Скачать 67.03 Kb.
|
Содержание А называются они ДЕЕПРИЧАСТИЯ(особая форма глагола). Тема нашего урока. Запишем в справочники.Саути роберт |
Конспект урока по теме « Особые формы глагола. Понятие о деепричастии» Генкина Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы Тип урока: комбинированный. (Обобщение и систематизация по теме «Причастие». Новая тема. Понятие о деепричастии). Форма: интегрированный урок с применением системы мультимедиа. Метод: исследовательский. Цели урока:
Задачи урока: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Учебные:
Ход урока.
Здравствуйте! У нас сегодня необыкновенный урок. На нем присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.
Сегодня наш урок будет состоять из 2 частей. Первая часть урока будет посвящена большой и сложной теме «Причастие». Мы должны подвести итоги, обобщить и систематизировать знания, полученные по данной теме. А во 2 части урока познакомимся с новой темой. А будем мы говорить еще об одной неопределенной форме глагола – деепричастии. 1 часть. Начнем с проверки домашнего задания. Домашнее задание к сегодняшнему заключительному уроку по теме «Причастие» выполнялось вами постепенно в несколько этапов. В его основе лежит ваша исследовательская, проектная работа по описанию картин великого художника-мариниста И.К.Айвазовского. Давайте вспомним, как это было. ![]() ![]() ![]() ![]() 1 этап Мы посетили Русский музей. Познакомились с полотнами И.К. Айвазовского. Разделились на 4 команды, каждая из которых должна была найти нужную картину и выполнить мои задания. Подобрать к описанию существительные, глаголы, прилагательные, наречия, причастия, составить словосочетания , предложения с причастными оборотами. Рассказать, что изображено на картине. Описать картину по предложенному плану. 1гр.-«Волна» ; 2гр. ––«Вид Одессы в лунную ночь» ,3 гр.-«Девятый вал» ; 4гр.»Лунная ночь». 2 этап. Домашнее задание было подобрать стихотворение ,отражающее настроение вашей картины. Уже на следующем уроке , вооружившись впечатлениями и собственными наработками ,мы продолжили работу. Так же в группах вам предстояло написать коллективное сочинение-описание по картине, обязательно использовав в нем причастия и причастные обороты. 3 этап. Составить для команд класса вопросы и задания по теме «Причастия», опираясь на тот материал ,с которым вы работали. 4 этап. Заключительный. И это было вашим домашним заданием. Презентовать все вышеизложенное. У 4 команды было очень ответственное задание подвести итоги нашему проекту « Изучая причастие». Начнем! 3.Работа с презентациями. 4. Подведение итогов работы с презентациями учащихся. (презентации прилагаются) 2 часть урока. 1.Сегодня я вас хочу познакомить еще с одной картиной А.К. Айвазовского. «Прощание Пушкина с морем» 1887 г. Находится она во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге. Это полотно еще называют « Прощай, свободная стихия…». Помните, у Александра Сергеевича есть такие строчки: Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой! «К морю» Картина была создана в год 50-летия со дня гибели поэта. Работал Айвазовский в содружестве с еще одним великим мастером – Ильей Репиным. Надо сказать, что море изобразил Айвазовский, а вот фигуру Пушкина И. Репин ( Айвазовский считал, что сам не силен в портретах). Личность Пушкина была чрезвычайно интересна Айвазовскому. Он создал более 20 картин, где изобразил поэта на фоне Черного моря. Два художника были лично знакомы и восхищались друг другом. Их встреча состоялась на выставке работ Айвазовского в Петербурге в 1836 году. На картине Айвазовский изобразил море не спокойным и тихим, а бушующим. Морские волны не голубые, как в стихотворении Пушкина, а темные. Волны грозно наваливаются на берег, разбиваясь о прибрежные скалы. Взгляд Пушкина обращен к морю, в нем грусть, сожаление, обещение помнить вечно. Это действительно последняя их встреча. Пушкин стоит на скале у самой воды. Лицо поэта светло и спокойно. Он ,прощаясь, как будто говорит что-то морю. Быть может читает ему свои стихи: «Прощай, свободная стихия!....» Заканчивается Южная ссылка , а впереди поэта ждет уже новая – Северная в Михайловское (родовое поместье его матери) 2.Задание №1 Сравните ![]() Задание №2 Объясните значение слов. Стихия – явление природы, отличающееся разрушительной силой. Рокот – однообразные раскатистые звуки. Предвидение – способность предвидеть будущее, предугадывать, что должно произойти. Задание №3 ![]() Давайте назовем слова, помогающие увидеть картину движения. Найти основное и добавочное действие. Задать вопрос. Какая часть речи отвечает на тот же вопрос? Как? Каким образом? Что такое наречие? Посмотрим, изменяется ли слово ,обозначающее добавочное действие? Какая часть речи не изменяется в русском языке? Итак, перед нами слова, которые как и глагол обозначают действие, но при этом, как наречия не изменяются и отвечают на те же вопросы, соответственно являются таким же членом предложения, что и наречия. ^ ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Задание №4 Продолжим нашу запись в справочник. Отвечает на вопросы……. ![]() ![]() Задание №5 ![]() Задание №6 ![]() Что такое деепричастный оборот? ![]() Выделяю и подчеркиваю деепричастный оборот .Обращаю внимание на то, что деепричастный оборот и одиночные деепричастия выделяется всегда запятыми в отличии от причастного. Конечно есть исключения, но о них мы будем говорить на след. уроках. Задание №7 ![]() ![]() Синтаксический разбор предложения.. Задание №8 Хочу вас познакомить со стихотворением Роберта Саути , английского поэта-романтика 19 века. «Лодорский водопад» А.Пушкин высоко ценил его творчество и даже подражал. В. Жуковский перевел несколько его стихотворений. ![]() ^ Лодорский водопад Как падают воды в Лодоре? Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Свиваясь, Вздуваясь, Вздымаясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, - Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! ![]() Перевод А. Шмульяна Поэт-переводчик, писатель-фантаст) 1940 год. Задание №9 ![]() Задание №10 Слайд В чем необычность стихотворения?( Состоит из 48 деепричастий и 1 д.о.). Какой художественный Эффект достигается использованием такого количества деепричастий? ? Почему записано столь необычно? ? Найти деепричастие, определить вид ? В чем особенность деепричастий? = все несовершенного вида, обозначают постоянность действия. ? А если заменить все деепричастия глаголами того же вида? Что исчезнет? = напряженность действия, созданная картина резко падающей воды. ![]() Какие приемы еще использует автор? ![]() ![]() Задание№11 ![]() ![]() Итоги урока. Оценки за урок. ![]() |
![]() | Цель: Не только обобщить и систематизировать материал по теме «Причастие и деепричастие», но и сравнить эти две части речи (особые... | ![]() | Закрепить и обобщить знания о глаголе, как части речи: неопределенной форме глагола, временах глагола, спряжении, правописание безударных... |
![]() | Обучающие: закреплять навыки правильного написания окончаний глаголов; упражнять в определении спряжения глагола; формировать умения... | ![]() | ... |
![]() | На основе наблюдений выяснить и сделать вывод о роли неопределенной формы глагола | ![]() | В процессе изучения морфологии на данном этапе наблюдаются некоторые противоречия, а именно, в морфемном разборе неопределенной формы... |
![]() | Познакомить с неопределенной формой как начальной формой глагола. Продолжить знакомство с глаголами звучания, как средством выразительности... | ![]() | Название работы: Урок русского языка в 4 классе «Спряжение глагола». Технологическая карта урока |
![]() | Тип учебного занятия: урок повторения ранее изученного материала и закрепление имеющихся знаний по теме | ![]() | Конкретные цели урока: Повторить правописание гласных и согласных в разных морфемах; закрепить правописание «не» с глаголом |