Методическая разработка учебного занятия на тему «Язык душа народа»




Скачать 259.81 Kb.
НазваниеМетодическая разработка учебного занятия на тему «Язык душа народа»
страница1/2
Дата публикации05.10.2014
Размер259.81 Kb.
ТипМетодическая разработка
lit-yaz.ru > Литература > Методическая разработка
  1   2
autoshape 624ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г.МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ № 2

(ГБОУ СПО ПТ № 2)


АВТОР: ТЕЛЯТНИКОВА НИНА АНАТОЛЬЕВНА преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО ПТ № 2
2013год




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ




на тему «Язык – душа народа»



autoshape 623
СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка.

II. Методическая разработка учебного занятия «Язык – душа народа».
III. Приложения:

    1. Анкета.

    2. Кирилл и Мефодий.

    3. Русский папирус (берестяные грамоты).

    4. Самые древние книги славянского мира.

    5. Судьба книги «Слово о Полку Игореве».

    6. Плач Ярославны.

    7. Сеятель книжных слов.

    8. Книгопечатание и книгопечатники.

    9. Роль А.С. Пушкина в развитии литературного языка.

    10. А.С. Пушкин «Пророк».

    11. Охота за словами.

    12. Толковые словари.

    13. В.С. Шефнер «Слова».

    14. Сабир Абдулла «Русский язык»

    15. Поэт А. Дементьев.

    16. А.Пахмутова и Н. Добронравов.


IV. Использованная литература.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из направлений Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016гг) «Развитие образования г. Москвы» («Столичное образование») является разработка  и реализация программ профессиональной подготовки, переподготовки  и социально-культурной адаптации трудовых мигрантов. Предлагаемое занятие разработано с целью развития эффективности педагогической деятельности, направленной на культурно - языковую и социально - психологическую интеграцию мигрантов в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, укрепления атмосферы межнационального согласия и гражданского единства. Учебное занятие «Язык - душа народа» рассчитано на один академический час. Вначале всем присутствующим, в том числе педагогам и гостям, раздаются специальные анкеты. В течение учебного занятия эти анкеты должны быть заполнены. В конце занятия преподаватель собирает у обучающихся заполненные анкеты для проверки и выставления оценок. Методическая разработка сопровождается сносками и комментариями. Кабинет, в котором будет проходить мероприятия, необходимо соответствующе оформить (тематический стенд, выставка книг, портреты писателей и выдающихся филологов и др.). В кабинете также должно быть необходимое оборудование (персональный компьютер, плазменная панель, телевизор, DVD – плеер и др.) В учебном занятии необходимо задействовать как обучающихся из числа мигрантов, так и москвичей. Совместная деятельность способствует сближению людей разных культур, развивает у коренных жителей чувство здорового патриотизма и уважение к человеку другой национальности, формирует у обучающихся навыки бесконфликтного общения и толерантного сознания. Предполагаемым результатом занятия должно стать положительное отношение мигрантов к российской культуре, истории и традициям, повышение уровня знания государственного (русского языка).

«Язык – душа народа»

(Н.В.Гоголь)
Цель занятия: культурно-языковая и социально-психологическая адаптация мигрантов в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Освоение государственного (русского) языка.
^ Задачи занятия:

- укрепление атмосферы межнационального согласия и гражданского единства.

- формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций.

- развитие речи, аналитического мышления.

- воспитание патриотизма, уважения к российской истории, культуре и русскому языку.
^ Материально-техническое оснащение:

- стенд «Язык – душа народа»;

- выставка книг (словари, сборник стихов А.С. Пушкина, «Слово о полку Игореве» и др.);

- портреты писателей и выдающихся филологов;

- ЖК-панель (демонстрация презентации);

- DVD-установка (демонстрация видеоролика и фрагментов видеофильмов);

- телевизор.
^ Используемые образовательные технологии: информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, саморазвития
Формы и методы работы на занятии.

Методы - информационный, частично-поисковый, наглядный, проблемный, проектно-исследовательский (модульно-компетентностный подход).

Формы – индивидуальная и групповая работа, самостоятельная работа в виде проектной деятельности.
В результате работы на занятии у обучающихся формируются следующие общие компетенции:

  • организация собственной деятельности;

  • развитие речи и аналитического мышления;

  • осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения поставленных задач, профессионального и личностного роста;

  • работать в коллективе и команде.


План проведения занятия.


  1. Вступительное слово преподавателя, сообщение темы и целей занятия, информация преподавателя в продолжение всего занятия.

  2. Выступление студентов с докладами, демонстрация презентации, чтение стихов наизусть, просмотр видеоролика;

  3. Подведение итогов занятия, домашнее задание.


^ ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

1. Выступление преподавателя, сообщение темы и целей занятия, с информация о миграционной ситуации в Москве и в колледже, о роли русского языка как языка межнационального общения.
Преподаватель: В настоящее время Москва является крупнейшим в Европе центром миграционного притяжения. В Москве имеются значительные возможности для образования, медицинского обслуживания и занятия трудовой деятельностью как граждан России, так и иностранцев из ближнего и дальнего зарубежья. В нашем колледже обучаются ребята из стран СНГ. Необходимо помочь им интегрироваться в наше общество, помочь им лучше освоить русский язык. Ну а начнём мы, конечно, с истории нашего языка.
^ Далее все обучающиеся и гости, присутствующие на занятии, получают специально разработанные анкеты, которые должны быть заполнены в течение занятия (приложение №1, слайд № 1 «Язык - душа народа»).
2.Сообщение студента о славянских просветителях Кирилле и Мефодии, о

Кириллице (приложение №2, слайды №2 и №3, «Кирилл и Мефодий», «Кириллица».).
3. Фрагмент видеофильма «Повесть о славянских письменах».
Преподаватель: Вы познакомились с историей русской азбуки, на основе которой создавались церковные книги. В древности книга была большой ценностью, так как бумага была недоступна простым людям. Что использовалось в народе вместо бумаги? (береста)
4. Сообщение студента о берестяных грамотах («Русский папирус», приложение №3, слайд №4 «Берестяные грамоты»).
Преподаватель: ^ А сейчас послушайте информацию о том, какие русские книги считаются самыми древними. Не забывайте об анкете.
5. Информация преподавателя о самых древних славянских книгах «Остромирово Евангелие» и

«Новгородская псалтирь» (приложение № 4, Слайды №5 и №6 «Остромирово Евангелие», «Новгородская Псалтирь»).
Преподаватель: ^ Одним из замечательных памятников древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве» - книга с трудной судьбой. Послушайте сообщение о ней.
6. Сообщение студента об истории обретения книги «Слово о полку Игореве»

(«Слово о «Слове», приложение № 5, слайд №7 «Баян»).
7. Студентка зачитывает фрагмент из книги «Слово о полку Игореве» («Плач Ярославны», приложение №6, слайд№8 «Плач Ярославны»).
Преподаватель: Кто создал первую библиотеку? Кому в столице Древней Руси, Киеве, поставили памятник за просветительскую деятельность? Кто создал первую русскую печатную книгу? Как она называется? Ответы на эти вопросы вы узнаете из следующих сообщений.
8. Сообщение студента о Ярославе Мудром («Сеятель книжных слов», приложение №7, слайды № 9, №10 и №11, «Ярослав Мудрый», «Собор Святой Софии», «Памятник Ярославу Мудрому в Киеве»).
9. Информация преподавателя о книгопечатнике Иване Фёдорове (приложение №8, слайд №12 «Памятники Ивану Фёдорову»).
10. Фрагмент художественного фильма «Первопечатник Иван Фёдоров».
Преподаватель: Древнерусская литература преимущественно была религиозная, но с середины XVII века ситуация стала меняться…
11. Сообщение студента о роли А.С.Пушкина в развитии русского литературного языка

(приложение № 9, слайд №13, № 14, «М.В.Ломоносов», «А.С.Пушкин»).
12. Чтение студентом стихотворения А.С.Пушкина «Пророк» (приложение №10).

Преподаватель: Говоря о замечательных книгах, выдающихся просветителях, великих мастерах слова, нельзя не сказать о людях, которые поиску слов посвящали лучшие годы своей жизни. Одним из таких любителей русского языка являлся В.И.Даль.
15. Сообщение студента о В.И.Дале («Охота за словами», приложение № 11, слайд № 15 «В.Петров. «^ Портрет писателя В.И.Даля»).

Преподаватель: Большой вклад в изучение русского языка внесли выдающиеся учёные ХХ века, которые создали замечательные словари.
16. Сообщение студента о словарях и их авторах (приложение № 12, слайд № 16 и №17 «Д.Н.Ушаков», «С.И.Ожегов»).
Преподаватель: Итак, в «Словаре современного русского языка» зафиксировано около 120 тысяч слов. Но среди этого огромного количества, есть такие слова, к которым не может быть равнодушен ни один человек.
17. Чтение студентом фрагмента стихотворения В. Шефнера «Слова» (приложение №13, слайд № 18 «Слава. Родина. Верность. Свобода. Честь»).
18. Видеофрагмент выступления В.Путина на заседании совета по межнациональным отношениям19 февраля 2013г. (О роли русского языка в современной жизни. 02-03.07 мин.).
19. Чтение студентом стихотворения узбекского поэта С. Абдуллы «Русский язык» (приложение № 14, слайд № 19).

Преподаватель: ХХ век подарил русской литературе ряд замечательных имён. Среди них: А.Ахматова, В.Шефнер, А.Дементьев ( привести в пример строки из известных стихотв. А.Дементьева: «Над землёй летели лебеди…»; « А мне приснился сон…»; « Не смейте забывать учителей….» и др.), Н. Добронравов ( о нём), (слайды № 20, №21 , №22 «А.Дементьев», «Н. Добронравов», «А. Пахмутова и Н. Добронравов»).
18. Просмотр видеоролика. Песня «Моя Родина». Муз. А.Пахмутовой, ст. Н.Добронравова.
19. Подведение итогов. Сбор анкет (слайд №23 «24 мая - День славянской письменности и культуры. 6 июня – День русского языка»)
20. Домашнее задание. Написать отзыв об уроке в форме эссе. ( Я присутствовал на уроке «Язык – душа народа» и понял, что….)
В конце занятия преподаватель ставит оценки, всем выступавшим. Оценки за проверенные анкеты будут выставлены позже.

Приложение №1

Анкета

1. В чём великая заслуга Кирилла и Мефодия перед славянами? (создали славянскую азбуку)

2. Какая книга первой была переведена Кириллом и Мефодием на славянский язык?

(Евангелие)

3.Что принято называть русским папирусом? (берестяные грамоты)

4. В каком городе впервые в середине ХХ в. были найдены берестяные грамоты, к какому

веку они относятся? (в Новгороде, относятся к XI-XV вв.)

5. Какой памятник древнерусской литературы неизвестного автора был в начале XVIII в. приобретён любителем старины А.И.Мусиным-Пушкиным? («Слово о полку Игореве»).

6. Кто считается первым русским книгопечатником? (Иван Фёдоров).

7. Как называется первая русская печатная книга? («Апостол», 1564г.)

8.О ком это сказано: «Сеял в сердцах людей книжные слова»? (О Ярославе Мудром, который организовал первую на Руси библиотеку).

9. Какие две книги считаются самыми древними книгами Руси? («Новгородская Псалтирь» - созд. не позднее 1030г.; «Остромирово Евангелие» - 1056 -1057гг.)

10. Как называется самый знаменитый русский словарь? Кто его автор? («Толковый словарь живого великорусского языка». В.И.Даль)

11. Кто является основоположником русского литературного языка? (А.С.Пушкин)

12. Сколько слов содержится в семнадцатитомном «Словаре современного русского литературного языка»? (около 120 тысяч).

13. Когда в России отмечается День русского языка? (6 июня)

14. Когда в России отмечается День славянской письменности и культуры? (24 мая)





Приложение №2

Кирилл и Мефодий
Братья Константин (Кирилл – церковное имя) и Мефодий родились в г. Солуни (ныне Салоники в Греции), где издавна жило много славян. Константин и Мефодий с детства знали славянские наречия и обычаи. Оба брата в молодости получили хорошее образование. Им было поручено научить славян вести церковную службу на родном языке.

^ Первой книгой, переведённой Константином и Мефодием на славянский язык, стало «Евангелие». Затем они перевели «Апостол», «Псалтирь» и весь чин церковного богослужения. Константин создал оригинальную, хорошо приспособленную к записи славянской речи азбуку, получившую название кириллица, в честь его церковного имени.

Так был создан первый общеславянский литературный язык – язык славянских переводов греческих церковных книг. Его обычно называют старославянским языком.

Кириллица в несколько изменённом виде до сих пор используется русскими, белорусами, украинцами, сербами, болгарами, македонцами и другими народами, причём не только славянского происхождения. За свою подвижническую деятельность великие братья были причислены к лику святых.








Приложение №3

«Русский папирус» (берестяные грамоты)
^ В середине ХХ в. в Новгороде археологи нашли берестяные грамоты, которые ещё называют «русским папирусом». С берестяных грамот зазвучали живые голоса, народная речь. Практически все найденные грамоты написаны простыми людьми. Позже берестяные письмена обнаружили в Пскове, Смоленске, Витебске и Старой Руссе.

Благодаря этим находкам стало ясно, что грамотность в Древней Руси была широко распространена. Берестяные грамоты – подлинно народная корреспонденция. Здесь и частные письма с бытовыми и деловыми вопросами, и хозяйственные документы, и жалобы, адресованные правительству и высшим государственным лицам, и школьные записи, и шуточные тексты.

Надписи на бересте сохранились на века, потому что буквы были процарапаны острыми стержнями. Эти стержни получили название «писало».

На примере берестяных грамот становится вполне очевидным, что период с XI по XV век был временем массовой грамотности на Руси.

Приложение №4

Самые древние книги славянского мира
Долгое время самой древней датированной книгой славянского мира считалось «Остромирово Евангелие» 1056 – 1057годов.

Но 13 июля 2000года в Новгороде была сделана сенсационная находка. Из раскопа первой четверти XI века была извлечена древняя книга с текстом, написанным по воску.

Как оказалось, это Псалтирь. Книга состоит из трёх деревянных дощечек. Каждая дощечка имеет залитое воском прямоугольное углубление, на средней дощечке такие углубления сделаны с двух сторон. Всего эта книга содержит четыре восковые страницы, на которых специальным стержнем («стилосом») нанесён текст.

Учёными было установлено, что новгородская псалтирь создана не позднее 1030 года. Теперь уже с уверенностью можно сказать, что обнаружена древнейшая, из ныне известных, книга Древней Руси и славянского мира вообще.





Приложение №5

Судьба книги «Слово о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» - самое прекрасное, величественное, лирическое и трагическое одновременно произведение во всей русской литературе.

Создание «Слова» исследователи датируют концом 1185 -1187 годов. В нём описывается поход новгород-северского князя Игоря Святославича в апреле-мае 1185 года.

Авторство «Слова» достоверно не установлено, хотя в произведении упоминается некий вещий певец Боян. С уверенностью можно сказать одно: автор был настоящим патриотом

своей Родины, сердцем воспринявшим беды Русской земли, раздираемой княжескими междоусобицами.

Описание поражения войск Игоря, картины кровавой сечи, пронзительный плач Ярославны превращаются в горячее воззвание к единению русских земель, звучат страстным обличением, укором и предостережением князьям, ведущим междоусобные войны.

У «Слова» трудная судьба. Рукопись, вернее, список, относившийся, вероятно, к XVI веку, находился в сборнике древнерусских произведений. В начале XVIII века рукопись была куплена известным любителем русской старины А.И.Мусиным – Пушкиным.

При нашествии Наполеона вместе с хранилищем древностей графа Мусина- Пушкина сгорел при пожаре Москвы единственный древний список «Слова». Осталась только копия рукописи «Слова», сделанная вскоре после её открытия для Екатерины II.

Гибель рукописи прибавила аргументов недоброжелателям, которые считали, что произведение создано не в XII веке, а написано поэтами XVIII века.

На все вопросы, касающиеся обвинений в фальсификации «Слова», блистательно ответил А.С.Пушкин: «Подлинность самой песни доказывается духом древности, под который невозможно подделаться. Кто из наших писателей в XVIII веке мог иметь на то довольно таланта?» Пушкин безоговорочно отметал возможное авторство и Карамзина, и Державина, а о прочих литераторах того времени сказал так: « Прочие не имели все вместе столько поэзии, сколько находится оной в плаче Ярославны, в описании битвы и бегства».

И любой, читавший «Слово о полку Игореве», согласится с этими словами.



Картина В. Васнецова «Баян»




Приложение №6

Плач Ярославны

(фрагмент из «Слова о полку Игореве» в переложении В.А.Жуковского)
Голос Ярославнин* слышится, на заре одинокой чечёткою кличет:

«Полечу, - говорит, - чечёткою по Дунаю,

Омочу бобровый рукав в Каяле-реке,

Оботру князю кровавые раны на отвердевшем теле его».

Ярославна поутру плачет в Путивле на стене, приговаривая:

«О ветер, ты, ветер!

К чему же так сильно веешь?

Начто же наносишь ты стрелы ханские

Своими легковейными крыльями

На воинов Лады** моей?

Мало ль подоблачных гор твоему веянию?

Мало ль кораблей на синем море твоему лелеянью?

Начто ж, как ковыль-траву, ты развеял моё веселие?

Ярославна поутру плачет в Путивле на стене, припеваючи:

«О ты, Днепр, ты, Днепр, ты, слава-река!

Ты пробил горы каменные

Сквозь землю Половецкую;

Ты, лелея, нёс суда Святославовы к рати Кобяковой:***

Прилелей же ко мне ты Ладу мою,

Чтоб не слала к нему по утрам, по зорям слёз я на море!»

Ярославна поутру плачет в Путивле на стене городской, припеваючи:

«Ты, светлое, ты, пресветлое солнышко!

Ты для всех тепло, ты для всех красно!

Что ж так простёрло ты свой горячий луч на воинов Лады моей,

Что в безводной степи луки им сжало жаждой

И заточило им Тулы печалию?»****

_______________________________________________________________________

*Ефросинья Ярославна, жена Игоря.

** Здесь «лад» - муж, любимый человек, с которым живёшь хорошо («в ладу»).

*** Имеется в виду поход Киевского князя Святослава Всеволодовича в Половецкую степь в 1184 году. В результате этого похода объединённые ханом Кобяком силы

были разбиты.

**** В трёхдневной битве войска Игоря с половцами люди и кони, отрезанные

половцами от воды, страдали от жажды и жары.




Плач Ярославны – одна из самых драматических страниц «Слова о полку Игореве».

В нем выразилась вся скорбь русской души о погибших сыновьях Руси.

Приложение № 7

Сеятель книжных слов
^ Первую на Руси большую библиотеку организовал киевский князь Ярослав Мудрый.

Вот как поведал об этом событии летописец: «Ярослав же… любил книги и, много их переписавши, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам».

Ярослав Мудрый совершил много деяний. Он создал «Русскую Правду» - первый свод русских законов. Князь постоянно воевал за княжеский престол с многочисленной роднёй. Одна из его дочерей, Анна, стала королевой Франции. Он сумел собрать под свою руку русские земли, он же и положил начало расколу земли Русской, по завещанию поделив её

между сыновьями.

Но самым достойным его деянием было не это.

Ярослав продолжил дело отца по учреждению государственной школы. По сравнению со школой Владимира, где учили знать, в школе Ярослава учились дети старост и священников – будущие кадры средней администрации государства. По инициативе Ярослава организованы переписка и перевод рукописей.

В построенной им церкви Святой Софии стоит мраморный саркофаг, в котором он похоронен. Напротив входа в собор, во дворе, в 1969 году потомки поставили князю монумент в память об основании им первой на Руси библиотеки.

На камне высечены слова из летописи, славившие его за то, что он «сеял в сердцах людей книжные слова»

Этот памятник – дань благодарных потомков не только великому киевскому князю, но и всем, кто «сеял знания»: древним переписчикам, хранителям бесценных книг. Это их кропотливым трудом создавались на Руси кладези мудрости – книги.





Приложение №8
Книгопечатание и книгопечатники

Первую русскую типографию и первые русские печатные книги творили Иван Фёдоров – дьякон церкви Николы Гостунского в Кремле, и его сподвижник Пётр Тимофеев Мстиславец.

Иван Фёдоров занимался организационными делами, редактировал тексты и писал к ним предисловия. Его напарник, говоря современным языком, был оформителем.

Ивану Грозному очень не терпелось получить в руки первую печатную книгу. Грозный «не жалея давал от своих царских сокровищ делателям…Ивану Фёдорову да Петру Тимофееву Мстиславцу на устройство печатного дела и на их обеспечение до тех пор, пока дело их не пришло к завершению».

В 1564 году вышла первая русская печатная книга «Апостол».
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка учебного занятия на тему «Язык душа народа» iconМетодическая разработка представляет собой подробное описание учебного...
Методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплин «Русский язык», «Литература», «Русский язык и культура речи» в...

Методическая разработка учебного занятия на тему «Язык душа народа» iconМетодическая разработка раздел учебной программы по курсу «русский язык»
Пояснительная записка (цели и задачи курса «русский язык». общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета...

Методическая разработка учебного занятия на тему «Язык душа народа» iconМетодическая разработка учебного занятия
Тема урока – The best from the best. Лучшие из лучших. Степени сравнения прилагательных

Методическая разработка учебного занятия на тему «Язык душа народа» iconМетодическая разработка для организации и проведения внеаудиторного...
Методическая разработка предназначена для организации и проведения внеаудиторного мероприятия со студентами I, II курса специальности...

Методическая разработка учебного занятия на тему «Язык душа народа» iconМетодическая разработка учебного занятия час общения Класс 1 Тема занятия: «Давайте жить дружно»
...

Методическая разработка учебного занятия на тему «Язык душа народа» iconМетодическая разработка учебного занятия название умк «Планета знаний»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия» города Гай Оренбургской области

Методическая разработка учебного занятия на тему «Язык душа народа» iconМетодическая разработка воспитателя Козиной Елены Борисовны
Земля, с космосом, освоением космоса, работой космонавтов. Реализация методической разработки осуществлялась через игровые занятия,...

Методическая разработка учебного занятия на тему «Язык душа народа» iconПрезентация учебного занятия, оценочные листы. Диск цор «Открытая физик 1»
Разработка плана – конспекта учебного занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий (икт)

Методическая разработка учебного занятия на тему «Язык душа народа» iconМетодическая разработка по дисциплинам «Литература» и«Русский язык». Согласовано
Методическая разработка предназначена для подготовки групп нпо и спо на базе 9 и 11 классов по дисциплинам «Литература» и«Русский...

Методическая разработка учебного занятия на тему «Язык душа народа» iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)»
Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница