№ п/п
| Тема
| Дата
| Тип урока
| Понятия
и термины
| Деятельность
учащихся
|
Введение
|
1
| Книга — твой друг. Книга в твоей жизни. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Стартовая работа «Я – читатель»
| 2.09
| Урок по теории литературы
Путешествие по книге
| Форзац, титульный лист, обложка.
| Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д)
|
^
|
2
| Легенды и мифы Древней Греции.Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира
| 4.09
| Комбиниро-
ванный урок
| Миф, легенда, предание, мифологический сюжет, мифологический персонаж
| Подбор ключевых слов и словосочетаний.
|
3
| Жизнь мифа.^ «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев.
| 9.09
| Урок-соревнование
| Миф, легенда, предание, мифологический сюжет, мифологический персонаж
| Различные виды пересказа
|
4
| Мифы славян. Сравнение представления греков о мире и славян
| 14.09
| Просмотр фрагментов фильма с элементами беседы
| Миф, легенда, предание, мифологический сюжет, мифологический персонаж
| Словесное рисование
|
5
| ^ Легенды, мифы народов Севера..
| 16.09
| Урок внеклассного чтения
| Миф, легенда, предание, мифологический сюжет, мифологический персонаж
|
|
^
Навыки анализа текста и выразительного чтения
|
6
7
8.
| Гомер. «Одиссея». («Одиссей на острове циклопов). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема. Анализ главы учебника «Одиссей у Полифема»
Контрольная работа по мифологии
| 21.09
23.09
27.09
| Просмотр фрагментов фильма с элементами беседы
| Эпитет, сравнение, метафора, иносказание, антитеза, антонимы
| Игровая деятельность
Навыки анализа текста и выразительное чтение
|
9 10
11
12-13
| Фольклор. Малые жанры фольклора Фольклор Пословицы и поговорки
^ Фольклор.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы.
| 30.09
5.10 7.10
2 урока
12.10
| Урок-презентация Урок-презентация
Чтение и отгадывание северных загадок, поговорок «Умники и умницы»
| Загадка, сказка-загадка
Пословицы, их отличие от поговорок
Сказка, виды и элементы сказок, сказочные персонажи, образы животных, образ-пейзаж.
| Сочини загадку
Расшифруй пословицу или составь рассказ по пословице
Словесное рисование
|
14
| Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок.
|
14.10
| Комбини-рованный урок
| Работа со словарями, составление словарной статьи;
| Составление словарной статьи
|
15
| Сказки о животных
| 19.10
| Урок-размышле
ние
| Сказывание сказки
| домашнее сочинение. Сочинение собственной сказки.
|
16
| Региональный компонент.
Сказки народов Севера
| 21.10
| Урок-беседа
| Работа над особенностью северных сказок
Пересказ сказки
| Словарик северных слов
|
|
17
18
| Проверочная работа по сказкам Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведения древнерусской литературы.
| 26.10
27.10
| Урок-викторина
Интегрированный урок литература -история
| Летопись Нравственная позиция
|
Чтение учебника
Выписки из учебника
|
^
|
19
| Зарождение жанра басни.Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица»- Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
| 2.11
| Комбини-рованный урок
| Басня, притча, эзопов язык, мораль, аллегория, сравнение, гипербола
| Различные виды чтения, инсценировка
|
^
|
120
| Русские басни. Русские баснописцы XVIII века.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня«Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
|
| Урок-игра
| Басня, притча, эзопов язык, мораль, аллегория, сравнение, гипербола
| Письменный ответ на вопрос учителя «Нравственная проблематика басен, злободневность»
|
21
| И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова.
|
| Комбинированный урок
| Басня, притча, эзопов язык, мораль, аллегория, сравнение, гипербола
| Устные высказывания Чтение по ролям
|
22
| С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
|
| Урок-инсценировка
| Басня, притча, эзопов язык, мораль, аллегория, сравнение, гипербола
| Различные виды чтения, инсценировка^ . «В литературной гостиной» Инсценировка басен И.А. Крылова.
|
Из литературы XIX века
|
23
| Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне».
|
| Урок-презентация
| Авторский замысел и способы его характеристики
| Работа с иллюстрациями
|
23
| Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога».
|
| Анализ поэтического текста
| Художественная деталь, пейзажная лирика Пейзажная лирика, звукопись, образ-пейзаж
| Выразительное чтение
|
24
| «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной».
|
| Урок-игра «Умники и умницы»
| Литературная (авторская) сказка и ее отличия от фольклорной.
| Рассказ о герое
|
25
| Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее от личия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям.
|
| Урок-диалог
| Композиция сказки. Риторическое обращение, фольклорные элементы.
| Словесное рисование
|
26
| Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
|
| Комбиниро-ванный урок
| Выразительные средства.
| Выразительное чтение
|
27
| ^
Сказка Ершова «Конек Горбунок»
|
| Комментированное чтение
|
| Выразительное чтени
|
28
| ^
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения.
|
| Урок презентация
| Эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись
|
|
28
| Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения.
|
|
| Взаимосвязь истории и литературы
| Работа с иллюстрациями
|
29
| Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
|
| Урок-презентация
| Тропы (развитие представлений), звукопись
| Письменный ответ на вопрос учителя
|
29
| Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести.
|
| Комбиниро
ванный урок
| Фантастика, сюжет, художественная деталь, портрет, речевая характеристика
| Краткий выборочный пересказ, словесное рисование, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы
|
30
| Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
^ 15 мин. Урока – «Тобольские страхи»
|
| Урок-инсценировка
| Авторский замысел и способы его характеристики
| Работа с иллюстрациями
|
31
| ^
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя
|
| Урок-путешест
Вие и
| Рассказ, тема художественного произведения (развитие представлений), художественная деталь
| Краткий выборочный пересказ, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование
|
31
| Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму».
|
| Комбиниро
ванный урок
| Рассказ, тема художественного произведения (развитие представлений), художественная деталь
| Краткий выборочный пересказ, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование
|
32
| Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа.
|
|
| Углубление представления о теме художественного произведения
| Устные высказывания
|
32
| Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе.
|
| Урок-суд
| Стихотворения в прозе. Эпитет (развитие представлений)
|
|
33
| И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
|
| Урок-исследование
| Стихотворение в прозе эпитет, сравнение (развитие представлений).
| Чтение наизусть Р/р.сочинение. Отзыв на эпизод или отзыв на стихотворение в прозе.
|
34
| Контрольное тестирование за 1 полугодие
|
| Контрольное тестирование
|
|
|
35
| ^
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети».
|
| Урок-путешествие
| Авторский замысел и способы его характеристики
| Работа с иллюстрациями, выразительное чтение, страницы устного журнала о Н.А. Некрасове («Грешнево-Карабиха»)
|
36
| Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
|
| Урок-размышление
| Тема и способы ее раскрытия
| Цитатный план
|
37
| ^
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа
|
| Урок-презентация
|
| Работа с иллюстрациями
|
38
| Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести.
|
| Урок-игра «Умники и умницы»
| Рассказ, его композиция
| Письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, различные виды чтения, дискуссия
|
39
| Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Отношение писателя к событиям.
|
| Урок-исследование
| Портрет, роль детали в создании художественного образа
| Письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, различные виды чтения, дискуссия
|
40
| ^
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте
|
| Урок-презентация
| -
| Чтение по ролям, отзыв на эпизод, пересказ
|
41
| Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
|
| Урок-размышле
ние
| Юмор, комическая ситуация, ирония, роль детали в создании художественного образа, антитеза, метафора, градация
| Инсценировка отрывков из рассказов А.П.Чехова
|
42
| ^
|
| Урок театра
|
| Работа с иллюстрациями
|
Из литературы XX века
|
43
| ^
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении.
|
| Урок-презентация
| Стихотворение-размышление
| Работа с иллюстрациями, заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел». Составление цитатного плана, чтение наизусть
|
44
| Рассказ «В деревне слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
|
| Урок-размышление
| Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений)
| Работа с иллюстрациями, различные виды чтения, цитатный план
|
45
| ^
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче основная тематика и нравственная проблематика рассказ (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта).
|
| Комбинированный урок
| Тема, эпизод, финал
| Работа с иллюстрациями, различные виды пересказа, письменный ответ на вопрос, составление вопросов
|
46
| Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика Значение финала.
|
| Урок-диалог
| Образ-пейзаж, образно-выразительные средства (развитие представлений)
| Цитатный план
|
47
| ^
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.
|
| Урок-презентация
| Рассказ (развитие представлений), характеристика персонажа, портрет героя
| Работа с иллюстрациями, пересказ от другого лица
|
48
| Р/р. Классное сочинение по теме «Нравственные проблемы в творчестве писателей XX века/по выбору/ ».
|
| Урок развития речи
|
|
|
49.
| А.А. БЛОК
Детские впечатления А. Блока. Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей
|
| Анализ поэтического текста
| Образная система стихотворения, антитеза
| Работа с иллюстрациями. Выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение
|
50
| ^ Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде.. «Поет зима — аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы.
|
| Интегриро
ванный урок искусства и литературы
| Тема, образ
| Пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений
|
51
| ^
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа.
|
| Урок-презентация
| Сказ, его отличия от сказки. Приемы создания художественного образа, афоризм
| Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде
|
52
| Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
|
| Урок-диалог
| Юмор (развитие представления)
| Инсценированное чтение, письменный ответ на вопрос, различные виды пересказа
|
53
| ^
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение).
|
| Урок-презентация
| Диалог, сравнительная характеристика
| Чтение по ролям, наблюдение за особенностями речи персонажей
|
54
| Приемы создания художественного образа.
^ . Сказы И.Ермакова
|
| Урок-исследование
| Тема,образ
| Выразительное чтение, чтение наизусть
|
55
| Н.Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника» : тема, система образов.
|
| Урок-презентация
| Эпитет, метафора
| Выразительное чтение, чтение наизусть
|
56
| ^
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта
|
| Комбинированный урок
| Диалог
| Составление аннотации
|
57
| ^
|
| Урок внеклассного чтения
|
|
|
^
|
58
| Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»
|
| Урок-размышление
| Тропы (развитие представлений)
| Цитатный план
|
^
|
59
| Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок)
|
| Урок-презентация
| Притча, приключенческий роман, роман воспитания,
| Работа с иллюстрациями
|
60
| Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
|
| Анализ эпизода
| Жанр путешествия (первичные представления)
| Изложение с элементами сочинения, различные виды пересказа
|
61
| ^
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
|
| Урок-путешествие
| -
| Работа с иллюстрациями
|
62
| М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы
|
| Урок-диалог
| Юмор, приключенческая литература
| Различные виды чтения и пересказа
|
63
| Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
|
| Интегриро ванный урок искусства и литературы
| Волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики
| Письменный отзыв об эпизоде, различные виды пересказов
|
64
| ^
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы).
|
| Комбинированный урок
| Составление плана, письменная и устная характеристика героя.
| Письменный портрет героя
|
65
| ^
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления.
|
| Урок-презентация
|
|
|
66
| «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
|
| Комбинированный урок
| Тема рассказа (развитие представлений)
| Различные виды пересказа, письменная и устная характеристика героя
|
67
| Внеклассное чтение^ . Тюменские писатели о войне
«Тайна «ЯМ -5»
|
| Комбинированный урок
| Тема рассказа (развитие представлений)
| Различные виды пересказа
|
68
| Р/р. Классное сочинение «Мир детства и мир взрослых в творчестве зарубежных писателей»
|
| Урок развития речи
|
|
|
69
| Итоговое тестирование «Путешествие в мир книги»
|
| Контрольное тестирование
|
|
|
70
| Итоговый урок. Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книги»
|
| Читательская конференция
| Тема рассказа (развитие представлений)
|
|