Всероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Коррекционная и специальная педагогика Название работы: Литературная викторина




Скачать 165.35 Kb.
НазваниеВсероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Коррекционная и специальная педагогика Название работы: Литературная викторина
Дата публикации19.10.2014
Размер165.35 Kb.
ТипКонкурс
lit-yaz.ru > Литература > Конкурс
Всероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства (2013/14 учебный год)
Номинация конкурса: Коррекционная и специальная педагогика

Название работы: Литературная викторина «По знакомым страницам произведений Ивана Сергеевича Тургенева» для учащихся 7-11 классов

Авторы: учитель русского языка и литературы Гура Т.В., учитель русского языка и литературы Кусмарцева Л.Ю.

Место выполнения работы: ГКС(К)ОУ «С(К)ОШИ № 3 II вида г. Энгельса»

Литературная викторина

«По знакомым страницам произведений Ивана Сергеевича Тургенева»


^ Цель – развивать познавательный интерес к творчеству писателя.

Задачи:

1) образовательная – обобщить и закрепить сведения учащихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева; активизировать интеллектуальную деятельность школьников с нарушением слуха через чтение его произведений;

2) развивающая – содействовать личностному развитию участников викторины; развивать коммуникативные умения и навыки работы в группе;

3) коррекционная – развивать слуховое восприятие, осуществлять контроль за звукопроизношением слабослышащих и глухих учащихся;

4) воспитательная – способствовать формированию личностных качеств учащихся с ОВЗ: любознательности, инициативы, настойчивости, самостоятельности; повышать престиж книги и чтения в коррекционном общеобразовательном учреждении.

^ Дата проведения: 26 ноября 2013 г.

Материалы и оборудование: Интернет-ресурсы, компьютер, видеопроектор, электронная презентация, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс» / Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.- М.: Просвещение,2013; пособие Е.Ю. Липиной «Тесты по литературе для 5-9 классов», музыкальный центр, выставка книг из школьной библиотеки.

^ Методы и приёмы: интерактивный метод викторины, демонстрация слайдов, тестирование, словарная работа, восприятие на слух стихотворения в прозе и музыкального произведения (романса), игровая технология развития критического мышления (синквейн).






^ Этапы урока

Содержание этапов урока

Слайд

I

Организационный момент


Участники викторины, члены жюри, учащиеся и учителя школы входят и садятся на свои места. Звучит классическая музыка в аудиозаписи.

Ведущая (учитель русского языка и литературы):

– Дорогие ребята и уважаемые учителя! Неделя русского языка продолжается.





II

Проектирование темы мероприятия (стадия вызова)


Ведущая (учитель русского языка и литературы):

– Перед вами иллюстрации различных художников к произведениям писателя. Назовите произведение по иллюстрации. (Слайд №1. На слайде – иллюстрации к повести «Муму», к рассказу «Бежин луг», к рассказу «Бирюк»).

Учащиеся называют произведения писателя по иллюстрации.

– А кто является автором этих произведений? О ком сегодня пойдёт речь? (Слайд №2. Портрет И.С.Тургенева.)

– В этом году исполнилось 195 лет со дня рождения писателя. Вот почему мы сегодня собрались здесь. Творчество Тургенева всем нам знакомо с детства. Все когда-то читали повесть «Муму», рассказ «Бежин луг» из сборника «Записки охотника», рассказ «Бирюк» и другие произведения писателя. Окунуться в прекрасный мир тургеневских героев, вспомнить знакомые страницы его незабываемых произведений нам поможет (слайд №3) литературная викторина «По знакомым страницам произведений Ивана Сергеевича Тургенева».


Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3


III

Словарная работа

Словарная работа (слайд №4):

Викторина – игра в ответы на вопросы.


Слайд №4


IV

Знакомство с правилами проведения викторины


Ведущая (учитель русского языка и литературы):

– В литературной викторине примут участие ученики 7-ого, 8-ых, 9-ого, 10-ых и 11-ого класса. Поприветствуем участников викторины. Каждому классу было дано домашнее задание подготовиться к викторине по одному из прочитанных произведений. 7-ой класс готовился по рассказу «Муму», 8-ые классы – по рассказу «Бежин луг», 9-ый класс – по стихотворениям в прозе, 10-ые классы – по рассказу «Бирюк», 11-ый класс повторял материал биографии писателя. Вопросы викторины представлены в виде тестовых заданий. За каждый правильный ответ участник или участница викторины получает жетон (показывает жетон). Победителями викторины будут те ребята, которые наберут наибольшее количество жетонов в каждой группе (классе). Победителей викторины определит жюри. (Ведущая представляет членов жюри: директор школы-интерната, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, председатель методического объединения учителей по развитию слухового восприятия и формированию произношения, библиотекарь школы.) Вспомним о правилах культуры поведения в ходе проведения викторины. Следует внимательно слушать ведущую и товарищей, чётко и внятно отвечать на вопросы, не перебивать говорящего.




V

Стадия

осмысления.

Работа с тестами по биографии И.С.Турге-нева


Ведущая (учитель русского языка и литературы):

– А теперь пришло время показать, насколько хорошо вы знаете биографию писателя. Викторину начинает 11-ый класс. Учащиеся из других классов тоже активно участвуют и получают жетоны за правильные ответы.

Задание 1. (Слайд №5.) Ведущая читает задание и варианты ответов.

– Выберите правильный ответ.

Иван Сергеевич Тургенев родился:

А) в Москве;

Б) В Орле;

В) в Петербурге.

Правильный ответ: город Орёл в 1830-ые годы. (Слайд №6.)

Задание 2. (Слайд №7.)

Детство писателя прошло:

А) в имении Тарханы;

Б) в имении Михайловское;

В) в имении Спасское-Лутовиново.

Правильный ответ: репродукция картины Я.П. Полонского «Усадебный дом И.С.Тургенева. Спасское-Лутовиново» (Слайд №8.)

Задание 3. (Слайд №9.)

В каком возрасте Тургенев поступил учиться в Московский университет:

А) в 15 лет;

Б) в 18 лет;

В) в 20 лет.

Правильный ответ: в 15 лет.

Задание 4. (Слайд №10.)

Какое литературное произведение писателя принесло ему известность:

А) стихотворения в прозе;

Б) повесть «Муму»;

В) сборник рассказов «Записки охотника».

Правильный ответ: (Слайд №11.)

Обложка книги И.С.Тургенева «Записки охотника».

Задание 5. (Слайд №12.)

В течение 15 лет Иван Сергеевич Тургенев сотрудничал в журнале:

А) «Вестник Европы»;

Б) «Современник»;

В) «Русское слово».

Правильный ответ: титульный лист журнала «Современник» (слайд №13).

Задание 6. (Слайд №14.)

Назовите имя женщины, любовь к которой Тургенев пронёс через всю жизнь:

А) Наталья Гончарова;

Б) Анна Керн;

В) Полина Виардо.

Правильный ответ: портрет Полины Виардо (слайд №15)

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

Слайд №9

Слайд №10

Слайд №11

Слайд №12

Слайд №13

Слайд №14

Слайд №15

VI

Работа с тестами по изученным произведениям И.С.Турге-нева.

Ведущая (учитель русского языка и литературы):

– В работу включаются ученики 7-ого класса, которые перечитали повесть «Муму» и готовы отвечать на вопросы викторины. (Слайд №16: тестовые задания по повести «Муму».)

Задание 1. (Слайд №17.)

Действие повести «Муму» происходит:

А) в Петербурге;

Б) в Москве;

В) в дальней деревне.

Правильный ответ: в Москве.

Задание 2. (Слайд №18.)

Благодаря Муму Герасим:

А) стал злым и жестоким;

Б) стал одиноким;

В) перестал быть одиноким.

Правильный ответ: перестал быть одиноким.

Задание 3. (Слайд №19.)

Описание каморки (комнаты) Герасима говорит о том, что он:

А) неаккуратный человек;

Б) богатырь (большой и сильный человек);

В) богатый человек.

Правильный ответ: богатырь.

Задание 4. (Слайд №20.)

Герасим ушёл из Москвы, потому что:

А) потерял единственного друга (Муму);

Б) устал от жизни в городе;

В) купил дом в деревне.

Правильный ответ: потерял единственного друга (Муму).

Задание 5. (Слайд №21.)

Тема повести:

А) осуждение крепостного права;

Б) дружба помещиков и крепостных крестьян;

В) жизнь в деревне.

Правильный ответ: осуждение крепостного права.

Ведущая (учитель русского языка и литературы):

– Переходим к рассказу «Бежин луг» из сборника «Записки охотника». (Слайд №22.)

Ученики 8 «А» и 8 «Б» классов приготовились отвечать. Им помогают все желающие.

Задание 1. (Слайд №23.)

События в рассказе «Бежин луг» происходили:

А) в мае;

Б) в августе;

В) в июле.

Правильный ответ: в июле.

Задание 2. (Слайд №24.)

Автор оказался в лесу ночью, потому что:

А) совершал прогулку;

Б) заблудился;

В) пошёл на рыбалку.

Правильный ответ: заблудился.

Задание 3. (Слайд №25.)

Охотник (автор) встретил у костра:

А) пятерых мальчиков;

Б) четверых мальчиков;

В) шестерых мальчиков.

Правильный ответ: пятерых мальчиков.

Задание 4. (Слайд №26.)

Охотник (автор):

А) принимает участие в разговоре мальчиков;

Б) засыпает у костра, сквозь сон слышит рассказы ребят;

В) внимательно слушает рассказы ребят и наблюдает за ними.

Правильный ответ: внимательно слушает рассказы ребят и наблюдает за ними.

Задание 5. (Слайд №27.)

Тема произведений сборника «Записки охотника»:

А) воспитание детей в дворянской семье;

Б) жизнь русской деревни, её быт и нравы;

В) история охоты в России.

Правильный ответ: жизнь русской деревни, её быт и нравы.

Ведущая поощряет ответы ребят.

Ведущая (учитель русского языка и литературы):

– Тестовые задания к рассказу «Бирюк». (Слайд №28.) Активно отвечают ученики 10 «А» и 10 «Б» классов, к ним могут присоединиться одиннадцатиклассники. Остальные участники викторины внимательно слушают, потому что им только ещё предстоит прочитать этот рассказ на уроке литературы.

Задание 1. (Слайд №29.)

Встреча автора и Бирюка произошла:

А) в ясный солнечный день;

Б) во время грозы;

В) на охоте.

Правильный ответ: во время грозы.

Задание 2. (Слайд №30.)

Описание избы Бирюка необходимо автору для того, чтобы:

А) показать нищету лесника, бедность его семьи;

Б) представить лесника в самом неприглядном виде;

В) рассказать о детях лесника.

Правильный ответ: показать нищету лесника, бедность его семьи.

Задание 3. (Слайд №31.)

Суровый характер Бирюка и его замкнутый образ жизни объясняются:

А) несправедливым отношением к нему деревенских жителей;

Б) его недоверчивостью, высокомерием;

В) непростой судьбой героя.

Правильный ответ: непростой судьбой героя.

Задание 4. (Слайд №32.)

Бирюк серьёзно относится к работе, так как:

А) хочет выбиться в люди;

Б) он видит в этом свой долг;

В) работа спасает его от горьких мыслей о своей судьбе.

Правильный ответ: он видит в этом свой долг.

Задание 5. (Слайд №33.)

Бирюк отпустил мужика, воровавшего лес, так как:

А) пожалел его;

Б) испугался мести крестьян;

В) ему было неловко перед барином.

Правильный ответ: пожалел его.

Задание 6. (Слайд №34.)

Настоящий нравственный подвиг совершает в рассказе:

А) автор;

Б) мужик;

В) Бирюк.

В ходе викторины каждый правильно ответивший участник или участница получают от ведущей жетон.


Слайд №16

Слайд №17

Слайд №18

Слайд №19

Слайд №20

Слайд №21

Слайд №22

Слайд №23

Слайд №24

Слайд №25

Слайд №26

Слайд №27

Слайд №28

Слайд №29

Слайд №30

Слайд №31

Слайд №32

Слайд №33

Слайд №34

VII

Работа со стихотворением в прозе «Русский язык». Прослушивание аудиозаписи из фонохрестоматии к учебнику литературы для 7 класса. Выполнение письменного задания к стихотворению «Русский язык»


Ведущая (учитель русского языка и литературы):

– Ивану Сергеевичу Тургеневу принадлежит самое знаменитое русское стихотворение в прозе – «Русский язык». Оно написано в Буживале, во Франции, в 1882-ом году. «Русский язык» – самое короткое произведение русской классической литературы, так как состоит всего из трёх предложений. (Слайд №35.) Вы видите на экране беловой автограф стихотворения. (Слайд №36.) Стихотворение написано рукой самого Ивана Сергеевича Тургенева. Сейчас вы услышите это стихотворение в исполнении мастера художественного слова Елены Габец. На ваших столах лежат тексты стихотворения «Русский язык». Эти тексты помогут вам лучше услышать и понять, о чём говорится в стихотворении.

После первого прослушивания ведущая обращается с вопросом к участникам викторины: - О величии какого языка и какого народа говорится в стихотворении?

- Послушайте стихотворение ещё раз.

Вопросы к участникам викторины после второго прослушивания:

- Какое чувство стремится передать автор в этом стихотворении?

(Чувство любви и восхищения.)

- А какие слова использовал автор для этого? (Ответы участников викторины.)

- Сейчас ученики 9 класса начнут выполнять задание к тексту стихотворения в прозе «Русский язык», которое находится у них на столе. А мы с вами продолжим наш разговор о писателе.

– В последние годы жизни тяжело заболевший И.С. Тургенев часто размышлял о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Писатель по-своему переосмысливал свои произведения, и результатом этого переосмысления явились «Стихотворения в прозе», которые стали своеобразным итогом жизни И.С. Тургенева и его последними произведениями. (Слайд №37.) Писатель умер в Буживале, 22 августа (3 сентября) 1883 года. Тело Тургенева было, согласно его желанию, перевезено в Петербург и похоронено на Волковском кладбище. На экране вы видите Петербург. Прощание с И.С.Тургеневым. Могила И.С. Тургенева.


Слайд №35

Слайд №36

Слайд №37

VIII

Стадия рефлексии. Составление синквейна


Ведущая (учитель русского языка и литературы):

– Подведём итог нашей викторины. Попробуем не только обобщить то, что вы сегодня услышали, но и ваши мысли и чувства передать в краткой записи. Предлагаю вам составить синквейн. Что такое синквейн? Словарная работа (слайд № 38.):

Синквейн – это стихотворение из пяти строк, которое строится по особым правилам. (Слайд №39.) Вы видите на экране первую строку. Это тема синквейна ( имя существительное) – 1. Иван Сергеевич Тургенев. Для второй строки подберите два прилагательных. (Ответы участников викторины.) (Слайд №40.): 2. Известный, любимый. Третья строка состоит из трёх глаголов. (Ответы участников викторины.) (Слайд №41.): 3. Сочинял, писал, творил. В четвёртой строке приводится фраза, которая выражает ваше отношение к писателю (к теме нашего синквейна). (Ответы участников викторины.) (Слайд №42.): 4. Тургенев любил свою Родину, свой народ, его культуру, его язык. В пятой строке – синоним, который обобщает смысл темы. (Ответы участников викторины.) (Слайд №43.): 5. Великий русский писатель. (Участники викторины читают составленный синквейн.)


Слайд №38

Слайд №39

Слайд №40

Слайд №41

Слайд №42

Слайд №43


IX

Выступление библиотекаря школы. Презентация книг из школьной библиотеки


– Ребята, сегодня на литературном мероприятии, посвящённом творчеству великого русского писателя, вы показали, на мой взгляд, хорошие знания биографии И.С. Тургенева и изученных вами на уроках литературы его произведений. Очень приятно, что в эти ноябрьские дни, когда исполнилось 195 лет со дня рождения писателя, вы вновь перелистали странички его книг, перечитали повесть «Муму», рассказы из цикла «Записки охотника», «Стихотворения в прозе». Перед вами выставка книг Ивана Сергеевича Тургенева. Я вас приглашаю в школьную библиотеку, где вы можете взять для чтения и другие произведения писателя.





X

Прослушивание в аудиозаписи романса


Ведущая (учитель русского языка и литературы):

– Пока жюри подводит итоги, определяет победителей викторины, мы с вами послушаем романс «Утро туманное» на стихотворение И.С. Тургенева «В дороге» (Слайд №44.): Валентина Пономарёва – известная исполнительница русских романсов. (Звучит романс.)


Слайд №44


XI

Подведение итогов викторины

Подведение итогов викторины членами жюри. Награждение победителей викторины сертификатами, а каждого участника – памятными подарками.





Пояснительная записка
Литературная викторина прошла в рамках Недели русского языка и литературы в школе-интернате № 3 для слабослышащих и позднооглохших детей г.Энгельса Саратовской области. Дата проведения викторины – 26.11.13г. Место проведения – школьный кабинет информатики. Участники викторины – учащиеся 7 – 11-ых классов (всего 20 участников). Авторы методической разработки мероприятия – учителя русского языка и литературы Гура Т.В. и Кусмарцева Л.Ю. Материалы и оборудование – Интернет-ресурсы, компьютер, видеопроектор, электронная презентация, музыкальный центр, диски с аудиозаписями.

Литературная викторина была приурочена к юбилейной дате – 195-летию со дня рождения великого русского писателя И.С.Тургенева. Цель данного мероприятия – развитие познавательного интереса к творчеству писателя. Задачи – обобщить и закрепить сведения учащихся о жизни и творчестве Тургенева, активизировать интеллектуальную деятельность через чтение его произведений, содействовать личностному развитию участников викторины, дать возможность каждому участнику проявить себя, развивать коммуникативные умения и навыки работы в группе, повышение престижа книги и чтения.

Подготовка к викторине – предварительная работа с предлагаемой литературой,

организация книжной выставки в школьной библиотеке, заранее вывешенные вопросы, сбор материала для презентации. Были подобраны занимательные вопросы по фактам биографии писателя, по содержанию изученных на уроках литературы и внеклассного чтения произведений Тургенева (повесть «Муму», рассказы «Бежин луг» и «Бирюк» из цикла «Записки охотника», а также стихотворения в прозе). Вопросы были представлены в виде тестовых заданий. Каждое задание сопровождалось иллюстрацией к изученному произведению. Речевой материал тестовых заданий был подобран с учётом возрастных особенностей учащихся, а также их речевых умений и навыков. За каждый правильный ответ участник викторины получал жетон. Победителями викторины стали учащиеся, набравшие наибольшее количество жетонов. Использование ИКТ (электронной презентации) способствовало активизации познавательной деятельности слабослышащих и глухих школьников. В сценарий мероприятия была включена и поэзия, и музыка. Тщательно подобранный музыкальный материал (романс «Утро туманное» композитора Ю. Абаза на стихотворение И.С. Тургенева «В дороге» в исполнении Валентины Пономарёвой), а также прозвучавшее в аудиозаписи в исполнении мастера художественного слова Елены Габец стихотворение в прозе «Русский язык» значительно оживили викторину, наполнили её лирическим содержанием. На этапе подведения итогов викторины (стадия рефлексии) была использована современная игровая технология развития критического мышления «Синквейн», что дало возможность детям с нарушением слуха быстро резюмировать информацию, изложить свои чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Начало викторины (стадия вызова) тоже было нетрадиционным. Ведущая и участники викторины совместно спроектировали тему викторины, назвав по предложенным иллюстрациям изученные произведения и их автора.

В ходе проведения викторины были созданы условия для самореализации личности каждого её участника – школьника с ограниченными возможностями здоровья, для развития его социальной и общественной активности. Проведённое мероприятие способствовало формированию коммуникативных умений и навыков ребят с нарушением слуха (умений работы в группах), а также личностных качеств неслышащих детей: любознательности, инициативы, настойчивости, самостоятельности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Коррекционная и специальная педагогика Название работы: Литературная викторина iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Название работы: Познавательно исследовательская деятельность по теме: «Знакомство с частями суток»

Всероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Коррекционная и специальная педагогика Название работы: Литературная викторина iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Название работы: нод в области «Познание» подготовительная группа «Гостья – Зима»

Всероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Коррекционная и специальная педагогика Название работы: Литературная викторина iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2013/14 учебный год Номинация конкурса
Название работы: План-конспект внеклассного мероприятия «Экскурсия по художественной выставке «Межгорьевская весна-2013»

Всероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Коррекционная и специальная педагогика Название работы: Литературная викторина iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства ( 2013/14 учебный год)
Номинация конкурса: организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях

Всероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Коррекционная и специальная педагогика Название работы: Литературная викторина iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Название работы: Развлечение в средней группе: " день-ерундень или модники и модницы"

Всероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Коррекционная и специальная педагогика Название работы: Литературная викторина iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Название работы: интегрированный урок в 7 классе «М. В. Ломоносов. Научные истины в поэтической форме»

Всероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Коррекционная и специальная педагогика Название работы: Литературная викторина iconВсероссийский интернет-конкурс Педагогического мастерства (2013-2014 учебный год)
Номинация конкурса: Организация праздников и мероприятий в средних учебных заведениях

Всероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Коррекционная и специальная педагогика Название работы: Литературная викторина iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Название работы: Эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность

Всероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Коррекционная и специальная педагогика Название работы: Литературная викторина iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Название работы: в гости к первоцветам. Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в старшей...

Всероссийский интернет-конкурс педагогического мастерства (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Коррекционная и специальная педагогика Название работы: Литературная викторина iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Название работы: Конспект открытого занятия непосредственной образовательнойдеятельности с детьми средней группы по теме



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница