Скачать 4.41 Mb.
|
Леонидова, М. В. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс: к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык» / М. В. Леонидова. М.: Издательство «Экзамен», 2008. — 399, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»). Содержание Программа…………………………………………………………………………………………………….5 I ЧЕТВЕРТЬ Русский язык — один из развитых языков мира Урок 1. «Русский язык — один из развитых языков мира» ………………………………………………8 Повторение пройденного в V классе Урок 2. «Повторение изученного в V классе. Фонетика. Орфоэпия. Орфография» …………………….9 Урок 3. «Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов» ……………………………….10 Урок 4. «Части речи. Морфологический разбор слова» …………………………………………………12 Урок 5. «Орфограммы в окончаниях слов» ……………………………………………………………….13 Урок 6. «Словосочетание. Простое предложение» ………………………………………………………14 Урок 7. «Сложное предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений» ……….15 Урок 8. «Прямая речь. Диалог» ……………………………………………………………………………16 Урок 9. «Текст» ……………………………………………………………………………………………..17 Урок 10. «Официально-деловой стиль речи» …………………………………………………………….18 Урок 11. «Итоговый контрольный диктант» ……………………………………………………………...19 Лексика и фразеология. Культура речи Урок 12. «Лексика. Повторение изученного в V классе» ………………………………………………..20 Урок 13. «Собирание материалов к сочинению» ………………………………………………………...21 Урок 14. «Сочинение-описание» …………………………………………………………………………..22 Урок 15. «Общеупотребительные слова» …………………………………………………………………22 Урок 16. «Профессионализмы. Диалектизмы» …………………………………………………………...23 Урок 17. «Сжатое изложение» ……………………………………………………………………………..24 Урок 18. «Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова» ……………………………………………25 Урок 19. «Устаревшие слова. Новые слова (неологизмы)» ……………………………………………...26 Урок 20. «Исконно русские и заимствованные слова» …………………………………………………..27 Урок 21. «Фразеологизмы» ………………………………………………………………………………...28 Урок 22. «Источники фразеологизмов» …………………………………………………………………..29 Урок 23. «Итоговый контрольный диктант» ……………………………………………………………..30 Урок 24. «Анализ диктанта» ……………………………………………………………………………….31 ^ Урок 25. «Словообразование и орфография. Культура речи. Повторение изученного в V классе» ….32 Урок 26. «Правописание гласных и согласных в морфемах. Повторение изученного в V классе» ….33 Урок 27. «Описание помещения» ………………………………………………………………………….34 Урок 28. «Систематизация материалов к сочинению. Сложный план» ………………………………...35 Урок 29. «Сочинение-описание интерьера» ………………………………………………………………36 Урок 30. «Основные способы образования слов в русском языке» …………………………………….37 Урок 31. «Основные способы словообразования. Неморфемные способы» …………………………...38 Урок 32. «Этимология слов» ………………………………………………………………………………39 Урок 33. «Буквы О и А в корне -КОС- и -КАС-» ………………………………………………………...40 Урок 34. «Буквы О и А в корне -КОС- -КАС-» …………………………………………………………..41 Урок 35. «Буквы О и А в корне -ГОР- — -ГАР-» ………………………………………………………...42 Урок 36. «Правописание слов с чередующимися гласными в корне».... ……………………………….43 Урок 37. «Буквы Ы и И после приставок» ………………………………………………………………44 Урок 38. «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» ………………………………………………………..45 Урок 39. «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» ………………………………………………………..46 Урок 40. «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» ………………………………………………………….47 Урок 41. «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» ………………………………………………………….48 Урок 42. «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» ………………………………………………………….49 Урок 43. «Выборочное изложение по тексту повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» ………………………………………………….50 Урок 44. «Соединительные О и Е в сложных словах» …………………………………………………...51 Урок 45. «Сложносокращенные слова» …………………………………………………………………...52 ^ Урок 46. «Подготовка к сочинению по картине Т. Н. Яблонской «Утро» ……………………………...53 Урок 47. «Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро» ……………………………………………...54 Урок 48. «Морфемный и словообразовательный разбор слова»………………………………………...54 Урок 49. «Словообразование и орфография. Повторение изученного» ………………………………..55 Урок 50. «Словообразование и орфография. Повторение изученного» ……………………………….56 Урок 51. «Итоговый контрольный диктант» …………………………………………………………….56 Урок 52. «Анализ контрольного диктанта» ………………………………………………………………57 Имя существительное Уроки 53, 54. «Повторение изученного по теме «Имя существительное» в V классе» ……………….58 Урок 55. «Разносклоняемые существительные. Буква Е в суффиксе -ЕН существительных на -МЯ» ………………………………………..60 Уроки 56, 57. «Проблема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака» и в моем понимании» ……...62 Урок 58, 59. «Род несклоняемых существительных. Несклоняемые существительные» ……………..68 Урок 60. «Имена существительные общего рода» ……………………………………………………….70 Урок 61. «Урок-конференция «Имя в реке времени» ……………………………………………………72 Урок 62. «Морфологический разбор имени существительного» ………………………………………..76 Урок 63. «Повторение изученного по теме «Имя существительное»... ………………………………...77 Уроки 64, 65. «НЕ с существительными» …………………………………………………………………81 Урок 66. «Буквы Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК)» ……………………………………………………..82 Урок 67. «Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК» ………………………………………...83 Урок 68. «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных» …………………………...84 Урок 69. «Повторение изученного об имени существительном» ……………………………………….86 Урок 70. «Повторение изученного об имени существительном» ……………………………………….87 Урок 71. «Повторение изученного об имени существительном» ……………………………………….89 Урок 72. «Контрольный диктант» …………………………………………………………………………90 Урок 73. «Анализ диктанта» ……………………………………………………………………………….91 Имя прилагательное Урок 74. «Повторение сведений об имени прилагательном в V классе» ……………………………….91 Уроки 75, 76. «Подготовка к сочинению-описанию «Краски осени» и написание сочинения (по картинам И. И. Левитана «Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники»)» …………………………………………93 Урок 77. «Степени сравнения имен прилагательных» ………………………………………………..100 Урок 78. «Степени сравнения имен прилагательных (продолжение)» .. ……………………………...102 Урок 79. «Разряды прилагательных. Качественные прилагательные» ………………………………103 Урок 80. «Относительные прилагательные» …………………………………………………………….104 ^ Урок 81. «Притяжательные прилагательные» ………………………………………………………….106 Урок 82. «Выборочное изложение» …………………………………………………………………….107 Урок 83. «Проверка сведений об имени прилагательном. Морфологический разбор имени прилагательного. Анализ изложения» …………………………………………………………………………..111 Урок 84. «НЕ с прилагательными» ………………………………………………………………………113 Урок 85. «НЕ с прилагательными» (продолжение) ……………………………………………………..115 Урок 86. «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» …………………………115 Урок 87. «Сочинение по картине» ……………………………………………………………………….117 Уроки 88, 89. «Одна и две буквы Н и НН в суффиксах прилагательных» …………………………….125 Урок 90. «Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и СК-»……………………………..127 Урок 91. «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» ……………………………….128 Урок 92. «Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» .... ………………………………..130 Урок 93. «Контрольный диктант» ………………………………………………………………………..131 Урок 94. «Урок работы над ошибками» …………………………………………………………………133 Имя числительное Урок 95. «Имя числительное как часть речи» …………………………………………………………..134 Урок 96. «Простые и составные числительные» ………………………………………………………..136 Урок 97. «Мягкий знак на конце и в середине числительных» ………………………………………..137 Урок 98. «Разряды количественных числительных» …………………………………………………...138 Урок 99. «Числительные, обозначающие целые числа» ………………………………………………..141 Урок 100. «Числительные, обозначающие целые числа» (продолжение) …………………………….142 Урок 101. «Дробные числительные» …………………………………………………………………….143 Урок 102. «Собирательные числительные» ……………………………………………………………..145 Урок 103. «Порядковые числительные» …………………………………………………………………146 Уроки 104, 105. «Выборочное изложение» ……………………………………………………………...147 ^ . «Урок-загадка. Описание места (помещения)» ………………………………147 Урок 106. «Морфологический разбор имени числительного» …………………………………………150 Урок 107. «Повторение и обобщение изученного» ……………………………………………………..153 Урок 108. «Контрольная работа» ………………………………………………………………………...156 Местоимение Урок 109. «Местоимение как часть речи» ……………………………………………………………….157 Урок 110. «Разряды местоимений» ………………………………………………………………………159 Урок 111. «Личные местоимения» ……………………………………………………………………….161 Урок 112. «Возвратное местоимение» …………………………………………………………………...162 Уроки 113, 114. «Рассказы по сюжетным рисункам» …………………………………………………..164 Альтернативный урок. «Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам В. Сутеева. Урок подготовки к сочинению в форме деловой игры «Соавторы» …………………………………………………………………...164 Урок 115. «Вопросительные местоимения» ……………………………………………………………..170 Урок 116. «Относительные местоимения» ………………………………………………………………171 Урок 117. «Неопределенные местоимения» …………………………………………………………….172 Урок 118. «Отрицательные местоимения» ………………………………………………………………174 Урок 119. «Притяжательные местоимения» …………………………………………………………….176 Урок 120. «Указательные местоимения» ………………………………………………………………..177 Урок 121. «Определительные местоимения» ……………………………………………………………179 Уроки 122, 123. «Сочинение-рассуждение» …………………………………………………………….180 Урок 124. «Морфологический разбор местоимения» …………………………………………………..180 Уроки 125, 126. «Обобщающее повторение изученного по теме «Местоимение» ………………………………………………………...182 Уроки 127, 128. «Обобщающее повторение изученного по теме «Местоимение» (продолжение) ……………………………………………………………..184 Урок 129. «Контрольная работа по теме «Местоимение» ……………………………………………...188 Урок 130. «Урок работы над ошибками контрольной работы» ………………………………………..190 Урок 131. «Глагол. Повторение изученного в V классе» ………………………………………………190 ^ Урок 132. «Глагол. Повторение изученного в V классе» ………………………………………………191 Урок 133. «Глагол. Повторение изученного в V классе» ………………………………………………192 Урок 134. «Рассказ по сюжетным картинкам» ………………………………………………………….193 Урок 135. «Разноспрягаемые глаголы» ………………………………………………………………….194 Урок 136. «Разноспрягаемые глаголы» ………………………………………………………………….195 Урок 137. «Глаголы переходные и непереходные» ……………………………………………………..196 Урок 138. «Глаголы переходные и непереходные» …………………………………………………….197 Урок 139. «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение» ………………………………………...198 Урок 140. «Подготовка к изложению рассказа от лица его участника» ………………………………199 Урок 141. «Изложение рассказа от лица участника» …………………………………………………...201 Урок 142. «Условное наклонение глагола» ……………………………………………………………..201 Урок 143. «Условное наклонение» ………………………………………………………………………203 Урок 144. «Повелительное наклонение» ………………………………………………………………...204 Урок 145. «Повелительное наклонение» ………………………………………………………………...205 Урок 146. «Повелительное наклонение» ………………………………………………………………...205 Урок 147. «Употребление наклонений» …………………………………………………………………207 Урок 148. «Наклонение глагола. Обобщение изученного» ……………………………………………208 Урок 149. «Безличные глаголы» …………………………………………………………………………210 Урок 150. «Безличные глаголы» …………………………………………………………………………210 Урок 151. «Морфологический разбор глагола» ………………………………………………………..211 Урок 152. «Подготовка к сочинению: рассказ на основе услышанного» …………………………....212 Урок 153. «Рассказ на основе услышанного» ………………………………………………………….212 Урок 154. «Правописание гласных в суффиксах глаголов» ………………………………………….213 Урок 155. «Правописание гласных в суффиксах глаголов» ……………………………………………214 Урок 156. «Глагол. Повторение»……………………………………………………………………….. 215 Урок 157. «Глагол. Повторение» ………………………………………………………………………..217 Урок 158. «Глагол. Повторение» ………………………………………………………………………..218 Урок 159. «Итоговый контрольный диктант» …………………………………………………………..219 Урок 160. «Анализ контрольного диктанта» …………………………………………………………...220 Повторение и систематизация пройденного в VI классе Уроки 161—166. «Обобщающее повторение изученного» …………………………………………….220 Уроки 167, 168. «Написание сочинения на одну из данных тем» …………………………………….231 Урок 169. «Итоговый контрольный диктант» …………………………………………………………..232 Урок 170. «Урок анализа контрольного диктанта» …………………………………………………….233 ^ 6 класс 170 ч Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Русский язык — один из развитых языков мира (1 ч) ^ (8 ч + 2 ч) Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (10 ч +3 ч) I. Повторение пройденного по лексике в V классе. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов. Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь. II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам. Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов. III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста. ^ (24 ч + 4 ч) I. Повторение пройденного по морфемике в V классе. Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) — приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово. Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -гор- — -гар-, -кос- -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е. II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени. III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста. ^ Имя существительное (18 ч + 3 ч) I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе. Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных. Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик, буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик). II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.). Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное). III. Различные сферы употребления устной публичной речи. ^ (18 ч +3 ч) I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных. Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ая- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества). Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении. III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине. Публичное выступление о произведении народного промысла. ^ (12 ч + 2 ч) I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных. II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными. Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять). III. Публичное выступление — призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом. Местоимение (19 ч + 3 ч) I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста. III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности. Глагол (24 ч + 6 ч) I. Повторение пройденного о глаголе в V классе. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов. Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть). II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений. III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста. ^ (8 ч + 2 ч) Сочинение на выбранную тему. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VI КЛАССА I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в VI классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. II. К концу VI класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: — производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в VI классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом; — с помощью толкового словаря выяснить нормы употребления слова; — соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала. По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе. По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами. По связной речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом). Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме. Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст. I четверть ^ ОДИН ИЗ РАЗВИТЫХ ЯЗЫКОВ МИРА (1 ч) УРОК 1 |
![]() | Золотарева И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. Программы 34 и 68 часов. – 2-е изд., перераб... | ![]() | Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки... |
![]() | ... | ![]() | Нури О. А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л. А. Тростенцовой «Русский язык. 8 класс» / О. А. Нури: —... |
![]() | Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. — М.: Вако, 2005. — 176 с. — (В помощь школьному учителю) | ![]() | Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. — М.: Вако, 2008. — 224 с. — (В помощь школьному учителю) |
![]() | Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс VII класса | ![]() | Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику М. М. Разумовской др. «Русский язык». 8 класс» /Е. А. Влодавская. М.:... |
![]() | С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю максимов и др. «Русский язык. 9 класс»,карточки, раздаточный материал, интерактивная доска,... | ![]() | Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Программы 68 и 102 часа. 2-е издание исправленное и дополненное. М.: «Вако», 2005, 368... |