Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) №3
Петроградского района Санкт-Петербурга Рассмотрено Утверждаю:
На заседании педагогического Директор школы №3
совета ____________ Л.Л.Сушкина
протокол №____ от «______» ________________
«____» _________________
Согласовано:
Зам. директора по УВР школы №3
______________ О.А. Ардеева « _____» ________________ г.
^
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
реализующей ФГОС НОО «Тропинка в профессию»
Учащихся 1-4 классов
Разработчик программы
учитель начальных классов
Татаринова Ольга Андреевна
Санкт-Петербург
2013-2014 год
Пояснительная записка
Настоящая Программа разработана в соответствии:
С законом Российской Федерации «Об образовании»;
Типовым положением об общеобразовательном учреждении;
Федеральным государственным образовательным стандартом, утверждённым приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 года №373;
Уставом образовательного учреждения;
Программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа разработана для учащихся начальной школы 7 – 10 лет. Группа набирается по желанию детей (не более 12 человек). Программа рассчитана на 4 учебных года. Занятия проводятся 1 час в неделю. Всего 124 часа.
Актуальность создания программы.
Современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, грамотно разбирающийся в современном рынке труда, умеющий как можно в более раннем возрасте осуществлять осознанный выбор в пользу той или иной профессии. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая цель. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности. В процессе изучения трудностей социализации детей были выделены основные способности, позволяющие ребенку преодолеть эти трудности. Одной из таких способностей является способность к профессиональному самоопределению, которая позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и при этом оставаться самим собой. Через выбор профессии ребенок определяет место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым. Учитель должен организовать специальные условия для получения информации о мире профессий через игровую деятельность. Игровая педагогика - метод педагогического воздействия на детей через использование игры как средства обучения. Она способствует созданию отношений между субъектами образовательного пространства, снимает напряжение, повышает самооценку, позволяет проверить себя в разных ситуациях.
Цель создания программы:
формировать у младших школьников интерес к миру профессий и уважение к людям труда.
Задачи программы.
формировать у младших школьников представление о многообразии профессий в современном мире;
обучать школьников через профессиональные пробы практическим навыкам по самообслуживанию в условиях дома, школы;
воспитывать уважительное отношение к людям всех профессий;
вызвать интерес к окружающему миру;
формировать реалистическое представление о труде людей.
Этапы реализации программы:
I этап - знакомство с профессиями через труд.
II этап - углубление и расширение знаний о профессиях. Показать значимость каждой профессии для общества.
III этап - расширение представлений о мире профессий, создание условий для формирования коммуникативных навыков и опыта проектной и исследовательской деятельности. ^
В целях профессиональной ориентации используются такие методы работы, как беседа, игра, познавательные занятия. На занятиях решаются и коррекционные цели (коррекция высших психических функций: речь, мышление, память). Для начальной школы характерны ролевые и дидактические игры, общественно полезный труд, праздники, которые формируют, добросовестное отношение к труду, развивают интерес к будущей профессии.
Для воспитанников 1-4 класса характерны приемы и упражнения, которые помогают в увлекательной форме решать развивающие и воспитательные задачи в ходе профориентационной работы. Игровые методики для младших школьников включает в себя: загадки, пословицы, ребусы, стихотворения, материалы о труде, которые очень нравятся детям и в увлекательной для них форме вводит в мир труда и профессий взрослых.
В работе используются литературные тексты: чтение сказок по теме труда, где решаются не только познавательные задачи - знакомство со словами, повышение словарного запаса, так и воспитательные - расширение знаний о мире профессий. Значительными профориентационным материалом являются игры - ролевые, дидактические, в которых реализуются конкретная профессиональная деятельность. Они способствуют расширению знаний младших воспитанников и разнообразии профессий, обогащают представление младших школьников о действиях представителей той или иной профессии.
Знания и умения
Дети должны знать:
какие профессии бывают:
слова, обозначающие различные профессии;
как правильно обращаться в коллективе;
знать навыки самостоятельной работы по образцу;
знать о профессиях окружающих людей;
знать, что делают люди разных профессий, с помощью таких орудий и материалов и, что получается в результате;
знать классификации профессий: «человек-человек», «человек -знаковая система», «человек-техника», «человек-природа», «человек-художественный образ».
Иметь представление: о средствах и орудиях воздействия на окружающий мир.
Уметь:
трудиться в коллективе;
общаться со сверстниками и взрослыми;
играть парами и в группе;
играть в игры, связанные с профессией (настольные, дидактические, словесно -ролевые).
следить за собой и своими вещами;
уметь довести начатое дело до конца;
уметь работать в детском коллективе, чувствовать себя неотъемлемой частью;
уметь оценивать и контролировать действия другого;
уметь общаться с людьми в различных ситуациях.
Тематический план
1 класс.
«Играем в профессии»
(30 часов)
№
| ^
| Формы проведения занятий
| 1
| Все работы хороши.
| Викторина
| 2
| Все работы хороши.
| Конкурс рисунков
| 3
| Все работы хороши. Профессия папы.
| Занятие с элементами игры
| 4
| Кто помогает нам учиться.
| О профессиях школы
| 5
| Кому, что нужно.
| Дидактическая игра
| 6
| Викторина. Угадай профессию.
| Занятие с элементами игры
| 7
| Оденем куклу на работу.
| Занятие с элементами игры
| 8
| Мы строители. Конструктор.
| Конструирование
| 9
| Мы строители. Разные дома.
| Игровой урок
| 10
| Викторина. Угадай профессию.
| Занятие с элементами игры
| 11
| Магазин
| Ролевая игра
| 12
| Мы идем в магазин
| Экскурсия
| 13
| Аптека
| Ролевая игра
| 14
| Мы идём в аптеку
| Экскурсия
| 15
| Больница
| Ролевая игра
| 16
| Какие бывают профессии
| Игровой час
| 17
| С.Михалков «Дядя Степа»
| Чтение, анализ прочитанного
| 18
| «Дядя Степа-милиционер»
| Видеоурок
| 19
| К.Чуковский «Доктор Айболит»
| Игра-демонстрация
| 20
| В.Маяковский «Кем быть»
| Чтение, анализ прочитанного
| 21
| Уход за цветами
| Практика
| 22
| Профессия повар
| Занятие с элементами игры
| 23
| Мы идём в столовую.
| Экскурсия
| 24
| «Поварята»
| Практикум
| 25
| Конкурс стихов о профессиях
| Урок-конкурс
| 26
| Профессии наших мам
| Занятие с элементами игры
| 27
| Викторина « Все работы хороши»
| Игровой час
| 28
| Пословицы о профессиях
| Занятие с элементами игры
| 29
| Праздник « Все сумею сделать сам»
| Выпуск газеты
| 30
| Праздник « Все сумею сделать сам»
| Урок-праздник
|
^
2 класс.
«Путешествие в мир профессий» (30 часов)
№
| ^
| Формы проведения занятий
| 1
| Все работы хороши. Д. Родари «Чем пахнут ремёсла »
| Работа с текстами
| 2
| Азбука профессий. Археолог. Агроном. Актёр. Альпинист. Астроном. Архитектор.
| Занятие с элементами игры
| 3
| Азбука профессий. Балерина. Библиотекарь. Бухгалтер.
| Занятие с элементами игры
| 4
| Азбука профессий. Ветеринар. Водолаз. Врач. Водопроводчик. Воспитатель. Вахтёр. Водитель.
| Занятие с элементами игры
| 5
| Азбука профессий. Гримёр. Гончар. Гид. Геолог.
| Занятие с элементами игры
| 6
| Азбука профессий. Дирижёр. Диктор. Доярка. Дрессировщик.
| Занятие с элементами игры
| 7
| Азбука профессий. Егерь.
| Занятие с элементами игры
| 8
| Азбука профессий. Журналист. Железнодорожник.
| Занятие с элементами игры
| 9
| Азбука профессий. Змеелов.
| Занятие с элементами игры
| 10
| Азбука профессий. Историк. Инженер. Изобретатель.
| Занятие с элементами игры
| 11
| Азбука профессий. Каскадёр. Каменщик. Крановщик. Контролёр. Кондуктор. Космонавт. Каскадёр. Клоун. Кинолог.
| Занятие с элементами игры
| 12
| Азбука профессий. Лифтёр. Лётчик. Лесник.
| Занятие с элементами игры
| 13
| Азбука профессий. Маляр. Милиционер. Маляр. Мелиоратор. Моряк. Медсестра.
| Занятие с элементами игры
| 14
| Азбука профессий. Нейрохирург. Носильщик. Няня.
| Занятие с элементами игры
| 15
| Азбука профессий. Огранщик. Окулист. Орнитолог.
| Занятие с элементами игры
| 16
| Азбука профессий. Пиротехник. Пастух. Парикмахер. Пекарь. Проводник. Повар. Пограничник. Продавец. Пожарный.
| Занятие с элементами игры
| 17
| Азбука профессий. Радиодиджей. Рентгенолог. Режиссёр. Рыбак.
| Занятие с элементами игры
| 18
| Азбука профессий. Строитель. Сапожник. Суфлёр. Судья. Столяр. Сварщик.
| Занятие с элементами игры
| 19
| Азбука профессий. Тренер. Тракторист. Ткачиха. Токарь. Терапевт. Тренер.
| Занятие с элементами игры
| 20
| Азбука профессий. Учитель. Учёный.
| Занятие с элементами игры
| 21
| Азбука профессий. Фармацевт. Фермер. Фотограф.
| Занятие с элементами игры
| 22
| Азбука профессий. Хлебороб. Хирург. Художник. Химик.
| Занятие с элементами игры
| 23
| Азбука профессий. Циркач.
| Занятие с элементами игры
| 24
| Азбука профессий. Чабан.
| Занятие с элементами игры
| 25
| Азбука профессий. Шофёр. Шахтёр.
| Занятие с элементами игры
| 26
| Азбука профессий. Электрик. Энергетик. Электросварщик. Эколог.
| Занятие с элементами игры
| 27
| Азбука профессий. Ювелир.
| Занятие с элементами игры
| 28
| Азбука профессий. Яхтостроитель.
| Занятие с элементами игры
| 29
| Викторина «Угадай профессию»
| Викторина
| 30
| Все работы хороши – выбирай на вкус.
| Урок- праздник
|
^
3 класс.
« У меня растут года»
(30 часов)
№
| ^
| Формы проведения занятий
| 1
| Что такое профессия
| Занятие с элементами игры
| 2
| У кого мастерок, у кого молоток
| Беседа с элементами. игры
| 3
| Истоки трудолюбия
| Игровой час
| 4
| Домашний помощник
| Игра-конкурс
| 5
| Мир профессии
| Викторина
| 6
| Угадай профессии
| Занятие с элементами игры
| 7
| Какие бывают профессии
| Занятие с элементами игры
| 8
| Куда уходят поезда
| Занятие с элементами игры
| 9
| Моя профессия
| КВН
| 10
| Наши друзья-книги
| Беседа с элементами игры
| 11
| Откуда сахар пришел
| Беседа
| 12
| Турнир профессионалов
| Конкурс-игра
| 13
| Все профессии нужны, все профессии важны
| Дидактическая игра
| 14
| Строим дом
| Экскурсия
| 15
| Операция «трудовой десант»
| Практикум
| 16
| Уход за цветами
| Практикум
| 17
| Кулинарный поединок
| Шоу-программа
| 18
| Конкурс стихов о профессиях
| Конкурс стихов.
| 19
| Профессии наших пап.
| Занятие с элементами игры
| 20
| Профессия «Защитник Отечества»
| Урок-праздник
| 21
| Профессии наших мам.
| Занятие с элементами игры
| 22
| « Когда ты станешь взрослым»
| КВН
| 23
| Юный пожарный
| Спортивно-игровая программа
| 24
| Трудовой десант
| Практикум
| 25
| Моя профессия
| Творческий урок
| 26
| Стихи о профессиях
| Конкурс стихов
| 27
| Конкурс рисунков «Кем быть»
| Конкурс рисунков
| 28
| «В мире профессий»
| Выпуск газеты
| 29
| « Все сумею сделать сам»
| Урок-праздник.
| 30
| Все работы хороши – выбирай на вкус.
| Урок- праздник
|
^
4 класс.
«Труд в почете любой, мир профессий большой»
(34 часа)
№
| ^
| Формы проведения занятий
| 1
| Из истории возникновения профессий.
| Урок- игра
| 2
| Любое дело - мое счастливое будущие
| Урок-презентация
| 3
| Профессиональные праздники. Сентябрь.
День машиностроителя. День танкиста.
| Игра-конкурс
| 4
| Профессиональные праздники. Сентябрь.
День работников леса.
| Беседа-тренинг
| 5
| Профессиональные праздники. Октябрь.
День учителя.
| Беседа с элементами игры
| 6
| Профессиональные праздники. Октябрь.
День музыки.
| КВН
| 7
| Профессиональные праздники. Октябрь.
День работников автомобильного транспорта.
| Ролевая игра
| 8
| Профессиональные праздники. Ноябрь.
День полиции.
| Беседа с элементами игры
| 9
| Профессиональные праздники. Ноябрь.
День работников сельского хозяйства.
| Игра- состязание
| 10
| Профессиональные праздники. Июнь.
День охраны окружающей среды.
| Профориентации игра
| 11
| Профессиональные праздники. Июнь.
День работников лёгкой промышленности.
| Занятие с элементами игры
| 12
| Профессиональные праздники. Июнь.
День изобретателя и рационализатора.
| Игровой урок
| 13
| Профессиональные праздники. Июнь.
День медицинского работника.
| Занятие с элементами игры
| 14
| Профессиональные праздники. Декабрь.
День энергетика.
| Занятие с элементами игры
| 15
| Профессиональные праздники. Июль.
День работников морского и речного флота. День рыбака.
| Занятие с элементами игры
| 16
| Профессиональные праздники. Июль.
День металлурга.
| Беседа
| 17
| Профессиональные праздники. Июль.
День российской почты.
| Устный журнал
| 18
| Профессиональные праздники. Январь.
День российской печати.
| Устный журнал
| 19
| Профессиональные праздники. Июль.
День всемирной архитектуры.
| Дидактическая игра
| 20
| Профессиональные праздники. Август.
День строителя.
| Конкурс поделок
| 21
| Профессиональные праздники. Август.
День шахтёра.
| Беседа
| 22
| Профессиональные праздники. Август.
День воздушного флота.
| Беседа с элементами игры
| 23
| Профессиональные праздники. Февраль.
День Защитника Отечества.
| Игра-конкурс
| 24
| Профессиональные праздники. Март.
День работников торговли, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства.
| Беседа с элементами игры
| 25
| Профессиональные праздники. Март.
Международный день театра.
| Игра-конкурс
| 26
| Профессиональные праздники. Август.
День железнодорожника.
| Беседа с элементами игры
| 27
| Профессиональные праздники. Апрель.
День геолога.
| Беседа с элементами игры
| 28
| Профессиональные праздники. Апрель.
День космонавтики.
| Игра-конкурс
| 29
| Профессиональные праздники. Апрель.
День науки. День химика.
| Занятие с элементами игры
| 30
| Профессиональные праздники. Апрель.
День работников пожарной охраны.
| Игра-конкурс
| 31
| Профессиональные праздники. Май.
День радио. День музеев.
| Беседа с элементами игры
| 32
| Профессиональные праздники. Май.
День библиотек.
| Игровой час
| 33
| Профессиональные праздники. Май.
День пограничника.
| Занятие с элементами игры
| 34
| Праздник в городе Мастеров.
| Урок-праздник
|
^
Личностные
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира;
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
• формулировать самому простые правила поведения в обществе;
• уважать любые профессии;
• воспитывать уважительное отношение к труду и людям труда;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
Регулятивные
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
Познавательные
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
• предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе, с применением средств ИКТ.
Коммуникативные
• организовывать взаимодействие в паре, группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Система условий реализации программы «Тропинка в профессию»
Перспективное планирование;
Компетентность педагога;
Урочная деятельность;
Конкурсы рисунков;
Творческие конкурсы и проекты;
Внеклассные мероприятия;
Встречи с людьми разных профессий;
Экскурсии на производство;
Участие родителей в подготовке мероприятий;
Позитивный эмоциональный настрой к труду;
Разработка и реализация индивидуальных и групповых проектов.
Информационно-методическое обеспечение.
Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они. /Т. А. Шорыгина – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007 -96с.
Козлова М.А. Классные часы 1- 4 кл. /М.А. Козлова-М: Изд. «Экзамен», 2009. - 317с.
Багрова О.В. Введение в мир профессий. / О.В. Багрова. / Волгоград. Издательство « Учитель», 2009 – 159с.
Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. / С.Я. Маршак – М.: Издательство «Детская литература», 1987 – 192с.
Михалков С. Дядя Степа и другие. / С. Михалков – М.: Издательство «Детская литература», 1989 -310с.
Носов Н. Приключение незнайки и его друзей. / Н. Носов – М.: Издательство «Детская литература», 1987 – 160с.
Родари Д. Чем пахнут ремесла? / Д. Родари –М.: Издательство «Детская литература», 1989 -15с.
Успенский Э. Седьмая профессия Маши Филиппенко / Э. Успенский – «Стрекоза», 2000 – 79с.
Френкель П.Л. Я расту. / П.Л. Френкель – М.: Издательство « Детская литература», 1986 – 56с.
Чуковский К. Доктор Айболит. / К. Чуковский – М.: Издательство «Детская литература»,…1989-…с.
|