План урока (смотреть ниже). Ход урока. (На протяжении всего урока звучит спокойная музыка.) Вступление. Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила»




Скачать 133.01 Kb.
НазваниеПлан урока (смотреть ниже). Ход урока. (На протяжении всего урока звучит спокойная музыка.) Вступление. Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Дата публикации21.10.2014
Размер133.01 Kb.
ТипПлан урока
lit-yaz.ru > Литература > План урока
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

г. Иркутска

Средняя образовательная школа №18


Нетрадиционный урок – лекция

«А.С.Пушкин – великий русский поэт»


Подготовила и провела

учитель начальных классов

Старикова Е.А.

высшей квалификационной категории




Тема: А.С.Пушкин – великий русский поэт.

( Урок посвящен к дате трагической гибели поэта

29 января, 1837 г.)

На протяжении всего урока звучит спокойная музыка.
Цели.
1.Знакомство с некоторыми страницами биографии великого русского поэта.

2.Пробудить интерес к творчеству поэта.

3.Воспитывать умение видеть красоту родной природы.

4. Воссоздать ее в своем воображении.

5. Слушать и читать стихи поэта.
Оборудование.
1.Плакат, на котором напечатаны слова А.С.Пушкина из стихотворения

« О себе»:
.Великим быть желаю,

Люблю России честь…
2. Портрет А.С.Пушкина, художников А. Кипренского и Тропинина.
3. Отдельные иллюстрации из альбома «А.С.Пушкин»:

портреты матери, отца, сестры Ольги, брата Льва,

портрет-барельеф няни Арины Родионовны Матвеевой,

маленького Пушкина,

фотографии старинной Москвы, Лицея в Петербурге.
3. Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.
4. Рисунки детей по произведениям поэта на тему «Моя любимая сказка».
5. Выставка книг (детские издания стихов и сказок А.С.Пушкина).
6. Рисунки учащихся к сказкам А.С.Пушкина.

Портрет поэта, нарисованный учащимися.
7.План урока (смотреть ниже).

Ход урока.

(На протяжении всего урока звучит спокойная музыка.)
Вступление.

Звучит увертюра к опере « Руслан и Людмила».
Великим быть желаю,

Люблю России честь
Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из нас услышал это имя?

Пушкин приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека, который не знал бы этого русского поэта. Еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии».

Прошло более 200 лет, как родился поэт, а наша любовь все также не ослабевает, стихи его становятся нам все ближе, дороже, нужнее. Сегодня мы лишь соприкоснемся с жизнью поэта, познакомимся с некоторыми страницами его биографии. И наш урок посвящен дате, 29 января 1837 г., трагической гибели поэта.

Прочитайте план, написанный на доске.
План.
1. Детские годы поэта.

2. Значение няни и бабушки в жизни поэта.

3. В Лицее.

4. Пушкин поэт-пейзажист.

^ 5. Пушкин – сказочник.

6. Пушкин всегда с нами.
1. Кто из вас знает, где и когда родился А.С.Пушкин? Правильно, 6 июня, 1799 году, в Москве родился Александр Сергеевич Пушкин. Тот самый город, который является столицей России.
Москва!.. Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось,

Как много в нем отозвалось!
Москва пушкинского детства поражала « странным смешением древнего и новейшего зодчества», нищеты и богатства. Рядом с великолепными башнями Кремля, золотыми куполами соборов ютились жалкие лачуги бедноты. В то время, когда родился Пушкин, столицей России был Петербург, город новый, европейский, а Москва была местом сбора для всего русского дворянства, которое из всех русских провинций съезжались сюда на зиму. Блестящая гвардейская молодежь приезжала из Петербурга. Во всех концах древней столицы гремела музыка. Москва жила по-своему, забавлялась, как хотела. Надменный Петербург издали смеялся над старушкой Москвой, но не вмешивался в ее затеи.

- Но была еще и другая Москва, просвещенная. Знатные вельможи, оставив знатный двор в Петербурге, селилась в Москве и украшала ее великолепными дворцами. Москва гордилась университетом, библиотеками, театрами. Россия училась читать и писать по книгам, издаваемыми в Москве.

К образованной Москве относился и дом Пушкиных.

Родители А.С.Пушкина


^ Сергей Львович Пушкин Надежда Осиповна Пушкина, урождённая Ганнибал


Отец поэта – Сергей Львович ( показать портрет) – был потомок знатного рода. Об этом свидетельствуют летописи XII века и фамильный герб. Отец поэта любил литературу: он был дружен с известными тогда русскими писателями, собрал богатую библиотеку.

Мать поэта – Надежда Осиповна, (показать портрет) урожденная Ганнибал, внучка «арапа Петра Великого», была образованна, остроумна, хороша собой, любила светскую жизнь и развлечения, блистала на балах.


^ Родовой дом Ганнибал
Дядя Пушкина, брат отца, был довольно известным в то время поэтом. И отец, и дядя поэта были образованные, одаренные люди, интересующиеся литературой и театром.

Дом Пушкиных с удовольствием посещали известнейшие люди того времени: Карамзин, Жуковский. Пушкин был свидетелем литературных споров, чтения новейших произведений.

В семье Пушкиных было пятеро детей. В живых осталось трое: Старшая дочь Ольга, первый слушатель и критик ранних стихов поэта, два сына – Александр и Лева (показать портреты.) Мать больше любила младшего сына Льва. Александр же рос молчаливым и замкнутым.








Сестра Ольга Брат Лёва

А.С.Пушкин в детстве

(Далее рассказ продолжают заранее подготовленные учащиеся.)
Ученик.

- Как было принято в то время в дворянских семьях, детям нанимали гувернеров – иностранцев. Родители заботились о воспитании детей в духе времени, в правилах света. Отец разрешал читать книги из своей библиотеки, где в основном была французская литература.


Ученик.
- Маленький Александр с детства пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. В основном он читал французских классиков – Вольтера, Мольера. Книги сделали свое дело. «Чтение – вот лучшее чтение», - любил говорить Пушкин.
Ученик.

- Благодаря книгам, он с детства в совершенстве знал французский язык и литературу. Импровизировал и разыгрывал перед сестрой маленькие комедии. Эта любовь к театру сохранилась в нем на всю жизнь.

(Далее продолжает учитель.)

- Французы – гувернеры не оставили о себе доброй памяти в сердце мальчика. но в отличии от многих дворянских детей Пушкин уже с детства был тесно связан с русской народной жизнью и рано услышал меткую русскую народную речь.

Бабушка поэта и крепостная няня Арина Родионовна Матвеева стали настоящими воспитательницами и самыми близкими его сердцу людьми.

Когда Александру было 5 лет, его бабушка купила маленькое подмосковное село Захарово. Село было расположено в живописной местности. березовая роща, пруд, еловый лес, речка, прибрежные холмы окружали старинный господский дом с флюгелями.

Впервые дети попали в деревню, в лес, в поле. Там дичок бука Александр необыкновенно развеселился, расшумелся, разыгрался. Теперь он читал на берегу реки, в роще, в саду. По вечерам, перед сном, часто слушал сказки. Иногда вместо сказок бабушка рассказывала ему удивительную родословную Ганнибал.

- По праздникам ходили в деревню слушать русские народные песни, любоваться девичьими хороводами. Здесь все было простое и значительное, приветливое, милое, свое.

Бродя вместе со своим дядькой Никитой Козловым по деревне, мальчик не раз наблюдал, как тяжело живет и трудится крепостной народ. Он видел, как от зари до зари крестьянин идет в поле за сохой, которую тащит его замученный конь Гнедко. Не раз, гуляя, замечал усталых жниц, склонившихся над серпом, слышал плач ребенка, взятого матерью в поле.


(^ Показать иллюстрации). Случалось ему слышать и грустные, хватающие за сердце песни о тоске-кручинушке, о несчастной долюшке. Так еще в детском возрасте Пушкин все время соприкасался с народной жизнью. Вспоминая детство, поэт писал:
^ Ученик.
Мне видится мое селенье,

Мое Захарово.

На холмах домик мой, с балкона

Могу сойти в веселый сад….

где старых кленов темный ряд

Возносится до небосклона

и глухо тополи шумят.
2. Страсть к поэзии проявилась в Пушкине с первыми понятиями: на восьмом году жизни он уже умел читать и писать, сочинял… маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Поэт проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца читал книги одну за другой. Мальчик был одарен памятью необыкновенной. Помимо французов – гувернеров, в детстве около Пушкина были русские люди: дядька Никита Козлов, бабушка и особенно няня Арина Родионовна Матвеева, крепостная Пушкиных, простая русская женщина, мастерица народной речи, хранительница неисчерпаемых запасов народных песен, русских былин и пословиц. Она, как и бабушка, передавала ему волшебные сказания русской старины, знакомила его с русской речью, воспитывала в нем народные чувства.
(Показать барельеф А.Р.Матвеевой.)
Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Весь сказочный мир был ей известен как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у нее с языка. Большую часть народных песен и былин, которые Пушкин так много знал, слышал он от своей бабушки и няни. Многие рассказы записывал, а затем использовал их сюжеты в своих сказках, романе «Евгений Онегин», в прологе к поэме « Руслан и Людмила».


,



Ах! умолчу ли я о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеяньи

Она, духов молитвой уклоняя,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы,,,

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног , ни головы.

(А.С.Пушкин. «Сон».)

Рассказ учителя – продолжение.

- В годы ссылки в Михайловском, Пушкин особенно сроднился с няней. В длинные зимние вечера, в ветхом доме Арина Родионовна, как в детстве. Рассказывала поэту сказки. (Сейчас в Михайловском есть домик – музей Арины Родионовны.) Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено – и сказочный народный мир расцветал вокруг поэта. Она тогда была единственным собеседником Пушкина. Он, любя всем сердцем свою няню, посвящает ей свои стихи.


^ Село Михайловское

( Стихотворение. «Подруга дней моих суровых». Читает ученик.)






^ 3. Детство А.С.Пушкина прошло в Москве. Поэт посвятил этому городу строки:
Края Москвы, края родные,

где на заре цветущих лет

часы беспечности я тратил золотые……



^ А.С.Пушкин – лицеист
А юность поэта прошла в Петербурге. В 1811 году в Царском Селе, летней резиденции императора, открывается Лицей – учебное заведение для юношества благородного происхождения, прочитав постановление о Лицее, отец Пушкина Сергей Львович, решил отдать учиться в лицей своего старшего сына Александра. Он добился того, что Александр был записан среди 30 претендентов в кандидаты Лицея. Вступительный экзамен был назначен на август месяц.
(Далее рассказывает ученик)
- В роскошном зале дворца собрались юные кандидаты в сопровождении родственников. Перед большим собранием экзаменаторов живой, курчавый. быстроглазый мальчик Александр Пушкин – отвечал легко и уверенно.

- Какого французского писателя ты знаешь лучше всего? – был один из вопросов.

- Вольтера! – бойко ответил Александр. Все засмеялись. Но он в свои 12 лет действительно любил и знал Вольтера. Он готов был прочесть им наизусть. Счастливый день! Экзамен сдан!
(Далее продолжает другой ученик.)
- Годы учебы в Лицее навсегда сохранились в душе поэта. В Лицее Пушкин нашел друзей, которые горячо полюбили поэта и оценили его талант. В те времена Пушкин был живой, шаловливый мальчик, курчавый, с быстрыми выразительными глазами. В своем развитии он опередил товарищей, многое прочел, о чем они и не слыхали, все, что читал, помнил. При этом он не важничал. В садах Лицея Пушкин стал поэтом. Он бойко читал эпиграммы на своих друзей. В Лицее к нему пришла слава.

На публичном экзамене (показать картину) в 1815 году Пушкин читает свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Это стихи о величии Родины, ее сынов и побед. Голос его звенел, сердце билось от счастья. На экзамене присутствовал знаменитый русский поэт Михаил Державин. Он с восторгом слушал юного Пушкина и сказал торжественно: «Вот кто заменит Державина!» «Не помню, как я окончил свое чтение, не помню, куда убежал, - вспоминает Пушкин.

Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять…. Меня искали, но не нашли».

- Старый поэт высоко оценил талант юного Пушкина, его стихи привели в восхищение Державина, который увидел в юном поэте достойную себе смену. Кончив чтение своих стихов, Пушкин убежал. Это была застенчивость, скромность, желание скрыть от людей переполнявшие его чувства.

Восхищение Державина, признание им поэтического дара Пушкина придали силы юному поэту, заставили поверить в себя. Пушкин уже в Лицее был призван замечательным поэтом.

Пушкин полюбил величественный Петербург, с которым он встретился в юности. Он восхищался этим городом и посвятил ему одно из стихотворений.

( Ученик читает стихотворение «Люблю тебя, Петра творенье».)
4.(Рассказывает ученик.)
- Когда мы слышим имя Пушкина, мы вспоминаем знакомый облик – вьющиеся волосы, большой рот с полными губами, ясные глаза. Один из портретов А.С.Пушкина написан художником А.Кипренским. При первом же взгляде нас поражают духовное богатство и сила изображенного на портрете человека. Лицо Пушкина полно жизни. Это вдохновенный образ поэта, исполненного творческих сил.
(Сравнить с портреты А.С.Пушкина художников В. Тропинина и О.Кипренского.)







Учитель.
А.С.Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым русским языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь. Нет у русского человека полноценного ощущения зимы, весны, лета, осени без пушкинских строк. Стихи Пушкина можно слушать и читать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом языка. Поэт все изображал легко, с блеском, весело. Был солнечный гений А.С.Пушкин.

Ежегодно, в начале июля, в день рождения поэта, 6 июня, во всех пушкинских местах (Москве, Санкт-Петербурге, Михайловском, Болдине, Одессе) проходит праздник пушкинской поэзии, на котором звучат стихи великого певца. Представим себя участниками этого праздника и еще раз насладимся пушкинскими стихами о природе.
( Пять учащихся читают стихи о природе.)






^ Осень Зимняя дорога




^ Лето Весна


5. У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя, Пушкин прежде всего поэт-сказочник. Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?

(Ответы детей.)

Специально Пушкин для детей сказок не сочинял, но все сказки его стали любимы русским народом и детьми.

«Что за прелесть эти сказки, - говорил он.

-Каждая есть поэма….»

Поэт брызгал гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. Под его легким и быстрым пером некоторые из них превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии. Действительно, кто из нас не знает….

«У лукоморья дуб зеленый….» (Дети читают хором.)

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну – Лебедь, Черномора, и морских богатырей, золотого петушка и затейницу – белку и вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глупых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр. Каждый, кто прочитает сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их. Будет счастлив вдвойне.

- Сказку Пушкина нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей. Первые иллюстрации к сказкам появились еще при жизни пота. Среди художников, вдохновленных его сюжетами, немало больших мастеров: Левитан, И.Репин, Врубель, Серов.

( Показать репродукции картин.)

Мы тоже нарисовали иллюстрации к сказкам и портрет поэта.

(^ Рассматривание рисунков детей.)
(Кроссворд. Сказки А.С.Пушкина)




А.С.Пушкин с женой Натальей Николаевной

Дети А.С.Пушкина
6. Погиб А.С. Пушкин очень рано: в 37 лет был убит на дуэли французом Дантесом. Поэт похоронен в Псковской губернии, в ограде Святогорского монастыря, недалеко тот Михайловского. Многие люди приезжают сюда поклониться могиле великого русского поэта.

^ А.С. Пушкин перед дуэлью
А.С. Пушкин получил всенародное признание еще при жизни. Это был первый русский поэт России, который получал жалование за свои литературные произведения. Его имя носит город Пушкин, бывшее Царское Село, площади и улицы в Москве, Санкт- Петербурге. Именем Пушкина названы театры, парки, библиотеки. В нашем городе есть улица Имени Пушкина, библиотека.

Стихи А.С.Пушкина переведены на многие языки мира, они легли в основ прекрасных музыкальных произведений. Во всех местах, куда приводила Пушкина его непростая судьба, созданы музеи, воздвигнуты десятки памятников. В Москве, на Пушкинской площади, стоит бронзовый памятник великому поэту. У памятника всегда цветы. Памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом. Архитектор Опекушин создал образ поэта понятный, доступный и близкий всем. Пушкин, склонив голову, в задумчивости, как бы идет по родному городу. пророческими стали строки из стихотворения:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа…..




- Многими учеными пушкинистами продолжается изучение жизни и творчества А.С.Пушкина. Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, наш любимый, наш великий Пушкин.
Великим быть желаю,

Люблю России честь…..

Так оно и есть.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План урока (смотреть ниже). Ход урока. (На протяжении всего урока звучит спокойная музыка.) Вступление. Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила» iconПлан-конспект урока
Звучит русская народная песня “Лучина”. Учащиеся стоят. Учитель объявляет тему, цели, план урока

План урока (смотреть ниже). Ход урока. (На протяжении всего урока звучит спокойная музыка.) Вступление. Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила» iconПо мотивам сказок А. С. Пушкина Оформление зала отражает сказочное...
А. Пушкина, Главный атрибут праздника большая бутафорская книга (100—50—15 см). Звучит увертюра к опере М. Глинки «Руслан и Людмила»....

План урока (смотреть ниже). Ход урока. (На протяжении всего урока звучит спокойная музыка.) Вступление. Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила» iconМетодическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная...
Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,...

План урока (смотреть ниже). Ход урока. (На протяжении всего урока звучит спокойная музыка.) Вступление. Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила» iconСценарий литературного вечера, посвящённого Дню памяти А. С. Пушкина....
Ведущи Прошло 177 лет…Но до сих пор этот день отзывается в сердце русского человека. Снова и снова мы возвращаемся к тем трагическим...

План урока (смотреть ниже). Ход урока. (На протяжении всего урока звучит спокойная музыка.) Вступление. Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила» iconУрок математики» во 2 классе. Тема: «Квадрат»
Мною была разработана презентация урока, которая использовалась на уроке с помощью интерактивной доски, что позволяло быстро, наглядно,...

План урока (смотреть ниже). Ход урока. (На протяжении всего урока звучит спокойная музыка.) Вступление. Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила» iconУрок-беседа с элементами лекции. Ход урока
План-конспект урока литературы по теме: Проблема национального характера в произведениях Н. С. Лескова (на материале программных...

План урока (смотреть ниже). Ход урока. (На протяжении всего урока звучит спокойная музыка.) Вступление. Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила» iconПраздничный занавес, подсвеченный цветными фонарями. Звучит красивая...
Занавес открывается, увертюра начинает "плыть", как от испорченной грампластинки, скрип, музыка смолкает. Звук ветра. На сцене остатки...

План урока (смотреть ниже). Ход урока. (На протяжении всего урока звучит спокойная музыка.) Вступление. Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила» iconПлан урока: Ход урока: (музыкальный фон) Беседа с классом: Учащийся
Познакомить учащихся с любовной лирикой Высоцкого. Продолжить работу над темой любви в произведениях художественной литературы

План урока (смотреть ниже). Ход урока. (На протяжении всего урока звучит спокойная музыка.) Вступление. Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила» iconРазложение многочленов на множители с помощью формул сокращенного умножения
Учитель в течение всего урока обязан делать акцент на временных рамках работы учащихся, таким образом воспитывая умение чувствовать...

План урока (смотреть ниже). Ход урока. (На протяжении всего урока звучит спокойная музыка.) Вступление. Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила» iconСценарий в старшей группе "радуга"
Звучит фонограмма крики журавлей. Дети входят в зал, встают около стульев. Звучит стихотворение про осень. Звучит музыка



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница