Скачать 107.52 Kb.
|
План-конспект урока по литературе Тема: «Феномен Пушкина. По страницам романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Эпиграф: «У каждого из нас свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца… Он наш был и есть». А.Т. Твардовский Цели урока: общеобразовательная: учить анализировать лирическое произведение; развивающая: развивать память, мышление, внимание; воспитательная: пробудить в детях эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии. Ход урока: 1.Слово учителя. Ребята, каждый год мы изучаем с вами жизнь и творчество выдающегося писателя и поэта А.С. Пушкина. Он всегда таков, какой он нужен новому поколению читателей, он остаётся чем-то большим, имеющим свои тайны. Гениальность Пушкина была феноменальна. Один из величайших поэтов мира, зачинатель прославленной русской прозы XIX века, замечательный драматург-новатор, выдающийся историк литературы и литературный критик. Богатства этой удивительной личности невероятны. И в этом году мы пытались раскрыть одну из его тайн - загадку его романа «Евгений Онегин», а ещё открыли в нём не только художника слова, а и талантливого графика. Я хочу, чтобы вы вспомнили сейчас стихотворение Андрея Дементьева «А мне приснился сон», с которым я познакомила вас на уроке. …А мне приснился сон, Что Пушкин был спасён... Под дуло пистолета, Не опуская глаз, Шагнул вперед Данзас – И заслонил поэта. И опускает руку Несбывшийся Дантес. К несчастью, пленник чести Так поступить не смел... Остался он на месте, И выстрел прогремел. А мне приснился сон, Что Пушкин был спасён... Я вам предлагаю на мгновение представить, как и Андрей Дементьев, что Пушкин был спасён, давайте перенесемся в то время, совершим путешествие в прошлое. Давайте вспомним, что мы знаем о нём. У нас 3 творческие группы. Каждая из групп получила своё творческое домашнее задание. И первая группа должна была составить лестницу жизни Александра Сергеевича. Давайте посмотрим. 2. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» Жизнь Пушкина предстала перед нами не просто ярчайшим калейдоскопом событий, встреч, успеха. Мы увидели Пушкина как величайшую личность, стремящуюся к постоянному совершенствованию. 3.А сейчас поиграем в игру «Поймай ошибку!». У вас на столах карточки с вопросами и ответами…Но все они перепутаны. Ваша задача - поймать ошибки и исправить их. 1. Годы жизни А.С. Пушкина /Ответ: 1799 – 1837/ 1800-1838 2. Где родился А.С. Пушкин /Ответ: Москва/ Петербург 3. Назовите учебное заведение, которое подарило Пушкину красоту мира, любовь к Родине, к друзьям. /Ответ: Царскосельский Лицей/ 4. Кем и когда он был основан? /Ответ: Александр I, 19 октября 1811 г./ Александр 3 5. Назовите прозвище А.С. Пушкина, полученное им в литературном обществе “Арзамас” /Ответ: Сверчок/ 4. Перейдём к роману «Евгений Онегин». Что мы знаем об этом романе? Вспомним главных героев. Как характеризует их сам автор? Образ Евгения Онегина. Нет, рано чувства в нём остыли; Ему наскучил света шум; Красавицы не долго были Предмет его привычных дум: Измены утомить успели; Друзья и дружба надоели, Затем, что не всегда же мог Beef-steaks и страсбургский пирог Шампанской обливать бутылкой, И сыпать острые слова, Когда болела голова; И, хоть он был повеса пылкой, Но разлюбил он, наконец, И брань, и саблю, и свинец. XXXIX.(XXXVIII) Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобный английскому сплину, Короче - русская хандра Им овладела понемногу. Он застрелиться, слава Богу, Попробовать не захотел, Но к жизни вовсе охладел. Как Child-Harold, угрюмый, томный В гостиных появлялся он; Ни сплетни света, ни бостон, Ни милый взгляд, ни вздох нескромный - Ничто не трогало его, Не замечал он ничего. Человек , у которого остыли чувства , охладело серце, не может бать счастлив, даже среди вседневных наслаждений. Для Пушкина это самая большая беда, которая может случиться с человеком: смерть чувств. Ему жаль героя : «Мой Евгений…». «Я хотел изобразить это равнодушие к жизни и к её наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодёжи 19 века» Образ Ленского. С душою прямо геттингенской, Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри черные до плеч. Онегин и Ленский подружились.Почему? Оба «лишних человека» в этом мире. Образ Татьяны. Для того, чтобы понять эту героиню используем сравнительный анализ. Татьяна и Ольга. Татьяна. Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна. Образ Ольги. Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна, Как поцелуй любви мила, Глаза как небо голубые; Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан, Всё в Ольге... но любой роман Возьмите и найдете верно Ее портрет: он очень мил, Я прежде сам его любил, Но надоел он мне безмерно. Позвольте мне, читатель мой, Заняться старшею сестрой. Татьяна – идеал русской души. Любимое занятие – чтение, любоваться природой. «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой» . Он – лишний, она – чужая. Автор жалеет Татьяну. «Татьяна, милая Татьяна! С тобой тепер я слёзы лью». Я думаю, что всё существо Татьяны было готово любить и в этот момент появился Онегин. Татьяна хочет разгадать свого любимого. Но ни она , ни сам автор, создавший свого героя не могут понять кто же он. Кто же он? Чудак печальный и опасный, Созданье ада иль небес, Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак. Для Пушкина человек – загадка. Посетив дом Онегина Татьяна принимает решение выйти замуж. Объяснение Татьяны с Онегиным. 5. Творческое домашнее задание второй группы. Инсценирование отрывка двумя учащимися. Татьяна и чувства к ней изменили Онегина. Мы застали в начале романа человека с остывшими чувствами. А теперь он страдает, а значит больше не скучает. Он ожил. Татьяна ценой своих страданий вернула ему радость чувства, превратила в живого человека. 6.Творческое задание третьей группы. Они должны были сотавить иллюстрацию к роману «Евгений Онегин». Ребята, презентуйте свою работу. 7. Игра «Закончи фразу»: 1)В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал, Читал охотно Апулея… (А Цицерона не читал) 2)Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь. Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; (И буду век ему верна). 3)Он возвратился и попал, (Как Чацкий с корабля на бал). 4)Он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь (И кудри черные до плеч) 5)Они сошлись. Волна и камень, (Стихи и проза, лед и пламень). 6)Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной (Казалась девочкой чужой). 8.Работа в группах. Ребята, на столах у вас карточки с заданиями. Расположите в правильной последовательности события, описанные в романе. (Задание выполняется на доске на белом ватмане) а) Исповедь Татьяны Лариной б) Знакомство Онегина с Ленским в) Преобразования Онегина в деревне г) Исповедь Онегина Татьяне Лариной д) Именины Татьяны Лариной (в, б, а, д, г) 7. А теперь проведем тест на самого внимательного чтеца. Тест. Каждой группе задаются 3 вопроса. 1. Дядя Онегина а) службу вдруг оставил; б) был самых честных правил; в) задумал порядок новый учредить; г) был готов увидеть чуждые края. 2. Евгений Онегин одет был как: а) санкюлот; б) денди; в) карбонарий; г) ученик школы №9. 3.Евгений Онегин легко а) исполнял реп; б) читал стихи; в) учился в школе; г) танцевал мазурку. 4. Но даже в эти годы Татьяна в руки не брала а) книги; б) карты; в) куклы; г) учебники. 5. Татьяна любопытным взором На воск натопленный глядит. Он чудно-вылитым узором Ей что-то чудное гласит. 6.Чем занята Татьяна? а) уборкой; б) гаданием; в) при готовлением медовухи; г) колдовством. 7. Татьяна верила а) гороскопам; б) няне; в) преданьям; г) учителю литературы. 8.Чем меньше женщину мы любим, Тем … нравимся мы ей. а) больше; б) легче; в) лучше; г) меньше. 9. Евгением овладела понемногу… а) Татьяна; б) бессонница; в) русская хандра; г) страсть к учебе. 8.И вот , ребята, подходит к концу наш урок. И закончить его мне хотелось бы стихотворением Александра Сергеевича «Памятник». Это стихотворение оказалось пророческим (чтение стихотворения наизусть). Чтение стихотворения «Памятник» Пушкина. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа. Нет, весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. ![]() Мысленно я возлагаю к подножию этого памятника букет, составленный из трепетной любви и огромной благодарности . Ребята, у вас на столах лежат разноцветные цветы. Я хочу, чтобы вы составили свой букет для Александра Сергеевича. Напишите на этих листочках те слова, с которыми вы хотели бы обратиться к нему, если бы представилась такая возможность (учащиеся приклеивают свои цветы к подножию памятника Пушкину). 9. Этап рефлексии (с помощью метода Микрофон) (на столах незаконченные фразы, учащиеся выбирают себе одну и заканчивают её): сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Домашнее задание. Творческая работа. Я предлагаю вам придумать другой конец произведения и прошу вас немного пофантазировать. Выставление оценок. Ребята, мне хотелось бы сейчас присвоить следующие звания тем, кто это заслужил. “Исключительный читатель” “Замечательный читатель” “Внимательный читатель” |
![]() | А. С. Пушкин Отрывки из романа «Евгений Онегин» «Зима! Крестьянин торжествуя…»» Урок №2 | ![]() | Тема урока: Урок обобщения по роману «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни» |
![]() | Крылова» [2] над вопросами перевода И. А. Крыловым басен Лафонтена. Почему же мы обращаемся к мнению Жуковского, когда хотим обсудить... | ![]() | Тема: Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Особенности композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» |
![]() | «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» | ![]() | |
![]() | ![]() | А. С. Пушкина, роман «Евгений Онегин»; экран, проектор, компьютер, презентация «В обители пустынных вьюг и хлада…» (А. С. Пушкин... | |
![]() | Дуэль Онегина и Ленского в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831 гг.) | ![]() | Тема дуэли в русской литературе первой половины 19 века (на примере произведений А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и М. Ю. Лермонтова... |