Урок литературы в 9 классе дистанционной школы. Оды М. В. Ломоносова Цель урока




Скачать 32.24 Kb.
НазваниеУрок литературы в 9 классе дистанционной школы. Оды М. В. Ломоносова Цель урока
Дата публикации02.10.2014
Размер32.24 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 9 классе дистанционной школы.

Оды М.В. Ломоносова

Цель урока:

  • знакомство с биографией Ломоносова, его ролью в развитии русской литературы,

  • знакомство с жанром “ода”,

  • выявление особенностей од Ломоносова.

Оборудование: презентация.

Ход урока

Рожденный под хладным небом северной России, с пламенным воображением рыбака сделался отцом российского красноречия и вдохновенного стихотворства…

Н.М. Карамзин

1. Вступительное слово (заранее подготовленный ученик).

М. В.Ломоносов - естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Родился 8(19) ноября в д. Денисовка (ныне с. Ломоносово) в семье помора. В 19 лет ушел учиться (с 1731 в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии). С 1742 адъюнкт, с 1745 академик Петербургской АН. В 1748 основал при АН первую в России химическую лабораторию. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755). Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. В период господства теории теплорода утверждал, что теплота обусловлена движением корпускул. Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Исключил флогистон из числа химических агентов. Заложил основы физической химии. Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Будучи сторонником деизма, материалистически рассматривал явления природы. Автор трудов по русской истории, критиковал норманнскую теорию. Крупнейший русский поэт-просветитель XVIII в., один из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками мозаичные картины. Член Академии художеств (1763). Похоронен в Санкт-Петербурге в Некрополе XVIII в..

^ 2. Работа с учебником-хрестоматией.

После прочтения статьи учебника (стр. 51-53) школьники отвечают на вопросы. (вопросы и задания размещены на слайдах презентации).

^ Чтение отрывков из произведений Ломоносова (сопровождается пояснениями с карточек).

К статуе Петра”. Выразительно читает учитель.

Дополнение: Карточка 1. (заранее подготовленный ученик)

Фигура Петра I всегда была для Ломоносова идеалом государя: он был прежде всего работником на благ России. Он ценит в царе то, что он “царствуя служил”, “свои законы сам примером утвердил”, “монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки” (Пётр, под видом простого офицера обучался в Голландии корабельному делу); также Ломоносов относит к великим деяниям то, что царь “строил град”, “художников сбирал и обучал солдат”. В многочисленных надписях, одах, посвящённых Петру I, поэт наделяет императора такими эпитетами, как “премудрый герой”, “Отечества отец”. Ломоносов посвятил Петру и Полтавской битве огромное мозаичное полотно, которое было не только результатом открытий Ломоносова в химии, но и было ярким художественным произведением. Похвальная надпись, которая приведена в учебнике, была сделана в 1746 году, когда была сооружена статуя царя.

Ода на день восшествия…”. Отрывок из оды выразительно читает ученик.

Карточка 2. (заранее подготовленный ученик)

В ноябре 1741г, через 15 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя – Елизавета Петровна. С её именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу – продолжит развивать науки, ремёсла, промышленность России. В это верил и Ломоносов.

^ Случились вместе два астронома в пиру”.

Чтение текста (выразительно читает учитель).

3. Обсуждение стихотворения и определение признаков “низкого штиля”: (как итог прочитанного данного стихотворного текста).

  • предмет изображения – не высокая и важная тема государственного служения, а шутка;

  • небольшой объём произведения.;

  • отсутствие “высокой” лексики, присутствие обыденных персонажей – повара, предметов быта: очаг, жаркое.

4. Подведение итогов урока.

Запись домашнего задания. ( размещено на слайде!)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 9 классе дистанционной школы. Оды М. В. Ломоносова Цель урока iconУрок литературы в 9 классе по теме «Русский классицизм. М. В. Ломоносов...
Цели: 1 познакомить учащихся с основными особенностями классицизма как литературного направления 2 в ходе анализа «Оды на день восшествия…»...

Урок литературы в 9 классе дистанционной школы. Оды М. В. Ломоносова Цель урока iconК проблеме своеобразия жанра оды. Жанровая природа «Стихов похвальных...

Урок литературы в 9 классе дистанционной школы. Оды М. В. Ломоносова Цель урока iconФункции тематического комплекса «свет» в системе торжественной оды м. В. Ломоносова
Работа выполнена на кафедре теории литературы и истории русской литературы государственного образовательного учреждения высшего профессионального...

Урок литературы в 9 классе дистанционной школы. Оды М. В. Ломоносова Цель урока iconУрок внеклассного чтения в 7 классе «Жизни и деятельность М. В. Ломоносова»
Оборудование: оформление доски в центре экран, справа название темы урока «Жизни и деятельность М. В. Ломоносова» и портрет, слева...

Урок литературы в 9 классе дистанционной школы. Оды М. В. Ломоносова Цель урока iconУрок литературы в 9 классе Тема урока «М. В. Ломоносов поэт гражданин....
Тема урока «М. В. Ломоносов – поэт – гражданин. Изучение «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни...

Урок литературы в 9 классе дистанционной школы. Оды М. В. Ломоносова Цель урока iconУрок литературы в 8 классе Тема урока: «Поэтический образ зимы в...
Цель урока: сформировать представление о художественном произведении как о звене единой художественной системы

Урок литературы в 9 классе дистанционной школы. Оды М. В. Ломоносова Цель урока iconУрок литературы в шестом классе. Тема урока
...

Урок литературы в 9 классе дистанционной школы. Оды М. В. Ломоносова Цель урока iconИсследовательская работа по теме: «Оды М. В. Ломоносова»
«Любой век, любая эпоха нашей жизни всегда приукрашена чьей-либо яркой жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское...

Урок литературы в 9 классе дистанционной школы. Оды М. В. Ломоносова Цель урока iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок литературы в 9 классе дистанционной школы. Оды М. В. Ломоносова Цель урока iconУрок по литературе в 9 классе Ломоносов- сын своего отечества
Задачи: изучить факты биографии М. В. Ломоносова, развивать интерес к его литературному творчеству, воспитывать чувство патриотизма...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница