адрес: ______________________________________________

_____________________________________________________

Дата предоставления на проверку______________________
4.2. Условия задач (заданий) в контрольной работе надо перепи­сать полностью без сокращений. Для замечаний препода­вателя на страницах тетради оставлять поля.

4.3. Контрольная работа своевременно передается студентом на факультет заочного обучения для проверки, рецензирования и оценки.

4.4. Если контрольная работа при рецензировании не зачтена, студент обязан внести необходимые изменения и представить работу на повторную рецензию.

4.5.Студент должен быть готов во время зачета или экза­мена дать пояснения по решению задач соответствующей контрольной работы.
5. Литература


  1. Баландин А.Н. Предисловие / Шесталов Ю. Миснэ. — Тюмень, 1961. — 144 с.

  2. Бальбуров Э. «И что без бури океан!» // Аврора, 1979, № 4. — С. 104.

  3. Вахрушева М. Стихи Ю.Шесталова // Ленинская правда, 1957, 17 марта. — С. 4.

  4. Власенко А. О повести "Когда качало меня солнце" // Власенко А. Расцвет. — Москва, 1973. — С. 40-41.

  5. Домокош Петер. Формирование литератур малых уральских народов. — Йошкар-Ола, 1993. — 215 с.

  6. Доминик Самсон Норманд Де Шамбург. От упавшего с неба брата до признанного брата / Мансийская литература // Сост. Огрызко В.В. — М: Литературная Россия, 2003. — С.74-100.

  7. Тулуз Ева. Взгляд из Франции // Мансийская литература / Сост. Огрызко В.В. — М.: Литературная Россия, 2003. — С. 101-113.



  8. Ионин Г.Н. Миротворный Торум // Шесталов Ю.Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х.-Мансийск: Фонд Космического Сознания, 1999. — Т. 5. — С. 11-17.



  9. Лагунов К. Поэтическая энциклопедия жизни // Мансийская литература / Сост. Огрызко В.В. — М.: Литературная Россия, 2003. 191-204.

  10. Огрызко В.В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. — Часть 1. — М.: Концерн «Литературная Россия», 1999. — 535 с.

  11. Огрызко В.В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. — Часть 2. — М.: Концерн «Литературная Россия», 1999. — 545 с.

  12. Огрызко В.В. У истоков // Мансийская литература / Сост. Огрызко В.В. — М.: Литературная Россия, 2003. — С. 3.28.

  13. Солоухин В. Юван Шесталов — поэт манси // Шесталов Ю.Н. Языческая поэма. — М., 1978. — С. 2-5.

  14. Шесталов Ю.Н. Синий ветер каслания. — М.: Художественная литература, 1966. — 204 с.

  15. Шесталов Ю.Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х.-Мансийск: Фонд космического Сознания, 1997. — Т. 1. — 480 с.

  16. Шесталов Ю.Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х.-Мансийск: Фонд космического Сознания, 1997. — Т. 2. — 528 с.

  17. Шесталов Ю.Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х.-Мансийск: Фонд космического Сознания, 1997. — Т. 3. — 528 с.

  18. Шесталов Ю.Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х-Мансийск: Фонд космического Сознания, 1997. — Т. 4. — 416 с.

  19. Шесталов Ю.Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х-Мансийск: Фонд космического Сознания, 1997. — Т. 5. — 560 с.

  20. Шесталов Ю.Н. Биографическая справка / Писатели Среднего Урала. — Свердловск, 1965. — 185 с.

  21. Шесталов Ю. Сказки таежного игрища. — М.: Советская Россия, 1992. — 176 с.

  22. Шесталов Ю. Огонь исцеления. — Л.: Лениздат, 1989. — 256 с.

  23. Шесталов Ю. Избранные произведения. — Л.: Художественная литература, 1987. — 576 с.

  24. Шесталов Ю.Н. Клич журавля: Стихи // Голос стерха. 1990. Вып. 1. — 36 с.

  25. Шесталов Ю. Большая рыба. — М.: Профиздат, 1982. — 224 с.

  26. Шесталов Ю. Языческая поэма. — М.: Современник, 1973. — 224 с.

  27. Шпрыгов Ю. Полярное сияние: О кн. "Шаг через тысячелетия" // Дальний Восток, 1976, № 6. — 269 с.

  28. Шпрыгова В. Монолог о судьбе родного народа // Полярная звезда, 1978, № 1. — 230 с.

  29. Шмид В. Проза как поэзия. — СПб.: Акад. проспект, 1994. — 239 с.

  30. Фоменко Л. По достоинству: О выдвижении "Языческой поэмы" на соискание Гос. премии РСФСР 1973 г. // Литературная Россия, 1973. 7 декабря. — 178 с.

  31. Яковлев К. Поговорим без пристрастий: О сочинениях Ю. Шесталова / Тюмень литературная, 1997, № 2. — 200 с.

  32. Якименко Л. (О творчестве Ю.Шесталова) // Якименко Л. За быстротекущим днем. — М., 1980. — 266 с.


^ 6. Выбор варианта и задач (заданий) контрольной работы
Тема контрольной работы выбирается по желанию.


1 Домокош Петер. Формирование литератур малых уральских народов. — Йошкар-Ола, 1993. — С. 162.

2 Там же. — С. 161.

3 Иван Куратов (1839-1845) — по определению П.Домокош — «основоположник национальной культуры, науки и литературы коми».

4 Кузебай Герд (1898-1941) — по определению П.Домокош — «крупнейший талант не только удмуртской, но и всех советских литератур, представитель мирового ранга».

5 Прокушев Ю. Л. Даль памяти народной. — М., 1978. — С. 194.

6 Никульков А. Молодая литература Сибири / Молодая гвардия, 1973, № 4. — С. 46.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина История мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина История мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина История мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина История мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания по курсовой работы для студентов заочной формы обучения
Методические указания предназначены для студентов очной и заочной формы обучения. Содержат рекомендации по написанию курсовой работы...

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина История мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания по анализу финансового 12 состояния организации 12
Методические указания предназначены для выполнения курсовых работ по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности» для студентов...

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина История мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы №1 для студентов...
Статистика: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на...

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина История мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы №2 для студентов...
Статистика: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на...

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина История мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Дисциплина «Технический анализ, контроль и основы автоматизации химико-технологических процессов» входит в качестве неотъемлемой...

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина История мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы Содержание контрольной работы
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности: 080507. 65 " Менеджмент организации" заочной формы обучения,...

Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения д исциплина История мансийской литературы название дисциплины с пециальность «Родной язык и литература» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Важной формой получения первичного реального опыта такой деятельности является проведение научных исследований в рамках выполнения...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница