"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева"




Скачать 84.45 Kb.
Название"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева"
Дата публикации29.09.2014
Размер84.45 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Тема урока: "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева"


Цели урока:
- обучающие: формирование положительной мотивации и готовности к восприятию нового материала; актуализация, закрепление и обобщение полученных знаний; самостоятельное конструирование новых знаний;
- развивающие: развитие умения выделять главную мысль текста; сравнивать и обобщать, аргументировать свою точку зрения и проводить аналогии; монологически высказываться, создавать текст по заданной теме, виду, жанру;
- воспитательные: воспитание интереса к литературе, духовности; развитие творческих способностей, навыков сотрудничества.
Оборудование: разноцветные карточки с заданиями, раздаточный материал

««Хочу Вас поблагодарить за эту ткань из солнца, радуги, алмазов, женских слез и благодарной мужской мысли, которая называется «Стихотворения в прозе»…
В. Анненков

«Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева – безусловно, проза, но художественная и прекрасная».

В.Брюсов

«Сам язык… гармонический, образный, тургеневский язык производит впечатление скорее стихов, чем прозы»
 А. Введенский.
Ход урока.

  1. Оргмомент:

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята!

Прозвенел уже звонок,

Начинаем мы урок.

Не труда, не физкультуры,

А урок литературы!

А чем же отличается, по-вашему, урок литературы от других уроков?

(дети высказывают предположения)

Правильно, ребята! Именно на уроке литературы мы можем поговорить о различных произведениях, поразмышлять о смысле жизни, об истинных человеческих ценностях.

Итак, мы начинаем.

  1. Учитель выразительно читает отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Бирюк».

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и трепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями…
Вы, вероятно, сможете сказать, из какого произведения и кому принадлежат эти строки. (дети отвечают).

Правильно, ребята, автор этих строк Иван Сергеевич Тургенев, известный широкому кругу читателей как прозаик. Мало кто знает, что первые его литературные опыты были поэтическими.

  1. Аналитическая работа с текстом.

Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит открыть особый мир этого писателя, прикоснуться к тайне его творчества. Ребята, возьмите карточку зеленого цвета и прочитайте тексты. (один ученик выразительно читает вслух, остальные – про себя)


1.Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило.
И.С. Тургенев


2. Я помню сам старинный, грустный сад,
Спокойный пруд, широкий, молчаливый…
Я помню: волны мелкие дрожат
У берега в тени плакучей ивы;
Я помню - много лет тому назад-
Я в том саду хожу в траве высокой
(Дорожки все травою поросли),
Заря так дивно рдеет… блеск глубокой
Раскинулся от неба до земли…
Хожу, брожу задумчивый, усталый,
О женщине мечтаю небывалой…
И.С. Тургенев
Учитель: Что  объединяет эти два отрывка? (автор - И.С.Тургенев, тема - описание природы)
-    А какие отличия вы заметили? (1 - проза, 2 - стихотворение)
-    Давайте вспомним, что отличает прозу от поэзии. Для этого поработаем с таблицей. Возьмите карточку розового цвета. Проанализируйте содержание среднего столбца и заполните графы "Поэзия" и "Проза".

Поэзия

Содержание

Проза

+

Рифма

-

+

Ритм

-

+

Размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)

-

Чаще небольшой

Объём

Больше, чем стихи

Строфы, строки

Способ размещения на листе

Сплошной текст

Передать чувства, переживания, впечатления, эмоции автора. Сюжет отсутствует

Цель

Передать сюжет, вызвать какие-то представления. Пересказ рассказа, романа возможен, а стихотворения – нет.

^ Учитель: Вывод: итак, какие признаки характерны для прозаического произведения? А для поэтического? (дети отвечают)

Молодцы, ребята. Таблица нам еще пригодится, не прячьте ее далеко.
IV.    Постановка проблемы.
Учитель: а теперь обратитесь к учебнику. В нём вам предлагается новое произведение. «Близнецы»
Посмотрите, кто его автор? Да, снова И.С. Тургенев. Читать этот текст мы будем вместе: я вслух, а вы про себя. Слушайте внимательно и попробуйте определить: текст, с которым мы познакомимся, является поэтическим или прозаическим. Постарайтесь доказать свое мнение, опираясь на заполненную таблицу. (Читает стихотворение «Близнецы»)


  1. Поиск решения

Учитель: Какими чертами обладает прочитанный нами текст?
(Ответы детей: Отсутствие ритма, рифмы и размера, небольшой объем,
передача мыслей, чувств, эмоций автора).
Учитель: Что же перед нами: поэзия или проза?
(Стихотворение в прозе)
Учитель: Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
(Стихотворение в прозе И.С.Тургенева). (Дети записывают тему урока в тетради). Какие же цели поставим мы для себя на уроке? (дети высказывают предположительные цели, учитель обобщает)
Что ж, друзья, в путь, к осуществлению целей! Опираясь на выводы таблицы, собственные наблюдения, попытайтесь сформулировать определение жанра стихотворения в прозе.
(звучат предположения учащихся)
VI.    Выражение решения.
 Давайте посмотрим на доску, где записано определение жанра стихотворения в прозе. (один из уч-ся читает вслух)

Стихотворение в прозе - это лирическое произведение в прозаической форме. Для стихотворений в прозе характерны все признаки лирического стихотворения, их объединяют и общие черты: автобиографичность, рассказ от первого лица, исповедальность дневниковой записи, философские раздумья над важнейшими вопросами, доверительное общение с читателем.


VII.    Аналитическая работа с текстом.


1.    Сообщение учащегося: В последние годы жизни Иван Сергеевич создает цикл стихотворений в прозе, который включает в себя 83 миниатюры. Как бы сложилась судьба этих произведений, трудно сказать. Сам писатель считал их лишь эскизами своих будущих произведений, которые могли бы навсегда остаться в архивах. Но к нашему счастью, в Париж, к смертельно больному Тургеневу приехал друг писателя, редактор журнала "Вестник Европы" Михаил Матвеевич Стасюлевич. Вот как вспоминал он это событие:
"… я заехал к Тургеневу в начале августа (ровно за год до смерти)… Среди разговора я спросил, не читал ли он в английских газетах приятное известие, будто он дописывает большой роман. Тургенев отрицал этот слух. "Впрочем, хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать". Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель,…откуда вынул большую папку написанных листков различного формата и цвета, объяснил, что это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры. Точно так же  и Тургенев, при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли, писал на первом попавшемся клочке бумаги и складывал все в портфель". Именно Стасюлевич дал этим произведениям  общее название "Стихотворения в прозе".

Учитель: (Обращение к эпиграфам к уроку. Зачитать их.) Вслушайтесь в высказывания известных поэтов о стихотворениях в прозе Тургенева. В них дана очень высокая оценка последнего творения великого русского писателя, певца природы, Родины, России. Мысль о любви к родному языку, к родному народу звучит в одном из лучших стихотворений, которое завершает цикл. Это стихотворение «Русский язык»


2.    Анализ стихотворения в прозе "Русский язык".
-    Чтение стихотворения учащимися.
Учитель: Можно ли считать этот текст стихотворением в прозе?

(Да. Маленький объем, отсутствие ритма, рифмы, размера, проникнуто патриотическим пафосом, гордостью за свой народ, его историю, культуру, язык)
Учитель: Какими Эпитетами характеризует Тургенев русский язык? (Великий, могучий, правдивый, свободный).
Учитель: Как вы понимаете последние предложение? Можно ли его считать риторическим восклицанием?

(Да, можно. Риторическое восклицание предполагает утверждение, которое невозможно оспорить. ) (Риторическое восклицание – прием ораторской речи, содержащий в себе утверждение, не допускающее возражений.)

  • Учитель: Действительно, С какой силой звучит проникновенная любовь к родине, к родному языку, к будущему русского народа. Тургеневу была свойственна обострённая чуткость к слову. И нам он завещал относиться к слову бережно, с вниманием, с любовью.
    3.    Вывод учителя.
    Особенность, а скорее ценность этого жанра в том, что, не придерживаясь строгой ритмической формы, можно легко, свободно, даже в какой-то мере музыкально изложить свои раздумья, переживания, мечтания на бумаге. Сейчас мы познакомимся ещё с одним произведением - это стихотворение в прозе "Воробей". Читая текст самостоятельно, попробуйте определить основную тему этого стихотворения в прозе.
    ( дети самостоятельно читают)
    Учитель: Какова же основная тема этого стихотворения в прозе?
    Учитель: Найдите в тексте фразу, которая послужит доказательством ваших выводов.
    4.    ^ Вывод учителя. Любовь – сильней всего. Любовь – сильнее смерти и страха смерти. Только ею движется жизнь. Последний абзац – апофеоз счастья, счастья от сделанного открытия, от справедливости закона, которому подчиняется мир.
    Действительно,  автор благоговел перед этой всепобеждающей любовью, которая сильнее смерти и страха смерти.
    VIII.    А в качестве домашнего задания я рекомендую прочитать другие стихотворения в прозе, представленные в вашем учебнике на странице 224-225.
    IX.    Подведение итогов урока.

Ребята,  что нового вы узнали сегодня на уроке?

 Какие возможности предоставляет этот жанр мастеру слова?


  X.     Реализация продукта
Учитель: Какие чувства, эмоции, раздумья вызвали у вас прочитанные сегодня произведения? Свои размышления вы можете оформить в виде маленького стихотворения или сочинения-миниатюры. А может быть, кому-то удастся создать стихотворение в прозе. Для выполнения этой работы воспользуйтесь карточкой синего цвета.

Учитель: Ребята, может быть, кто-то готов поделиться своими размышлениями.
(Беседа по ситуации)
XI.    Заключительное слово учителя:
     Так сложилось, что большую часть своей жизни И.С. провел за границей, но он, как никто другой, любил Россию. Смертельно больной, живя во Франции, он понимал, что уже никогда не сможет вернуться домой, поэтому все его думы, все мечты были о Родине, именно это помогало Тургеневу мужественно переносить боль. Когда перечитываешь стихотворения в прозе, рождаются строки… Несколько таких поэтических строк я хочу подарить вам.
( учитель читает)
Жизнь в Париже - реальность это,
А у Тургенева особая мечта:
Россия - вся в ромашки, васильки одета -
Осталась для писателя одна и навсегда.
И если возвратиться нет возможности,
Осуществить заветную мечту.
Перо, бумага и, конечно, творчество
Помогут мысленно увидеть всю страну.


Ребята, я хочу вам пожелать: мечтайте и творите как можно больше. Это поможет сделать жизнь ярче, разнообразнее и счастливее. Спасибо за урок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева\" iconУрок литературы в 6 «В «классе Тема урока: «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева
...

\"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева\" iconУрока стихотворения в прозе И. С. Тургенева (Тема урока)
Цель урока: развитие духовно – нравственных качеств личности в процессе изучения стихотворений в прозе И. С. Тургенева

\"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева\" iconУрок литературы на тему: «Художественное своеобразие стихотворения...
Цель урока: выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий»

\"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева\" icon"Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева
Обучающие: познакомить учащихся с новым жанром лирики-стихотворения в прозе; учить приемам исследовательского характера, аналитической...

\"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева\" iconТема: Стихотворения в прозе И. С. Тургенева. 7 кл
Стихотворения в прозе были написаны Тургеневым за границей в последние годы его жизни, в них отразился сам писатель, его восхитительный...

\"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева\" iconТема: Стихотворения в прозе И. С. Тургенева. Класс
Стихотворения в прозе были написаны Тургеневым за границей в последние годы его жизни, в них отразился сам писатель, его восхитительный...

\"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева\" iconСочинение-отзыв о стихотворении в прозе ''Деревня'' И. С. Тургенева
Произведение И. С. Тургенева ''Деревня'' не оставило меня равнодушной, оно нашло отзыв в моем сердце. Мне хотелось перечитывать его...

\"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева\" iconНашего урока "Стихотворения в прозе И. С. Тургенева гимн вечной жизни"
Воспитание любви к родине на примере умения любить родину великого мастера слова – Ивана Сергеевича Тургенева

\"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева\" iconСтихотворение в прозе И. С. Тургенева
Цель: углубление знаний учащихся о творчестве И. С. Тургенева, создавшего цикл «Стихотворений в прозе» нового для учащихся жанра

\"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева\" iconПлан-конспект урока «Как хороши, как свежи были розы» (опыт прочтения...
«Как хороши, как свежи были розы» (опыт прочтения стихотворения в прозе И. С. Тургенева)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница