Урок русского языка в 7 классе по теме «Междометие» Автор: Дёмина Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории. Место




Скачать 58.05 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 7 классе по теме «Междометие» Автор: Дёмина Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории. Место
Дата публикации20.10.2014
Размер58.05 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

(2013/14 учебный год)
Номинация конкурса: педагогические идеи и технологии: среднее образование

Название работы: урок русского языка в 7 классе по теме «Междометие»
Автор: Дёмина Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории.

Место выполнения работы: МОУ Шолоховская средняя общеобразовательная школа Красносельского района Костромской области

Конспект урока русского языка

в 7 классе на тему: «Междометие»

 

^ Цель урока: знакомство с междометием как частью речи, назначением его в языке,  употреблением в роли других частей речи; знакомство со знаками препинания при междометиях; формирование умения находить в тексте междометия и выделять их знаками препинания.

^ По основной образовательной цели  урок является уроком  изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения урока –  комбинированный урок.

Педагогическая инструментировка: карточки-таблицы, таблица, рабочие тетради, Схемы, текст с купюрами.

^ Ход урока:

I.               Организационный момент.

II.             Повторение. На доске – таблица

самостоятельные

служебные

 

 

 

 

Учитель - Посмотрите на таблицу. Как бы вы её озаглавили? (Части речи)

Задание: по цепочке называем части речи и приводим примеры.

Учитель - Что должны мы записать в третьей графе? (междометие)

- До сих пор мы мало говорили об этой части речи. Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Какую цель перед собой мы должны поставить ? Справимся? Приступаем.

- Ещё раз обратимся к таблице. Скажите, а какой вопрос может возникнуть при её анализе? (Почему междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи?)

- Какие шаги мы должны предпринять, чтобы ответить на этот вопрос?

1) Повторить особенности самостоятельных и  служебных частей  речи.

2) поближе познакомиться с междометием. Для этого вспомним, по какому плану мы характеризуем часть речи. ^ Часть речи характеризуют:

1)общее грамматическое значение;

2)морфологические и

3)синтаксические признаки.

III.          Решение проблемного вопроса.

1)   Работа в парах. Заполнить схему: охарактеризовать самостоятельные части речи.

 2) Давайте докажем на практике правильность нашей схемы. Один ученик идёт к доске. Записываем предложение:

Для вежливости открыты настежь все двери.

Задание: Объясните смысл пословицы. Разберите предложение синтаксически и определите части речи. Объясните орфограммы.

- Второй ученик производит морфологический разбор существительного. Скажите, для чего мы делали эти разборы?  (чтобы доказать справедливость нашей схемы)

Теперь расскажите мне о служебных частях речи. (Служебные части речи не имеют предметного лексического значения и не являются членами предложения; не изменяются.)

IV.          Новый материал. Работа с опорным конспектом ( заполняется в процессе урока)

1.Мне, — сказало Междометье,

Интересно жить на свете.

 Выражаю поощренье,

Похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет...

Те, кого охватит страх,

Произносят слово АХ!

У кого тяжелый вздох,

 

Произносят слово ОХ!

Кто встречается с бедой,

Произносит слово ^ ОЙ!

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово ЭЙ!

У кого захватит дух,

Произносит слово УХ!

Интересно жить на свете,

 Если знаешь междометья!

 

V.              Каждому ученику выданы распечатки стихотворение    

 Какие междометия нам встретились? Что же они выражают? А называют ли они чувства?

Запишем в тетради междометия – эмоции и междометия побуждения

1)Страха, сомнения, радости, удивления, грусти, восторга, тревоги, печали и др.

( ах, ну, ох, браво, бис, боже мой, вот это да, ну и ну, ай-ай-ай, увы, ура

2)На, фас, апорт, тсс, алло, вира, майна, кис-кис, бай-бай, стоп, цып-цып, кыш, брысь и др.

Составьте предложения, использовав междометия.

- Можно ли к междометиям поставить вопрос?  А значит, они не являются членами предложения.

Можно ли их изменить?  Но зато их можно разделить на две группы. Обратите внимание на второе стихотворение и на знаки выделения междометий. Прочитайте следующее стихотворение. Как выделяются междометия на письме?

^ 2.Сердце так и гложет страх.

Ах!

Эх, не помню как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех!

Эх!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

 

Если б кто-нибудь помог.

Ох!

Ух, захватывает дух!

Притворюсь-ка, что я глух!

Хоть бы в классе свет потух!

Ух!

Ах!

Эх!

Ох!

Ух... не вызвали!

 

Запишем в таблицу. Определите, на какие же группы можно разделить междометия? (Непроизводные и производные)

Ау, я заблудился.

Ох, как страшно мне в лесу.

Мамочки, Как страшно! Ужас!

Брось! Не переживай. Я тебя выручу.

 

 

- По всем признакам междометие – служебная часть речи.

Исследуем дальше.

Запишем предложения:

 

1.Ха-ха, всё просто в этом мире. 2.По классу разносилось звонкое ха-ха.

Разберите предложения синтаксически.

 

Вывод: в отличие от служебных частей речи междометия иногда могут выступать в роли самостоятельных частей речи.

Заполнить опорный конспект.

VI.         Закрепление.  1)Записываем предложения. Находим междометия, объясняем знаки препинания.

1.Ах,  яблочко, цвета милого! (С.Есенин.) 2.Увы,  невеста молодая своей печали  неверна. (А.Пушкин.) 3. Эх, песня, песня! Есть ли что на свете чудесней! (С.Есенин.) 4. Жизнь, увы, не вечный дар. (А.Пушкин.) 5. Тсс,   Егор Ильич спит… (А.Чехов.)

2) Составьте предложения со словами караул и прощай, чтобы в одном предложении они выступали в роли самостоятельной части речи, а в другом – междометием.

 

 

VI.    Итог урока.

-      Что нового мы сегодня узнали?

-      Насколько это важно и нужно нам (или нет)?

 

-     Какие чувства помогают выразить поэту междометия. Надеюсь, что сегодня вы не испытывали таких чувств.

 

-      Хочу поблагодарить вас за активность, для этого использую хорошо знакомое вам междометие – спасибо.

 

Д/з: знать опорный конспект, задания на выбор: упр. 416 или составить небольшой диалог, используя междометия.

Приложение 

Опорный конспект    Междометие  как часть речи.

Междометия – это ___________________ , которая  выражает _______________,

__________________, но не называет их. 

Междометия не отвечает на ______________, не  ______________________, не является ______________________ , хотя в некоторых случаях может переходить в

_______________________.

Активно междометия употребляются в ______________________ речи. На

письме выделяются _____________________.

К междометиям примыкают ______________________ слова. Например,  _________ .

Междометие – это очень ____________________ .

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 7 классе по теме «Междометие» Автор: Дёмина Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории. Место icon«Серебряный век в литературе и искусстве»
Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Смыслова Галина Федоровна

Урок русского языка в 7 классе по теме «Междометие» Автор: Дёмина Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории. Место icon«Отражение черт Демона в характере Григория Александровича Печорина»...
Кожарова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей категории

Урок русского языка в 7 классе по теме «Междометие» Автор: Дёмина Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории. Место iconМо «г. Сосновый Бор» Моисеева Оксана Владимировна учитель русского...
Моисеева Оксана Владимировна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, в школе №3 г. Сосновый Бор работает...

Урок русского языка в 7 классе по теме «Междометие» Автор: Дёмина Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории. Место iconУрок русского языка в 9 классе Тема урока «Двоеточие в бессоюзном...
Почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель русского языка и литературы высшей категории, гоу сош №767, г....

Урок русского языка в 7 классе по теме «Междометие» Автор: Дёмина Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории. Место iconУрок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике...
Шириева Л. Ф., учитель русского языка и литературы высшей категории гбоу «Стерлитамакский лицей-интернат №2»

Урок русского языка в 7 классе по теме «Междометие» Автор: Дёмина Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории. Место iconЛитературное образование сегодня
Зубарёва Н. П., учитель русского языка и литературы, учитель высшей квалификационной категории, руководитель районного методического...

Урок русского языка в 7 классе по теме «Междометие» Автор: Дёмина Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории. Место iconАнализ и планирование работы мо русского языка и литературы I анализ...
Руководитель мо: Харитонова Н. С. учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Урок русского языка в 7 классе по теме «Междометие» Автор: Дёмина Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории. Место iconУрок русского языка с использованием технологии развития критического...
...

Урок русского языка в 7 классе по теме «Междометие» Автор: Дёмина Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории. Место iconПлан работы кафедры учителей русского языка и литературы на 2012-2013 учебный год
Куляндина Е. В. учитель русского языка и литературы высшей категории

Урок русского языка в 7 классе по теме «Междометие» Автор: Дёмина Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории. Место iconПрименение it на уроках русского языка и литературы
Кононенко Н. Я., учитель русского языка и литературы высшей категории моусош №11 г. Владимира



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница