Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №1»




Скачать 439.93 Kb.
НазваниеНабережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №1»
страница1/5
Дата публикации11.09.2014
Размер439.93 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5
Муниципальное автономное образовательное учреждение города Набережные Челны

«Средняя общеобразовательная школа №1»



УТВЕРЖДЕНО

протоколом педагогического совета

от 27 августа 2013 г. № 1

Директор школы ____________ М.Н.Аюкина

Введено приказом №172 от 27 августа 2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ литературное чтение

^ ДЛЯ 1 «А» КЛАССА (2 ч в неделю, 66ч в год)

Составитель: Семёнова Раиса Александровна, учитель начальных классов первой квалификационной категории

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора ____________ И.Х. Салахова
РАССМОТРЕНО

на заседании МО, протокол от 26 августа 2013 г. № 1

Руководитель МО ___________ Е.А.Бадьина
Набережные Челны

2013 г

^ Пояснительная записка.
Рабочая программа к учебному курсу по русскому языку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, согласно учебного плана МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» на 2013-2014 учебный год.

^ Для реализации рабочей программы используется УМК «Планета Знаний»: учебник Т.М.Андрианова. «Букварь». - М.: АСТ, «Астрель», 2012г. Э.Э.Кац. «Литературное чтение». - М.: АСТ, «Астрель», 2011г.

^ Всего на учебный курс «Литературное чтение» отведено 66 часов в год, 2 часа в неделю.

Литературное чтение — один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач: характеристика учебного предмета

1. ^ Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.

2. ^ Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3. ^ Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

4. ^ Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продолжительность примерно 23 учебные недели по 5 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

^ Содержание курса
Языковой материал представлен в примерной программе следующими содержательными линиями: аудирование (слушание), чтение, культура речевого общения, культура письменной речи, круг детского чтения, литературоведческая пропедевтика
Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи, адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев и описания их автором; определение жанра художественных произведений

^ Виды речевой и читательской деятельности

Чтение

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры текста (главы, части; сборник произведений); деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его характером (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст. Привлечение справочных иллюстративно-изобразительных материалов.

Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием художественно-выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики по вопросам учителя, пересказ, рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к художественному произведению.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет.

Характеристика героя по предложенному плану. Оценивание поступка героя с опорой на личный опыт.

Подробный пересказ текста (определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания). Самостоятельное свободное использование выборочного пересказа по заданному фрагменту, по собственному выбору: характеристика героя произведения (выбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Виды текста: художественные, учебные, научно-популярные.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Виды информации: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Выходные данные, структура книги: автор, заглавие, подзаголовок; оглавление, аннотация, предисловие и послесловие, иллюстрации.

^ Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Культура речевого общения

Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения.

Монолог как форма речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, олицетворение, гипербола) для создания собственного устного высказывания; воплощение своих жизненных впечатлений в словесном образе; самостоятельное построение композиции собственного высказывания; анализ авторского замысла; передача основной мысли текста в высказывании.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему

^ Культура письменной речи

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев, жанра произведения), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение

^ Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX—XX вв. (например, В.А. Жуковский, Л.Н. Толстой и др.), классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, животных, добре и зле, юмористические и др.

^ Литературоведческая пропедевтика

Средства выразительности (на практическом уровне): сравнение, звукопись, олицетворение, метафора, гипербола, повтор. Выделение их в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя).

Литературные понятия: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор, сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою; рассказчик

Композиционные формы речи (на уровне практического знакомства, без употребления терминов): повествование, описание (пейзаж, портрет, интерьер), монолог героя, диалог героев.

Прозаическая и стихотворная речь. ^ Основы стихосложения: ритм, рифма (смысл).

Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения.

Жанровое разнообразие произведений для чтения: малые формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); сказки (о животных, бытовые, волшебные ). Литературная (авторская) сказка. Художественные особенности сказок: лексика, структура (композиция).

Рассказы , стихотворения, детской периодики — произведения классиков отечественной и зарубежной литературы XIX—XX вв.



№ п/п

Название темы раздела

Кол-во часов фактически

Подготовительный (добуквенный) период

1

Речь.

2

2

Предложение.

1

3

Слово.

1

4

Слог.

1

5

Звуки и буквы

1

6

Речевая деятельность.

1

Основной (букварный) период

7

Звуки и буквы

28

8

Слог.

1

9

Слово.

2

10

Предложение. Текст.

1

11

Речевая деятельность.

3

12

Страна Вообразилия

9

13

Сказки о животных

9

14

Природа и мы

6




Итого:

66


планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихсябудут сформированы:ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке;

  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности; представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

  • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;познавательная мотивация учения;

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

  • устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

  • толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

ПРЕДМЕТНЫЕ ^ Учащиеся научатся:читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

  • различать последовательность событий и последовательность их изложения;

  • выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;

  • составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

  • соотносить поступки героев с нравственными нормами;

  • ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

  • составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

  • высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;

  • высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

  • создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу (цель чтения: ради чего и зачем читать);планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (составление плана урока на основе цели чтения и определённой темы); *осуществлять итоговый и пошаговый контроль (соотносить результат действия с образцом).

Познавательныеосуществлять поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий (находитьнужную информацию в библиотеке, в справочной и энциклопедической литературе, в периодической печати); подробно, кратко пересказывать произведение, создавать тексты по аналогии; интерпретировать различные тексты;устанавливать причинно-следственные связи (определять элементы сюжета).

Коммуникативные:допускать возможность существования у людей разных точек зрения на поступки героя, на изображаемое событие; формулировать собственное аргументированное мнение; самостоятельно задавать вопросы по прочитанному произведению;строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге.

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения:

- осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования собственной культуры;

- работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературыс другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);

- применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст

- осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;

- работать со справочно-энциклопедическими изданиям

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №1» iconОтчет о результатах самообследования Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №4» утверждён...

Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №1» iconНабережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №1»
Составитель: Жданова Наталья Васильевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории

Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №1» icon«шедевры искусства» музыкально-литературный вечер при свечах
Васильева В. Н, классный руководитель моу «Средняя общеобразовательная школа №34 с углублённым изучением предметов» г. Набережные...

Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №1» iconПовторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древней Элладе»
Полное название образовательного учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...

Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №1» iconМероприятия, классного часа, в рамках которого будет использоваться презентация
Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): Муниципальное бюджетное общеобразовательное...

Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №1» iconКувшинова Н. Г., Комадоров И. С. Характеристика радиорынка в г. Набережные...
А плюс Набережные Челны», «Энергия», «Радио Романтика», «Брежнев fm», «Маяк», «Радио России», «Юмор-fm», «Шансон», «Динамит fm»,...

Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №1» iconДоклад школы-интерната «Омет»
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат "Омет"№86 VI вида» города Набережные Челны Республики Татарстан (Школа-интернат...

Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №1» iconОткрытое мероприятие По литературе 10 класс
Учитель русского языка и литературы маоу «Кадетская школа №47» г. Набережные Челны

Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №1» iconРабота школы-сада №63 «Балкыш» г. Набережные Челны по здоровьеразвивающему направлению

Набережные Челны «Средняя общеобразовательная школа №1» iconАвтор – Насретдинова Маргарита, 5 а кл., Маоу лицей №78 им. А. С....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница