«Обобщение по теме «Односоставные предложения»




Скачать 58.25 Kb.
Название«Обобщение по теме «Односоставные предложения»
Дата публикации30.09.2014
Размер58.25 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
Тема:

«Обобщение по теме «Односоставные предложения».

Цели:

  1. Образовательная: повторить и обобщить материал по теме: «Односоставные предложения, увидеть своеобразие односоставных предложений.

  2. Развивающая: развивать речь, внимание, орфографическую и пунктуационную зоркость.

  3. Воспитательная: воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы и конкретно к творчеству А.С.Пушкина.



Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Основная часть.

- Здравствуй те, ребята.

Готовясь к сегодняшнему уроку, я вспомнила двух учёных: Архимеда и Ньютона; с какой лёгкостю они совершали свои открытия. Яблоко на голову упало – закон Ньютона. Архимед вообще во время приёма ванны сделал своё открытие, воскликнув: «Эврика». В современном мире, к сожалению, многое уже открыто. Но не стоит отчаиваться. Давайте будем считать нашим открытием любое новое знание.
Посмотрите на экран
Слайд 1.

К.Г.Паустовский:

«С русским языком можно творить чудеса».

-Дайте, пожалуйста, характеристику этого предложения.

(Повеств, невоскл, прост, односоставное,б/л, распр,ничем не осл).

- Как вы думаете, какие предложения по характеру грамматической основы будут предметом нашего сегодняшнего урока? (Односоставные)

(Правильно,сегодня на уроке мы будем повторять все виды односоставных предложений).

- А поможет нам в этом А.С.Пушкин.На примерах его произведений мы обобщим наши знания по теме, ещё раз восхитимся талантом великого поэта и увидим, как ему удаётся «творить чудеса» с русским языком.
Слайд 2.

Итак, тема нашего урока: «Обобщение по теме «Односоставные предложения».

(В тетрадях записываем число и тему.)

Повторение теоретических сведений.
-Скажите, пожалуйста, что называется односоставным предложением.(Предложения с одним главным членом называется односоставным).

-Правильно. Односоставные предложения могут выступать и самостоятельно, и в составе сложных предложений.

- Сейчас вам предстоит вспомнить всё, что вы знаете об односоставных предложениях.
А сейчас я предлагаю вашему вниманию так называемые «Тонкие вопросы».(эти вопросы предполагают односложные ответы).

В ответ на вопрос вы поднимаете сигнальную карточку «Да» или «Нет».

  1. О/л, н/л, об/л, б/л… Я назвала все виды односоставных предложений? (Нет)

  2. Б/л предложения употребляются для описания состояния природы, человека, животных? (Да).

  3. Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да).

  4. В назывном предложении главный член может быть выражен или существительным в им. пад. , или сочетанием числительного с существительным? (Да).

  5. Могут ли обстоятельства распространять назывные предложения? (Нет).


Далее переходим к «Толстым вопросам». (т.е. таким, которые требуют размышления).
Слайд 4.



  1. О каком из типов односоставных предложений пишет М.В.Ломоносов

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит»?

(Н-р: Люблю тебя, Петра творенье!)
Слайд 5.


  1. О каком из типов односоставных предложений пишет учёный-лингвист Алексей Матвеевич Пешковский?

«Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределённое».

(Н-р: Дни поздней осени бранят обыкновенно).
Слайд 6.
3. Какие предложения, по мнению Веры Васильевны Бабайцевой (автора учебника по русскому языку), являются самой пёстрой и наиболее употребляемой группой односоставных предложений? (Б/л).

(Т.к. у б/л предложений очень много значений: состояние природы,человека,животных; неизбежность чего-либо; отсутствие чего-либо. Главный член в б/л предложениях может выражаться различными грамматическими формами:безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопределённой формой глагола,кратким страдательным причастием в форме среднего рода, категорией состояния, существительным в родительном падеже с ни и не, словом нет.)

(Н-р: Быть грозе великой).
4. Л.Н.Толстой об одном из стихотворений Аф.Фета писал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».

- Какие односоставные предложения предпочитал употреблять в своей поэзии А.А.Фет? (назывные).
Слайд 7.

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск января,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!

А.Фет.

-Посмотрите на Пушкина(отрывок из «Евгения Онегина»)
Шум, хохот, беготня, поклоны,

Галоп, мазурка, вальс…

(В нескольких назывных предложениях Пушкин сумел показать жизнь светского общества в Москве, не употребив при этом ни одного глагола.)
Слайд 8.
Лингвистический анализ текста.
Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются светлые, добрые чувства.

Давайте вспомним стихотворение Пушкина «Зимнее утро».
Мороз и солнце! День чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный,-

Пора, красавица, проснись.

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!
Анализ текста( лингвистический,орф-кий,пунктуац.)

  • - Я хочу, чтобы вы объяснили мне значение слов: нега и Аврора.

Нега – блаженство, приятное состояние.

Северная Аврора – богиня утренней зари у древних римлян.


  • Каким настроением проникнуто стихотворение?

(чувством радости, счастья, автор прямо утверждает «День чудесный»)

  • Прочитайте первое предложение (Мороз и солнце!).Даже не читая текст дальше, можно представить себе красоту зимнего дня. Какое это предложение по структуре?(односоставное, назывное).Посмотрите какая точность, поэтому-то многие поэты очень любят назывные предложения.

  • Определите тему данного текста.

(Описание утра, зимней


  • Ребята, когда мы рассматриваем полотно живописи, то понимаем, что художник для изображения действительности использует определённые средства, например, краски. А чем пользуется поэт?

(Поэт использует только слова, но в этих словах всё – и краски, и звуки, и чувства).

  • Назовите ключевые слова, которые раскрывают тему текста.

(мороз, солнце, день, чудесный, нега, северной,Авроры, звездою).
-Ребята, сейчас мы постараемся собрать все орфограммы и пунтограммы в этом тексте.
^ Выборочный диктант.

(один человек идёт к доске и работает по карточке).
Слайд 9.

Задание: выписать из односоставных предложений главный член, указать, чем он выражен и определить вид односоставного предложения.

  1. В одну минуту дорогу занесло; и окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой.

  2. Еду – еду в чистом поле…

  3. Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь.

  1. Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

  1. Через несколько дней узнали, что Владимир уехал в армию.


Проверка:

  1. Занесло – безличный глагол,б/л.

  2. Еду – еду - глагол, 1-е л., ед ч., изъяв накл., о/л.

  3. Зима – им. сущ, в им. п.,назывное.

  4. Посвятим – глагол, 1-е л., мн.ч., изъяв накл.,о/л.

  5. Узнали – глагол, мн.ч., прош.вр., н/л.


Слайд 10.
Тест.

  1. Укажите односоставное о/л предложение.

а) Клочок неба, как лента, синеет над вашей головой.

б) Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия.

в) Люблю я пышное природы увяданье…

2. Определите тип предложения.

^ В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины…
а) двусоставное;

б) неопределённо-личное;

в) определённо-личное.

3. Укажите двусоставное предложение.

а) Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!

б) Дни поздней осени бранят обыкновенно.

в) У русского царя в чертогах есть палата…

4. Укажите односоставное н/л предложение.

а) Два дня ему казались новы…

б) Ведут ко мне коня…

в) Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье…

Ключ к тесту. Слайд 11.

1 б; 2 в; 3 в; 4 б.
Сочинение- миниатюра.
Слайд 12.

Я вам предлагаю написать пейзажную зарисовку (описание зимнего дня) с использованием односоставных предложений.

Тема: «И сразу вспоминаю Пушкина».
-Кто хочет прочитать своё творение?
lll.Итог урока.
Итак, сегодня на уроке мы обобщали знания по теме «Односоставные предложения». Помогал нам сам А.С.Пушкин. Вернее строки из его произведений.

Пушкин любил односоставные предложения.

Как вы думаете почему?

( Односоставные предложения помогают точно нарисовать картину, кратко выразить основную мысль, сосредотачивают внимание читателя на самом главном, позволяют в полной мере увидеть богатство нашего языка.)

Слайд 13.

Рефлексия.

Допиши предложения:

Сегодня на уроке я…

Больше всего на уроке мне понравилось…

Слайд 14.

lV. Домашнее задание:1) стр.101(вопросы);2) выписать из художественных произведений 5 односоставных предложений разных видов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Обобщение по теме «Односоставные предложения» iconУрока: Дидактическая : систематизировать навыки и умения по теме...
Обобщение и систематизация знаний по теме "Односоставные предложения". Урок в 9-м классе

«Обобщение по теме «Односоставные предложения» iconРазработка урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»

«Обобщение по теме «Односоставные предложения» iconТема : Односоставные предложения. Обобщение по теме
Умолчание» местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности» служит…»

«Обобщение по теме «Односоставные предложения» iconУрок в Школе хорошего тона (русский язык) Тема: «Односоставные предложения....
Данный урок – один из последних по теме «Односоставные предложения», он тесно связан с предыдущими темами и опирается на них

«Обобщение по теме «Односоставные предложения» iconКонспект открытого урока по теме: «Односоставные предложения»
Создать условия для актуализации комплекса знаний и способов действий по синтаксису простого предложения; обобщить и систематизировать...

«Обобщение по теме «Односоставные предложения» iconРазработка урока русского языка с текстоцентрическим подходом в 8...
Тема урока: Односоставные предложения как средство выразительности в художественном произведении

«Обобщение по теме «Односоставные предложения» iconКонспект урока русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения»
Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения

«Обобщение по теме «Односоставные предложения» iconУрока: обобщить знания по теме «Односоставные предложения»
Сегодня на уроке мы закрепим знания об односоставных предложениях, их семантике; попытаемся проследить, как работают односоставные...

«Обобщение по теме «Односоставные предложения» iconМоу есош №1
Цель: Определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме «Односоставные...

«Обобщение по теме «Односоставные предложения» iconОдносоставные предложения
Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите типы односоставных...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница